Производство глиняной игрушки издревле получило распространение в деревнях Шенкурском, Холмогорском, Каргопольском районов. Наиболее известна каргопольская игрушка.
Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 – 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенча-тым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века.
Издавна гончарным промыслом занимались крестьяне каргопольских деревень Торопово, Гринево, Печниково. Изготовление глиняных игрушек сопутствовало гончарному ремеслу. В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Мастера делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, а из остатков, чтобы детишек порадовать, да и от трудов отдохнуть,
лепили игрушки: всяких животных: петушков да утушек, величавых баб да мужиков с гармошками. Иногда продавали игрушки вместе с горшками. Игрушки были неяркими, цветными их делали мастера при помощи мела, сажи и цветной глины.
Формы северных игрушек, как и орнамент северных вышивок, уходят в глубокую древность. Часто фигуры, которых лепили мастера каргопольской игрушки имели символический смысл культовое значение, участвовали в магических обрядах древнего человека. Сюжеты - это крестьянский быт и праздники, а также сказочные персонажи. Птицы были связаны с весенними обрядами - своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Поэтому игрушки в виде птиц - это, как правило, всегда свистульки.
Так образы барана и оленя были связаны с представлением о плодородии, довольстве, добре.
Также символом плодородия являлись глиняные женские фигурки - "берегини". Они изображались с большой грудью и держали на руках либо блюдо с пирогами, или младенца на руках, либо их руки воздеты к небу и держат птицу. Один из самых известных образов каргопольской игрушки - Полкан, полуконь-получеловек. В толковании каргопольских мастеров Полкан - добрый крестьянский богатырь, защитник людей от сил зла, образ народной силы. Создательница этого образа - народная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина.
Ульяна Ивановна Бабкина (1889 - 1977г.г.) -
самая известная мастерица каргопольской игрушки.
Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам Александру Петровичу Шевелеву, Ивану Васильевичу Дружинину, Владимиру Дмитриевичу Шевелёву, Ульяне Ивановне Бабкиной.
Источники:
· Шевелёв, В. Каргопольская игрушка / В. Шевелёв // Правда Северо-Запада.- 2007.- 12 декабря.- Режим доступа: http://www.kenozerje.17-71.com/kartoyskill.htm
· Каргополь мастерами славный [Текст] / Администрация МО "Каргоп. муницип. р-он"; авт.-сост. Н. Филева. - Архангельск: [б. и.], 2006 (Арханг. печ. двор). - 63, [2] с.: ил.
Тряпичная кукла
В быту русской деревни еще в первые десятилетия ХХ тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно.
В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет, пока не имели различий в костюме. Но лишь мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их игры и игровые роли начинали строго различаться. С этого времени и до самого замужества игровые интересы девочки сужались вокруг куклы и все теснее переплетались с традиционным рукоделием.
Еще долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы. Если дети: усердно мастерили "лялек" и подолгу возились с ними, то предсказывалось скорое появление в семье новорожденного, а небрежное обращение с куклами предвещало болезнь близких. В Святки старались прекратить кукольные игры. Это пограничное время, связанное с зимним солнцестоянием, считалось опасным. Куклы убирали и прятали - подальше от всякой нечисти с "того света". Этими ритуальными действиями защищали дом и потомство. Отношение детей к кукле до сих пор интерпретируется как знак судьбы: "не играет в куклы - детей не будет, плохая мать будет".
К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало.
Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах, ящиках или даже в ларчиках "с запиркой и с чеканкой". Куклы часто сохраняли до замужества, а потом передавали по наследству своим детям.
Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую потешу могла сделать любая девочка.
Матерчатые куклы - простейшее изображение женской фигуры: кусок тканины, свернутый в "в скалку", тщательно обтянутое белой льняной тряпичное лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, кудельная либо волосяная коса и наряд из пестрых лоскутков ткани.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века оставались для деревни дорогим и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.
В семье же, для своих детей, куклы "вертели" обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами.
Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов.
Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла мешочек - все они бытовали одновременно в ХIX - первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. На Русском Севере дольше сохранялся архаичный тип куклы на палочке. Архангельская столбушка - кукла скромных размеров и благородной красоты. (в книге "Котова, И. Н. Русские обряды и традиции: народная кукла" показано как ее смастерить)
Обращает на себя внимание безликость традиционной матерчатой куклы Лицо ее, как правило, не обозначалось, оставаясь белым.
Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил и значит, безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, радость, здоровье. В безликости и отразилась прежде всего обережная функция куклы. Со временем белое лицо, утратив свой древний смысл, стало неотъемлемым признаком кукольной красоты. А еще позднее, под влиянием городской игрушки, мастерицы легко заполняли безликую холщовую тряпицу на головах-шариках матерчатых кукол разными изображениями лица. Все куклы-самоделки получались разными и одновременно похожими друг на друга. Они повторяли местный тип игрушки, отвечали общему вкусу, но двух абсолютно одинаковых среди них найти было не возможно. Каждая игрушка - своеобразная интерпретация традиционной куклы, а часто новый ее вариант.
Традиционная тряпичная кукла не устаревает. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В оформлении страницы использованы фотографии кукол, выполненных мастером Ириной Кольцовой
Источник:
· Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. - М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1981. - 191 с.: ил
· Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Галина и Мария Дайн. - Москва: Культура и традиции, 2007. - 119, [1] с.: ил
Деревянная игрушка
Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Русский Север является одним из традиционных центров их производства.
В Поморье любили делать куклу "панка" - обрубок дерева,
округлый или ограненный, в котором намечена топором шаровидная или конусообразная голова, вытянутая на затылке и плоская в лицевой части, посаженная на конусовидный или кубоватый объем. Перемычка в нем, означающая талию человеческой фигуры, определяет торс и широкую юбку. Фигура, как правило, лишена рук, или же руки плотно прижаты к телу. Черты лица предельно схематичны и напоминают идольские лики. Глаза и рот передаются впадинами, щеки слегка моделируются таким образом, чтобы рельефно выделялся нос. Либо же глаза, нос и рот наносятся в виде ямок и бороздок ножом или выжигаются раскаленным гвоздем. Иногда скульптор обозначит еще округлости женской груди или косу. Он заботится о пропорциональности объемов и крепкой построенности фигуры, о выразительности общего. Он орнаментирует куклу рядами выжженных кружков или врезных косых крестов, квадратами и ромбами трехгранной выемчатой резьбы и зубцами плоских порезок, которые так же хорошо, органично ложатся на плоскости небольших деревянных фигурок, как и на поверхности прялок и вальков. Форма куклы строится по тому же принципу, что и архитектурная форма колодезного столба или балясины и опоры какого-нибудь резного крыльца, где массы распределяются по вертикали. Все технические приемы изготовления деревянных кукол - это те же самые приемы плотницкого дела, поэтому игрушки, выполненные в технике обрубовки топором, называются плотницкими.
Композиция столпообразных северных панок очень проста - статичность замкнутых по силуэту объемов и фронтальное положение в пространстве. Даже небольшие фигурки выглядят внушительно монументально и торжественно. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре. Среди северных плотницких игрушек особенно разнообразны коники. В Поморье, на Мезени и Печоре они имеют местные стилистические разновидности, но общее для них - это подчинение живой формы бруску дерева, из которого они как бы освобождены несколькими выверенными ударами топора, преувеличенная укрупненность и грузность пропорций, массивность круто изогнутой короткой шеи и туловища; контрастирующего с легкой маленькой головкой. Ноги часто остаются нерасчлененными, и могучее тело животного опирается на них, как на короткие пилоны. Коники Онежского полуострова отличаются особой статичностью и монументальностью формы, почти кубической, без моделировки и скругления граней. Они, как панки, украшаются рядами выжженных кружков. Иногда их окрашивают в темно-красный цвет, или же они остаются цвета натурального дерева. В онежских фигурках коня народ создал образ сильного смирного животного-труженика.
Мезенские и печорские кони более скульптурны и пластичны и имеют некоторую динамичность поз.
