Современное общество в социологии характеризуется как постиндустриальное. Это понятие было введено американским социологом Д. Беллом в 1974 г. Он указал на ряд существенных моментов, которые свидетельствуют о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.
1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социологической, в чем выражается необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации взаимодействия людей,
2. Это находит проявление в целом ряде признаков. Во-первых, экономическая мотивация исчерпывает себя, поскольку уже был достигнут уровень благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. Во-вторых, у людей возникает понимание, что существует не только личное, но и общее богатство, например, чистота окружающей среды; это стимулирует поиски путей увеличения общественной формы богатства. В-третьих, осознание того, что существует общественная форма богатства, приводит к тому, что общество становится более конфликтным, и разрешать эти конфликты оказывается все более и более трудной задачей.
3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределения по вкладу приходит распределение, основанное на справедливости. В результате этого у индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, что было основной движущей силой во времена капитализма (индустриального общества).
4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. Вследствие этого возникает вопрос: возможно ли дальнейшее развитие в условиях отсутствия таких ценностей.
В настоящее время в понятие постиндустриального общества включают целый ряд признаков, без которых общество не может быть признано постиндустриальным.
Этот тип общества предполагает, что число людей, занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 % от всего населения. США достигли этого уровня к началу 60-х гг. прошлого века. Для постиндустриального общества характерно то, что сельскохозяйственных и промышленных продуктов в нем производится больше, чем данное общество может потребить. Именно по причине перепроизводства значительная часть рабочей силы переходит в сферу услуг.
Кроме того, для постиндустриального общества характерна такие черта, как большая роль научных исследований и знаний. Основной метод принятия решений — это использование разного рода моделей, аналитических методов и т.д. Основной потребностью является потребность в знаниях, которые получают в специальных исследовательских институтах, лабораториях исследователи-специалисты.
Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина», как на предыдущих этапах.
Ведущей технологией является умственная технология, а не ручной труд или механизированная технология, как на предыдущих этапах. По этой причине современное общество называют также «информационным обществом»; данный термин ввел японский исследователь Ионейи Масуда, хотя идея знаний как продукта, которым можно торговать, была высказана еще в 1962 г. Фрицем Мэклапом. С этой точки зрения для современного общества характерно два основных признака:
1) очень широкое использование вычислительной техники, при помощи которой человек решает стоящие перед собой задачи;
2) увеличение скорости обмена информации, что невозможно без разработки новых средств ее передачи.
В информационном обществе возрастает взаимозависимость между разными сферами, то есть обратные связи оказываются более тесными. Например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в сфере обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше.
В социологии современное общество нередко характеризуется как постмодернистское. Фактически эта характеристика опирается на актуальный процесс — постепенное разрушение веры в силу науки. Для постмодернистской мысли свойственно разочарование в идее прогресса, как социального, так и научно-технического. По крайней мере, идея прогресса не всегда отрицается. Скорее, в настоящее время прогресс рассматривается лишь как возможность, которая может не реализоваться. Как утверждает И. Уоллерстайн, идея прогресса как неизбежного поступательного движения (вверх и вперед) исчерпала и не смогла подтвердить себя. Процесс развития, следовательно, предстает как чередование поступательного и попятного движения.
Постмодернистское общество обладает следующими характеристиками:
1) оно нестабильно, что подразумевает наличие множества культур и субкультур, которые сосуществуют и/или приходят на смену друг друга, причем этот процесс протекает крайне быстро. Данный признак часто определяют как «полистилистичность»;
2) цель постмодернистского общества — это применение и толкование информации (ср. обработку и передачу информации как основной признак в теории информационного общества). Это предполагает не только стремление к инновациям, к получению новых знаний и новой информации, но и разъяснение их значимости, поскольку они могут быть не приняты в случае их противоречия каким-то устоявшимся представлениям;
3) оно прагматически ориентировано: поддерживается лишь то, что имеет непосредственный практический результат;
4) функции получения и интерпретации знаний в постмодернистском обществе разделены между разными институтами (научными учреждениями, с одной стороны, и средствами массовой информации, политическими партиями — с другой). Для современной ситуации в большей степени характерна независимость средств массовой информации от собственников и властей, чем обслуживание их потребностей (что находит свое отражение в выражении «продажная пресса»). Вследствие этого информация и ее интерпретации оказываются более плюралистичными;
5) в постмодернистском обществе чрезвычайно важную роль приобретает образование, причем образование специализированное. Это проявляется не только в необходимости получать образование, которая навязывается социальными институтами, но и в прямой зависимости между образованием, социальным статусом и уровнем доходов (что, впрочем, более характерно для западных обществ, чем для российского);
6) современное общество неспособно отличить миф от реальности, то есть оказывается (по крайней мере, отчасти) неспособным ставить реальные четкие цели;
7) оно практически полностью освободилось от идей прогресса, а также от морали и традиций, что, несомненно, имеет и крайне негативные стороны.
