Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный "гребенный мастер" Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.
XVIII век - период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости - браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом. Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.
В творчестве Н. С. Верещагина проявились черты, связанные с наступлением нового художественного стиля эпохи - классицизма. Это строгая графичность резьбы, особое изящество геометризованного орнамента в отличие от прихотливых завитков рококо. Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII века, постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определенный рисунок узора характерный для северной резной кости первой половины XIX века. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.
Новым в резной кости этого периода является обращение к скульптуре. Памятники часто воспроизводятся в резной кости, особенно созданные Мартосом памятник М. В. Ломоносову для Архангельска и московский памятник Минину и Пожарскому.
Вещи, исполненные северными косторезами, расходились по всей России и за ее пределы, пользовались успехом на выставках, где мастера получали награды и премии. Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчетливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишенным практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав.
Стремление найти сбыт своей продукции заставляло косторезов второй половины XIX века изготовлять большое количество простых изделий - ложек с гладкими ручками, ножей для бумаги, запонок, пуговиц, портсигаров, табакерок, рукояток к зонтам и тростям и прочее. Это были качественные, но слабые в художественном отношении вещи. Только в особых случаях, по заказам или для выставок создавались высоко художественные произведения. При этом отдельные мастера все-таки продолжают создавать высоко художественные вещи по композиции и по технике исполнения. На это время приходится деятельность сына и отца Бобрецовых, Ильи Доронина, отмеченного в 1861 году наградой за искусство и знания в косторезном деле.
Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий. Искусством резьбы по кости владеют лишь несколько мастеров. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 году открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников.
Однако в истории холмогорского искусства класс резьбы по кости сделал свое дело. В нем преподавал М. И. Перепелкин, у которого учились ставшие впоследствии, уже в советское время, известными мастерами В. П. Гурьев, В. Т. Узиков, Г. Е. Петровский.
В XX веке художественная резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось ее планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, "Диплом золотой медали" всемирной выставки в Париже 1937 г. привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России. Что касается стилевого развития, то период с 1930-х по начало 1950-х годов прошёл под знаменем помпезности сталинского ампира, основанного на классике рубежа XVIII-XIX веков. Конец пятидесятых отмечается повествовательностью жанровых сюжетов, новой декоративностью и укрупнением форм. Шестидесятые не избежали влияния "сурового стиля" социалистического строительства. Семидесятые годы стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приёмов и элементов в применении к современной советской тематике и стилистике. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Несмотря на экономические трудности, складываются благоприятные условия для развития творческой мысли и индивидуальности мастеров-художников при сохранении духа и образа традиционной холмогорской резьбы по кости. Среди ведущих современных косторезов можно назвать мастеров Г. Ф. Осипова, В. Н. Хабарова, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.
В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.
Тканые и вязаные изделия
На Русском Севере были широко развиты все виды домашних женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество, набойка. Они позволяли украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы ритуального назначения. Каждый из этих видов имел свои выразительные средства, особенности орнамента и приёмы его исполнения, а в определённых районах Поморья - свои особенности, свои неповторимые черты.
Северные козули
По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой. И с того момента, как воцаряется в доме пряный запах корицы и гвоздики, наступает радостное ожидание праздника с традиционным обрядом украшения елки и раздаривания сладких гостинцев детям и подарков родне и знакомым "на счастье" в новом году.
Изготовление козуль было семейным занятием. Мужчины делали из узких полосок кровельного железа специальные формы-резцы - контурные изображения тех или иных животных, птиц. Женщины готовили замешенное на патоке тесто (теперь для цвета употребляют пережженный сахар). Украшали - "расписывали" пряники всей семьей - взрослые и дети. Секреты приготовления теста, сахарной глазури хранили строго и передавали только родне.
Особенно берегли старинные формы. До сих пор потомственные мастерицы пользуются ими или их копиями, благодаря чему сохранили древнейшие мотивы изображений и особенности стиля старых пряников. Обобщенный выразительный силуэт передает самое характерное в фигуре - человек обычно изображается в фас, животное - в профиль. Изображения монументальны, замкнуты, статичны. Внизу - обязательная полосочка "земли", скрепляющая хрупкий материал. Такой пряник удобно взять в руки, его можно поставить. Этого требовал обычай - сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видном месте - в красный угол, на полку с посудой или в буфет. Кстати, об обычаях. Немало их было связано в старину с новогодними пряниками. Как и многим другим изделиям из теста, им приписывали магические свойства.
