Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Д. А. Бундов, Е. Г. Шевлякоа




КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — материальные продукты, результаты и процессы человеческой дея­тельности; то, в чем овеществляется духовная куль­тура. Еще Демокрит, называя мир результатов чело­веческого творчества “второй натурой^, подсказал нам понимание К. м. как такой же предзаданной и объективной для каждого отдельного человека, как и природа. Вместе с тем К. м. есть результат выхода человека за границы природы, инстинкта, результат сотворения того, что не создано самой природой. К. м. существует в виде артефактов — предметов, явле­ний и процессов искусственного происхождения. К кругу артефактов принадлежат: материальные вещи, созданные или обработанные людьми (предметы бы­тового обихода, одежда, жилища, орудия труда, ору­жие, средства транспорта и связи и пр.); искусствен­но преобразованные территории (города, окультурен­ные земли); материальные носители идей и образов (графические, изобразительные, звуковые, электрон­ные записи); одомашненные животные и отселекти-рованные растения. К К. м. относятся и практичес­кие действия людей, несущие на себе отпечаток ду­ховной культуры, т. е. воспроизводящие устойчивые образцы поведения, традиции и смыслы данной куль­туры: производственная деятельность, технологии, организационно-регулятивная деятельность и т. д. В широком смысле К. м. — это материальная сторона любого культурного процесса или деятельности. В уз­ком смысле К. м. — это культура труда и материаль­ного производства, культура быта, культура отноше­ния к собственному телу и физическая культура.

Л. А. Штемпель

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ — одно из базовых понятий, являющееся общим для целого ряда наук (культурологии, этнологии, истории, культурной ан­тропологии и др.), использующих отдельные его сре­зы. В широком смысле К. н. — культура националь­ной общности, специфический тип групповой культу­ры. В марксистско-ленинской традиции под К. н. понималась культура нации — конкретно-историчес­кой общности, обладающей внутренней классовой про­тиворечивостью. В современной науке субъектом К. н. полагают народ (этнос), а понятия К. н. и культура этническая зачастую отождествляются. В основе фор­мирования К. н. лежит опыт совместного прожива­ния людей на смежной территории и общность хозяй­ственной деятельности, на базе которых складывают­ся общие черты (язык, образ жизни, бытовая культура, система представлений и т. д.), аккумулируется куль­турно-исторический опыт народа, формируются его ценности и идеалы. К. н. представляет собой некото­рую функциональную структуру, скрепляющую дан­ное общество, предохраняющую его от распада и спо­собствующую адаптации членов общества к внешне­му окружению. Соционормативная структура К. н. обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности. В этнографии К. н. традиционно считалась этническим признаком, по к-рому определялась этническая при­надлежность отдельного индивида.

Л. П. Алексеевская

КУЛЬТУРА ОБЫДЕННАЯ — совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Углубленное теорети­ческое понимание культуры, и К. о. многими сторо­нами не совпадают, “научные сложности” медленно и не полностью проникают в К. о. Часто К. о. опира­ется на устоявшиеся стереотипизированные представ­ления, продиктованные привычной социальной сре­дой и принимающие порой вид жестко предписанных правил жизни, что нередко становится причиной за­тяжных и трудно преодолимых конфликтов (культур­но-сословных, культурно-национальных и пр.). Вмес­те с тем, К. о., при всех ее противоречиях и слабос­тях, является органичным элементом общей системы культуры. Она необходима в ней как форма широкого обиходного распространения культуры и как источ­ник подспудного формирования неосвоенных ранее культурных навыков, часть которых способна к зак­реплению и, следовательно, подлежит дальнейшему теоретическому осмыслению.

Е. Г. Шевляков

КУЛЬТУРА РЕГИОНАЛЬНАЯ (от лат. regio — гра­ница, страна, область) — надэтническая культура, ко­торая складывается и существует на протяжении дол­гого исторического периода в определенном географи­ческом ареале. В качестве примеров можно привести культуру Южной Америки, Западной Европы.

Народы, населяющие тот или иной географиче­ский регион, устанавливают между собой устойчивые экономические, политические и духовные связи, вы­рабатывают общие формы жизни и обычаи, посколь­ку живут в одинаковых природных и климатических условиях. Все это приводит к образованию схожих черт в их культурах, что и определяет специфику дан­ной К. р.

Ареал распространения К. р. может увеличиваться или уменьшаться. Это может быть связано с процесса­ми столкновения культур (когда, например, культура североамериканских индейцев была уничтожена в ходе колонизации их земель европейскими поселенцами) или ассимиляции, взаимослияния (например, в ходе проникновения европейцев в Южную Америку).

В. Махонько

КУЛЬТУРА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ. Это понятие фик­сирует обстоятельство, что любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в ти­пологически однородном сообществе. Эта специфич­ность означает особенность данной культуры, ее отли­чие от всех иных, и проявляется по-разному.

Во-первых, в качестве специфической может выс­тупать т. н. “маргинальная культура”, которую иног да называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жиз­ни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни, (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную сферу). Люди маргиналь­ной культуры испытывают затруднение с культурной самоидентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.

Во-вторых, К. с. может выступать как субкульту­ра — особая форма организации жизни людей (соци­альных групп), стремящихся обустроить внутри гос­подствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.

В-третьих, К. с. выступает как контркулътура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заме­нить ее фундаментальные ценности своими, претен­дуют на “срединный” характер.

В. К. Королев

КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ — понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое “ядро культуры” не позволяет спе­цифическим крайностям разрушать данный способ жиз­недеятельности, предотвращает опасность раскола об­щества на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”. К. с. формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и по­требности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта.

К. с. воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает ста­бильность и своеобразие культурной жизни. Разруше­ние К. с. несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) и укрепля­ет свою К. с. — основу жизни и самоидентификации данного социального организма.

В. К. Королев

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ— самобытная над­национальная культура, возникшая в ареале Рим­ской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии. К. х. проходит период становления с I по VI вв., обретает классические формы в средневековой Византии с VI по XIV вв. и Древней Руси с IX по XVI вв. (греко-православная ветвь) и средневековой Западной Европе с VI по XVI вв. (латино-католическая ветвь). Основным культуросозидающим институ­том К. х. выступает Церковь, деятельность к-рой реа­лизуется в двух сферах — церковной и мирской. Цер­ковная культура осуществляет хранение и трансляцию сакральных содержаний в формах богослужения, бо­гословия и церковного искусства; мирская — вносит христианские смыслы во внецерковные сферы обще­ственной жизни. Характерными признаками К. х. яв­ляются: а) христоцентризм — главный принцип орга­низации и функционирования культурных смыслов К. х., согласно к-рому существование личности Бого­человека Иисуса Христа полагается центральным со­бытием истории (введение нового летоисчисления), богослужения (литургия и таинство Евхаристии), ас-кетико-мистического опыта, искусства и др.; б) сло-воцентризм — почитание слова Священного Писания высшим откровением Бога, а слова молитвы — глав­ным культуросозидающим фактором, богословие, книжность и образование — важнейшими элемента­ми культуры; в) аскетизм — высшее искусство преоб­ражения собственной человеческой природы упраж­нением в добродетели; г) эсхатологическое отношение к истории, заключающееся в ожидании конца мира и его последующего преображения, перенесении главных культурных смыслов из земного, материального и пре­ходящего мира в духовный мир вечных ценностей; д) символизм — отношение к видимому материально­му миру как символу духовного невидимого мира.

А. В. Трухан

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ — присуща привилегиро­ванным слоям общества либо считающим себя тако­выми, отличается сравнительной углублённостью,

сложностью, иногда изощренностью форм. К. э. исто­рически формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные усло­вия приобщения к культуре, особый культурный ста­тус. К. э. противопоставляет себя распространенным массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет не­сколько замкнутый характер. Вместе с тем, для К. э. характерны нетривиальность подходов к устоявшим­ся нормам, настойчивое освоение мало изученных об­ластей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в част­ности, в культуре художественной.

F. Г. Шевляков

КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ — культура определен­ного этноса, творческая форма его жизнедеятельнос­ти по воспроизведению и обновлению бытия. Обще­ственная сила этноса может накапливаться в межлич­ностном пространстве публичной коммуникации, составляющей важнейшую часть К. э. Коллективная сила этноса проявляется в стремлении обновлять куль­турное бытие (а не просто хорошо жить), в общей гор­дости за достижения, веру в идеалы, в стремлении действовать по матрице “Мы можем” (а не “Я могу”), Формирование К. э. происходит в процессе: а) синте­за первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особеннос­тей ведения хозяйства и быта; б) синтеза вторичных генеративных факторов: системы межличностной ком­муникации, эволюции городов, преобладания той или иной религии; становления определенного хозяйствен­но-культурного типа в экономике; создания системы образования, идеологии, пропаганды; влияния поли­тических факторов; а также в) психологических осо­бенностей, стереотипов поведения, привычек, менталь­ных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства и за его пределами. В формировании К. э. особую роль иг­рает историческая память.

М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ (лат. area — площадь, про­странство) — географический район, пространство, внутри к-рого у разных культур обнаруживается сход­ство в основных чертах. Концепция К. а. или “куль­турных областей” была создана в конце XIX - нач. XX вв. американскими этнографами. Наиболее полно теорию К. а. разработал американский антрополог А. Кребер (1876-1960). Под К. а. он понимает опре­деленный географический район, к-рый характеризу­ется сходством значительного числа культурных черт. Внутри К. а. выделяются “культурный центр” — об­ласть наибольшей концентрации культурных черт, а также “культурные границы” — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабева­ют признаки собственной культуры и увеличиваются заимствования из соседних ареалов. Развитие куль­туры складывается из внутренних инноваций и вне­шних заимствований. Те и другие могут либо тормо­зить, либо ускорять культурное развитие. Неудачное нововведение, напр., противоречащее сложившимся традициям, замедляет культурный рост. И наоборот, удачные инновации и заимствования ускоряют раз­витие культуры. Исследование К. а. — одна из цент­ральных проблем этнологии и культурологии.

С. А. Махош

КУЛЬТУР ТИПЫ — идеальные абстрактные логиче­ские модели реальных культур. К. т. никогда полнос­тью не совпадают с содержанием реальных культур, к-рые охватывают одновременно более одного К. т., представляя собой некий переходный тип, не соответ­ствующий в полной мере никакой идеальной модели. Напр., греческая культура была сочетанием военного, религиозного, цивилизационного и научного типов с преобладанием цивилизационного. Несмотря на то, что идеальные модели культур не совпадают с реальными культурами, категория К. т. имеет теоретико-позна­вательную ценность, позволяя применять для изуче­ния реальных культур и их сравнения некие идеаль­ные эталоны, образцы.

Г. П.Матяш

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ — культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате се­рии природных вызовов (“вызов моря” — Минойская культура, “вызов засушливой земли” — Египет) в ал­лювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шу­мер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Ти­пологические черты локальных культур: а) вписан­ность в природные ритмы; б) идеал личности, симво­лизирующий ненарушение своим моральным и соци­альным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай)); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов (“выпрямление имен” Кон­фуция); г) знание носит сакральный характер; д) ис­кусство имперсонально и канонично.

Локальные культуры — закрытые общества с вер­тикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур — сословный ин­дивид (качества личности — функция от качеств со­циальной группы, к которой он принадлежит). Доми­нанта локальных культур — религия этнического и ритуалистического типа.

С. A. Пешкова

СУБКУЛЬТУРА — культура группы людей, объеди­ненных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Рост С. совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриаль­ного общества, развитием разделения труда и про­фессиональной специализации, укреплением идеоло­гии плюрализма. Среди основных форм выделяют про­фессиональные, возрастные, культурные, региональ­ные и т. д. Примеры субкультур: хиппи, вегетариан­цы, культуристы, различные электронные сообщества и т. д. Функция С. — помогать человеку найти соци­альную и культурную связи с др. людьми.

Но существует и иное понимание С. как локальных групповых культур, возникших в результате социаль­ной дисгармонии, часто как способ защиты от нее. С. стремится к собственным видам культурного сознания и поведения, нередко принимая за них искаженные общекультурные нормы. Само явление С. исторически долговременно, но реализуется всякий раз в конкрет­ных условиях в виде локальных групповых культур (молодежных, лагерных, житейски неустроенных и пр.), которые вырабатывают специфические типы об­щения, языка (языков) и т. п., требуют их жесткого соблюдения. По отношению к срединной культуре С. настроены критически либо даже оппозиционно, склон­ны к изоляции от нее, нередко агрессивны по отноше­нию к общему социальному устройству. Большинство групп С. быстро распадаются с изменением породив­ших их социальных, возрастных, имущественных и пр. условий. При всей уязвимости основных позиций, функционально С. — надежный индикатор общих культурных и социальных несовершенств.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 463 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.