Мировое сообщество
Мировым сообществом называют все страны, которые в настоящий момент существуют на планете. Связи между государствами становятся более и более тесными, причем они могут носить политический, экономический, культурный характер. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дают людям доступ к благам, о которых они ранее даже не знали. Однако, с другой стороны, глобализация имеет и негативные стороны. Неповторимые культурные организмы, то есть отдельные общества, утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и все более однообразной во всем мире. А развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в «приложения» к собственной экономике, используя их как. источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов.
Под глобализацией в социологии и других общественных науках понимают образование наднациональных структур в сфере экономики политики, культуры, которые оказывают влияние на мировые процессы. В сфере экономики это проявилось в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций; в сфере политики — в образовании таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, а также появлении разнообразных военных блоков. Сфера культуры также затронута указанным процессом, поскольку в настоящее время вследствие развития средств связи наблюдается унификация стиля жизни.
И. Уоллерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более и более власти приобретают наднациональные экономические факторы. На основании этого он делает вывод, что национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы. Уоллерстайн предложил также идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга. Это понятие он ввел по аналогии с понятием мировой империи — государства, которое подчиняет и объединяет несколько других государств.
По мнению Уоллерстайна, мировая экономическая система в настоящий момент охватывает весь мир. Впрочем, положение отдельных стран в рамках этой системы неравноценно. По этой причине американский исследователь предложил выделять в мировой системе ядро, полупериферию и периферию.
К ядру, по мнению Уоллерстайна, относятся развитые экономические страны (США, Канада, страны Западной Европы и Япония). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технологиями, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни.
Страны периферии — это самые бедные страны Африки и Латинской Америки. Такие страны характеризуются высокой политической нестабильностью, полной неразвитостью перерабатывающей промышленности; фактически они представляют собой «сырьевые придатки» стран ядра, поскольку полезные ископаемые в них только добываются, но не перерабатываются.
Между странами ядра и странами периферии находятся страны полупериферии. С одной стороны, они не настолько могущественны, чтобы сравниться со странами ядра; по отношению к последним они также обычно являются «сырьевыми придатками. Однако они более развиты, чем страны периферии. Со странами ядра их роднит то, что по отношению к странам периферии они выполняют ту же роль. Например, Бразилия продает произведенные на своей территории автомобили, которые вряд ли кто-нибудь станет покупать в США: там гораздо больше востребован кофе, который производится в Бразилии. В то же время Бразилия отличается от стран периферии, поскольку она достаточно индустриально развита (если бы это было не так, то и автомобилей бы она не производила).
Глобальную мировую систему в науке принято называть мировым сообществом. Мировое сообщество не является обществом в обычном смысле этого слова, поскольку оно объединяет множество обществ. А общество связано с нацией и государством, хотя и не равно им. По этой причине мировое сообщество называют также квазиобществом.
Существует два основных подхода к процессу глобализации. Одни ученые рассматривают глобализацию как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, проблему таких болезней, как рак, СПИД, представляющих большую опасность для человечества в целом, парниковый эффект и т.д.
Другие ученые, внимание которых в большей степени приковано к изучению процесса становления глобальных структур, видят в глобализации процесс вестернизации, то есть распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. Естественно, в плане оценки здесь нет единодушия, поскольку вестернизация рассматривается и как положительная, и как отрицательная тенденция; в первом случае говорят скорее о развитии и усвоении достижений, тогда как во втором — о культурном империализме.
В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой «полупериферии» — вредным и разрушительным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран ядра, поскольку на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств. Страны периферии (и страны полупериферии, хотя и в гораздо меньшей степени) теперь должны подстраиваться под потребности индустриальных стран, так как вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие невозможно.
Отметим основные проявления глобализации:
► Мы являемся свидетелями формирования единого информационного пространства. Ярчайшим проявлением этого является возникновение Интернета.
► Жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с мировой системой и глобальным обществом. Это имеет как позитивные (прежде всего экономические), так и
негативные (культурные, социальные, а также экономические) последствия для «колонизованных» государств. Развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний, и технологий. Так как знания принадлежат по преимуществу транснациональным корпорациям, их распространение не зависит от границ культур и национальных государств.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА