Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В период политической раздробленности




В результате политической дезинтеграции на территории Древней Руси сложилось несколько геополитических и субкультурных регионов. Каждый из них реализовывал свою цивилизационную модель развития. Поэтому он представлял собой определённую историческую альтернативу будущего цивилизационного развития нашего Отечества. Южный регион (Киевская земля) являлся зоной встречи древнерусской и кочевой (тюркской) цивилизаций. В геополитическом плане он был ориентирован на азиатскую степь. В политическом плане Киев представлял собой синтез власти бояр (и верхушки горожан) и достаточно сильного княжеского влияния. Боярско-купеческие верхи княжества играли на противоречиях между князьями, которые постоянно «грызлись» из-за обладания формальным политическим центром Руси. Поэтому они получили возможность приглашать князей в какой-то степени по своему усмотрению. Однако относительно сильная власть князей также была необходима вследствие близости к крайне опасным половцам, набеги которых на Киев (впрочем, как и контакты другого, мирного, рода) не прекращались. Эта альтернатива была уничтожена в результате монголо-татарского нашествия. Юго-Западный регион (Галицко-Волынская земля) в большей степени ориентировался на Восточную Европу (Литву и Польшу). Он испытывал значительное влияние романских культурных традиций, став в субкультурном плане местом славяно-православного и романо-католического синтеза. В политическом плане боярская колонизация и близость сильных государств-конкурентов (Венгрии, Литвы, Польши) привели к тому, что важнейшим из трёх политических институтов дворцово-вотчинной системы управления (в принципе не претерпевшей кардинальных изменений в период дезинтеграции ни у нас, ни в Западной Европе) стал Боярский совет. Вассальные отношения эволюционировали здесь в сторону усиливавшейся боярской автономии. Впоследствии эта альтернатива была реализована созданием Литовско-Русского государства. Оно претендовало в определённый период времени (реально в XIV – XV вв., а формально и много позднее) на общерусское значение. Однако со временем это значение было утрачено вследствие постепенного включения этого региона в орбиту сугубо католической романской цивилизации. Северо-Западный регион (Новгородская земля) ориентировался на своих основных торговых партнёров − союз североевропейских городов – Ганзу. В определённой мере он испытывал влияние западноевропейской культуры. Экономическое своеобразие Новгорода, проявившееся в преобладании неземледельческого, торгово-ремесленно-промыслового, рыночного хозяйства; «купеческо-ремесленный» характер колонизации; наличие у боярско-купеческой верхушки материальной независимости от княжеской власти и необходимость с её стороны учитывать интересы достаточно мобильного, культурного, материально независимого ремесленного населения городов – всё это породило своеобразный политический механизм Новгорода. Подобно ряду западноевропейских городов, в которых преобладала торгово-ремесленная составляющая социально-экономической жизни, Новгород представлял собой олигархическую, боярско-купеческую республику. Основным институтом управления стало вече. Однако контроль над ним через различные дополнительные политические учреждения («Совет Господ») и колоссальные властные полномочия (исключительное право законодательной инициативы и занятия высших государственных должностей Архиепископа, Посадника и Тысяцкого) сохраняла городская боярская аристократия. Эта цивилизационная альтернатива была ликвидирована с образованием Московского государства. Цивилизационное своеобразие Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздаль-ская земля) было обусловлено, с одной стороны, формированием на этой территории этнической общности великороссов (русских), а с другой – социокультурным влиянием татар в период ига. Вследствие земледельческого характера хозяйства и «княжеской» колонизации центром политической жизни здесь стал Князь и его Двор. Эта альтернатива была реализована образованием на территории Северо-Восточной и Северо-Западной Руси Московского государства. Оно и стало формой окончательного выбора исторической цивилизационной альтернативы развития нашего Отечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.