Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура и глобальные проблемы современности




ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (от латинского “globus” — земной шар) — проблемы, от решения кото­рых зависит судьба цивилизации.

Социокультурный кризис нашего времени ведет к тому, что человечество со всей остротой осознает глу­бину дилеммы: должно ли оно полагаться на стихий­ный эволюционный процесс развития общества, или же мир нуждается в коренных целенаправленных из­менениях. Типологические черты современного гло­бального социокультурного кризиса: “алармизм” (тре­вожность), обусловленный осознанием двух фактов:

1) мировое развитие ориентировано на принцип коли­чественного роста, ведущего к катастрофическим по­следствиям. Сейчас эта черта связана с осознанием бо­лее конкретных фактов — таких как “ограниченность некоторых видов ресурсов”, “исчерпание по регионам”, “экономическое ограничение”; 2) возникновение опас­ных тенденций в использовании природных ресурсов, в ходе бесконтрольной переработки к-рых возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Речь

здесь идет об уничтожении лесов — легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя и т. д.

Поскольку пока нет возможности решить проблему голода, питьевой воды, неграмотности, отставания раз­вивающихся стран без увеличения потребления энер­гии и ресурсов, то алармистский кризис в ближайшей перспективе будет расширяться и углубляться.

Другие виды глобальных кризисов связаны преж­де всего с противоречивым характером социального развития. Цена научно-технического прогресса ока­зывается слишком большой. Дело в том, что увеличи­вается риск от гигантских катастроф (типа Чернобыль­ской). Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействия при­родных стихийных сил и социальных катаклизмов (типа войн и революций). В результате, с точки зре­ния общества, затраты на научно-технический про­гресс велики, а отдача его мала.

К Г. п. социального характера относится и проблема несправедливого распределения отрицательных воздей­ствий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обла­дающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие слои населения создают себе условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей. Таким образом, они перекладывают эко­логический риск на другие социальные группы.

О. М. Штомпель

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЙ — смена образовательных парадигм во второй половине XX в., глобализация образования. Это означает, что унифи­цируются, универсализируются его структуры и функ­ции в различных этнокультурных регионах. Т. Парсонс называл школу “эволюционной универсалией”. В на­стоящее время действуют единые принципы школьного образования: всеобщность, доступность, обязательность. В значительной степени унифицируются темпы, спосо­бы, формы и направленность школьного обучения. В немалой степени это связано с массовым использова­нием новых информационных технологий обучения, изменениями в глобальном разделении труда, форми­рованием единого научного и экономического простран­ства. В образовательной парадигме Нового времени высшей ценностью стало обладание научной истиной, дающей власть над миром и ведущей “к пользе”. Об­разование понималось прежде всего как обучение не­коей усредненной, усеченной, несколько примитивизированной науке. Конечной целью образовательных усилий было усвоение учениками некоего компендиу­ма знаний из основных сфер научной деятельности. Современный информационный “взрыв” в значитель­ной степени обессмысливает эту цель. Каждые 7-8 лет происходит обновление содержания большинства про­фессий, возникают новые научные дисциплины, рево­люционной перестройке подвергаются фундаменталь­ные науки. Возникает необходимость формирования инициативного, творческого работника, обладающего способностью к самообучению, повышению уровня сво­ей квалификации. Тем самым углубился разрыв как между социальным институтом образования в целом и тенденциями развития современного общества, новым образом постклассической науки, так и между личнос­тными смысложизненными ориентирами, формирую­щимися в повседневности, и теми целями, которые “навязывались” в ходе учебного процесса.

