Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство как универсальный политический институт




Значение государства для жизнедеятельности человеческого сооб­щества столь велико, что изучением этой категории занимается сразу несколько гуманитарных наук — от философов и правоведов до истори­ков, социологов и политологов. За тысячелетия ученые выработали де­сятки, если не сотни, подходов к описанию и осмыслению государства, а также к выяснению специфики данного комплексного политического института.

Лишь классических трактовок государства настолько много, что воз­никает серьезное сомнение в возможности вложить все его основные при­знаки, а также исторические формы в единственное определение. Конфу­ций видел в государстве «большую семью», а Платон — «справедливый человеческий космос». Государство называли: простой совокупностью граж­дан (Аристотель); союзом свободных людей для соблюдения права и об­щей пользы (Гроций); верховной властью, сосредоточенной в одном чело­веке (или собрании) и сводящей все воления граждан в единую волю (Гоббс); машиной для подавления одного класса другим (Маркс); земнобожественным существом {Гегель) и т.д.

Развитие научного содержания категории государства прослеживается с XIV в., а само ее становление в нынешнем понимании — как совокупности институтов, обеспечивающих функционирование системы управления об­ществом, — произошло лишь в XVIII в.

 

Обратите внимание До XVII-XVIII вв. латинское слово «статус» ассоциировалось толь­ко с особой государя. Вместе с тем итальянская республиканская традиция отождествляла государство с совокупностью граждан, органы управления — с орудиями в руках народа, облегчающими руководство обществом. Но ни о каком делегировании народом сво­их полномочий и речи не шло.   Истоки современных концепций государства — в творчестве про­светителей, которые отделили государственную систему как от особы правителя (почести нужно оказывать не конкретному чело­веку, а посту, статусу), так и от совокупности граждан. Для них делегирование полномочий было уже вполне реальным процес­сом, который люди осуществляют сознательно, в интересах об­щего блага. Гоббс первым высказал идею о том, что граждане обя­заны быть верны не конкретной фигуре, а обезличенному госу­дарственному аппарату.   Принцип делегирования полномочий впоследствии неоднократно подвергался критике: с одной стороны, гегельянцами, полагавшими, что просветители недооценивали независимый характер государ­ственной власти по отношению ко всему обществу, а с другой — социалистами, утверждавшими, что такая независимость есть ору­дие господства определенных классов, значит, она обманчива.

 

ГЕГЕЛЬ(Hegel), Георг Вильгельм Фридрих(1770, Штутгарт — 1831, Берлин) — мыслитель, со­здавший всеобъемлющую философскую систему, при­знанную вершиной немецкой классической филосо­фии. Окончил богословский факультет Тюбингснского университета, однако от карьеры пастора отказался; с 1801 г. преподавал в Йенском, с 1816 г. — в Гейдельбергском, ас 1818 г. — в Берлинском университетах. Автормногочисленных трудов, среди которых: «Феноменология духа» (1807; об эволюции человечес­кого сознания); «Наука логики» (1812-1816; анализ важнейших законов диалектики; обоснование тезиса о единстве диалектики, логики, теории познания); «Энциклопедия философс­ких наук» (1817); «Основы философии права» (1821); изд. поем.: «Лекции по истории философии» (1833-1836); «Лекции по эстетике» (1835-1838); «Лек­ции по философии истории» (1837). Вклад в развитие политической мысли.Философская система Гегеля охватывала вею совокупность теоретических знаний его времени и определяюще воздействовала на дальнейшее развитие философии, в т.ч. на политико-философское знание. Ее главные составляющие — логика, философия при­роды, философия духа. Проблематику государства и права Гегель относил к философии духа, которая изучает развитие форм индивидуального сознания, повторяющегося и в духовном совершенствовании рода человеческого. В этом поступательном развитии (субъективный дух — объективный дух — абсо­лютный дух) выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в сменяющих друг друга образцах культуры. По Гегелю, государство — это единая субстанция, единый дух с религией, искусством и философией наро­да. Будучи воплощением духовной идеи, государство есть совершенная, пер­вичная по сущности и по отношению к индивиду целостность; любые эле­менты государства (право, экономика, нравственность и т.д.) нужно рассмат­ривать в связи с целым и друг с другом, ибо они — результат исторического развития всего целого.

 

Споры о свойствах государства продолжаются по сей день и вряд ли когда-нибудь будут завершены. Вместе с тем почти все политологи призна­ли, что развитие государства и в историческом плане, и для ряда обществ современности обязательно проходит несколько стадий.

