Объективное познание истории обеспечивается научной методологией. Методология – эта система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.
Принципы – это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения. Однако, в отличие от закономерностей, являются категорией логической, существующей лишь в сознании. Главными принципами исторического исследования являются объективность, историзм, социальный подход. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Для этого историку необходимо отказаться от подстраивания фактов под какую-либо теоретическую схему; от того, чтобы обращать внимание на одни факты и игнорировать другие − противоречащие определённым взглядам. Учёному не следует делить исторические явления и события на «факты» и «фактики». Ему необходимо принимать во внимание все точки зрения – как отвечающие настроениям и взглядам исследователя, так и противоречащие им. Этот принцип требует всесторонности изучения, достижения максимальной полноты и достоверности информации. Принцип историзма требует рассматривать любое явление прошлого как конкретно-историческое, как феномен, появившийся в определённом месте и времени, благодаря каким-то конкретным причинам развивающийся, определённым образом понимаемый и оцениваемый современниками и потомками, имеющий исторические последствия. Принцип социального подхода предполагает известную «ангажированность» историка, который обязательно отражает (в силу гуманитарного характера науки) в своих исследованиях интересы определённых социальных групп. Это делает ещё более очевидным необходимость неукоснительного следования двум другим вышеуказанным принципам.
Метод – совокупность правил и процедур, приёмов и операций, регулирующих деятельность исследователя и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Это конкретный способ извлечения из исторических фактов новых знаний. Помимо так называемых общенаучных методов, которые роднят историю с другими областями научного знания (логический, классификации и типологизации, статистического анализа, идеализации, индукции и дедукции, моделирования, в том числе математического, системного подхода, структурного и функционального анализа и т.д.), у исторической науки существуют специфические методы исследования. Они называются «специально-историческими». К специальным историческим методам исследования относится, во-первых, историко-генетический метод. Согласно ему исторические явления изучают в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. Он предполагает описательное восхождение от конкретных фактов к общим выводам. Этот метод направлен на анализ динамики исторических процессов и позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. Второй метод – историко-сравнительный. Он состоит в сопоставлении исторических объектов во времени и пространстве с целью выявления сходства и различий между ними. Возможно синхронное (сравниваются одинаковые явления в разных странах и временных периодах) и диахронное сравнение (когда явление сравнивается само с собой на разных стадиях развития). Особенно ценным в науке является типологическое сравнение, при котором выделяют общие черты в пространственных группах исторических событий и явлений и однородные стадии в их непрерывно-временном развитии. Типологизация, таким образом, представляет собой классификацию, т.е. качественный анализ явления. Третьим методом является историко-системный. Этот метод рассматривает определённое историческое явление как систему – структурно-функциональную совокупность взаимосвязанных элементов. Аналитическое исследование его структуры предполагает выявление основных признаков системы, её системообразующих элементов, внешних и внутренних связей между элементами. Исследуя функции системы, историк раскрывает место системы в иерархии реальностей, функциональные связи системы с окружающим миром. Этот метод позволяет раскрыть внутренние механизмы функционирования и развития крупных общественно-исторических явлений.
Определённая теория исторической науки предполагает наличие самого общего подхода по вопросу о закономерностях и движущих силах исторического процесса. Такие подходы складывались постепенно по мере развития исторической науки. Ныне господствующим общетеоретическим подходом является цивилизационный. Цивилизация – крупная целостная социокультурная система, сориентированная во времени и пространстве, включающая в себя различные элементы (менталитет, экономика, социальная организация, политическая система, духовные ценности). Эти элементы характеризуются своеобразием и устойчивостью. Наиболее важную роль в цивилизационном своеобразии играет «менталитет» – определённый способ восприятия действительности. Историческая наука выделяет два основных типа цивилизаций: восточный и западный.
Цивилизационные элементы | Восточный тип | Западный тип |
1. Менталитет | а) созерцательность (сосредоточенность на внутренней духовной жизни); б) представление о полной несвободе человека; в) мистицизм (направленность на постижение сакрального смысла бытия, «духовных», а не материальных ценностей); г) традиционализм (ориентация на воспроизводство уже бывшего ранее) | а) реализм (сосредоточенность на достижении конкретных, прагматических целей); б) представление о свободе человека; в) рационализм (направленность на постижение законов природы при помощи разума в практических целях); г) динамизм (ориентация на прогрессивные постоянные изменения) |
2. Экономика | Преобладание государственной и корпоративной формы собственности, а также натурального хозяйства. Вещные права других субъектов (пользование, владение) являются производными от государственной собственности, подчинены ей. Господствует феномен «власть – собственность» | Преобладание частной собственности. Наличие «самоподдерживающейся» рыночной экономики. Господствует феномен «собственность – власть» |
3. Социальная организация | Коллективизм (подчинение личности коллективу) | Индивидуализм (принципы самоценности, автономии и свободы личности) |
4. Политическая система | Деспотия (сакрализованная неограниченная власть монарха, опирающегося на мощный бюрократический аппарат, обеспечивающий полный контроль над всеми сторонами жизни подданных). Преобладание «вертикальных» связей | Демократия (форма правления, построенная на принципах народовластия и соблюдения интересов, прав и свобод граждан). Преобладание «горизонтальных» связей |
5. Духовные ценности | Религиозное мировоззрение | Рационалистическое и научное мировоззрение |
Историографические (научно-исторические) дискуссии о сущности России в основном можно свести к четырём точкам зрения: 1) Россия относится к восточному типу цивилизации; 2) Россия относится к западному типу цивилизации; 3) Россия относится к особому цивилизационному типу, сочетающему элементы восточного и западного типа цивилизаций; 4) Россия – механическое смешение цивилизаций относящихся к разным цивилизационным типам.
Основные элементы российской цивилизации:
А) Менталитет. Его основу заложило православие. Отличительными чертами отечественного менталитета являются: «соборность» (коллективизм), «нестяжательство» (отсутствие стремления к прибыли), ориентация на духовные ценности, открытость для влияния других цивилизаций.
Б) Экономика. Преобладание государственной и общинно-корпо-ративной собственности, экстенсивный характер хозяйственного развития. Однако в то же время развивались некоторые элементы рыночной экономики и собственность, близкая по своим характеристикам к частной.
В) Социальная организация. Подчинение личности коллективу и государству, но при сохранении некоторых элементов индивидуализма.
Г) Политическая система. Безусловное преобладание власти над обществом и неограниченный, сакральный характер власти, но при сохранении некоторых элементов правового государства и гражданского общества.
Д) Духовные ценности – ориентация на достижение не прагматических, а сакрализованных, духовных ценностей.
Все эти особенности были обусловлены необходимостью выживания в условиях рискованного земледелия и сурового климата (коллективизм); отстаивания независимости и решения геополитических проблем в условиях протяжённых, открытых границ и враждебного внешнего окружения (преобладание власти над обществом и колоссальная роль государства); налаживания отношений с включёнными в состав государства этносами (терпимость и открытость).