Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История развития народных художественных промыслов




 

Различные изделия из глины, металла, дерева и других материа­лов изготовляли на территории нашей настоящей, в т.ч. и бывшей страны, ныне СНГ с незапамятных времен. Археологические раскопки говорят о возникновении, на­пример, искусства керамики еще в эпоху неолита (на территории Узбекистана, Таджикистана).

Народные промыслы развивались на основе крестьянских до­машних ремесел, промыслов, которые постепенно превращались в мелкое товарное производство.

Сначала это были мелкие частные мас­терские, сосредоточенные в одном районе и специализировавшие­ся на производстве определенного вида изделий. Из поколе­ния в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий. Однако широкого разви­тия народные художественные промыслы получить не могли. Мастера народных промыслов находились в зависимости от хозяев мастерских и скупщиков.

Впоследствии (во второй поло­вине XIX в.) народные художественные промыслы попали в зависимость от крупного капиталистического производства, и, несмотря на обилие талантливых мастеров и богатые традиции, не выдерживали конкуренции с быстро развивающейся фабричной промышленностью и гибли. Русские земские организации и от­дельные меценаты пытались поддержать “кустарные промыслы” (так назывались народные художественные промыслы в те времена), но не могли остановить их общего упадка.

Возможность широкого развития художественные промыслы получили после Великой Октябрьской социалистической револю­ции.

С первых дней Советской власти Советское правительство уделяло постоянное внимание сохранению народного искусства художественных промыслов, возрождению погибших промыслов.

Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Стали проводиться регулярные выставки народ­ного изобразительного искусства. Первая такая выставка была организована в Историческом музее Москвы в 1921 г. Ремеслен­ники-кустари были приравнены к творческим работникам других специальностей, что значительно улучшило их положение.

Интенсивное возрождение погибших промыслов началось в 20-х годах XX в. Первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский считал развитие декоративного искусства одной из важнейших культурных задач. Он призвал объединить раз­розненные усилия и связать в мощную цепь организованного производства разбросанные центры художественных промыслов. Народные мастера были объединены в артели, мастерские и фабрики. Кроме того, к созданию художественных изделий привлекались талантливые самоучки, работающие самостоятельно, а также профессиональные художники.

На основе тщательного изучения традиций мастера возрож­денных промыслов обогащали изделия новой тематикой.

Первыми на путь создания новых сюжетов стали мастера Палеха. Изме­нили тематику бывшие иконописные промыслы во Владимирской и Ивановской областях. Стали возрождаться забытые промыслы народов и народностей Дагестана, Карелии, Якутии, Чукотки, Бурятии, Тувы.

Художественная промышленность в СССР превратилась в одну из важных областей социалистической художественной культуры, задача которой состояла во внедрении искусства в повседнев­ный быт.

Началась экспериментальная работа. На Ленинградском фар­форовом заводе имени М. В. Ломоносова, затем на Дулевском и Дмитровском заводах Московской области, на Фаянсовом за­воде имени Калинина в Калининской области и других были организованы экспериментальные лаборатории. На многих пред­приятиях к созданию высококачественных изделий были привле­чены художники.

С середины 30-х годов начинается развитие текстильной промышленности. Творческая работа художников-текстильщиков была направлена на возрождение лучших традиций художествен­ного ткачества.

В это время создавались новые образцы посуды, скульптуры малых форм. С конца 30-х годов началась экспериментальная работа в стекольной промышленности.

В послевоенные годы развернулось производство художествен­ных изделий из фарфора и стекла в Российской Федерации, республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

С 1958 г. предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. Такой принцип управления предприятиями народных художественных промыслов привел к быстрому развитию круп­ных предприятий ведущих отраслей промышленности. Мелкие же предприятия, находившиеся в ведении местных органов, не получили необходимой экономической помощи. В связи с этим развитие их происходило не на должном уровне, а некоторые промыслы были совсем забыты.

Особенно интенсивно стали развиваться народные художест­венные промыслы в 60-е годы. В середине 60-х годов началась перестройка управления промышленностью и проведение хозяйст­венной реформы. После сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС вновь создаются министерства местной промышлен­ности. Реорганизация помогла предприятиям народных художест­венных промыслов получить значительную материальную поддерж­ку за счет централизованных фондов экономического стимулиро­вания и государственных капиталовложений.

В послевоенные годы развернулось производство художествен­ных изделий из фарфора и стекла в Российской Федерации, республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии….

Быстрыми темпами развиваются предприятия народных ху­дожественных промыслов Прибалтийских республик.

Восстановле­но узорное ткачество в Винницкой (Украинская ССР), Гомель­ской (Белорусская ССР) областях, резьба и роспись по дереву в Полтавской области (Украинская ССР), изготовление узорных войлоков в Казахской, Киргизской, Туркменской союзных рес­публиках. Во многих республиках возникли новые производства по выпуску художественной керамики, художественных строче-вышитых изделий, изделий из древесины, лозы, кости, камня, ковровых изделий и паласов и многих других.