 

Чем более развито государство, тем более оно отделено от общества, приобретающего в Новое время качество «гражданского», — в про­тивовес «обществу политическому», т.е. собственно государству. Го­сударство опосредует движение основного противоречия человечес­кой деятельности — между ее общественным характером и индиви­дуальной формой осуществления... Развиваясь, государство, как и любой другой социальный феномен, проходит стадию становления, а затем последовательно выступает как явление «в себе», «для себя», «для других». Трем последним стадиям соответствуют три основные фазы развития государственности: государство-класс, государство- бюрократия, государство-нация. В.Б. Пастухов, «Три времени России. Общество и государство в прошлом — настоящем — будущем»

 

Некоторое представление об имеющихся подходах к осмыслению сущ­ности государства дает их типологизация в британской «Энциклопедии уп­равления и политики» (1992): 1) правовой; 2) исторический; 3) социально-антропологический; 4) философский; 5) политологический. Правовой (юри­дический) подход сводит государство к системе права, основывающейся на суверенитете* публичной власти. Ганс Кельзен (1881-1973) именно в этом духе определяет государство как иерархию законов, скрепленных власт­ным суверенитетом. Второе, историческое направление исследует государ­ство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе. В частности, ученые также рассматривают государство и его разно­временные качества сквозь призму смены статусов-состояний (лат. status, производные от него исп. Estado, фр. etat, англ. state, нем. Staat).

Третий, социально-антропологический подход предлагает осмыслять государство как тип социаль­ной организации в контексте всего общества — Маркс, Дюркгейм, Леон Дюги (1859-1928), Вебер. Философский метод познания государства столь же древен, как и юридический, — он отражает представ­ления об этом институте как о некоем справедливом порядке объединения граждан.

Политологический подход, в свою очередь, рас­падается на более дробные концепции плюрализма, корпоратизма, марксизма и целый ряд других. Плю­ралисты (Р. Даль, Д. Трумэн) главным для государ­ства считают поиск равновесия между конкурирую­щими социальными группами, организацию их вза­имодействия, для чего нужны полноценное разделение властей, строгий учет роли различных общественных движений, в т.ч. меньшинств. Корпоратисты (Ф. Шмиттер) рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на наличие разграниченных интересов между крупными об­щественными группами и объединениями (корпорациями), сильное и цен­трализованное государство удерживает решающие рычаги власти. Сторон­ники этого течения видят в коллективных соглашениях между корпорация­ми, их персоналом и правительством важнейший для государства процесс. У неомарксистов точки зрения на государство разнятся. Для Р. Милибенда (1924-1994) оно продолжает выражать интересы экономически господству­ющего класса и лишь в чрезвычайных обстоятельствах (война и пр.) может действовать независимо от классовых интересов. На взгляд французского политолога Н. Пуланзаса, государство более не является инструментом гос­подства над обществом — гораздо значительнее то, что оно защищает дол­говечность капиталистического производства даже тогда, когда входит в кон­фликт с некоторыми сегментами класса капиталистов. Мнение немецкого политолога К. Оффе сводится к тому, что современное государство исклю­чено из процесса накопления и лишь выполняет нужные функции с исполь­зованием перераспределения средств.

 

Интерпретация Дэвид Хелд в книге «Политическая теория и современное государ­ство» (1989) пишет, что проблемы взаимоотношений между государством и гражданским обществом рассматривают четыре тече­ния: 1) либералы делают упор на вопросы суверенитета и понятие гражданства; 2) либерал-демократы совершенствуют концепцию го­сударства, правительство которого руководствуется прежде всего соображениями общего блага, поскольку считают политику как та­ковую сценой, где обеспечиваются интересы индивидов, защита их жизни и имущества; 3) марксисты видят в государстве и бюрокра­тии классовые инструменты, призванные осуществлять обществен­ную координацию в интересах правящего класса; 4) представители политической социологии развивают идеи своего учителя Вебера, который категорически возражал против тезиса об «уничтожении» государственных институтов в ходе «революций» и считал госу­дарство с его монополией на насилие необходимым орудием защи­ты собственников внутри страны и во внешних отношениях; пос­ледователи этого ученого вообще отрицают классовый характер государства.

 

Определения государства* бывают двух типов — государствоцентристские и социоцентристские. Если первые проецируют интересы обще­ственных групп на институты, то вторые, институционалисты, считают такие группы автономными величинами, только опосредованно выража­ющими групповые интересы. В последнее время популярность государствоцентристского подхода, который, по мнению Тэды Скокпол (род. 1947), сделал анализ государства ядром макрополитических исследований (как социетальных изменений, так и самого государственного управления), серь­езно возросла.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 855 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.