Северный народный женский костюм - составная часть женского русского костюма. Он является исторически сохранившимся вариантом традиционного русского костюма, т.к. был менее подвержен изменениям, чем костюм центральной и южной территории, на него меньше оказывала влияние городская мода, в частности из-за высокого уровня традиционности северной культуры и территориальной удаленности.
Характер северного костюма в большей мере соответствовал крестьянской эстетике. Женский костюм по сравнению с мужским ярче выявляет черты местного своеобразия, а наиболее выразительным в художественно-образном решении является праздничный вариант, в котором сохранялся традиционный покрой и шили преимущественно из более дорогих, покупных тканей.
Региональные отличия, особенности северной женской одежды позволили ее выделить в северорусский комплекс женского народного костюма. По всей северорусской зоне в качестве основной женской одежды бытовал традиционный комплекс рубахи с сарафаном. Обязательными элементами были головной убор, фартук (передник) или пояс, обувь. Одежда девушек и молодых женщин в праздники отличалась обилием украшений: бусы, серьги, кольца, браслеты, бреши.
Главную роль в костюме играет рубаха, она изготовлялась из белой домашней холстины и богато украшалась орнаментом, располагавшимся на верхней части рукавов; здесь он наиболее сложный и плотный по заполнению.
Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие подол покосной женской рубахи. Они отнюдь не были случайными. В глубокие времена люди передавали видимый мир условным изобразительным языком. По верованию наших предков, условные изображения защищали женщину от зла. Постепенно эта система превратилась в художественный орнамент, кроме магического, носила эстетическое содержание, которое сохраняет до сих пор.
Итак, на женских рубахах Архангельской области узор выполняется шерстью красного цвета, в орнаменте вышивки можно увидеть изображение птиц, стилизованных животных, пышные растительные мотивы.
«Рукава» или станушка - короткая рубашка с пышными рукавами из тонкой льняной ткани, носили при сарафане. Рукава часто украшали вышивкой или кружевом Молодые женщины носили рукава длиной до локтя, старшие - подлине, «за локоток». Стоячий воротничок – каблучок, застёжка - нарядная пуговка. Часто воротничок заменяли кружевной оборочкой.
Сарафан - безрукавная одежда: или на лямках, не закрывающая шею, без застёжки, или глухая «под горлышко», застёжка спереди сверху донизу. Пояс сарафана тканый, вязаный, с цветным узором. Материал, из которого шили сарафаны: самоткань цветная, клетчатая, в шашку, реже в полосу, нарядные шили сарафаны из гаруса – шерстяной цветной ткани, из канифаса – шёлковой цветной узорчатой ткани. Передник - фартук. В будни «для обрядни», носили из самоткани. Нарядные фартуки – из самоткани, из шёлка с вышивкой, с кружевами, с прошвами. Фартуки без нагрудников, от пояса до низа сарафана.
Почёлок - праздничный головной убор девушки, шит шелками и часто жемчугом. На лоб опускаются подвески из бисера или мелкого жемчуга. Сзади по спине спускаются ленты, покрывают косу. «Почёлок в жемчугах - у невесты лапотья в коробах».
Варежки - узорчатые многоцветные. Хвастали: «У ненакшанок в варежках десять узоров, а у нас, мезенок, шестьдесят».
Носки, заменявшие домашнюю обувь, вязали узорами из шерстяной нити 3 – 5 расцветок.
Надо сказать, что поморки отлично вязали на спицах. Без шерстяных вязанных бузурунок, носков, чулок и рукавиц рыбаки не могли идти на промысел – холода. Все вещи вязали из толстой некрашеной нити, втугую, чулки-поголенки – с двойной пяткой и подошвой, они часто заменяли домашнюю обувь. «Вяжешь втугую – пальцы обломаешь, зато рубаха – шуба, ветра не пропустит». Хорошо вязали в Зимней Золотице, в Неноксе и на Мезени. Вещи, связанные в этих местах, славились узором и качеством шерсти. Рукавички для детей и женщин вязали из мягкой шерсти яритинки – это шерсть молодой овцы или ягнёнка. Все вещи вывязывались с рисунком чаще из коричневой неокрашенной шерсти, но были рисунки, и простые и сложные, и из пёстрой окрашенной нити. «Нашенские узоры и стародавни, и свои». На рубахах рисунок вывязывался нагруди, на носках и на чулках – на голяшках, а рукавицы – сплошной рисунок. На изделиях часто повторялся рисунок звёзд - путеводная звезда в море, они или были рассеяны по поверхности вещи, или объединяются в сложные композиции. Открываются глубокие давние связи человека и природы, пути познания окружающего мира.
Многовековые традиции Беломорья ярко и разнообразно проявляются не только во многих видах народного искусства, которое достигло художественного совершенства: вышивка и ткачество, шитьё жемчугом и золотом, кружевоплетение. Всё, чем ни занимались жители северных окраин в своём нелёгком быту, хранит на себе отпечаток его таланта, душевного здоровья и тепла.
Художественные промыслы и ремесла Севера
Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных казулей и т.п.
Народно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники);и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду – вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки – «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью; берестяные емкости – туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.
Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, как прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.
Если производство прялок считалось преимущественно мужским делом, то домотканное искусство являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платья в подлинные произведения искусства.
В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали «царских» мест, царские врата, киоты, аналои, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕВЕРНЫЕ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