Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как объект социологии




Определение общества

Понятие общества крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Под обществом чаще всего понимают людей, проживаю­щих в определенной стране. Однако этим же словом обозначают как более широкие, так и более узкие явления. Например, иногда говорят о западноевропейском обществе, объединяющем однородные страны, и даже о мировом обществе, то есть обо всем человечестве. С дру­гой стороны, можно говорить об обществе трезвенников или обще­стве любителей футбола.

Важным на современном этапе является понятие гражданского общества, однако о нем мы скажем ниже.

Мы попытаемся найти другое основание для определения обще­ства и предложим такое определение: общество представляет со­бой естественно и стихийно сложившийся результат взаимодей­ствий между людьми. Это определение общества, очень распространнное в настоящий момент, восходит к Карлу Марксу. Задавая воп­рос: «Что такое общество?», — Маркс отвечал: «Продукт взаимодей­ствия людей».

Людям свойственно стремиться к взаимодействию друг с другом. Невозможно представить себе человека, который был бы полностью изолированным и не проявлял бы интереса к другим людям. Социальность — это одно из важнейших качеств, которые присущи человеку. Естественно, люди по-разному социальны: кто-то полностью конфор­мен, то есть стремится следовать нормам и соответствовать реаль­ным и воображаемым ожиданиям со стороны других людей, кто-то, наоборот, «идет против течения», не желая принимать существующие «правила игры». Однако с точки зрения человеческого существова­ния наличие других людей просто жизненно необходимо — хотя бы для того, чтобы показать, что тебе никто не нужен, что ты ни в ком не нуждаешься и полностью самостоятелен. Даже это чувство нуждает­ся в других людях, само по себе оно обычно не имеет смысла.

В процессе взаимодействия между собой люди отчасти осознанно, но в основном неосознанно вырабатывают правила, которым они стремятся следовать или которым, как они полагают, должны сле­довать другие люди. Иногда эти правила просто отражают опыт человека. Например, каждый из нас просит о чем-то других. В одном случае наши просьбы удовлетворяются, в другом нам отказывают. И обобщение этого опыта уже является важным элементом социальной жизни, поскольку наши представления позволяют предсказать, что может произойти. А потому, обращаясь к кому-то с просьбой, мы уже знаем, что нам могут как отказать, так и не отказать.

Еще более важно то, что мы знаем: если с просьбой обратятся к нам, мы тоже можем поступить двумя указанными способами, а также как мы мотивируем отказ, что мы считаем хорошим, приемле­мым, достаточным обоснованием для отказа, а какие причины для от­каза с нашей точки зрения и, как мы предполагаем, с точки зрения других людей недостаточны.

Конечно, этот пример не исчерпывает всей сущности общества. Процессы, характеризующие социальное измерение нашей жизни, го­раздо сложнее. Так, мы не говорили о том, как принято поступать в данном обществе, существуют ли какие-то наказания за нарушения этих правил и поощрения за следование им, являются ли эти правила всеобщими в рамках данного коллектива или характеризуют лишь поведение части входящих в него людей, действительны ли эти прави­ла во взаимодействиях с определенными людьми или они приемлемы лишь по отношению к некоторым из них и т.д. Однако этот пример весьма и весьма показателен: он демонстрирует, как общественные отношения и правила взаимодействия рождаются из конкретных от­ношений и взаимодействий, то есть их естественное и стихийное за­рождение.

 

Общество обладает следующими признаками.

1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда) ста­новится названием государства. Например, слова «русский», «Россия» фактически указывают на одну и ту же совокупность людей. По край­ней мере, для жителей других государств любой человек, живущий в

России, является «русским» — независимо от того, как он определяет свою национальную принадлежность сам.

В связи с этим можно отметить, что «парад суверенитетов» и стрем­ление к максимальному национальному определению, выражающему­ся в создании собственной государственности, отбросил народы, про­живающие на территории бывшего СССР, на более примитивные ста­дии общественного развития. В развитых государствах мира нацио­нальный признак понимается совершенно иначе. Ярким примером с этой точки зрения являются США, где любой гражданин независимо от своей национальности называет себя американцем. Такое же поло­жение наблюдается и в Европе: «французом» или «немцем» является не человек, родители которого принадлежат к этой национальности, а гражданин этой страны, независимо от того, является ли он европей­цем, негром или арабом. В России же по-прежнему функционирует более старая модель национального государства.

2. Каждое общество имеет собственную культуру. Конечно, в на­стоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать только ядро родной культуры, бла­годаря которому человек осознает свою причастность к этому, а не к другому сообществу,

3. Каждое общество имеет свою историю, которая хранится в па­мяти любого человека. Эта история может существенно отличаться от того, что происходило в действительности и что описывают исто­рики. Например, можно столкнуться с представлением об исключи­тельном миролюбии России, которое проявлялось в том, что она ни­когда первой не нападала на другие государства. Однако такое мне­ние не выдерживает критики.

Кроме того, история общества может «подтасовываться» и пред­ставляться в более благоприятном виде. Любой человек склонен ак­центировать приятные моменты в своей биографии и умалчивать о неприятных. То же происходит и при формировании истории народа.

4. Каждое общество является самой большой единицей социаль­ной реальности, то есть на входит в качестве составной части в более крупное общество. В настоящее время, в период формирования ми­рового сообщества, эта точка зрения становится все более и более условной, однако нельзя сказать, что этот признак становится недей­ствительным.

5. Общество воспроизводит само себя, то есть пополняется за счет детей признанных членов общества: обычно ребенок, рожденный членами общества, автоматически признается, членом данного обще­ства, В целом ряде государств действует и другое правило, в соответ­ствии с которым гражданином общества считается любой человек, который родился на территории данного государства.

6. Формы взаимодействия людей в пределах общества однооб­разны и устойчивы. Это означает, что взаимодействия между людьми определяются традициями и обычаями, выработанными на протяже­нии существования данного общества.

7. Общество обычно базируется на определенной территории. Эта территория далеко не всегда закреплена за обществом как государ­ственная. Другими словами, государственностью обладают не все об­щества. Однако для того чтобы общество существовало, необходи­мо, чтобы все его члены проживали рядом и могли вступать в частные контакты. Если это условие не соблюдено, то и общество возникнуть не может.

8. Наконец, общество имеет общий язык. Язык — это не менее важное условие возникновения социальных контактов между члена­ми общества. Социальные отношения внутри общества как наиболее крупной единицы социальной реальности предполагают, что любой человек обладает всем необходимым для того, чтобы вступить в кон­такт с любым другим представителем той же совокупности людей. Конечно, общество характеризуется расслоением, а вступать в кон­такты со всеми без исключения членами общества для отдельного человека просто невозможно. Однако общность языка создает воз­можности для этого.

Если общество неоднородно по своему национальному составу, один из языков обычно становится главным средством общения между его членами. Например, в России таким языком является русский, в США — английский (а точнее, американский вариант английского языка).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 661 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2254 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.