Восточнославянские племена в период раннего Средневековья так-же пережили процесс политогенеза (VIII – IX вв.), т.е. образования своей государственности. Как уже указывалось, государство формируется там и тогда, где и когда для этого созреют соответствующие предпосылки.
А. Экономические. Широкое использование железа приводит к замене мотыжного земледелия (с использованием примитивных ручных орудий труда) пашенным земледелием (использующим плуг и тягловый скот). Подъём производительности труда ведёт к развитию ремесла и торговли. Ремесло и торговля отделяются от земледелия и скотоводства. Происходит разделение труда. То есть появляются люди, занимающиеся этими видами производства на профессиональной основе. Они сосредотачиваются в определённых центрах ремесла и торговли. В силу этого появляется достаточно многочисленные города и городское население. Это ещё более стимулирует производительность труда и материальный прогресс. У восточных славян к концу IX в. подсека заменяется перелогом и двупольем, известно около 20 городов и 64 вида ремесла.
Б. Социальные. «Родовая община», в которой господствовало совместное производство и потребление заменяется «соседской общиной». В «соседской общине» в силу того, что благодаря прогрессу орудий труда отдельная семья теперь могла производить самостоятельно, пользование земельными участками переходит к этим семьям. Они же получают в собственность орудия труда и урожай. Прогрессивное развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли позволяет получать «избыточный», а затем и «прибавочный» продукт. Он сосредотачивается у определённых родов и семей. Закономерным является появление в обществе вследствие этого достаточно выраженного общественного и имущественного неравенства, более или менее чёткой социальной дифференциации. У восточных славян к концу IX в. известно четыре социальные группы: «волхвы» (жрецы), «князья» (военные предводители и носители «потестарной власти»), «люди» (лично свободные полноправные члены племён – горожане и крестьяне), «челядь» («патриархальные» рабы).
В. Политические. Формирование особого политического устройства, непосредственно предшествующего государству – «военной демократии». Его характерные признаки:
а) образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а территориальных связях (у восточных славян к концу IX в. таковых известно 14);
б) формирование особой структуры управления племенем и союзом − во главе их стоит военный вождь и правитель, выбираемый из числа представителей наиболее знатных родов и семей. Он опирается на «дружину» − профессиональных воинов, преданных лично правителю. Существует собрание мужчин-воинов, которое выбирает правителя и решает наиболее важные вопросы жизни племени и союза. Оно носит название «вече». Племя облагается более или менее регулярной данью в пользу военного вождя и его дружины. У восточных славян к концу IX в. известны и князья, и дружина, и полюдье (ненормированная дань, собираемая путём объезда князьями их владений);
в) появление конгломератов (конфедераций) племенных союзов. У восточных славян к концу IX в. известно две конфедерации − «северная» во главе с Новгородом и «южная» во главе с Киевом.
На базе этих предпосылок должно было возникнуть восточнославянское государство, и оно возникло.
Причины образования Древнерусского государства:
А) Основной функцией государства является обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в условиях, когда эта целостность, в силу ряда условий, присущих цивилизованному обществу, нарушается. Так, в связи с появлением собственности появляется общественное и имущественное неравенство, вызывающее в обществе конфликты. Конфликты возникали и между племенами в силу роста населения, неравного накопления богатств, усиления военной активности. Следовательно, необходима была некая организованная политическая сила – власть, которая урегулировала бы эти противоречия. Поэтому вожди и вече северных восточнославянских племён заключили с варягами (скандинавскими вождями – предводителями лучших воинов в Европе) договор. Они приглашали княжить трёх варяжских князей. Вскоре единственным правителем стал Рюрик (864–879).
Б) Институты организованного принуждения нужны были и для того, чтобы обеспечить военные и торговые общественные интересы. Торговля играла важнейшую роль в хозяйственной жизни славян (особенно Юга), но торговые пути (устье Днепра и Волги) были в руках хазар, которые также поработили часть восточнославянских племён. Поэтому знать «южной конфедерации» приглашала на княжение варягов с их дружинами ещё с 30-х гг. IХ в. Однако сил Юга не хватало. В силу этого произошло объединение обеих конфедераций в единое государство восточных славян. В 882 г. преемник Рюрика Олег обманом захватил Киев и перенёс туда столицу нового Древнерусского государства.
Таким образом, приглашение на княжение варяжских «конунгов», дружина которых стала основой организации политической власти, стало той организационной формой, в которую органично влились уже существовавшие к тому времени социальные, экономические и политические предпосылки образования государства. Этот вывод снимает остроту спора между сторонниками «норманской» (государство обязано своим возникновением иностранцам) и «антинорманской» теорий (иностранцы не имеют никакого отношения к образованию отечественного государства) происхождения Киевской Руси, продолжающегося вот уже два с половиной столетия.