Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура общества индустриального




Концепция индустриального общества была сформу­лирована Р. Ароном и У. Ростоу и получила развитие в работах по постиндустриальному обществу (Д. Белл, О. Тоффлер). Индустриальное общество следует за аграрным (традиционным) и предшествует постин­дустриальному. Тоффлер характеризует К. о. и. тер­мином “второй волны” из трех. В рамках К. о. и. натуральное хозяйство, характерное для аграрного об­щества, уступает место массовому рыночному произ­водству. Общество организуется “вокруг принципа функциональной эффективности” (Белл). Производ­ство стандартизированных товаров и услуг оказыва­ется более эффективным, чем штучное. Д. Белл отме­чает три отличительные черты индустриального об­щества — 1) рост крупных корпораций; 2) отпечаток, который накладывают машины и их ритм на харак­тер труда; 3) трудовой конфликт, воплощающий в себе противостояние классов.

Положение человека в контексте К. о. и., т. о., неоднозначно. С одной стороны, это “человек-масса” (X.Ортега-и-Гассет), похожий на других, не имеющий определенных жизненных целей, чувства личной от­ветственности, “одномерный человек” (Г. Маркузе), ориентированный на некритичное соглашательство с существующим мироустройством и бездумное потреб­ление. Это позволило говорить о “массовом обществе”, которое вызвало резкую критику со стороны ряда ис­следователей. С другой стороны, нельзя забывать, что в контексте аграрного общества возможность разви­ваться, как личность, была доступна лишь немногим. С разрушением сословной иерархии массы выходят на историческую арену (Ортега-и-Гассет).

Важная особенность К. о. и. — установка на науч­но-рациональное познание. Это относится не только к собственно науке, но и всему образу мышления. Зна­ние рассматривается как нечто объективное (А. де Сен-Симон). Наука нацелена на изучение мира, как он есть, но не ставит целью решение проблемы “как должно быть”. Наука становится мировой, объединяя усилия ученых из разных стран. Во многом развитие науки и техники превращался в самоцель, моральные ноуяь! и ограничения заменяются авторитетом науки. Для К. о. и. характерны ориентация на будущее, представ­ление о необратимости исторического прогресса (при этом под прогрессом понимается научно-технический прогресс), а также идея преобразования и подчине­ния человеком природы.

Со временем К. о. и. трансформируется; Белл вы­деляет три главных изменения: 1) модернизация пред­приятий благодаря управляющим (т. н. “революция менеджеров); 2) относительное сокращение пролета­риата и рост технического и профессионального слоя;

3) изменение политической системы в направлении бюрократизации и технократизации. Изменение по­ложения личности, тесно связанное с повышением роли информации, автоматизацией и компьютериза­цией производства, знаменует переход от К. о. и. к культуре постиндустриального общества.

Д. А. Чекалов

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ТОТАЛИТАРНОГО — со­вокупность общественных связей, ценностных уста­новок сознания и поведения, интересов и целей, при­сущая обществу, где вся жизнедеятельность строится на принципах “чрезвычайного положения”, с опорой на насилие. К. о. т. отличается господством особого рода идеологии как комплекса идей, к-рые легитимизируют право системы на существование. К. о. т. про­возглашает ценности, нацеленные на построение “свет­лого будущего” или “тысячелетнего рейха”, создание “нового человека”, интересы и свобода к-рого подчи­нены интересам государства. К. о. т. отличается жест­кой управляемостью со стороны режима, политичес­кой и идеологической заданностью, опорой на массо­вый энтузиазм, апелляцией к простейшим архетипам массового сознания, преданностью власти и вождям и вместе с тем псевдодемократизмом (поэтизация “про­стого человека” из народа, воспевание народных масс как движущей силы истории и пр.). В конечном счете К. о. т. становится инструментом манипулирования мыслями и чувствами человека. Художественно-иде­ологический проект замещает реальную действитель­ность, а все, что противоречит ему, отвергается и из­гоняется. К. о. т. характеризуется стремлением раз­рушить художника в человеке и человека в художнике, изъять из культурного обихода сами понятия личнос­ти, творчества, индивидуальности, собственного дос­тоинства.

