Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальный контроль и отклоняющееся поведение




Социальный контроль — система предписаний, запретов, убежде­ний, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальным контролем называют также институт, ко­торый обеспечивает следование нормам.

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых пре­ступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значе­ние данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Рос­са и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенап­равленное воздействие на индивида с целью приведения в соответ­ствие человеческого поведения социальным нормам.

Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций ока­зывается противодействие девиантному (отклоняющемуся) поведению и поддерживается социальная стабильность.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение (так называемая элементарная форма);

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Первые три формы были выделены Р. Парком, четвертая форма описана американским социологом С. Аском.

Данный перечень не включает в свой состав такой важный элемент, как наличие общих ценностей, усваиваемых индивидами в процессе социализации. Дело в том, что основанный на принуждении социальный контроль не всегда обеспечивает уменьшение числа отклонений.

Ес­тественно, существует множество индивидуальных причин, по которым люди нарушают социальные нормы. Однако нарушение норм может стать практикой, негласно одобряемой или просто допускаемой об­ществом. Обычно это бывает в том случае, когда нормы оказываются слишком жесткими (или людям представляется, что они слишком жес­ткие). По этой причине жесткие полицейские меры, направленные про­тив определенного вида правонарушений, редко приносят положи­тельные результаты, ~ хотя и попустительство в отношении девиантного поведения также недопустимо.

На основании этого можно сделать два вывода:

а) социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор;

б) данная особенность указывает, что социальный контроль действу­ет в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества и социальных групп, [выделяют две разновидности социального контроля.

Под Внешним социальным контролем понимают совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность человека.

Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Фор­мальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакци­ях окружения.

Излишне сильный социальный контроль приводит к негативным результатам. Во-первых, человек начинает думать, что он не может чего-то делать только в присутствии других людей, у них на глазах. Людям же нередко свойственна вера в безнаказанность. Следова­тельно, если человек рассчитывает, что никто о его поступке не узна­ет, он может совершить этот поступок, даже если он осуждается дру­гими и влечет за собой наказание. Во-вторых, как только внешний контроль по каким-то причинам ослабевает, человек просто утрачи­вает способность контролировать свое поведение — всего лишь по­тому, что никогда не умел делать этого. Поэтому принципиально важ­но, чтобы в процессе социализации человек научился осуществлять самоконтроль, то есть внутренний контроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим че­ловеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согла­сование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном слу­чае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чув­ства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных (интернадизованных) норм.

Психоаналитически ориентированные исследователи полагают, что внутренний контроль представляет собой вторичное явление, резуль­тат социализации; первичным же является внешний контроль, осуще­ствляемый родительскими фигурами, их заменителями, а также людьми, окружающими ребенка. Внешние нормы переносятся внутрь, и ребе­нок начинает выполнять по отношению к себе функции, которые ранее выполняли по отношению к нему родители или другие взрослые. Воп­лощением социального контроля в психоаналитической теории явля­ется инстанция Сверх-Я, воплощающая как требования окружения, так и идеалы конкретного человека, также имеющие социальные корни.

 

Можно указать на следующие отличительные черты социально­го контроля.

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к индивиду без учета его личност­ных особенностей; другими словами, человек должен принять нор­му только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрени­ями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля: социальное действие часто является реакцией на то или иное поведение чело­века, а следовательно, может быть как негативным, так и позитив­ным стимулом при выборе целей ы средств их достижения.

 

Необходимо отметить, что система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и индивида как ее члена. Взаимодействие внутри социальной группы или вне ее в значи­тельной степени зависит от того, как группа, к которой относится чело­век, оценивает те или иные действия, а следовательно, от того, какой реак­ции и какой оценки можно ожидать в том или ином случае. С этой точки зрения групповое взаимодействие можно описать как деятель­ность или процесс, в котором индивид является объектом контроля и оценки, а социальные институты и группы (семья, трудовой коллектив) — их субъектами. В частности, субъект, действуя, может рассматривать себя, свое поведение и ситуацию, в которой он находится, не со своей собственной точки зрения, предопределяемой его личным опытом вхождения в различные группы, а с точки зрения той социальной груп­пы, с которой он себя отождествляет. С другой стороны, он может видеть всю многогранность ситуации, всю неоднозначность ее оценки, но все равно будет вести себя в соответствии с нормами данной группы, поскольку заинтересован в положительной оценке своего поведения.

Благодаря социальному контролю обеспечивается такая важная с точки зрения общества функция, как воспроизводство главенствую­щего типа общественных отношений и "социальных структур разного порядка. Это обеспечивает стабильность и устойчивость общества.

Формально социальный контроль присутствует в любом обществе. Это проявляется в том, что к любому обществу можно применить понятия нормы и санкций. Однако содержательного есть с точки зрения того, что действительно запрещается и предписывается, систе­мы социального контроля в каждом обществе сугубо индивидуаль­ны. Все зависит от того, что именно запрещается или предписывается. А следовательно, очень многое в данном случае зависит от социокуль­турных, исторических, политических и прочих факторов.

Отклоняющееся поведение

Понятие социального контроля тесно связано с понятием откло­нения (девиации). Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описывае­мый ею образец (стандарт) поведения. Девиантиое поведение — это отклонение от того образца, который предписывает норма.

Девиантное поведение может оцениваться обществом по-разному. Например, представим себе женщину, которая не умеет готовить.

По большому счету, это не такой уж значительный недостаток, особенно, в наше время, хотя большинство людей, скорее всего, оценят это неумение негативно. Для мужчины это вообще с точки зрения нашего общества недостатком не является. С другой стороны, существуют муж­чины и женщины — профессиональные повара, которые умеют готовить несравненно лучше среднего члена общества. Общество не требует от людей такого уровня кулинарных умений. Поэтому их мастерство, так­же будучи отклонением от нормы, не может быть незамеченным.

На основании этого в социологии говорят о негативном и пози­тивном отклонении от норм. Негативное отклонение - это отклоне­ние, которое предполагает либо слишком низкий уровень умений и навыков, либо поведение, которое вступает в противоречие с предла­гаемыми культурой образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение, а также применение более серьез­ных, чем неодобрение, санкций.

Позитивное отклонение — это девиация в сторону максимально одобряемого поведения, то есть поведение, которое не соответствует представлениям о среднем, нормальном уровне и заметно превосхо­дит его. Геройство — это тоже девиация. Конечно, большинство об­ществ поощряет геройское поведение, однако далеко не всегда оно является чем-то средним, само собой разумеющимся. А потому лю­бое проявление геройства оказывается отклонением и по отношению к нему также применяются санкции, но на этот раз позитивные. Пове­дение героев одобряют, они пользуются популярностью и вызывают восхищение большинства членов общества, им вручают награды и т.д.

Необходимо иметь в виду, что большинство девиаций имеет отно­сительный характер. Рассмотрим несколько примеров.

1. В некоторых примитивных племенах каннибализм является нор­мой, тогда как европейского человека он приводит в ужас как особо жестокое и извращенное преступление.

2. В некоторых странах, например, в Голландии, проституция узако­нена и считается обычной профессией, тогда как в других странах на нее наложен запрет.

3. В 60— 70-е гг. в СССР общество активно боролось с мужчинами, которые носили длинные волосы. Позже такие прически стали нор­мой или, по крайней мере, одним из проявлений нормы.

4. Еще совсем недавно однополая любовь не только осуждалась общественным мнением, но и каралась в соответствии с законода­тельством тюремным заключением (а это указывает на то, что такое поведение оценивалось как серьезное нарушение норм). В настоящее время эта норма отменена, да и общество относится к таким особен­ностям гораздо более терпимо. В Европе гомосексуалисты могут всту­пать в браки и даже усыновлять детей.

 

Эти примеры позволяют сделать два важных вывода. Во-первых, представления о соответствии норме и отклонениях меняются.

Это связано с тем, что сама норма изменчива. Изменения в уровне жизни, в политических установках общества, а также актив­ность и количество людей, которые склонны к отклоняющемуся пове­дению, заставляют общество «пересмотреть» свои взгляды и изме­нить их, либо расширив свои представления о нормальном и допусти­мом, либо изменив само содержание нормы.

