Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Историография отечественной истории




 

Поскольку историческая наука постоянно переосмысливает исторический опыт человечества с учётом нового опыта, проблем, прогресса теории и методологии, особой отраслью исторического знания является историография. Это история исторической науки, а также совокупность исследований, посвящённых определённой эпохе, теме или совокупности исторических работ. Со временем она выделилась в специальную историческую дисциплину, изучающую накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смену методологических направлений. Российская историография стала складываться в XVIII в., когда знания о прошлом, содержащиеся в форме разрозненных сведений, отражённых в летописях, начали систематизироваться, обобщаться, избавляться от «провиденционалистских» представлений в пользу рациональных. Иными словами, тогда, когда история стала превращаться в науку.

Чтобы лучше уяснить развитие исторической науки в России, целесообразно выделить определённые этапы этого развития в связи с изменением подходов к трактовке исторических событий, к выявлению закономерностей и движущих сил развития исторического процесса и как следствие − к периодизации российской истории. Первый период (XVIII – середина XIX вв.) можно условно определить как «дворянский». Для него в соответствии с царившей в тот период просветительской идеологией характерен взгляд на историю как на процесс, движимый стремлениями людей к достижению их идеалов, основанных на разуме. Роль вождя этого процесса применительно к России, по мнению историков этого периода (в соответствии с идеологией класса, выступавшего основной социальной опорой централизованного единоличного правления), играл монарх. Насколько он в своей деятельности руководствовался доводами разума и правилами морали, настолько Россия двигалась вперёд. В качестве политического идеала для них, таким образом, выступал появившийся в период их творчества просвещённый абсолютизм. Его они и полагали вершиной политического, социального, культурного исторического прогресса. К крупнейшим историкам этого периода можно отнести Василия Никитича Татищева (1686– 1750). Его капитальный труд в пяти томах назывался «История Российская с самых древнейших времён». Исходя из особенностей идеологии «дворянского» этапа историографии, Татищев сконструировал схему российской истории, выделив несколько её этапов и предложив в качестве критерия периодизации постепенное формирование современного единоличного монархического правления. От совершенного «единовластительства» (от Рюрика до Мстислава) через «аристократию удельного периода» (1132–1462) к восстановлению монархии при Иване III и укреплению её при Петре Великом. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история»). В них он положил начало формированию в российской историографии так называемой «антинорманнской теории». Она доказывала (в пику ряду иностранных историков) автохтонное происхождение отечественной государственности. Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – автор первого финансируемого государством «официального» исторического труда – «История государства Российского» в 12 томах. Эта работа была посвящена российской истории с древнейших времён до начала XVII столетия. Его структура отечественной истории, проявившаяся в периодизации, также представляла собой картину постепенного торжества «мудрого самодержавия» над «гибельным разновластием»: первый период (862–1015) – «введение монархической власти»; второй период (1015–1238) – «угасание самодержавия»; третий период (1238–1462) – «гибель Русского государства»; четвёртый период (1462–1533) – «утверждение самодержавия»; пятый период (1533–1598) – «восстановление царского единовластия и превращение самодержавия в тиранию»; шестой период (1598–1613) – «Смутное время». В этот период сформировались основы научного исторического мировоззрения, были намечены основные проблемы, интересующие исследователей российской истории, определилась её роль в общественной жизни. Были также разработаны методы критики исторических источников (так называемая «скептическая школа» историков начала XIX столетия).

Второй период российской историографии условно можно назвать буржуазным (середина XIX – начало XX вв.). В этот период преобладал позитивистский подход к трактовке закономерностей и движущих сил российской истории. Он предполагает отказ от «монистического» взгляда на источник исторического развития. Взамен выдвигается наличие множества разнородных и разнообразных факторов, влияющих на историческую судьбу нашей Родины. Так Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879) в своём 29-томном труде «История России с древнейших времён» (описывающем историю России с глубокой древности до 1775 г.) выделяет три условия, определяющие общие закономерности развития страны – «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий». Ход истории Российского государства он трактует как противоборство архаичного «родового начала» с прогрессивным «государственным бытом», воспевая постепенное торжество последнего. К идеалу «сильной государственной власти» апеллировали и сторонники так называемой «государственной школы» в русской историографии, сформировавшейся в середине XIX в. (Борис Николаевич Чичерин). Они видели главный двигатель и идеал истории в сильной государственной власти. Вершиной «позитивистского подхода» стали труды крупнейшего русского историка рубежа XIX – XX вв. Василия Осиповича Ключевского. Он считал, что историей движут «человеческая личность, людское общество, природа страны», а стимулятором исторического прогресса признавал «умственный труд и нравственный подвиг». Главными факторами российского исторического прогресса Ключевский считал природный, политический и экономический. В соответствии с их учётом была выстроена и предложенная им периодизация отечественной истории: 1) «Русь днепровская, городовая, торговая» (VIII – XII вв.); 2) «Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (XII – середина XV вв.); 3) «Русь великая, московская, царско-боярская, военно-земледельческая» (XV – начало XVII вв.); 4) «Всероссийский, императорский, дворянский период» (XVII – середина XIX вв.).

Третий период в соответствии с господствующей в исторической науке жёсткой идеологической конструкцией можно охарактеризовать как «марксистский». Он существовал в советский период истории России (примерно 1917–1991 гг.). В советской историографии (видными представителями которой являлись, в частности, Ю.В. Готье, С.В. Бахрушев, М.Н. Тихомиров, Б.Д. Греков, А.А. Зимин, П.А. Зайончковский, Б.А. Рыбаков и др.) в основу периодизации был положен формационный подход. В соответствии с ним история человечества была последовательной сменой так называемых общественно-экономических формаций. Формация представляла собой ступень в развитии общества. Она характеризовалась наличием первичного базиса, и вторичной, обусловленной характером базиса, надстройки. Определённый социально-экономический базис включал в себя исторически преходящие производительные силы (орудия труда и предметы труда) и производственные отношения (отношения по поводу собственности на средства производства). Надстройка представляла собой прочие, не связанные с материальным производством и распределением, сферы жизни (политика, культура, религия и т.д.). Производственные отношения в антагонистическом, классовом обществе (сформировавшемся с конца первобытной эпохи) представляют собой, по мнению историков-марксистов, противоборствующие отношения между классами-эксплуата-торами (группа собственников средств производства) и классами-эксплу-атируемыми (группа, чей труд присваивается в той или иной форме собственниками средств производства). С течением времени возможности совершенствования производительных сил, а следовательно, материального прогресса приходят в противоречие с отжившими производственными отношениями. Под влиянием классовой борьбы они меняются. В конце последней классовой формации (капиталистической) классовая борьба между буржуазией и пролетариатом, по мнению марксистов, неизбежно приведёт к появлению принципиально новой бесклассовой формации. Пролетарское государство, возникнувшее в ходе пролетарской революции, сможет упразднить частную собственность на средства производства и построить коммунистическую (первая фаза – социализм) формацию. Она будет царством всеобщей гармонии, братства, справедливости и материального изобилия. В соответствии с формационным подходом советские историки (опуская рабовладельческую формацию, которая почти не прослеживается на территории нашей страны) выделяли в истории нашего Отечества четыре периода: 1) первобытнообщинный (до IX в.); 2) феодализм (IX – середина XIX вв.); он распадается в соответствии с процессом постепенного формирования формационных признаков на ранний (Древнерусское государство), развитой (феодальная раздробленность, образование и развитие Русского централизованного государства), поздний (разложение и кризис феодализма в Российской империи); 3) капитализм (вторая половина XIX в. – 1917 г.); в его развитии выделяют стадии – домонополистическую (до начала XX в.) и монополистическую; 4) социализм (с 1917 г.), в истории которого выделяли периоды «военного коммунизма», «нэпа», «строительства основ социализма» и «развитого социализма». Марксистский подход позволил поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще конкретный анализ типов общества, подчиняющихся специфическим законам. В «марксистский» период советские историки успешно изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс – темы, которым ранее не уделялось должного внимания. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники.

Однако формационный подход, который являлся в этот период монопольным, имеет ряд существенных недостатков. Это: утопизм исторического идеала; превращение человека и общества в исторический материал для достижения этого идеала, суживающий «пространство свободы»; «экономический монизм» обусловливающий «исследовательское пренебрежение» «нематериальной» стороной жизни общества; трактовка исторического процесса как универсального и однолинейного, что явно противоречит данным гуманитарных наук. Все эти недостатки в состоянии преодолеть цивилизационный подход, который утверждается в современной (постсоветской) российской историографии (условно – с 1991 г.). В числе его основоположников – отечественный учёный и публицист Н.Я. Данилевский (1822–1885), немецкий философ О. Шпенглер (1880–1936), английский историк и социолог А. Тойнби (1889–1975). Наиболее известные современные российские историки (пропагандисты и сторонники цивилизационного подхода(– это Л.И. Семенникова, Ю.В. Яковец, Б.С. Ерасов, А.С. Панарин, А.Я. Флиер и др. Они рассматривают историю как поле деятельности многочисленных культурных сообществ – «цивилизаций». Они последовательно сменяют друг друга, в ходе исторического процесса занимая, разумеется, определённое положение в пространстве. Такой подход не обедняет историю «монистической трактовкой» её главных движущих сил, принимая во внимание всё многообразие культуры в целом и её прогресс. Большинство сторонников такого подхода признают концепцию развития человеческого общества и его культуры. В связи с этим у сторонников теории мирового цивилизационного развития большую популярность приобрело деление истории человечества на три основных периода – доиндустриальной (традиционной, аграрной), индустриальной и информационной (постиндустриальной) цивилизаций. Переход между ними (носящий характер потенциальной возможности) условно называется «модернизацией». Тем не менее, цивилизационный подход оставляет за обществом и человеком свободу исторического творчества. Поэтому он носит сравнительный, компаративистский характер. История стран и народов рассматривается в сравнении с историей иных стран и народов. Это позволяет глубже и более адекватно понять исторические процессы и их особенности, выявить самоценность каждого общества, его место в мировой истории и культуре. Причём такой подход означает не отвержение предыдущих подходов, а исключительно их обогащение. Современные российские историки предлагают следующий (условный и компромиссный) вариант периодизации отечественной истории: 1) Древняя Русь (IX – XII вв.); 2) Территориально-политическая раздробленность (XII – XV вв.); 3) Московское государство (XV – XVII вв.); 4) Российская империя периода абсолютизма (XVIII – середина XIX вв.); 5) Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX – начало XX вв.); 6) Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 гг.); 7) период становления Советского государства (1918–1920); 8) Период нэпа (1921–1930); 9) период государственно-партийного социализма (1930 – начало 1960 гг.); 10) период кризиса социализма (1960–1990); 11) период существования современного Российского государства (с начала 1990-х гг.)

2. Отечественное государство в IX – XIII вв.: проблема особенностей его становления

И развития





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 696 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.