Их ноги часто изображаются выброшенными вперед, как в беге. Но это движение напряженное, будто только готовое вырваться наружу. Скульптурная форма этих великолепных игрушек строится на борьбе движения с уравновешенной устойчивостью, на преодолении тяжести масс. Главная точка смотрения на них - профильная, поэтому чрезвычайно важна роль силуэта. Игрушки окрашивались в темные оттенки красного, зеленого, синего цвета или же, оставаясь неокрашенными, орнаментировались порезками, означающими сбрую. Иногда встречаются фигурки со схематически изображенным всадником на спине. Появляются и еще более определенные черты жанровости: конь в упряжке, в санях или кибитке, тройка коней, где каждая фигура повторяет позу и движение соседней, сливаясь в единый монолит.
Для Мезени и Печоры эти сюжеты не случайны, так как прямо отражают черты местного быта.
На Мезени разводили специальную породу крепких, выносливых и быстрых коней, пригодных для дальнего извоза. Извозом в зимнее время занимались жители и на Мезени, и на Печоре, и на Пинеге. Да и сейчас там любят потешиться на праздники быстрой ездой, особенно зимою. Так мчатся в санях по угорам, что расписная дуга не выдерживает ломается.
Но жанровые детали не снижают эпического строя образов этих игрушек. Народные мастера Севера глубоко поэтизировали образ животного, наделяли его чертами сказочного богатырского существа. Это конь, но в нем есть сила и ярость "зверя лютого". Он сродни образу волшебного Сивки-бурки многих русских сказок. Это конь "вещий". А когда он бежит, "земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет".
Источники:
· Русская деревянная игрушка: альбом / фотогр. оформление В. А. Павлова, В. С. Прайменко; текст Н. В. Тарановской. - Л.: Художник РСФСР, 1968. - 43 14 с.; 46 л.
Другие промыслы
Гончарный промысел Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 – 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенча-тым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века. В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.
Ювелирное производство. Усольская финифть - д екоративная отделка изделий особым составом разноцветных эмалей. Характерной особенностью усольской финифти является своеобразный подбор красок, положенных на белоснежном фоне эмали. Отличается яркостью сине-голубых, нежно-желтых и зеленых тонов. В сочетании с гравировкой, чеканкой, сканью финифтяные изделия сольвычегодских ювелиров подкупают виртуозностью исполнения, отточенной техникой, разнообразием цветовой гаммы и тонкостью рисунка. Ассортимент финифтяных изделий был необычайно широк – ножи с серебряными и медными оправами, ставики, перстни и пуговицы, чарки, чернильницы медные украшенные финифтью. Усольская финифть имела широкое хождение на рынках поморских городов, вывозилась в Сибирь, пользовалась большим спросом в Москве. Замечательные изделия сольвычегодских умельцев сохранились до наших дней. Лучшие из них находятся в Оружейной палате. Талантливые мастера-ювелиры финифтяных мастерских Соли-Вычегодской неоднократно вызывалась в столицу для работы над окладами икон для церквей и монастырей, изготовления дорогих украшений, создания уникальных художественных вещей, обучения секретам эмальерного дела. Художественные традиции усольского финифтяного ремесла оказали благотворное влияние на развитие ювелирного производства во многих русских городах.
Кузнечное ремесло. Разнообразные изделия, характеризующие быт северного крестьянина - секирные замки, дверные петли и жиковины, сохранили в себе орнаментальное узорочье вместе с насечкой и кузнечной гравировкой. Самый распространенный предмет из кованого железа – напольный светец различной конфигурации, украшенный железными спиралями, завитками и лепестками. В ряде волостей и уездов Архангельской области изготовлялись украшенные прорезным железным кружевом ларцы-теремки и подголовники, развозившиеся не только по всей стране, но и за границу. Этим искусством славились мастера г. Архангельска и Вологды, Великого Устюга, Холмогор. Высокая культура ремесла была представлена в законченности и продуманности форм кузнечных изделий. Любовь к пышному узорочью, богатой орнаментике воплотилась в различных кованых железных предметах, мелких бытовых и монументальных, предназначенных для украшения архитектурных сооружений.
Медный промысел. В любом крестьянском доме XVI-XX вв. на Русском Севере бытовала кованая медная посуда и утварь: миски, братины, ендовы, рукомойники, кувшины, тазы. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на о. Кегостров, на Мезени. Лили там церковные колокола, по своим собственным рецептам сплавов, создававшие богатую музыкальную палитру знаменитых северных звонов. Акты земского самоуправления XVII-XVIII вв. отмечают участие деревенских ремесленников в выполнение государственных и частных заказов на ковку пушечных ядер, гвоздей, решеток. Особенное развитие на Русском Севере получили изделия поморского литья.
Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета
Народная роспись
Традиции народной росписи уходят корнями в глубокую древность. Они получили широкое распространение по всему Северному краю. Центры росписей зарождались по берегам рек, от них, чаще всего, росписи и получали свое название. В русском народном искусстве XVIII - XX вв. сложились два основных направления декоративной росписи: графическая и живописная, свободно-кистевая. К графической росписи, уходящей корнями в XVII в., относятся росписи Борка, Пучуги, Нижней Тоймы, Пермогорья, росписи, http://www.cultnord.ru/mUserFiles/Image/2/rospisj_nar1_.jpgбытовавшие по рекам Пинеги, Мезени, Печоры. В них присутствуют геометризованные, сюжетные, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы. Их объединяла техника росписи по предварительной грунтовке левкасом яичными и клеевыми красками (техника, связанная с иконописью с профессиональным искусством). Росписью, как и резьбой, украшены предметы крестьянского быта: ендовы, скобкари, ковши, ставы, жбаны и солоницы, берестяные туеса и лубяные короба, люльки и сундуки, дуги и грабли, вальки и прялки.
Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета
Скульптура Севера
История северной скульптуры мало исследована. Ее истоки уходят еще в языческие времена и связаны с первобытными культами (деревянные языческие идолы, обетные и памятные кресты, куклы-панки). Первое же место в русском языческом искусстве ваяния отводится женскому божеству - Праматери, Берегине.
Постепенно, северное искусство вбирало в себя и традиции других территорий Руси, это, в первую очередь, Новгород и Москва. Хотя, сразу можно было заметить характерное отличие северной скульптуры - она отражала правду жизни и имела глубокую смысловую нагрузку. В народной скульптуре очень ярко проявились главные черты крестьянского плотницкого ваяния: пластика бытовой, обиходной вещи, постройки, украшения дома.
Скульптурный дар северян выразился в многочисленных видах резьбы: архитектурной, рельефной, ажурной, церковной, бытовой. На огромном пространстве Северного края формы народной резьбы позволяли различать "стиль" и "почерк" конкретного населения.
В конце XVI - начале XVI века всюду на севере возводились тябловые иконостасы, а их живописный ряд, наряду с иконами, занимали и скульптурные изображения Николы Можайского, Параскевы Пятницы, Георгия Победоносца, святой Екатерины, размещенные в отдельных резных киотах со створами. Декоративная скульптура при этом чаще всего использовалась лишь в вершине иконостаса, где укреплялись резные фигурки херувимов и серафимов. В середине XVII века в крупных северных городах и монастырях стали сооружаться высокие, украшенные резным декором, многоярусные иконостасы. В них стали широко использоваться декоративные возможности деревянной пластики. В Поморье была широко распространена и киотная скульптура (резьба рельефных икон, складней крестов).
Иконостасы и деревянные иконы, различные виды крестов и обетных столбов, резные божества и куклы-панки - все это разновидности культовой скульптуры, которая развивалась на Архангельском Севере долгие годы, начиная с XI века. Совсем другое направление развития получила светская скульптура, появлению которой на Севере мы обязаны Ф. И. Шубину, С. К. Суханову, В. А. Михалеву.
Источники:
· Гудскова, А. И. Скульптор Валентин Андреевич Михалев / А. И. Гудскова.- Л.: Художник РСФСР, 1963.- 24 с.: ил.
· Мальцев, Н. В. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России XVI - XVIII веков / Н. В. Мальцев, О. Н. Мальцева.- Вып. 1.- СПб.: [б. и.], 1998.- 127 с.
· Русская деревянная скульптура = Russian wooden sculpture / сост.: Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын.- М.: Изобразит. Искусство, 1994.- 327 с.: цв. ил.
· Художники Архангельска / сост. А. И. Гудскова.- Л.: Художник РСФСР, 1966.- 24 с.: ил.
· Художники Архангельска, 1935 - 2005. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство / Арханг. обл. орг. Союза художников России и др.; авт. вступ. ст. С. Неверович; сост. Д. Трубин.-Архангельск: Март, 2006.- 210 с.: цв. ил.