Во-вторых, и нормы, и девиантное поведение относительны, в каж­дой культуре существует свой взгляд на то, что допустимо, и то, что недопустимо. Конечно, это не означает, что между обществами не может быть сходств. Нормы точно так же заимствуются, как и техни­ческие достижения, мода, основы политической организации. Кроме того, в отдельных обществах могут складываться аналогичные нормы, хотя причины этого могут быть разными. Однако можно говорить, что система норм — это одна из тех черт, которые придают обществу индивидуальность.

Кроме того, оценка поведения как девиантного может колебаться и в пределах одного общества в одну и ту же эпоху. В качестве примера можно привести такой признак личности, как интеллектуаль­ность. Для ученого это качество считается необходимым. Однако для носителей других статусов оно неприемлемо. В частности, это можно заметить на примере ученых-экономистов, которые активно участвовали в политической жизни.

Например, Е.Т. Гайдар, состояв­шийся ученый, как политический деятель потерпел поражение — в том смысле, что он не нашел и не мог бы найти всенародной популярнос­ти. Конечно, он пользуется уважением у определенных категорий на­селения, однако за пределами этого круга к нему относятся либо нейтрально, либо негативно. А все дело в том, что люди обычно ценят в политиках не знания и ум, а совершенно иные качества: умение изла­гать мысли на языке, понятном для всех, сильную волю, практический склад ума, мужские качества.

Иногда особо выделяют деликвентное поведение — нарушение осо­бо значимых для общества норм, которые закреплены законодатель­ством. Деликвентное поведение влечет применение наиболее жестких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению от­носят алкоголизм, наркоманию, убийства и прочие виды преступлений.

Различие между девиантным и деликвентным поведением заключа­ется главным образом в силе отклонений. Девиация — это малозначи­тельное отклонение, которое не принимается обществом, но в то же время оценивается им как не очень опасное. Другое дело — делик­вентное поведение.

Оно рассматривается обществом как несущее не­посредственную опасность для него.

Можно говорить об особых девиантных личностях. В некоторых случаях поведение людей может не соответствовать социальным ожи­даниям, однако от этого они не признаются обществом девиантами, поскольку в целом их поведение соответствует социальным нормам, а сами отклонения оказываются терпимыми с точки зрения общества. Однако в более серьезных случаях к человеку может быть приклеен ярлык девианта.

А это уже предполагает снижение позиции, занимае­мой данным человеком, в социальной иерархии, изменение социальных связей и отношений.

 

Какие причины приводят к формированию девиаатного или деликвентного поведения? Однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя общие источники указать все же можно.

1. Как правило, девиантное поведение является результатом не­удачной социализации: по каким-то причинам человек не сумел усво­ить нормы, по которым живет общество. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, и если родители были склонны к откло­няющемуся поведению, можно предположить, что такая склонность будет и у детей.

Кроме того, если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, реалистичной защиты и реалистичного воспитания, его по­ведение также, скорее всего, будет иметь более или менее значитель­ные отклонения. И причиной этого будет его недоверие к окружаю­щим, неверие в себя и в благополучное будущее, неуверенность в том, что он может встретить понимание и любовь.

2. Нередко к девиантному поведению приводит обычное «протестное» настроение. В какой-то момент любой человек стремится пре­одолеть стереотипы, усвоенные в детстве, и выражается это в основ­ном в бунте против семьи и ее ценностей. Поэтому наиболее опасным считается подростковый возраст. Дальнейшее развитие событий за­висит от того, сумеет ли человек выработать свои собственные нормы и по-своему адаптироваться к обществу, найдя компромисс между своими побуждениями и нормами общества, или же он изберет путь постоянного нарушения норм.

3. Причиной девиантного поведения может стать конфликт норм. Разные культуры и разные субкультуры внутри одной культуры не­редко вырабатывают нормы, которые вступают друг с другом в про­тиворечие. Например, в семье ребенка могут воспитывать в духе об­щечеловеческих ценностей: любви, понимания, честности. Однако стол­кновение с реальность», которая далеко не так совершенна, как иног­да кажется, может привести к конфликту между представлениями, по­лученными в семье, и социальным опытом. А это может стать причи­ной очень серьезного внутреннего конфликта, поскольку те ценности, которые ребенок получил в семье, начинают ставиться им под сомне­ние. Отчасти в этом виноваты родители, которые не сумели подгото­вить ребенка к столкновению с реальностью и взрослой, самостоя­тельной жизнью, например, в силу собственных проблем.

