Общество следует отличать от государства, нации и страны.
От населения общество отличается тем, что население представляет собой потенциальный субъект, носитель общества и еще не формирует общества.
На независимость общества от населения указывает также то, что изменения в обществе не всегда означают, что изменилось население, а изменения населения не всегда влекут за собой изменение общества. В частности, общество может меняться, как это происходит в настоящий момент в нашей стране, при тем, что люди, которые составляют общество, остаются теми же. Меняются только правила, которыми управляется общественная жизнь. С другой стороны, состав населения может меняться, например, в результате миграций. Однако люди, попадающие в новое общество, как правило, стараются усвоить его нормы и ценности и вписаться в его жизнь, не вызывая особенных трансформаций общественной структуры.
Что касается общества и государства, то здесь необходимо отметить, что государство всегда возникает на основе общества, позже его. Государственность — относительно позднее явление. Мы можем представить себе общество, которое не имеет государственности. Например, какое-нибудь племя, живущее в Африке или Океании, может занимать определенную территорию и иметь достаточно развитую социальную структуру, однако у него не будет государственности. Государственность предполагает, что в обществе имеются специальные управленческие организации, которые отвечают за соблюдение законов.
Существует концепция «общественного договора», впервые сформулированная в Новое время. В соответствии с этой концепцией государство было создано в результате добровольного соглашения граждан, которые отказались от некоторых своих прав и свобод в пользу государства и взяли на себя некоторые обязанности, чтобы таким образом обеспечить для себя более спокойное существование. Понятно, что общественные отношения существовали и до того, как возникло государство. Просто государство взяло на себя определенные функции, которые ранее люди выполняли самостоятельно. Таким образом, возникновение государства в определенном смысле является продолжением развития общества.
Общество возникает в процессе естественной организации людей, которые взаимодействуют друг с другом. Государство представляет собой искусственное образование, основная цель которого состоит в управлении взаимодействиями между людьми. Государство имеет особое право осуществлять принуждение. Принуждение — это особая форма контроля, при которой государство оказывает давление на человека (и, шире, всех своих членов) при помощи силовых методов и властных ресурсов, которые находятся в его распоряжении. Хотя общество и государство отличаются друг от друга и не могут быть сведены друг к другу, между ними существует тесная связь. Общество обычно стремится поддержать и сохранить государство, поскольку государство обеспечивает общественную стабильность. Государство возникает из общества и обычно подчиняется его потребностям. Если этого не происходит, то равновесие нарушается, и это может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Общество следует отличать и от страны. При этом нужно иметь в виду, что страна — это более сложное понятие, поскольку оно включает в себя не только общество, но и территорию, которая за данным обществом закреплена и имеет четкие государственные границы. Наличие территории — это признак, который может быть присущим обществу, но совсем не обязателен для него. Существует множество обществ, прежде всего — примитивных, которые не имеют того особого территориально-политического образования, как страна. Естественно, они живут на какой-то территории, однако эта территория не является страной.
Гражданское общество
В настоящее время все более и более широкое распространение получает понятие гражданского общества. Это понятие, как и многие другие, неоднозначно. Однако можно выделить два основных значения этого термина.
1. Гражданское общество (в описательном понимании) — это совокупность неполитических, находящихся «по ту сторону государства» отношений. Поясним это определение. Если рассмотреть общество в целом, что окажется, что государство и политические отношения составляют лишь часть всех отношений между людьми. И гражданское общество представляет собой все то, что не имеет отношения к государству и политическим отношениям.
Гражданское общество включает в свой состав:
а) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли, согласия: семья, общественные организации, религиозные, творческие, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации и т.д.;
б) отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);
в) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
2. Во втором, «предписывающем» значении гражданское общество представляет собой идеал, к которому все более и более активно стремится человечество. Гражданское общество, понимаемое как идеал, предполагает максимальные социальные, экономические и политические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д.
Многие ученые и политические деятели полагают, что степень развития гражданского общества (в первом, описательном смысле этого слова) еще очень низка. А потому необходимо прилагать усилия, развивая негосударственные сферы отношений между людьми, в которых они могли бы реализовывать свою свободу.
Идеалы гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право, по мнению этих мыслителей, препятствовало объединению людей, так как каждый из них стремился к удовлетворению своих собственных потребностей. Государство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которого граждане передали часть своих прав государству.
Английский экономист Адам Смит существенно дополнил концепцию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важности защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удобные условия для реализации интересов частных граждан. В плане экономики это означало, что государство должно полностью отказаться от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль государства должна ограничиваться лишь защитой частной собственности. Смит был основоположником концепции рыночной экономики, которая сохраняет свою значимость и до настоящего момента. Конечно, сейчас она существенно дополнена, и вмешательство государства уже не рассматривают как настолько нежелательное. Однако идея экономики, построенной на конкуренции, показывает свою состоятельность в экономической практике некоторых государств.
Существенную роль в обосновании концепции гражданского общества сыграл немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Другими словами, гражданское общество — это сфера действия частных интересов (в противоположность всеобщим интересам).
По Гегелю, гражданское общество является логической стадией развития общественных отношений. Он полагал, что общественные отношения осуществляются как переход от семьи к государству.
В то же время Гегель полагал, что для гражданского общества в чистом виде не характерна стабильность. Поскольку гражданское общество развивается стихийно, в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине гражданское общество может существовать лишь в том случае, если оно находится «под опекой» государства. Только государство способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в гражданском обществе.
В XX в. идея гражданского общества стала еще более актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавлявшими любую свободу.
Сюда можно отнести гитлеровскую Германию и Советский Союз (прежде всего — в период правления Сталина). Для этих и подобных им режимов было характерно полное подавление автономии человека — не только в политической сфере, но также в духовной и экономической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу: была необходима критика тоталитарных режимов.
Типология обществ
Выше мы предложили определение, которое применимо к любому обществу: общество есть естественно и стихийно сложившийся результат взаимодействия людей. Впрочем, это не означает, что все общества абсолютно похожи друг на друга. Конечно, между ними имеется много общего. Однако иногда не менее существенными оказываются и различия.
Нетрудно заметить, что предложенное нами определение общества является очень абстрактным. Именно поэтому его можно считать универсальным. Поскольку же это определение является слишком абстрактным, оно не позволяет учесть некоторые важные характеристики общественных систем.
Преодолеть этот недостаток можно, создав типологию, то есть выделив типы обществ на основании более частных и более конкретных характеристик. Опыт построения подобных типологий показывает, что самые разные признаки общества находятся в тесной взаимосвязи, а иногда даже в непосредственных причинно-следственных отношениях.
Наибольшей популярностью в наши дни пользуется типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.
Для традиционных обществ характерно высокое развитие сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом лишь бытовых потребностей. Остовой экономики является семейное хозяйство, которое способно удовлетворить если не все, то значительную часть своих потребностей. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок».
Социальные отношения в традиционном обществе развиты крайне слабо, социальная дифференциация обычно тоже. Такие общества ориентированы на традицию, а следовательно, такое общество направлено в прошлое.
Индустриальное общество - это общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов.
Главным сектором производства является обработка и переработка материалов, которая осуществляется коллективами рабочих на фабриках и заводах; такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и к удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.
Еще одна очень важная черта индустриального общества — это так называемый «модернизаторский оптимизм», то есть абсолютная уверенность в том, что любую, в том числе и социальную, проблему можно решить с опорой на научные знания и технологии.
Постиндустриальное общество — это общество, которое нарождается в настоящий момент. Оно имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале — первостепенную) роль начинают играть знания, технология и информация. Кроме того, большое развитие получает сфера обслуживания, которая выходит на первый план по сравнению с промышленностью.
Для постиндустриального общества характерно падение веры во всесилие науки. Отчасти это связано с тем, что к настоящему моменту человечество столкнулось с достаточным количеством негативных последствий собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические» ценности, причем в широком смысле этого слова: имеется в виду не только бережное отношение к природа, но и более внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.
Более подробно концепцию постиндустриального общества рассмотрим далее.