Новый толчок дальнейшему развитию народных художествен­ных промыслов дало постановление ЦК КПСС “О народных художественных промыслах”(февраль 1975 г.), которое подчерк­нуло влияние народного декоративно-прикладного искусства на формирование художественных вкусов, обогащающего профессио­нальное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. Постановление предусматривало увеличение выпуска разнообразных изделий при непременном повышении их идейного и художественного уровня. Были отмечены успехи, достигнутые в развитии народного декоративно-прикладного искусства, и вместе с тем вскрыты недостатки, препятствующие дальнейшему его развитию.

ЦК КПСС поручил Госплану СССР, Государственному коми- тету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Государственному комитету цен Совета Министров СССР, ВЦСПС рассмотреть меры по повышению заинтересованности коллективов предприятий и отдельных работников, а также авто­ров произведений в выпуске высокохудожественных и уникальных произведений. Причем отмечалось, что на предприятиях народных художественных промыслов запрещается заменять ручной творчес­кий труд машинным производством стандартных изделий…

Восстановлены ранее забытые и созданы новые художествен­ные промыслы в ряде автономных республик, краев, областей. Повысилось качество и художественно-эстетический уровень вы­пускаемых изделий, расширился их ассортимент. Укреплена ма­териально-техническая база предприятий, внедрена более прогрес­сивная технология изготовления художественной продукции. Усовершенствовалась работа мастеров и художников, творческих групп и экспериментальных лабораторий, улучшился их квалифи­кационный состав. В центрах традиционных промыслов органи­зованы школы художественного мастерства. Совет Министров своим постановлением обязал соответствую­щие министерства обеспечить восстановление и дальнейшее раз­витие народных художественных промыслов, особенно в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока. Были установлены задания на 1982—1985 гг. по увеличению выпуска, расширению ассорти­мента и повышению качества художественных изделий.

Постановление помогло улучшить материально-техническое обеспечение народных художественных промыслов, расширить применение надомного труда.

В одиннадцатой пятилетке было обеспечено дальнейшее раз­витие народных художественных промыслов. Расширены предпри­ятия художественных промыслов: вологодское объединение “Снежинка”, Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, мстерская художественная фабрика “Пролетарское ис­кусство”, семеновское производственное художественное объеди­нение “Хохломская роспись”, производственное художественное объединение “Елецкие кружева”, Жостовская фабрика декоратив­ной росписи, Кунгурский завод художественных изделий, Сысертский завод художественного фарфора, Пятигорская фабрика су­венирных изделий. Реконструированы некоторые предприятия: Лухская строчевышивальная фабрика (Ивановская обл.), произ­водственное объединение “Гжель” (деревня Турыгино Московской обл.), Федоскинская фабрика миниатюрной лаковой живописи (Московская обл.), омская фабрика “Ковровые изделия”, комби­нат “Уральский камнерез” (Пермская обл.), Скопйнская фабрика художественной керамики (Рязанская обл.).

Союз художников РСФСР активизировал работу с ведущими художниками и мастерами традиционных центров народных ху­дожественных промыслов. Произведения ведущих мастеров стали широко показывать на выставках и творческих смотрах.

Большое внимание в двенадцатой пятилетке уделяется со­вершенствованию организации производства (специализации и ме­ханизации вспомогательных процессов), улучшению качества ху­дожественной продукции, ее отделки, оформления, упаковки. В этом направлении сделано уже немало. Проведены работы по дальнейшему подъему и развитию творческой активности масте­ров и художников для создания новых образцов художествен­ных изделий. Созданы экспериментальные и творческие группы из наиболее талантливых и квалифицированных художников и мастеров: на заводе “Художественная керамика” (г. Опошня Полтавской обл., Украинской ССР), на Гусевском хрустальном заводе (г. Гусь-Хрустальный Владимирской обл.), в Ленинград­ском объединении по производству фарфоровых изделий имени М. В. Ломоносова и др.

В Российской Федерации открыт музей декоративно-приклад­ного искусства, где периодически мастера и художники представ­ляют свое мастерство.

В настоящее время в нашей стране изготовлением изделий художественных промыслов занято более 500 государственных специализированных предприятий — это объединения, заводы, фабрики, а также творческие ателье, мастерские и отдельные мас­тера и художники на дому.

Большая часть предприятий, выпускающих изделия народных художественных промыслов, находится в ведении местной про­мышленности. Экономическому развитию народных художествен­ных промыслов в системе местной промышленности помогает использование природных ресурсов, отходов производства, привле­чение народных мастеров, а также сохранение художественных традиций.

В Украинской, Узбекской, Белорусской республиках при министерствах местной промышленности организованы управ­ления художественных промыслов, осуществляющие централизо­ванное планирование предприятий по выпуску художественной продукции, подготовку кадров, а некоторые — и фирменную торгов­лю.

В других республиках организация работы народных мастеров, восстановление забытых промыслов, подготовка кадров, снабжение и реализация художественной продукции осуществляются через систему республиканских хозрасчетных объединений министер­ства местной промышленности. Курс на создание объеди­нений и специализированных предприятий взят такими респуб­ликами, как Украинская, Латвийская, Киргизская, Грузинская и др.

В некоторых республиках существует двойное подчинение предприятий народных художественных промыслов: местной про­мышленности и местным Советам. Это увеличивает заинтересо­ванность местных органов в развитии народных художественных промыслов. (С.10)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2927 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2529 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.