Б. Н. Шевелев

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО — типкультуры добуржуазного периода и характера (древ­няя и средневековая Европа, классический Восток, африканские культуры). Ее основой является система межличностных отношений — коммунократических, коммуналистических, солидаристских, коллективист­ских, патерналистских — качественно отличных от буржуазных (безличных, вещных, юридических). В традиционной культуре отношения людей строятся как их собственные отношения, еще не облекаются в фор­му общественных (К. Маркс); имеют характер “ме­ханической солидарности”, где связи людей основы­ваются не на объективном разделении труда, а на их личных отношениях (Э. Дюркгейм); воспринимают­ся как “аскриптивные” (приписанные), статусные (Т. Парсонс).

Важнейшей особенностью К. о. т. является нераз­рывное единство индивида и группы. Образ действий человека диктуется его принадлежностью к группе, первичному коллективу, и его основные социально-культурные характеристики изначально присущи ему уже через сам факт этой принадлежности. Человек формируется и социализируется только как член сво­ей группы, его индивидуальные качества, интересы, устремления как бы “растворяются” в групповых, оп­ределяются в соответствии с его местом в иерархии своего коллектива.

В узком смысле К. о. т. — это образ жизнедеятель­ности, главную роль в котором играют традиции, ста­бильность, прошлый опыт (в отличие от общества бур­жуазного, культура которого базируется на идее про­гресса).

В. К. Королев

КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ — этап развития За­падноевропейской культуры. Начало Просвещения — “славная революция” 1688 г. в Англии; конститу­ционализм, парламентаризм и религиозная терпи­мость становятся базовыми политическими ценнос­тями буржуазии, всего третьего сословия. Конец Про­свещения — Великая французская революция 1789— 1794 гг. Результат этих революций — необратимость общеевропейского процесса становления техногенной цивилизации и буржуазных общественных отноше­ний.

Для эпохи Просвещения характерно: 1) понимание природы, в том числе и природы человека как разум­но устроенных; 2) деистическое миропонимание, ис­ключающее вмешательство творца в развитие приро­ды и общества, естественный характер законов при­роды и общества. Задача человека — постижение этих законов, использование их в своих целях; 3) призна­ние однолинейно-исторического развития, движущей силой которого является прогресс знаний; 4) борьба против суеверий позитивных религий, стремление за­менить их универсальной религией Разума; 5) выра­ботка основ естественной (понимаемой как рациональ­ной) морали, естественного права (“Декларация прав человека и гражданина” 1789 года); 6) популяриза­ция идей (масонские ложи, “Энциклопедия”, сало­ны); 7) замена типа рационализма (аристотелевский дедуктивный заменяется опытно-экспериментальным);

8) сотериологическая идея теряет религиозную фор­му. Цель и смысл человеческой истории в ней самой, а не за ее пределами.

С. М. Пешкова

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП - понятие, выражающее спещифику культуры относительно устой­чивой совокупности людей, имеющих общие интере­сы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторического развития. Специфика К. с. г. обусловлена прежде всего тем, что создается их пред­ставителями, имеющими различный интеллектуаль­ный уровень развития, социокультурные статусы и за­нимающими неодинаковое положение в обществе. К. с. г. хотя и близка к базовой культуре общества, отличается от нее несколькими чертами, напр., осо­бым вероисповеданием (старообрядцы), этническим происхождением (донские казаки) и т. д. Уровень спе­цифичности К. с. г. по отношению к основной куль­туре в каждом конкретном случае уникален.

А. С. Емельянова

 

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ — поня­тие, выражающее специфику культуры определенной группы людей, объединенных исторически сложив­шимися устойчивыми связями и отношениями и об­ладающих рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от социальных институтов и социальных организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются под воздействием объективного общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельно­сти. Исторически первыми видами общности были: семья, род, племя, община. В процессе исторического развития формируются такие общности как народно­сти и нации, с присущими им социальными норма­ми, ценностными системами и интересами. К. с. о. — это определенный уровень развития общества в це­лом, на который накладывается специфика организа­ции социальной жизни (обряды, обычаи, эпос, рели­гия), а также особенности национального характера, определяющие данную общность как культурную со­ставляющую общества.

А. С. Емельянова

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — понятие, обозна­чающее определенный исторический этап развития культуры (V—XV в.). В европейской культурно-исто­рической традиции сложилась практика представле­ния этого этапа в основном тремя культурными орга­низмами — культурой Западной Европы, Византии и Арабо-мусульманского Востока. Наличие определен­ной специфики каждой культуры, особенно исламской, не лишает возможности выделить некоторые общие черты, характеризующие культуру данного историчес­кого периода в целом.

Прежде всего она отличается феодальным укладом жизни (в разных формах), преобладанием натураль­ного хозяйствования и идеологии пропитания (дос­тойного содержания). В социальной сфере господству­ют сословная иерархия и идеология личного служе­ния, иерархическая вертикаль. Доминантами духовной жизни являются: монотеистическая религиозность (бе зусловное господство христианства, или ислама); тра­диционализм, ретроспективность, опора на прошлый опыт; символизм мира и его восприятия, потребность разгадывания величия и красоты Божественного тво­рения (от христианской экзетезы до арабского орна­мента); дидактизм, стремление передать другим лю­дям свое понимание величия Божьего промысла; уни­версальность, энциклопедичность знаний (арабская наука); историзм, обусловленный введением времен­ных координат рождения Бога и Страшного суда.

Средневековый человек служит Богу и своему фео­далу, не претендует на личностную жизнь, реализует в своей жестко регламентированной жизни предназ­наченную ему социальную профессиональную роль, во многом совпадая с ней. До XIII века безусловно пре­обладала тяга к общему, типичному, каноничность че­ловека; в позднем средневековье в городах начинает­ся мировоззренческий переворот, знаменующий нача­ло становления человека как личности.

В. К. Королев

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА— организационно-уп­равленческая деятельность государства в сфере куль­туры, направленная на создание в ней определённой системы регуляции. Государственная К. п. направле­на на: утверждение общности культурной жизни стра­ны; расширение сети культурных учреждений и ко­ординацию их деятельности; выработку и реализацию в жизнь единой политики в области образования и

науки; учёт, охрану и изучение культурного насле­дия, поддержку традиций; утверждение националь­ного единства через развитие уникальности и самобыт­ности национальной культуры; формирование средств массовой информации, обеспечивающих поддержку проводимой государством политики.

Методы достижения этих целей могут быть различ­ны и зависят от идеологических ориентации прави­тельства, от своеобразия культурных, политических традиций в обществе, от специфики социально-эко­номической ситуации и т. д. Существует закономер­ность: чем больше государство ориентируется на об­щенародные интересы, тем меньше оно опирается в К. п. на жесткие авторитарно-бюрократические мето­ды управления.

В демократическом обществе значительное место в формировании и проведении К. п. играют неправи­тельственные организации (творческие союзы, ассо­циации, частные издательства и т. д.) и частный биз­нес.

Г. Г. Нестеров

КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ. Важным разделом иссле­дований культуры является изучение ее истории, то есть генезиса и исторических этапов развития куль­туры. В рассмотрении последних особое внимание це­лесообразно уделить европейской культуре. Вместе с тем важно увидеть многообразие, “полифонизм” ми­ровых культур. Научный (европейский) тип культу ры проявляет свое унифицирующее воздействие лишь на современном этапе исторического развития, вовле­кая в научную орбиту традиционные культуры, воз­действуя на них, формирует многообразную палитру современных культур (Европы, Латинской Америки, Японии и др.).

Главная проблема тут состоит в том, чтобы избе­жать европоцентризма, монолинейного понимания культурно-исторического развития, в котором европей­ская культура понимается универсалистски не по сво­ему выходу (вкладу) в культуру современности, а по предполагаемой обязательности (универсальности) путей ее исторического развития. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного ге­незиса культуры, рассмотрения основных типов древ­них культур (Китай, Индия, Египет, Вавилон).

В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как, напри­мер, в концепции Шпенглера, они абсолютизирова­лись, и тогда речь шла о различных типах куль­тур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь не­проницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Ла­тинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследо­вателями возникала проблема его соотнесения и сопо­ставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимо­действовала.

Нам, выросшим, в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (Древний Запад), столкнув­шись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихооке­анского региона относятся к числу современных раз­витых стран. Другое дело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришли по-разному.

Только Европа создала современную науку с ее тех­ническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого уровня потребления. Восточные стра­ны “усвоили” научный опыт, произошла “трансплан­тация” (пересадка) науки в иную культурную среду, и там, где национальная культура показала свою жиз­неспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства.

Учитывая приведенные обстоятельства, в истории культуры можно использовать следующие принципы:

1) географический (локализация культур в географи­ческом пространстве); 2) хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени); 3) национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяже­нии ее исторического развития).

Построить историю мировых культур, не противо­поставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и куль­турологу Карлу Ясперсу. Согласно Ясперсу, ось миро­вой истории следует отнести ко времени 500 лет до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии:

приходит конец мифологической эпохе с ее спокой­ной устойчивостью, начинается борьба рационально­го опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатыва­ются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются осно­вы мировых религий.

Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических тради­ций и верований, не произошло реформирования куль­туры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обнов­ления, они изучаются как великие культуры древно­сти, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управле­ния государством. Эти культуры оказали опосредован­ное воздействие на современность через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археоло­гические памятники.

Г. В. Драч

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ — социальная фор­ма развития человеческой жизнедеятельности, основан­ная на системе “вещной зависимости” (К. Маркс). Со­вместная деятельность людей определена здесь круп­ным производством, “рациональным типом экономики” (М. Вебер). Рост массового производства происходит совместно с процессами индустриализации, урбани­зации, модернизации, совершенствованием науки, техники, развитием торговли и рынка. Самооргани­зация социальной жизни приводит к необходимости построения гражданского общества, правового госу­дарства, идеологии индивидуализма и прогресса.

М. В. Заковоротная

ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ. Термин “постиндустриальное общество” появился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский ка­питализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до Ве­ликого Кризиса 1929-1933 гг. Примечательно, что первоначально О. п. рассматривалось в рационалис­тических понятиях линейного прогресса, экономичес­кого роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем, уже в конце 50-х годов Рисман поставил под со­мнение целесообразность безграничного роста благо­состояния, отметив, что среди молодых американцев из “верхнего среднего класса” постепенно падает пре­стиж обладания теми или иными вещами.

С конца 60-х годов термин О. п. наполняется новым содержанием. Наиболее известными работами, посвя­щенными этому периоду, являются “Становление по­стиндустриального общества” Д. Белла (1973) и “Тре­тья волна” А. Тоффлера (1980). Сам термин “постин­дустриальное общество” был предложен Беллом.

Согласно теоретикам О. п. исторический процесс делится на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

В рамках аграрной культуры люди, работая малы­ми группами, по преимуществу взаимодействовали с естественной природой, находясь в зависимости от нее. В индустриальной культуре работа является взаимо­действием между человеком и искусственной средой, где людей заслоняют машины, которые производят товары. В постиндустриальной культуре на первый план выходит взаимодействие человека с человеком:

чиновника и просителя, врача и пациента, учителя и ученика, поэтому люди должны учиться жить друг с другом. Природа оказывается выключенной из рамок трудовой и общественной жизни.

Переход к постиндустриальной культуре характе­ризуется деконцентрацией и децентрализацией в про­изводстве и в сфере принятия решений (распределение властных полномочии). Общество постепенно при­ходит к гибким режимам и графикам, которые заме­нят синхронизацию в режиме конвейера, все выше ценятся оптимальные размеры и масштабы. Техни­ческая база О. П. основывается на достижениях био­логии, генетики, электроники, использовании искус­ственных материалов, а также деятельности под во­дой и в космосе; при этом производство станет не таким громоздким и экологически опасным. Большая его часть станет малообъемной и легкой в управлении. Отходы одних производств будут использоваться в качестве сырья для других.

Становление О. п. представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и ду­ховную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определить как “богатую индивидуаль­ность”, “многомерного человека”. Если еще 30—50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных (социальных) связей определялись, в первую очередь, тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую — его личными способностями, то “многомерный человек” реально может выби­рать между работой по найму и собственным бизне­сом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек мо­жет выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми.

Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним, как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах “рыночный ренессанс”.

За “рыночным ренессансом” в действительности стоит колоссальное развитие нерыночной сферы — си­стемы социальной защиты, образования, здравоохра­нения, культуры и, что очень важно, домашнего тру­да — по воспитанию, “производству” человеком са­мого себя и своих детей, труда непосредственного общения. Характерной чертой складывающегося О. п. становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора “развития потенциала человека”, где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем раз­витие этой сферы все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурен­тоспособность стран в мире. При этом развитие чело­веческих возможностей все меньше является прерога­тивой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного самоуправления, обще­ственных организаций, и, наконец, самих граждан.

Л. А. Путилина

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ — социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, основанная на системе “личной зависимости” (К. Маркс). Совмес­тная деятельность людей определена традицией, вне­экономическим принуждением, точным воспроизведе­нием образцов, ориентацией на прошлое. Традиция сохраняет нормы и модели поведения, она “закрыта” от вмешательства, сомнения, определяет устойчивый социальный порядок, систему социальных ролей и ста­тусов.

Понятие О. т. в целом охватывает многообразие об­ществ докапиталистической формации. О. т. развива­ется в рамках локального “мира-экономики” (Ф. Бро-дель).

М. В. Заковоротная

Тема 8

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ — проблема взаимоотно­шения К. и Л., определяющая, как и почему К. и Л. неразрывно связаны друг с другом. Имеет два аспек­та: 1) в К. 'формируется определенный тип Л. Общее историческое прошлое, коллективная историческая память, пространственно-временные модели, мифоло­гия, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, образцы и нормы деятельности, биосоциальный опыт, особенности географического пространства, специфи­ка социальных институтов, преобладающие экономи-еские модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, исторические традиции в науке, тех­нике и искусстве, этические и эстетические идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т. д. — факторы, влияющие на формирование Л. в К. 2) Л. воссоздает, изменяет, открывает новое в К. Без Л. нет К., так как Л. не только движущая сила и создатель К., но и главная цель ее становления.

Без Л. невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов К. Началом подлинной истории че­ловечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность в традициях. Человек стал созда­вать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь со-творцом истории. Опосредо­ванная связь одного человека с другими через про­дукты культуры, опыт и знания — основа становления человеческой К. и истории. В коллективной жизни людей наблюдается постоянная тенденция к созданию отдельных культурных миров, но возможно это только с учетом истории К. всего рода человеческого. К. тво­рится в совместной деятельности людей по обновле­нию жизни, в понимании ответственности перед все­общим, в самоотдаче личности. Творчество — создание новых образов, знаний, изобретений, средств общения, ценностей и т. д., обновление бытия в К. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие Л., со­провождающееся развитием К.

М. В. Зановоротная

КУЛЬТУРА МАКРОСРЕДЫ — культура, существу­ющая в макросреде — в цивилизации, обществе или крупной социальной группе (нация или класс).

Обычаи и законы одной макросреды могут быть не приняты другой. Чужой национальный уклад иност­ранец оценивает как невозможный и дикий, но “из­нутри”, в условиях культуры, где данный уклад раз­вивался, он воспринимается единственно возможным.

Материальная культура только на ранних эта­пах может определить главные ориентиры для разви­тия макросреды, в более позднем и развитом состоя­нии архетипы жизнедеятельности в макросреде опре­деляет духовная культура.

А. Б. Уваров

КУЛЬТУРА МИКРОСРЕДЫ — К. семьи, или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необ­ходима своя система знаков и трансляции. В семье, где сосуществуют две различные системы культурных ценностей, неизбежны трансформации обеих систем:

для сохранения семьи необходим их компромисс, в результате которого появляется третья система цен­ностей, вбирающая признаки обеих предыдущих сис­тем. Потомок уже растет в третьей микросреде.

Я. Морено, разработчик социометрии, считал, что минимальное количество сосуществующих индивидов составляют “атом” общества. Крайне редко такие “ато­мы” влияют на культуру всего общества, но они мо­гут создать свои системы знаков, трансляции знаний, шкалы ценностей внутри своей малой группы (напр. культура хиппи). “Атомами” создается идеальная для них самих культурная среда.

К. м. опирается на обычаи и традиции, но при этом она мобильно реагирует на новации. Такие проявле­ния культуры, как обыденные представления о мире, мода (в широком смысле слова — включая моду на ценности духовного характера) формируются в мик­росреде, а затем они, ретранслируясь по коммуника­тивным каналам, становятся — или не становятся — ориентирами для участников макропроцессов в куль­туре.

А. Б. Уваров

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ — понятие, обозначающее качество мышления, обеспечивающее определенную эффективность мыслительной работы в тех или иных сферах человеческой деятельности. Определение основ­ных характеристик мышления и, соответственно, К. м. осуществляется в логике, психологии, лингвистике, философии, а также нейрофизиологии, кибернетике (теории искусственного интеллекта). Логика связыва­ет К. м. с такими требованиями, как последователь­ность и стройность мысли, ее доказательность, соблю­дение определенных формальных правил. Философия использует для анализа К. м. важнейшие категории мышления — узловые, опорные пункты познаватель­ного мыслительного процесса, к которым относятся, например, противоречие, причина, необходимость, сущность, закономерность. Вследствие существенного различия сфер человеческой деятельности и условий поведения в них, К. м. предполагает разные мысли­тельные способности в качестве наиболее значимых для достижения успеха в той или иной сфере. В од­них случаях особое значение приобретают такие каче­ства К. м., как строгость, последовательность, дока­зательность, в других — фантазия, воображение, в третьих — так называемая “практическая смекалка” и т. п. В сфере науки К. м. определяется рядом при­знаков, таких как новизна, информативность, ориги­нальность, истинность, доказательность, корректность, теоретическая и практическая значимость.

М. Р. Радовель

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ— внешнее проявление внутренних правил и принципов личности. Является одновременно как составной, так и производной час­тью социально-культурных установок в обществе. В большей части нормы К. п. зависят от историко-временной, территориальной и национальной принадлеж­ности личности. Правила К. п., принятые в данном социуме, являются отправной точкой для определе­ния понятия девиации и девиантного поведения. К. п. тесно переплетается с этикетом.

В. Л. Новик

КУЛЬТУРА РЕЧИ — это умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Пра­вильной является речь, к-рая согласуется с нормами литературного языка (произношение, грамматика, лек­сика). Подлинная К. р. достигается умелым и умест­ным употреблением лексики разных стилей, разнооб­разием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций. Необходимо иметь ясное представление о стилистической града­ции языковых элементов, об их различном предназ­начении. Так, книжные слова уместны в жанрах книж­но-письменной речи — научной статье, докладе, тек­сте закона, газетной корреспонденции — и мало упот­ребляются в бытовых ситуациях общения. Особенно вредит бытовому языку канцелярит — неуместное употребление канцелярских слов и оборотов. С дру­гой стороны, в деловом документе или в научной пуб­ликации не употребляются слова и обороты стилис­тически сниженные, разговорные. По тому, как чело­век говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

А. Г. Стульцев

КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ – сфера культуры человеческой деятельности, охваты­вающая общественные отношения, в контексте к-рых осуществляется освоение человеком материальных и духовных ценностей определяется обычаями, традициями, нормами поведения, социальными ин­ститутами (семья, государство, церковь, школы, биб­лиотеки и т. п.), к-рые осуществляют воспитание, обуче­ние и развитие личности, поддерживают преемствен­ность в культуросозидающей и культуроосваивающей деятельности человека. К. ч. о. есть способ наиболее эффективного осуществления коллективной жизнеде­ятельности людей в обществе, форма регуляции про­цессов взаимодействия людей посредством историче­ского отбора, нормирования и стандартизации механизмов конвенциального (ценностные ориентации, нравственность, мораль, этикет и т. д.) и институцио­нального (право, политика, идеология, церемониал и т. п.) характера. К. ч. о. определяется уровнем куль­турного развития личности, социальной группы или общества в целом.

Ю. П. Сакун

ЛИЧНОСТИ ИНКУЛЬТУРАЦИЯ — постепенная вы­работка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культу­ры, для определенного исторического периода. В про­цессе И. человек подчиняется культурным стереоти­пам, процедурам, зафиксированным, прежде всего, в языке — в способах устной речи, письма и чтения. В результате он приобретает способность ориентироваться в культурной среде.

В целом процесс И. происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык; ценнос­тно-смысловые ориентиры; общественные идеалы; про­цедуры развития творческой деятельности; система коллективного знания; ментальные структуры обще­ства; системы и способы передачи и распространения социокультурной информации.

М. В. Заковоротная

ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс освоения и выработки индивидом социальных норм и правил общества для развития активной, полноценной лично­сти в обществе. В процессе С. происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социокультурного опыта. Существует множество раз­ных трактовок процесса Л. с.: а) Л. с. — есть подра­жание (Г. Тард); б) Л. с. — процесс интернаализации общественных норм, вбирание информации о значи­мых “Других” (Т. Парсонс). “Другими” могут быть ро­дители, учителя, группы сверстников, любимые акте­ры, образцы поведения, взятые из литературных про­изведений, из телевизионных передач и т. д.; в) Л. с. — приобретенные людьми опыт и ценности, требуемые для их социальных ролей (Д. Смелзер).

С. дает людям возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от по­коления к поколению. Л. с. трактуют как: непрерыв­ный процесс (Дж. Мид); ответ на кризис(3.Фрейд); постоянный рост (Э. Эриксон) и пр.

М. В. Заковоротная

ЛИЧНОСТЬ — понятие для характеристики челове­ка как субъекта творчества и свободы, способного пре­ображать мир и самого себя. Быть Л. — значит сози­дать свой уникальный внутренний (смысловой) мир и выступать причиной собственного существования. Но, являясь причиной самой себя, Л. одновременно выс­тупает как творческий центр Вселенной. Культура — всеобщий способ самореализации Л., выражение ее внутреннего смыслового единства с др. людьми и твор ческим опытом предшествующих поколений. Призва­ние Л. — осуществить себя, сделав культуру началом и ступенькой творческого восхождения. Понятие Л. подчеркивает в человеке сознательно-волевое начало. Слово “Л.” (“персона”) первоначально обозначало мас­ку, которую надевал актер в античном театре. Пре­вратившись в термин философии, слово “Л.” суще­ственно изменило свой смысл. Человек — Л. не явля­ется в театре жизни “лицедеем”, а возлагает на себя определенную социальную роль как миссию — свобод­но, с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Личностное бытие — это не­прекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается укло­ниться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Быть Л. трудно, а не быть Л. — иметь дефицит сознатель­но-волевого начала, прозябать в жалком состоянии лени, ипохондрии, мечтательности и завистливости, терять самоуважение и т. д. Способом внутренней ре­гуляции Л. является совесть, выражающая духовную свободу Л., ее автономию от природной и обществен­ной целесообразности. Л. уникальна и несет в себе внерациональную тайну свободы и творчества. В XX в. наибольший вклад в понимание Л. и проблем ее бы­тия внесли 3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Н. А. Бердяев, А. Ка­мю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, М. Бубер и др.

В. В. Ермоленко

МИКРОСРЕДА КУЛЬТУРНАЯ. Преломление обпасти культурных норм и ценностей требовала и конкретные правила поведения, особую иерархию ценностей и предпоч­тений как общесоциального, так и специфически куль­турного плана. В самом общем виде М. к. — это все предметы и явления, объекты и субъекты культуры, их аспекты, с которыми данный конкретный инди­вид контактирует непосредственно (слышит, видит, прикасается, разговаривает). Тогда макросреда — это вся та объективно существующая культура, с которой данный конкретный индивид взаимодействует через посредничество тех носителей, которые содержатся в М. В понятии культурной макросреды подчеркивают­ся объективные моменты культуры, которые изуча­ются в рамках классической (номотетической) науч­ной парадигмы, в понятии М. к. — моменты субъек­тивные, которые следует изучать прежде всего в рамках неклассической (идеографической) парадигмы науки. Структурно М. к. включает в себя прежде всего лю­дей — субъектов культуры, с которыми данный ин­дивид вступает в общение; среду непосредственного оби­тания — комната, квартира, дом, двор (чрезвычайно важны для социализации городского ребенка понятия “соседний двор” и “за домом”), дорога в школу или на работу; предметы — носители культуры — “немые” (предметы быта — ложка, горшок, письменный стол) и “говорящие” (книги, телевизор); устойчивые (отно­сительно независимые от людей) правила поведения в учреждениях (в больнице, детском саду, школе, ВУЗе, на производстве). Важнейшая функция М. к. заклю­чается в том, что она является той основой, к-рая обес­печивает сложный и многоплановый, продолжающий­ся всю жизнь процесс социализации индивида.

В. В. Ермоленко

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс и ре­зультат приспособления социальных групп и отдельных индивидов к изменяющимся природным и социальным условиям посредством изменения форм социокультурной организации и регуляции, социальных и культурных институтов общества, механизмов трансляции социаль­ного опыта, парадигм мышления в рамках системы цен­ностей данной культуры, интернализированных лич­ностью или группой. Границы адаптивного поведения при этом заданы пределами существования данной культуры. С. а. включает в себя социальную адапта­цию (т. е. социализацию) и культурную адаптацию (процесс и результат приспособления к официальной, нормативной культуре).

С. а. важна не только для людей, меняющих среду своего обитания, но и для коренных жителей той стра­ны или региона, где происходят парадигмальные из­менения в социокультурной сфере.

Механизм С. а. на уровне личности представляет собой последовательное взаимовлияние следующих процессов: 1) отображение состояния условий жизне­деятельности в сознании человека; 2) оценка измене­ния этих состояний; 3) соотношение оценки с ожида­ниями и жизненными планами человека; 4) внутрен­ние и поведенческие аффекты, возникающие вслед­ствие взаимодействия объективных тенденций усло­вий жизнедеятельности с субъективными оценками и ожиданиями (например, переживание дискомфорта (вплоть до шока) от осознания огромности дистанции, отделяющей ожидания от наличной социальной дей­ствительности); 5) возникновение защитной реакции (в которую можно включить даже фазу апатии, со­провождающуюся автоматизмом реакций и ухудше­нием памяти); 6) принятие решения. Решение — это точка бифуркации, из которой возможны два выхода: неприятие требований социокультурного окружения вплоть до агрессивных форм поведения, или преобра­зование, внутренняя подготовка себя для реализации скрытых потенций, позволяющих полноценно вклю­читься в жизнь общества или социальной группы. В последнем случае происходит формирование и осмыс­ление индивидом своей социокультурной принадлеж­ности и роли. Принятие и реализация решения — это важнейшие фазы С. а., в которых осуществляется со­отнесение последствий решения с ценностями данной культуры, интериоризованными субъектом. Весь этот цикл процессов сопровождается психологическими пе­реживаниями, а завершается либо реальной, актив­ной, целенаправленной деятельностью человека, либо пассивным ожиданием изменения объективных усло­вий жизнедеятельности, которое в пределе может за­кончиться угасанием волевых свойств личности.

Н. В. Махонько

Тема 9





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 727 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2751 - | 2313 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.