Нередко можно наблюдать молодых людей, которые в период ранней взрослости отказываются от принципов, привитых им в детстве, и позволяют себе поведение, которое с точки зрения этих ценностей является отклоняющимся. И лишь спустя какое-то время они могут вернуться к ним, но уже на новом этапе, с более богатым осознанием многообразия жизни и особенностей отношений между людьми.

 

Аномия

Под аномией в социологии понимают «отсутствие норм». Синони­мом для этого слова является слово «отчуждение». Если девиантное поведение характеризует отдельного человека или группу людей, то аномия — это состояние, в котором все общество оказывается в сво­его рода «нормативном вакууме».

Это явление впервые было описано Э. Дюркгеймом в его знаме­нитой работе «Самоубийство». Дюркгейм выделил аномическое са­моубийство как особую разновидность этой формы отклоняющего­ся поведения. Человеческие желания в целом не знают пределов, не­смотря на то, что возможности их удовлетворения ограничены. На основании этого Дюркгейм полагал, что люди могут быть счастливы лишь в том случае, если их потребности совпадают с их возможностя­ми. Именно для этого общество вводит нормативные ограничения, фактически указывая человеку, чего он может хотеть, а чего не мо­жет. В случае, если такие ограничения разрушаются, человек либо на­чинает использовать все доступные ему средства для достижения своих целей, либо впадает в состояние отчужденности, которое может стать причиной самоубийства.

Представитель социологически ориентированного психоанализа Э. Фромм описывал состояние аномии как утрату чувства принадлеж­ности к обществу и своей социальной группе, переживает утрату соб­ственной идентичности и личных ценностей, испытывает чувства отчуж­дения и одиночества. Человек в таком состоянии отчуждается от об­щества, утрачивая потребность устанавливать контакты и добиваться социального успеха.

Т. Парсонс описывал аномию как состояние общества, в котором люди находятся в состоянии дезинтеграции, а их поведение не соответ­ствует требованиям социальных институтов. Основным негативным ре­зультатом аномии Парсонс считал снижение интегрированности обще­ства, а также рост чувства небезопасности и психических отклонений.

Р. Мертон использовал понятие аномии гораздо более широко, в качестве обоснования любого девиантного поведения. Он исходил из того, что в каждом обществе цели находятся в определенном отно­шении к средствам их достижения. Во-первых, цели могут быть как одобряемыми, так и неодобряемыми обществами. Во-вторых, каждая цель имеет нормативные (то есть закрепленные соответствующими социальными институтами, социальными нормами и общественным мне­нием) средства достижения, а также средства достижения, на которые налагается запрет.

В то же время Мертон обратил внимание на то, что в разных обществах более сильный акцент делается либо на цели, либо на сред­ства.

Если общество делает более сильный акцент на целях, его мож­но считать аномическим. И действительно, в обществе, в котором бо­гатство считается ценностью и нет особых ограничений на выбор средств его достижения, люди будут избирать наиболее эффективные средства, которые ведут к этому состоянию, независимо от того, явля­ются ли они с точки зрения социальных норм и морали приемлемыми или не являются таковыми.

И наоборот, если культура уделяет доста­точное внимание средствам достижения цели, то и ее носители будут более разборчивыми в выборе средств, а следовательно, обществу в целом аномия будет присуща в меньшей степени.

Еще одной причиной аномии, по мнению Мертона, может быть ог­раниченная доступность средств достижения социально престижной цели, связанная с расслоением внутри общества. Например, в США богатство является общепризнанным и даже навязываемым проявле­нием жизненного успеха. Однако средства достижения богатства не доступны для всех представителей общества. Не все люди могут по­лучить хорошее образование, стать квалифицированными специалис­тами и получить хорошую, высоко оплачиваемую работу. А потому им приходится прибегать к средствам, которые не одобряются обще­ством, то есть к девиантному поведению.

 

 


Андрущенко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4069 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2487 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.