Б. Ю. Щербаков

КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ — явление, когда духовная культура не успевает приспособиться к изме­нениям в сфере материальной (напр., в результате опе­режающего развития научно-технического прогресса). Ценностный мир человека (особенно в XX в.) не успе­вает приспособиться к быстро меняющимся условиям его жизни. Так, возникновение новых информацион­ных технологий, их бурный прогресс явно опережают темп изменений в культурной сфере, поскольку тради­ции, обычаи, ценностные ориентации подавляющего большинства населения отражают предшествующий этап жизнедеятельности общества. Более широкое по­нятие, включающее в себя К. з. — “культурный лаг” (термин введен У. Огборном). Оно описывает ситуа­цию, когда одни части культуры изменяются быст­рее, а другие — медленнее. Часто возникает разрыв во времени между социальной и культурной динами­кой. Бывают случаи, когда технические новации, спо­собные в значительной степени изменить лицо обще­ства, отторгаются косной социокультурной средой.

Так, паровая машина, изобретённая в России И.И.Ползуновым в 1763 г., так и осталась воплощенной в одной-единственной действующей модели. Не следует аб­солютизировать понятия К. з., культурного лага, т. к. культура, особенно в период бурных общественных изменений парадигм социального развития, выполня­ет опережающие я “организующие будущее” функции.

О. М. Штемпель

ПРОБЛЕМА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ состоит в том, что продолжается процесс неудержимого прироста на­селения Земли. “Со скоростью в 60-е годы 8 т. ч./час, в 80-е — 10 т. ч./час, в начале 21 века — более 12 т. ч./ час. Прирост народонаселения на земном шаре состав­ляет около 85 млн. ч./год. Неконтролируемый рост населения, идущий главным образом в развивающихся странах, подрывает ресурсную базу, стремительно при­ближает к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Решение этой проблемы настоятель­но требует продумывания глобальных, согласованных мер по оптимизации демографического вала, однако эти меры в масштабах планеты еще не найдены, не согласованы и не введены в действие.

В. Е.Давидович

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ состоит в нарастаю­щей нестабильности экологической ниши, в которой живет человечество. Отношения человек-природа по сво­ей значимости начинают перекрывать экономические

заботы, политические хлопоты и теоретические слово­прения. Суть экологического вопроса состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к обвальному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, са­моочищения почвы, вод, атмосферы. Возникает воз­можность “коллапса” — резкого и стремительного ухуд­шения экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.

В. Е. Давидович

ПРОБЛЕМА ЭНЕРГОСЫРЬЕВАЯ — это вопрос о на­дежном обеспечении населения мира топливом и сы­рьем. Его возникновение объясняется взрывным рос­том потребления минерального топлива и сырья, воз­росшими масштабами их извлечения из земных недр. За XX век человечество потребило больше топлива и сырья, чем за всю предшествующую историю. Стре­мительными темпами идет истощение невозобновляе­мых источников энергии: угля, нефти, газа. Через каждые 10 лет выработка электроэнергии удваивает­ся, нахождение альтернативных источников энергии идет медленно. Резко обострилась проблема водных ресурсов, ставшая одной из наиболее сложных в со­временном мире. Нарастает загрязнение воздуха. Че­ловечество обеспокоено состоянием возделываемых почв и значительным уменьшением их пространства для сельскохозяйственных нужд.

В. Е. Давидович

ЦИВИЛИЗАЦИЙ СТОЛКНОВЕНИЕ — концепция, выдвинутая в нач. 90-х гг. XX в. американским по­литологом и культурологом С. Хантингтоном, содер­жание к-рой заключается в том, что после окончания “холодной войны” культурная самобытность опреде­ляет принципы как единства, так и дезинтеграции, конфликтов пивиа^изадэдА Веками историю творили государства, затем в XX в. их место заняли тотали­тарные идеологии, теперь же мировую политику на­чинает определять Ц. с. Следующая мировая война, если ей суждено быть, станет войной между цивили­зациями и культурами, поскольку противоречия меж­ду ними будут “доминантой глобальной политики, определят линии боев будущего, обозначенные лини­ями “излома” между культурами”. Особенно значи­мым и вероятным видится конфликт вдоль линии раз­лома между западной и исламской цивилизациями. По мнению Хантингтона, выживание Запада в подоб­ных условиях зависит от способности осознать свою цивилизацию как уникальную, а не универсальную, объединиться и противостоять вызову со стороны не­западных обществ. Возможность мировой войны ци­вилизаций зависит от того, насколько мировые лиде­ры готовы принять подобный вызов и пойти на со­трудничество в условиях Ц. с.

В. Н. Шевелев

Тема 10

ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

КУЛЬТУРА РОССИИ -культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (пример­но в VIII-XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорус­ской культурами. В этомизначальном и наиболее ха­рактерном для русского культурного самосознания ос­мыслении является определяющей мысль о времен­ном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди куль­тур других европейских народов. Существует и два иных подхода в определении понятия “культура Рос­сии” — сужающее и расширительное. Первое настаи­вает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного об­разования, сложившегося в собственно России. С дру­гой стороны, набирает силу (особенно в настоящее время) представление о культуре России как совокуп­ности множества различных национальных культур, так или иначе связанных, с.собственно русской культурой. Оба стремления: и обособительное, и расшири­тельное — в известной мере объясняются спецификой и самой русской культуры, и путей ее исторического развития, своеобразием природных условий и социо-культурного окружения, а также общим колоритом исторической эпохи. В христианском мире русская культура— одна из трех (наряду с византийской и западно-христианской) наиболее значимых культур.

А. Н. Ерыгин

КУЛЬТУРА РОССИИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР — ас­пект сравнительного рассмотрения русской культуры с культурами иных цивилизаций с целью установле­ния принципиального взаимодействия между ними, преодолевающего локалистский характер или даже шпенглеровскую “взаимонепроницаемость” замкнутых цивилизаций-культур. Сравнение возможно на трех уровнях: национальном (Россия и Франция, русская и немецкая культура и т. п.), цивилизационном (со­поставление России с цивилизациями Востока и за­падноевропейской “фаустовской” или “западно-хрис­тианской цивилизацией), типологическом (Россия в контексте Запада и Востока вообще). В национальном

отношении русская культура — одна из национальных европейских культур, имеющая свое особенное “лицо”, наряду со всеми остальными, начиная с древних эл-линов (греков), от которых и идет европейская цивилизационно-историческая традиция. Эта специфика — ееь огромная территория и единое государство русско­го народа, а отсюда— совпадение нации и цивилизацииии. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство (а отчасти связь через греческую Ви­зантию с эллинской общеевропейской основой), от ци­вилизации западноевропейских народов — православ­ный характер русской культуры и указанные выше геополитические моменты. Наконец, в самом широ­ком культурологическом контексте Россия вместе с Западной Европой — это Запад в противоположность Востоку. Этим и определяется место России в диалоге культур: как геополитическая сила она уже спасла европейскую цивилизацию (от монгольского погрома культуры в средние века и от собственной европей­ской “чумы”, фашизма — вXX в.); как духовная сила она еще может ее спасти, если спасет себя от собствен­ной “порчи”.

А. И. Ерыгин

КУЛЬТУРА РОССИИ В ЕЕ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗ­ВИТИИ — аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время. Складывание — становление русской культуры (примерно до XI—XIII вв.) проис ходило в условиях консолидации, объединения вос­точнославянских племен перед лицом внешней опас­ности (Хазарский каганат, норманны-викинги), внут­ренних распрей-беспорядков, что вело к образованию государства (Киевская Русь), а с другой стороны, бла­годаря духовно-культурному воздействию на язычни­ков-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии — самого развитого в культурном от­ношении государства в мире. Христианизация Руси в конце Хв. (при Владимире I Святом) стала решаю­щим рубежом в оформлении древнерусской культу­ры — с ее письменностью, книжностью, образованно­стью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художествен­ной литературы.

