Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Живописные северные росписи




Известно, что свободная кистевая роспись начала быстро распространяться на разных территориях России в основном только в последние десятилетия XIX в., примерно с 70-х годов. Прежде всего на нижегородской земле, на Урале, в Прикамье. Отсюда мода на такую живопись пришла и в соседние районы — Вологодскую и Архангельскую губернии.

Шенкурская роспись

Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины.

По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей – Борецкой, Пермогорской, Мезенской и т.д.

Для Шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи – насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый – для оживки, черный – для орнамента.

В основе рисунка – три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим. Данная роспись относится к виду свободно-кистевой, живописной, ею украшались прялки. (17,6). Шенкурской росписи свойственен растительный орнамент, в композиции главное – симметрия, равновесие. Сведения о Шенкурской росписи противоречивы и скупы, о ней мало сто известно. У каждого из авторов-исследователей свое мнение о ее появлении. Одни полагают, что корни ее здесь, на Русском Севере. Другие выдвигают версию о ее скандинавском происхождении. Третьи считают, что основывалась она на поморских резных прялках, о чем говорит геометрическая форма центрального цветка.

Впервые роспись была открыта экспедицией ученых в 1958 году, но в существовавшую тогда классификацию не вошла как непопулярная, несюжетная: Шенкурская роспись – орнаментальная. Заслуга изучения и открытия Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю.Арбату. Он считает, что центр росписи находился в деревне Нижняя Едьма. Здесь издавна расписывали прялки мастера Паромовы.

Существовало нечто вроде легенды, что при дедах-прадедах Паромовы ходили на отхожий промысел в пастухи под Ярославль и кто-то из них научился там малярить. Александр Иванович Поромов (1858-1932 гг.) сначала вырубал «коренушки», потом стал мастерить прялки с точеной ножкой и приставленным донцем, раскрашивая по темному и алому фону. Его племянник Михаил Андреевич Паромов (1870-1945 гг.) писал не только по красному, но и по желтому фону, но они всегда соблюдали композицию из трех роз.

В деревне Нижняя Едьма удалось отыскать очень старую (конец ХVIII в.) прялку-коренушку, которая помогла если не установить, то допустить как предложение путь, которым пришла в шенкурские деревни роспись. Вот как описывает эту прялку Ю.Арбат: «Цвет темного голубиного крыла является основным. Бордюры вводили красный тон. Основой композиции являлись три розы. Но какие они здесь? Три бело-розовые розы, растущие из вазона, т.е. куст роз, раскинутый на всей плоскости прялки». Он сопоставляет эту прялку с резьбой по дереву на досках, там точно такая же композиция (три розы – одна над другой, растущие из вазона), и делает вывод о том, что пришли эти розы из традиционной древнерусской северной резьбы. И прялки стали делать не для себя, а на продажу, композиция упростилась, исчез вазон, но вместе с тем роспись приобрела яркость.

В Шенкурске писатель встретился с мастером Федором Ивановичем Раковым, который принес сделанную им прясницу, а на ней те же три золотых цветка и узоры из широких, свободно нанизанных блекло-зеленых листьев «Барокко». Рисунок он перенял у И.В.Кутышева из деревни Колгозеро (Федовская), сделал трафарет и использовал его в росписи.

Уфтюжская роспись

Уфтюжской росписи дала имя река Уфтюга – небольшой приток Северной Двины. Делали такую роспись в деревнях Ново-Андреевская и Якшаково. Известны фамилии мастеров: Ф.И. Бестужев, А.Д. Кувакин, И.А. Андреев, Новинские, Трапезниковы. Уфтюжская роспись встречается на берестяных изделиях и на прялках. Фон росписи – светло-охристый, оранжево-розовый или красноватый. В растительных узорах изображаются растения с крупными листьями и цветами: тюльпаны, ромашки, лилии. Листья имеют каплевидную и остроконечную форму. Перья птиц напоминают растительные элементы. Основные цвета Уфтюжской росписи: красный, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, синий, реже – голубой, розовый, лиловый. Обводка и оживка выполняются черным и белым цветом. Уфтюжская роспись – свободно-кистевая. Среди жителей Верхней Уфтюги было много переселенцев из Поволжья и Заволжья. Это отражается и в типологии уфтюжских деревянных домов, в которых сочетаются черты среднерусских и северных жилищ.

Дело в том, что древняя местная живописная традиция, сложившаяся здесь к XVII—XVIII вв. и в первой половине XIX в., была совсем другая. Это подтверждают знаменитые северные прялки в таких центрах, как Пермогорье и Борок. Истоками живописной традиции в Пермогорье, например, были древние миниатюры из церковных книг и народная иконопись, в Борке — лубочные картинки и сложнейшие травные орнаменты в сканых изделиях Великого Устюга и Сольвычегодска. Еще более древнюю северную традицию в живописи представляют изображения на мезенских прялках, восходящие к отдаленному кругу памятников, возможно даже — к произведениям, связанным с первобытностью. В настоящее время сосуществуют и более древняя живописная традиция, и традиция свободной кистевой цветочной росписи XIX — начала XX в. Их используют при создании самых разнообразных произведений художественного ремесла, прежде всего при работе с берестой. Однако предпочтение, пожалуй, отдается все-таки древнейшей здешней традиции — миниатюрной, а не масштабной росписи. В Верхней Уфтюге есть интересный школьный музей с коллекцией, собранной силами учителей и учащихся, в Черевкове находится филиал Красноборского историко-художественного музея, где также ведется большая работа со школьниками по изучению истории и художественного наследия Северного края, что исключительно важно в наше время.

Так, что местная художественная традиция вовсе не умирает: она питает работы современных мастеров. Конечно, печных заборов теперь уже почти не делают, но мебель делать продолжают и многие деревянные предметы также. Они становятся более декоративными и менее функциональными, чем раньше, но это кажется преодолимым, если шире использовать произведения народных ремесел в нашем быту.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2798 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2450 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.