Народные художественные промыслы входят в особую отрасль современной художественной промышленности, но в то же время относятся к декоративно-прикладному искусству.
Декоративно-прикладное искусство служит для художественного оформления быта человека, т. е. среды его обитания, жилого и общественного интерьера, костюма. В последнее время многие произведения декоративно-прикладного искусства, вырабатываемые предприятиями народных художественных промыслов, утратили свою первичную бытовую функцию, но приобрели еще большую художественную, эстетическую значимость.
Произведения декоративно-прикладного искусства создают как отдельные художники в индивидуальном порядке, так и коллективы мастеров-исполнителей на предприятиях художественной промышленности. Это ювелирные фабрики, стекольные, фарфоровые, гончарные заводы, деревообрабатывающие, ковровые комбинаты, на которых изготовляют художественные изделия бытового, подарочного и сувенирного назначения из тканей, пряжи, нитей, дерева, металлов и сплавов, глины, рога, кости, камня.
Предприятия современных народных художественных промыслов, выпускающие аналогичные изделия, отличаются от предприятий художественной промышленности прежде всего тем, что на них машины и механизмы используют в основном при подготовительных работах, на подсобных и отделочных операциях. Для самого же изготовления художественных изделий на данных предприятиях применяют ручной творческий труд мастеров-художников.
В изделиях народных художественных промыслов сохраняются и живут традиции, приемы мастерства и технологии народного декоративно-прикладного искусства, которые складываются иногда в течение столетий. От поколения к поколению мастеров передаются наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их орнамент, цветовая гамма. На основе исторического опыта и требований времени народные художественные промыслы развиваются и изменяются. В результате, одни изделия народных промыслов отмирают, исчезают, появляются другие, формируются новые области мастерства. Меняется характер и ассортимент изделий, выпускаемых предприятиями народных художественных промыслов.
Современным изделиям народных художественных промыслов свойственно яркое национальное своеобразие формы, орнаментации, колористического оформления, композиции. Каждый народный художественный промысел имеет свои стилевые особенности, специфические приемы выполнения.
Неповторимы изделия из металла красносельских мастеров и Дагестана, хохломская и городецкая роспись по дереву, художественная керамика Гжели, Опошни, Узбекистана, игрушки из керамики дымковских и каргопольских мастеров, изделия из дерева фабрики “Богородский резчик” и многие другие. В народных художественных промыслах тесно переплетаются искусство и производство. Ускорение технического прогресса производства не должно приносить ущерб художественному качеству изделий, иначе их нельзя будет называть художественными.
Предприятия народных художественных промыслов вырабатывают огромное количество изделий, различных по назначению, применяемому материалу, способу изготовления и технике обработки, орнаменту, тематике, колористическому оформлению.
Для лучшего изучения ассортимента и качества изделий народных художественных промыслов в основу их классификации целесообразно положить такой важный признак, как материал. Изделиям народных художественных промыслов материал диктует и способы обработки, и отделки, и художественное оформление.
По материалу, применяемому для изготовления художественных изделий, их делят на художественные изделия из дерева, папье-маше, металла, кости и рога, камня, керамики, стекла, кожи, пряжи и нитей, тканей, меха, пластических масс.
По назначению художественные изделия подразделяют на группы: утилитарные изделия (посуда, разделочные доски, кухонные наборы, мебель и пр.), декоративные изделия (ковры, гобелены, ткани, панно, декоративные вазы, тарелки и другие предметы оформления интерьера, а также предметы украшений: серьги, кольца, браслеты, кулоны, медальоны, гривны, гарнитуры и т. д.) и сувениры (нагрудные значки, плакетки, медали, барельефы, брелоки, макеты и др.).
По способу изготовления художественные изделия бывают: литыми, чеканными, филигранными, давлеными, коваными, гальванопластическими, столярными, токарными, резными, плетеными, вязаными, ткаными, вышитыми, выдувными, штампованными, лепными и т. д.
По художественному оформлению их выпускают: с резьбой, гравировкой, интарсией, инкрустацией, чеканкой, финифтью,
накладной филигранью, чернеными, оксидированными, полированными, шлифованными, тиснеными, с налепами, выжиганием, росписью и пр.
По тематике художественные изделия делят на: изделия со сказочно-былинной тематикой; отображающие исторические события и современную действительность; изображающие растительный и животный мир; орнаментального1 сюжета.
В свою очередь, каждую группу изделий народных художественных промыслов можно разделить по народным художественным промыслам, поскольку у каждого промысла — своя орнаментация, цветовая гамма, способы изготовления и отделки изделий и другие отличительные признаки. (С.27)
РЕЗЬБА по дереву.
Резьба бывает плоскорельефная (изображение находится в одной плоскости с фоном доски) и рельефной (изображение выступает над фоном). По приёму выполнения резьбу делят на геометрическую плоскорельефную с заоваленными контурами, плоскорельефную заоваленную с подушечным и подобранным фоном, рельефную с прорезью, контурную прорезную или сквозную, нитевидную, накладную, объемную или скульптурную. Для достижении яркой декоративности сочетают разные виды резьбы.
Плоскорельефная резьба. Относится к самым распространенным видам резьбы. Для нее характерен относительно глубокий рельеф. Эта резьба позволяет решать композиции с изображениями людей, животных, птиц и фантастических существ, растительным орнаментом. Для нее нужен большой набор стамесок и резаков разного профиля и сечения, до 50—60 штук. Материал применяется в зависимости от масштаба резьбы. Для крупной, в том числе архитектурной плоскорельефной резьбы используют мягкую древесину, для мелкой резьбы более вязкую. В плоскорельефной резьбе известны следующие разновидности: резьба с заоваленным контуром (выполняется на липе, ольхе, березе, осине, сосне, выбор древесины зависит от характера предмета), сподушечным фоном (плоскость фона приобретает мягкий рельеф — вид подушечек), с подборным фоном (резной рисунок расположен над поверхностью фона и благодаря своей рельефности дает большую игру светотени; резьба получается более рельефной, четко читается силуэт орнамента), рельефно-заоваленная резьба и ажурная резьба. Особенности ажурной резьбы: резьба по-сквозному получается, когда фон выбирают полностью; широко распространена в изготовлении резной мебели, кресел, перекидных скамеек, крестьянской утвари; пропилъная резьба — используется приукрашении домов: подзоры, полотенца, очелья окон, карнизы, балясинки ограждений балконов и крылец; накладная - когда резные детали накладываются на гладкий фон.Орнамент ажурной резьбы — самый разнообразный, от простейших геометрических форм до растительного узора, изображений птиц и животных. Для ажурной резьбы бытовых предметов в небольших изделиях и в мебели используют древесину липы, березы, клена и других лиственных пород. Тис, самшит применяют в миниатюрной резьбе, например для вставок (длиной до 8—9 см) в более крупные вещи. В архитектурной резьбе используется сосна. Контррельефная резьба - особая разновидность плоскорельефной резьбы, для которой характерен обратный, или негативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. Эта особенность объясняется специфическим назначением контррельефной резьбы — она широко применяется в изготовлении всевозможных форм и печатей. В прошлом из дерева резали формы для сыра и творога, масла, киселей и караваев. Изготовление форм для пряников, или пряничных досок, стало своеобразной областью народного творчества.
Объемная ( скульптурная) резьба принципиально отличается от всех видов резьбы. Само название говорит, что эта резьба связана с созданием объемных пластических форм, с созданием многомерных предметов, бытовой утвари и скульптуры. Их художественные особенности выявляются при рассматривании с разных сторон. В народном искусстве и художественном ремесле в данной технике выполнялись архитектурные детали крестьянского дома, всевозможная резная и долбленая утварь — и, конечно, деревянная, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка, так называемый щепной товар. К объемной скульптуре относятся богородские игрушки, так же работают в этой технике хотьковские резчики-ковшечники и горьковские резчики-ложкари. На русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, т. е. ложки с округлой формой черпачка, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.
Геометрическая резьба. Наиболее проста для освоения геометрическая резьба. Несмотря на то что она состоит из простейших геометрических фигур, двух-, трех-, четырехгранных углублений, прямых и округлых линий, различные их сочетания, как и в народной резьбе, дают большое число разнообразных композиций. Простейшие приемы резьбы: резьба параллельных линий вдоль волокон, резьба параллельных линий поперек волокон, резьба шашечек, резьба сетки. Трехгранно-выемчатая резьба. Для нее типичен орнамент из геометрических форм, имеющих в своей основе опрокинутую в глубь материала треугольную, равнобедренную или удлиненную, коническую и квадратную пирамидки, стреловидные, полулунные углубления. Благодаря бесчисленному количеству сочетаний простых элементов орнамент трехгранно-выемчатой резьбы столь же бесконечно разнообразен. Он создает красивую фактуру поверхности со своеобразной игрой светотени. Рисунок трехгранно-выемчатой резьбы предварительно рассчитывают и выполняют на бумаге.Приемы резьбы: резьба треугольников, разновидность треугольников- кулички, резьба рисунка трехстороннего сияния со срезкой, резьба розеток с гранями лучей — сиянием. Скобчатая, или ногтевидная, резьба. Это разновидность геометрической резьбы.Она получила название от основного элемента — скобчатого углубления — ноготка, получающегося благодаря полукруглой стамеске. Существуют особенности выполнения ноготков вдоль слоя и поперек слоя; резьбы листиков.
Контурная резьба. Изображения, выполненные контурной резьбой, похожи на гравированный рисунок. Орнамент резьбы четок и суховат в отличие от мягкой игры светотени трехгранно-выемчатой резьбы. Вместе с тем применение разнообразных порезок — прямых, параллельных, штриховых, округлых — дает возможность разнообразить композиционные решения.