После XIII в. древнерусская культура развивается по трем основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный “византий­ский след”, но одновременно оказавшись в постоян­ном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая орда) и католическим Западом (Ли­вонский орден, Польша, позднее Литва). Расцвет рос­сийской культуры XIV-XVI вв. (эпоха Московского царства) прерывается “смутой”, знаменовавшей, од­нако, резкий подъем духовно-религиозного, нацио­нально-государственного и общекультурного самосоз­нания. С XVII в. и до наших дней продолжается “но­вый период” в развитии русской культуры — период “европеизации” и одновременно “универсализации”, неуклонного нарастания секуляризма (вплоть до “атеизации” культуры в советское время) и возврата к христианству и православной духовности.

А. Н. Ерыгин

КУЛЬТУРА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУ­РЕ — актуалистический и прогностический аспект рас­смотрения культуры вообще с акцентуацией внима­ния на русской ее составляющей, на роли и месте Рос­сии именно в современной культуре. Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к россий­ской и наоборот; на границе — пересечении получаем определенный ответ. Две важнейшие особенности ха­рактерны для современной культуры: культурная эк­спансия Запада — в ситуации предельного обмирще­ния и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивили­зациях перед лицом “модернизации” и “вестернизации”. Российская культура в новое время и особенно в советскую и постсоветскую эпохи испытала на себе подобное же воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов “западничества” и “модернизма”, что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности и к ис­торическому разрыву между православием и культу­рой. В какой мере культура, ориентированная на сци-ентистски-материалистический идеал универсально­сти, внутренне противоречивый в своей основе, имеет перспективу и будущее, — вопрос, все более волную­щий самых значительных мыслителей Запада. Их по­иск — в направлении возрождения базисных ценнос­тей христианской культуры — совпадает с усилиями тех православных мыслителей и ученых, людей ис­кусства, практиков,и политиков, которые отстаивают не “самобытничество” России ради него самого, но тра­диционную для русской культуры идею ее принципи­альной “духовности”. Именно этой своей духовностью как уже признанным вкладом русской культуры в ми­ровую культуру, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь сегодня и себе самой, своему наро­ду и государству, и тем напряженным исканиям, ко­торые ведет в своем культурном самоанализе и само­познании западноевропейская цивилизация.

А. Н. Ерыгин

КУЛЬТУРА РОССИИ И ПРАВОСЛАВИЕ — основ­ной аспект, выражающий специфику и важнейшие особенности развития русской культуры на всем его протяжении и особенно в допетровскую эпоху (часто обозначаемую в литературоведении, истории эстетики и исторической культурологии как “эпоха Древней Руси” в противоположность послепетровскому “ново­му времени”). Православие — изначальное христиан­ство “Единой, Святой, Соборной и Апостольской цер­кви” (согласно общецерковному Никео-Цареградскому Символу веры IV в.), принятое Киевской Русью в конце Х в. при Владимире I Святом, т. е. до отделе­ния от него западной церкви во главе с папой, став­шей именоваться католической. Связь с православной Византией и отмежевание от католичества Западной Европы, а с XVI в. — и от протестантизма, возникшего в эпоху Реформации, — основные духовно-мировоззрен­ческие устремления и самого русского народа (образ Святой Руси в народном самосознании), и всех выда­ющихся творцов русской культуры. Ярче всего мысль о хранении русским народом, его культурой бесцен­ных духовных сокровищ православия ради общечело­веческого спасения, достигаемого только со Христом и во Христе, выражена в знаменитой пушкинской речи Ф. М. Достоевского. Вместе с тем следует видеть и понимать фундаментальное различие между право­славием и православной культурой. Спасает челове­ка святость, личный подвиг христианской жизни. Цер­ковь — зримая и незримая, к которой он принадле­жит (причастен), но отнюдь не православная культура, простая принадлежность к ней или даже активное культуротворчество — пушкинского или любого дру­гого масштаба.

А. Н. Ерыгин

КУЛЬТУР ДИАЛОГ — обмен культурными идеями, ценностями и смыслами, происходящий между дву­мя культурами. Проблема К. д. формулируется в свя­зи с тем или иным пониманием культуры. Так, В. Библер понимает культуру как микросоциум людей, ма­нифестируемый в доминантном “произведении” своей эпохи (например, трагедия в античности), дающем це­лостное представление о логике культуры, и в таком виде участвующий в К. д. В этом контексте К. д. выс­тупает как диалог потенциальных возможностей тех или иных культур, стремящихся обнаружить в об­щении с другими культурами бесконечные резервы.своего, собственного существования; диалог предста­ет как диалог логик различных культур. К. д. ха­рактеризуется через одновременное со-бытие и обще­ние культур независимо от исторических рамок их существования (например, К. д. может происходить между культурой XX века и античностью, современ­ностью и Возрождением). Культура может вступать в диалог, если в ней возникает фундаментальное со­мнение в собственном смысле. К. д. есть не просто сравнение или взаимодействие культур: он способ­ствует логическому порождению новых смыслов куль­туры. В своей полноте К. д. реализуется в XX веке, когда впервые сталкивается множество различных культур как равноправных всеобще-особенных субъек­тов, когда культура сдвигается в центр человеческого бытия, раскрывая свой предельный кризисный и тра­гедийный характер, когда испытывается необходи­мость нахождения логики обоснования культуры как всеобщего феномена. Иная концепция К. д. формиру­ется в рамках семиотического направления понима­ния культуры (Ю. М. Лотман, московско-тартусская школа).

Ю. А. Овинникова

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — глобальный про­цесс сближения национальных культур и ценностей, укрепления культурных, коммуникационных, цивилизационных связей, в ходе к-рого достижения на­уки и искусства, новые формы социальной и полити­ческой деятельности быстро распространяются и усва­иваются в современном мире, формируя его целостность. Постепенно оформляются элементы новой, интеграль­ной мировой культуры, к-рая соединяет в себе основ­ные ценностные представления различных регионов, религий, культур. Распространяются ценности, бла­гоприятствующие сближению народов и культур — терпимость и признание равноценности различных культурных систем, отказ от завышенной оценки соб­ственной системы ценностей, признание ценностного многообразия. Вместе с тем К. и. не означает унифи­кации культурных норм, способов восприятия и осо­знания мира, культурных генотипов, систем тради­ций. Всякий этнос, государство, общество восприни­мают из глобальной системы общекультурных связей и взаимодействий то, что соответствует традициям, менталитету, психологическому складу.

В. Н. Шевелев

КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА КАНАЛЫ МАССОВОЙ ТРАНСЛЯЦИИ. Каналы массовой трансляции куль­турного опыта — общедоступные институциональные образования, рассчитанные на широкую аудиторию и осуществляющие процесс инкультурации индивида посредством трансляции ему фрагментов общего и спе­циализированного культурного опыта. К каналам массовой трансляции относятся: системы образования, массовых коммуникаций и учреждения культуры.

Массовая коммуникация — это относительно одно­временное воздействие на большие гетерогенные ауди­тории каких-либо символов, передаваемых безличны­ми средствами из организованного источника, для ко­торых члены аудитории анонимны.

Средства массовой коммуникации (радио, кино, те­левидение, газета, Интернет и др.), активно и интен­сивно воздействующие на современного человека, не только заполняют его досуг и информируют о состоя­нии мира, воспитывают, обучают, развлекают его — они достаточно сильно изменяют и весь строй его мыш­ления, стиль мировосприятия и тип культуры.

Функции массовой коммуникации, реализуемые коммуникатором — влияние на аудиторию посред­ством ее целенаправленного информирования для осу­ществления задач социальной системы.

Потребности аудитории — получение информации об окружающем мире для социализации личности, ин­тегрирования ее в социальную систему, а так же для индивидуального развития и самореализации.

Средства массовой информации — это технические средства фиксации, копирования, тиражирования, хранения текстов и системного, постоянного распрос­транения целостного потока информации, адресован­ного массовой аудитории.

Коммуникация — это специфическая форма чело­веческого общения. Выступая в качестве момента со­держания сферы духовной жизни, она является в то же время выражением системного качества последней. Сама культура, при этом, рассматривается как дина­мическая система функционирования информации. Значимые ценности культуры, играют роль опреде­ленных информационных сигналов, распространяемых в обществе в знаковой, символической, а также образ­ной форме. В ходе общения культурные ценности способствуют передаче жизненного опыта внутри и между поколениями. Таким образом, обмен духовны­ми ценностями оказывается главным содержанием в развивающейся культуре общества. Средства комму­никации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда вы­ражают собой способ передачи, сохранения, производ­ства и распространения культурных ценностей в об­ществе. Существует два типа средств коммуникации:

1) естественно возникшие (язык, мимика, жесты);

2) искусственно созданные (технические), подразделя­емые на: а) традиционные (пресса, книгопечатание, письменность) и б) типично современные (радио, те­левидение, Интернет). В содержательном отношении коммуникация может быть дифференцирована на че­тыре основных информационных направления: новационная (приобщающая потребителя информации к новым для него знаниям о свойствах и признаках яв­лений, объектов и процессов, о технологиях и нормах осуществления какой-либо деятельности, актов пове­дения и взаимодействия, о языках, знаках и сред­ствах коммуникации, обучающая его социальному опы­ту сообщества или человечества в целом и т. п.); ориентационная (помогающая потребителю информации ориентироваться в системной структуре природного и.социального пространства,/в (иерархической соотнесен­ности его элементов, социализирующая и инкультури-рующая индивида в сообществе его проживания, фор­мирующая его экзистенциальные и ценностные ориен­тации, задающая критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и пр.); стимуляционная (воздей­ствующая на мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая знания челове­ка об окружающей действительности и технологиях де­ятельности, а также стремление к получению недоста­ющих знаний ради удовлетворения его социальных притязаний и др.) и корреляционная (уточняющая или обновляющая отдельные параметры перечисленных выше видов знаний, ориентации и стимулов). Соб­ственно культурную специфику эта информация при­обретает постольку, поскольку регулирует представ­ления людей об уровне социальной приемлемости тех Или иных способов осуществления любого вида дея­тельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем в конечном счете и определяется функциональная на­грузка этих знаний и представлений как инструмен­тов обеспечения социального взаимодействия людей.

A.С.Атчикова

КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — особый вид связей и отношений, к-рые складываются между куль­турами в процессе взаимообмена культурными иде­ями, нормами и ценностями. К. в. может осуществ­ляться как внутри одной культуры (внутрикультурное взаимодействие) — распространение культурных образцов, присущих одному слою общества на др. слои и группы, так и между разными культурами (кросс-культурное взаимодействие). К. в. могут быть: 1) ней­тральными, когда культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются; 2) альтернативными (кон­тркультурными), когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится за­нять доминирующее положение и внедрить в общнос­ти свои ценности и стандарты; 3) конкурентными (со­стязательными), когда в процессе саморазвития и борь­бы за прозелитов культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтности отношений.

Выделяют разные уровни К. в.: 1) этнический, ха­рактерный для отношений между локальными этно­сами, этноязыковыми, этноконфессиональными и др. общностями; 2) региональный, возникающий в резуль­тате длительного общения между народами и нация­ми в контексте их взаимодействия в пределах опреде­ленной историко-географической целостности; 3) на­циональный, формирующийся как на моноэтнической, так и полиэтнической основе через общую хозяйствен­ную деятельность и государственно-политическую ре­гуляцию; 4) цивилизационный, осуществляющийся между разными типами культурно-цивилизационных систем, в ходе к-рого происходит обмен духовными, художественными и научными достижениями. Пози­тивное К. в. в современном обществе может быть осу­ществлено на основе принципов культурного плюра­лизма, толерантности, солидарности, уважения к куль­турным различиям и т, д., а также отказа от идеи универсальности западного пути развития и западной цивилизации.

Ю. П. Сакун

КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ — это те нормы, ценности, ус­тановки, образцы поведения, способы деятельности (причём слово “деятельность” здесь нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материаль­ного и духовного освоения человеком мира), которые специфичны для данной социокультурной общности. Они формируются в ходе исторического развития со­циокультурной общности и приобретаются личностью в ходе её развития и становления. С одной стороны, К. о. является важнейшим фактором социализации личности, определяющим ее место в структуре обще­ства, ее мировоззренческие, этические, эстетические установки. В повседневной жизни человек использу­ет т. наз. фоновые культурные знания — ту часть К. о., к-рая является общеизвестной и, как правило, чело­веком не осознаётся — осознание возникает лишь при встрече с другой культурой. С другой стороны, осо­бенности К. о. являются и характеристикой обще­ства в целом: способ воспроизводства и передачи К. о. от поколения к поколению в любой социокультурной общности характеризуется единством традиции и но­вации, тенденции к сохранению существующего К. о. и тенденции к его обновлению. В зависимости от пре­обладания той или иной тенденции общества могут быть разделены на традиционнее и современные К. о. является одновременно результатом культур­ной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества и вхождение в них новых индивидов. Информация, заключённая в К. о., и составляет сущность культуры.

И. Г. Куприянов

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС МИРОВОЙ. Наряду с раз­витием культуры отдельных стран, континентов, су­ществованием восточного и западного типов культу­ры, религиозных и светских разновидностей, широко используется понятие “мировая культура”. Оно озна­чает наличие в многообразных формах культуры тех общих характеристик, которые делают ее единой. Это та культура, субъектом которой выступает все чело­вечество. На переломе веков и тысячелетий человече­ство выходит на новую орбиту своего культурного раз­вития. Мировой культурный процесс идет противоре­чиво, он развивается по разным направлениям, но вместе с тем можно полагать, что его внутреннее со­держание состоит в диалоге прошлого и будущего, в диалектическом отрицании культуры прошлого и возникновении новой, интегральной культуры, контуры к-рой еще только намечаются.

В. Е. Давидович

КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Учитывая культурное многообразие Рос-си®, необходимо рассмотреть 'вклад, внесенный в М. к. Начиная с Крещения Руси в течение всех допетров­ских времен русские внесли огромный вклад в разви­тие иконописи, зодчества, средневековой христианской литературы и исторического летописания. В дальней­шем деятели К. Р. внесли вклад в развитие науки и техники, а также создали величайшее наследие лите­ратуры, философии, классической музыки и изобрази­тельного искусства. Причем литература и философская мысль до сих пор привлекают многих мыслящих лю­дей Востока и Запада (высокий эстетизм и человеко­любие в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева и др.). Миссионерская деятельность Церкви мирно рас­пространила православие среди финно-угорских наро­дов, многих коренных народов Севера, Сибири и Даль­него Востока, отчасти индейцев Северной Америки (на Аляске), а вместе с этим письменность и просвещение.

В. О. Моргачев

КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬ­ТУРЕ. М. к. общее название всех культурно-исто­рических типов и традиций человечества. К. Р. вхо­дит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. К. Р. изначально была открыта также влияниям Запада и Востока. Сла­вянофилы усматривали связь К. Р. с К. Византии и южных славян, западники — с К. Европы, евразий­цы — с К. кочевников Евразии. Открытость К. Р. раз­личным влияниям дала повод Н. А. Бердяеву усматри­вать в ней основу синтеза традиций Востока и Запада, основанного на евангельских христианских идеалах. Апологеты имперского типа государственности усмат­ривают в этих особенностях К. Р. также основание исторической миссии России как гаранта континен­тального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успеш­но передавать свои ценности новым поколениям и уча­ствовать в диалоге культур.

В. О. Моргачев





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 772 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.