Кто даст пирога - тому - двор живота, а кто даст рогушек - тому - двор телушек! - распевали колядующие ребятишки и славили праздник и хозяев дома. А тем в ответ приходилось "отдариваться": заранее приготовленные для этого случая козульки уже красовались на столе.
Подобные обычаи известны и у других славянских народов и восходят к древнему обряду встречи нарождающегося солнца. Многие старинные северные предания говорят о том, что дневное светило возвращается весной в виде коня или оленя. Вот откуда в народных сказках золотая грива коня и золотые рога оленя - они символизируют свет солнца, дающего жизнь и тепло. Конь, олень, птица, женская фигура - главные "персонажи" пряника, обладающие магическими свойствами. Интересно, что еще в 20-30-е годы нашего века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения.
Сегодня древний смысл пряников забыт, а круг их изображений расширился за счет современной новогодней тематики: Дед Мороз, Снегурочка, усыпанная снегом елка. Сколько потомственных мастериц в городе (а их, как показала прошедшая недавно в Архангельске выставка "Северные козули", около 20 человек), столько и приемов украшения. Пряники Анастасии Григорьевны Сташевской более утонченные и изысканные по декоративному убранству, хотя сюжеты и стиль остаются традиционными. Она покрывает печенье целиком белой или цветной глазурью и уже по этому фону наводит узоры в виде кружевных сахарных струек, ими же прорисовывая детали. Рельефно выделяются рога оленя, борода и усы Деда Мороза, грива коня. Сказочность пряника дополняется "инеем". Сестры 3. Г. Абашкиной - Серафима Григорьевна Питателева и Татьяна Григорьевна Шехирина тоже занимаются пряничным делом. Козули всех трех сестер отличаются единством стиля. Вот уже более 30 лет формы для них готовит Андрей Михайлович Кузнецов, родственник.
У опытных архангельских мастериц есть молодые ученицы: родственницы, соседки, знакомые. Подчас они весьма изобретательны и придумывают не только небывалые сюжеты, но и новые способы украшения. Одни "пишут" по темному фону, добиваясь многоцветной узорности пряника, другие рельефно наращивают кружевной сахарный узор, третьи режут тесто свободно, от руки, давая простор фантазии, а ее им не занимать. Жаль только, что расширение круга тем и свободная трактовка сюжетов приводят нередко к забвению традиционного стиля архангельских пряников.
Спрос на козули сегодня большой. Они и своеобразный сувенир, и предмет коллекционирования. Лучшие экспонируются на выставках. Замечательная область народного искусства должна жить. Чтобы, проснувшись однажды утром, малыш увидел под елкой покрытого сладким "инеем" пряничного оленя с солнышком на груди. И вспомнил: сегодня Новый год!
Филева Н. А.,
искусствовед Архангельской организации Союза художников России
Из статьи
· Пряники Архангельские / Н. А. Филёва // Юный художник.- 1980.- № 12.- С.42-43.
Народная игрушка
Народная игрушка. Народная игрушка давно известна исследователям. Производство глиняной игрушки издревле получило
распространение в деревнях Шенкурском, Холмогорском, Каргопольском районов. Наиболее известна каргопольская игрушка. Игрушка как часть народной культуры вобрала многообразие форм, содержание символов. Функции народной игрушки многогранны, но подчинены основной задаче – введению детей в сложные отношения с окружающим миром. На Русском Севере игрушки делались из доступных материалов – дерева, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов. Для каждого возраста народ создавал забавы с учетом особенностей детского развития. С рождения у ребенка появлялись трещотки, погремушки, шаркунки, цветные лоскутки. Позднее появлялись яркие каталки на палочках, которые помогали учиться ходить. Мячи, луки, пращи тренировали ребенка в меткости и ловкости, волчки и кубари открывали первые тайны механики, дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки приобщали детей к музыке. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором вскоре переходили в настоящий труд.
Почти все обрядовые празднества, в т.ч. свадьба, «проигрывались» в детских играх. Важная роль отводилась кукле как символу продолжения рода. Куклу как оберег клали в детскую колыбель. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная игрушка или соломенная. При тщательном исполнении одежды куклы были «безликими». По народным поверьям, кукла «с лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка. В этом отражена магическая функция игрушки. В традиционных игрушечных темах и сюжетах со времен славянского язычества присутствовали образы медведя, оленя, коня, птицы, женщины, всадника.
Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета