Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные понятия культурологии




ДИНАМИКА И СТАТИКА КУЛЬТУРЫ — противо­речивое единство сохранения, воспроизводства и об­новления, развития её элементов, свойств и отноше­ний. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происхо­дят в культуре и во взаимодействии различных куль­тур, выражаются понятием “динамика”. В период ста­новления и зрелости индустриального общества объек­том исследования стала С. к. и общества (структура общества, взаимодействие его элементов, взаимовли­яние различных уровней и т. д.). Однако и в этот пе­риод времени были попытки объяснения развития, динамики культуры. В настоящее время главное мес­то в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаи­мовлияния культур, диагностики и предвидения кри­зисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами Д. к. являются:

адаптация к изменившимся внешним условиям бы­тия сообществ; необходимость разрешения накопив­шихся внутренних противоречий; творческая иници­атива отдельных личностей. Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурно­му застою — состоянию длительной неизменности культуры, при к-ром резко ограничиваются или зап­рещаются нововведения; нормы, ценности, способы де­ятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество “консервируется”, ограж­даясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных со­циальных институтов — государства, церкви, систе­мы образования и т. д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного време­ни. Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Д. к. — это целост­ный, упорядоченный процесс, имеющий направлен­ный характер. Его не следует путать с понятием “культурные изменения”, которые предполагают лю­бые трансформации в культуре. Д. к. может реализо­вываться в следующих основных видах: поступатель­но-линейном и циклическом. Циклические изменения отличаются, напр., от эволюционных тем, что они повторимы. Д. к. внутри общества включает возникно­вение культурных явлений, их распространение, фун­кционирование.

О.М. Штомпель

КУЛЬТУРА. Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинско­му термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “куль­том”, верой, полагая, что культ — это бутон, из кото­рого произрастает культура. Слово и понятие “куль­тура” используются и применяются в несовпадающих отношениях. Насчитывается несколько сотен теорети­ческих определений (дефиниций) культуры. Ее опре­деляют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно чело­веком, противостоит натуре (природе), как мир ис­кусственных фактов (артефактов); как процесс про­грессирующего самоосвобождения человека; как фор­му традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демон­стрирует сложность того, что именуют К. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и мно­гогранен сам человек, ее творец и потребитель. Мно­гие из этих определений (как бы они ни отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаи­модополнении, в интегративном единстве они могут высветить ее сферический полнокровный облик. Дос­таточно краткое и наиболее емкое определение могло бы звучать так: К. по внутренней сущности — это тех­нология (способ созидательной деятельности) обще­ственного человека, это надприродный способ накоп­ления и передачи человеческого родового и индиви­дуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и откры­вает путь самобытного свободного развития. К. вклю­чает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки.

В. Е. Давидович

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс до­стижения идентичности, отождествление и приспособ­ление в культуре. В К. и. происходит построение спо­собов взаимосвязи индивида с бесконечным миром культуры, определяется соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и за­щиты собственного “Я”. Компонентами процесса К. и. являются: структурная основа — соотношение тра­диций и новаторства; цель — выбор путей развития; экзистенциальная основа — собственный духовный, культурный внутренний потенциал. Для того чтобы создавать новое, необходимо иметь “багаж” знаний о культурных достижениях не только собственной,но и других культур. По мере становления человеческих культурных общностей актуальной становится пробле­ма выбора. Такой выбор предполагает понимание ис­торического времени, а также других культур в про­шлом и настоящем. Построение жизненного пути про­исходит как осознание своего места, пути творческой самореализации в социально-культурном взаимодей­ствии. Культурная идентичность формируется в про­цессе становления культурной общности, на основе выбора и формирования места в межкультурном вза­имодействии путем принятия определенных образа и стиля.

Значение К. и. возрастает по мере ознакомления человека с разнообразием культур, в связи с влияни­ем на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением различных стилей и норм поведе­ния. Актуальной становится задача осознания систе­мы собственных ценностей и целей.

М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА— конкретно-историческая система миропредставлений и мироощу­щений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов вос­приятия и постижения мира. К. к. м. — это целостный образ мира, к-рый формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, рели­гиозных, философских, художественных, научных и т. д.). К. к. м. оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиции, унаследованной от предшествующих по­колений. Определенной ступени развития производ­ства, общественных отношений, “выделенности” че­ловека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, к-рые фиксируются со­ответствующей К. к. м. Важнейшие ее компоненты — пространство, время, причина, судьба, отношение ча­сти и целого, чувственного и трансцендентного и т. д. В совокупности эти концепты образуют своего рода “сетку координат”, при посредстве к-рой носители оп­ределенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ. К. к. м. реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных меж­ду собой в единую универсальную знаково-символическую систему.

Ю. П. Сакун

 

КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio — сообщение, communicare — делать общим, связывать) — процесс взаимодействия между субъек­тами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых сис­тем (естественных и искусственных языков). Основные элементы К. к.: отправитель (коммуникатор) и полу­чатель сообщения (реципиент); средства коммуника­ции (код, используемый для передачи сообщения в знаково-символической форме, и канал, по к-рому пе­редается закодированное сообщение от коммуникато­ра к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении получателя, к-рое происхо­дит вследствие приема сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, к-рые препят­ствуют достижению заданного результата). Необходи­мое условие осуществления К. к. — наличие общего языка у субъектов коммуникации. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко-социокультурным опытом, они одинаково интерпре­тируют значения символов, что способствует взаимо­пониманию между ними. Однако значения относитель­ны, и результаты К. к. могут колебаться от полного совпадения до существенного разногласия между субъектами в интерпретации символов. Критерии ти­пологии К. к.: 1) характер участвующих субъектов коммуникации (автокоммуникация, межличностная, личностно-групповая, групповая, межгрупповая, меж­культурная); 2) формы коммуникации (вербальная — устная, письменная — и невербальная); 3) уровни про­текания коммуникации (на уровне обыденной куль­туры, в специализированных областях социокультур­ной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т. д.). Особое место принадлежит массовой комму­никации, к-рая есть процесс трансляции социально и культурно значимой информации с помощью техни­ческих средств (радио, телевидение, печать) большо­му количеству пространственно рассредоточенных лю­дей (массовой аудитории).

Ю. П. Сакун

КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ — 1) процесс раз­вития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздыва­ющих” культур, вхождения их в мировое сообщество. Идея К. м. основана на представлении о фундамен­тальном членении культур на традиционные (сельс­кохозяйственные) и современные {индустриальные). Первые стабильны, мало изменчивы, ориентированы на повтор, традицию; вторые — динамичны, характе­ризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни. Выделя­ются два вида К. м.: органическая и неорганическая. Органическая К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (на­пример, Англии). Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов, а затем происходят “подвижки” в сфере экономики. Неорганическая К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуж­дых данной культуре. В результате происходит разру­шение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов. Модернизационный процесс превращается в культурную колонизацию.

Б. Ю. Щербаков

КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ — феномен суще­ствования уникальных культурных образований, об­ладающих специфическими чертами и характеристи­ками, не подлежащих заимствованию или передаче

другим культурам. Начало широкому признанию су­ществования К. с. положили этнографические иссле­дования конца XIX века (Л. Г. Морган, Ф. Кашинг, Ф. Боас). Факт существования К. с. признавался со­здателем философии жизни В. Дильтеем, представи­телями неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом, ориентировавшимися в “науках о культуре” на познание ее уникально-неповторимых компонен­тов, а также создателями теории локальных цивилиза­ций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Н. Я. Дани­левский), критикующими линейно-прогрессистские схемы развития культуры классической философии истории. С точки зрения теории локальных цивили­заций история представляется сотканной из отдель­ных культур, отмеченных неповторимым своеобрази­ем, рождающихся, стареющих и безвозвратно поки­дающих сцену истории. Возможность преемственности культур, трансляции традиции и опыта отрицается.

Ю. А. Овчнникова

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ — осозна­ние особенностей своей культуры, ее оценка в исто­рии и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глоба­лизации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.

К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохра­нить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматрива­емый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.

М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ— материальные и ду­ховные ценности, созданные в прошлом, а также па­мятники, историко-культурные территории и объек­ты, значимые для сохранения и развития самобытно­сти того или иного народа, его вклад в мировую цивилизацию. Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. дает по­нятию К. н. детальную расшифровку, включая в него:

а) произведения архитектуры, монументальной скуль­птуры, живописи и т.д., которые имеют ценность с т. зр. истории, искусства или науки; б) “достоприме­чательные места”, представляющие универсальную ценность с т. зр. истории, эстетики, этнологии, ант­ропологии и т.д. (Напр., национальные парки и за­поведники, памятные места и др.).

Л. А. Стульцева

КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ — признание суще­ствования различных культур как относительно авто­номных образований, отличающихся специфическим на­бором способов социальной практики (способы накоп­ления, творческого преобразования и транслирования социального опыта коллективной жизни), набором ме­тодов осуществления познавательной деятельности, фор­мами представлений, верований и идей, суммой ис­пользуемых языков культуры для символического обо­значения предметов, явлений и процессов окружаю­щего мира. К. р. проявляется в существовании таких культур как этнические, национальные, региональные (складывающиеся в определенном географическом аре­але), субкультуры, надэтнические или метакультуры (христианская, европейская, советская) и т. п.

Ю. А. Овинникова

КУЛЬТУРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — выделение че­ловека из мира культуры и осознание себя в ней, оцен­ка себя как личности. Человек не тождественен своей жизнедеятельности, он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В процессе формирова­ния К. с. важную роль играет язык, способы деятель­ности, всеобщий труд, система знания и общения. В теории культуры К. с. одна из самых сложных и фун­даментальных проблем. К. с. занимались И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, О. Шпенглер, И. Хейзинга, К. Юнг и многие др. Исследование К. с. носит междисципли­нарный характер (исследуется философией, антропо­логией, психологией, социологией и т. д.).

М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — понятие, очерчивающее стандарты деятельности людей. В них содержатся по­буждения и ограничения, разрешения и запреты. К. н. ориентируют человека на то, как именно следует по ступать в соответствии с представлениями о должном, существующем в той или иной культуре. Они выра­жают алгоритмичность культуры, в них закреплена совокупность деятельностных схем, обеспечивающих преемственность. В отличие от других норм (право­вых, административных, технологических и т. д.), К. н. носят более гибкий, подвижный, относительно мягкий характер.

В. Е.Давидович

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ— это устойчивые, “инерционные” моменты в культуре. В более общем понимании К. т. — это традиция, представленная эле­ментами культурного наследия: идеями, ценностями, обычаями, обрядами, способами восприятия мира и т. д., для к-рых характерна сохраняемость и передава-емость от поколения к поколению (традиция — от лат. “передача”). К. т. присущи всем формам духовной и материальной культуры. Система К. т. позволяет удер­живать целостность и устойчивость общественного организма, что отражается в понятии “историческая память”. Однако, культура не может не развиваться и не обновляться, поэтому диалектической противо­положностью К. т. выступает культурная инновация. Д. В.Матяш

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ — понятие, выра­жающее те черты культурных явлений, которые встре­чаются в любых культурах: древних и новых, малых

и больших, отличающихся по этническим характери­стикам и т. д. Так, к К. у. архаического порядка от­носят представление о первоначалах: огонь, вода, зем­ля, воздух. Есть К. у. типа метафор — дом, зеркало;

состояний — сон, смех, слезы и т. д. К. у. — это те характеристики культурного опыта, которые прони­зывают любые её разновидности.

В. Е. Давидович

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ. Культура — понятие, имеющее два характерологических аспекта: 1) дезаксиологический (внеценностный, объективистский), со­гласно к-рому в К. входит все, созданное человеком:

и средства созидания, и орудия уничтожения; и лите­ратурный язык, и уголовный жаргон. Как факты куль­туры полагаются в одном ряду плуг и гильотина, ве­личественная симфония и похабная частушка; 2) аксиологический (ценностный), когда факты культуры соотносятся с принятой системой ценностей и ранжи­руются на положительные и отрицательные, светлые и темные. Ценность, ценимое, предпочитаемое, жела­емое, благосодержащее — все это указывает на нечто позитивное для человека и человеческой жизни. В этом ракурсе вполне оправданы оппозиции: К. — варвар­ство, К. — хамство, К. — невежество. Иногда гово­рят, что природа — это действительность вне ценнос­тей, а культура — действительность с точки зрения ценностей.

В. Е. Давидович

КУЛЬТУРНЫЙ МИФ (с греч. mythos— “до—речь”, в отличие от logos'a как “слова-мысли”) приходит на смену тотемистической мифологии, когда вместо хто-низма с его звероподобными фигурами возникает ан­тропоморфная мифология. В новом мировоззрении культурный герой персонифицирует не стихийные силы природы, а саму родоплеменную общину, про­тивопоставляющую себя дикой, т. е. неокультуренной природе. Культурный герой добывает или впервые со­здает различные предметы, отсутствующие в природ­ной среде (орудия труда, “укрощенный” людьми огонь, культурные растения), учит охотничьим приемам, ре­меслам, искусствам, вводит брачные правила, риту­альные предписания. По образцу, созданному куль­турным героем, изготавливаются все последующие культурные объекты, его установления должны были выполняться неукоснительно. На более поздней сту­пени культурному герою могли приписываться кос­могонические действия: вылавливание земли из пер­вичного океана, установление небесных светил, сме­ны дня и ночи, времен года. В греческой мифологии создателем культуры выступал Прометей — Предви­дящий по Эсхилу, он наделил людей разумом, научил строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам. Культура виноделия в Греции связывалась с именем Диониса, культура оли­вы — с Афиной.

С. Е. Егжова

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis— множественный) — сосуществование и проявление раз­личных, иногда противоречащих друг другу ценнос­тей, идеалов, мнений, точек зрения и т. д. в рамках единой культуры. Сам термин “плюрализм” был вве­ден в философию X. Вольфом (1712 г.) и в философии означает учение, согласно которому существует не­сколько независимых друг от друга начал бытия или философствования.

К. п. предполагает существование в обществе раз­личных социальных институтов (церковные организа­ции, политические партии, образовательные системы и т. д.), благодаря которым различные группы населе­ния могут реализовать свои культурные потребности. К. п. проявляется и в том, что индивид может свобод­но выражать и отстаивать свои оценки, ценностные ориентации относительно значимых для него ситуа­ций и явлений.

Н. В. Маханько

КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretis-mos — соединение): 1) нерасчлененность, отсутствие дифференциации в явлениях культуры. Например, первобытная культура характеризуется слитностью, не­раздельностью искусства, магии, познавательной де­ятельности. В самом искусстве его различные виды — танец, пение, музыка, пантомима, стихосложение и т. д. — также не были отделены друг от друга; 2) внеш­нее, неорганическое смешение разнородных культурных элементов. К. с. такого рода характеризуется высокой степенью эклектичности и проявляет себя в разных сферах культуры. Так, в период поздней ан­тичности в религии соединяли различные культы и религиозные системы; в искусстве в серединеXX в. в СССР пытались создать балетооперы на производствен­ные темы.

О. М. Штемпель

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК — социально-психологический феномен, являющийся важной особенностью межкуль­турного взаимодействия; представляет собой первона­чальную реакцию индивидуального или группового сознания на столкновение с инокультурной реальнос­тью. Суть К. ш. — конфликт между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседнев­ными практиками, свойственными для той социокуль-турной среды, к-рую он покинул, и ценностями, нор­мами, языком, повседневными практиками, характер­ными для новой социокультурной среды, в к-рой он оказался. К. ш. в той или иной степени испытывают все, попадающие впервые в инокультурную среду (пу­тешественники, эмигранты и т. д.). Сила шоковой ре­акции определяется глубиной различий между прежней и новой культурами; психологическими характерис­тиками личности, ее ориентационными способностя­ми, степенью ригидности или пластичности; наличи­ем или отсутствием элементов старой культурной сре­ды (напр., семьи, друзей), к-рые индивид “переносит”

с собой в новый культурный контекст; степенью от­крытости или закрытости представителей новой куль­туры, с к-рыми контактирует индивид и т. д. К. ш. также может иметь место на уровне группового созна­ния, когда в инокультурную среду перемещаются це­лые группы (напр., в случае массовой эмиграции), или когда в результате интенсивной культурной диффу­зии возникает ситуация конфронтации между стары­ми и новыми ценностями, нормами, моделями пове­дения, что постоянно происходит в ходе модерниза­ции традиционного общества. Выделяется четыре • способа преодоления К. ш.: 1) геттоизация: человек, находясь в др. обществе, пытается сознательно или вынужденно (из-за незнания языка, природной робо­сти, вероисповедания и т. д.) избегать любого сопри­косновения с чужой культурой. В этом случае он стре­мится создать собственную культурную среду — окру­жение соплеменников, отгораживаясь тем самым от влияния инокультурной среды; 2) ассимиляция: при­езжие пытаются целиком приспособиться к новой для них культуре, усвоить ее нормы, ценности, поведен­ческие модели, полностью отказавшись от наследия той культуры, к-рую они покинули; 3) взаимодействие:

попытка найти некую среднюю линию, совместить элементы старой и новой для индивида культур. Вза­имодействие может организовываться двояко: либо пришельцы будут пытаться сочетать в своем поведе­нии нормы обеих культур, стараясь наладить меж­культурную коммуникацию, обогатить как свою соб ственную культуру, так и ту, в к-рую они прибыли, либо они станут делить свою жизнь на две половины, одна из к-рых посвящена новой, другая — старой куль­туре; 4) колонизация: новоприбывшие будут всячес­ки пропагандировать, навязывать, проводить в жизнь свои собственные ценности, нормы и модели поведе­ния, противопоставляя их тем, что традиционны для культуры, в к-рой они оказались. Последнее происхо­дит в результате завоеваний, как военных так и мир­ных, а также в ходе модернизационных процессов.

Ю. П. Сакун

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от лат. cultura и греч. genesis — возникновение): 1) возникновение культуры как та­ковой; 2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении куль­туры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых арте­фактов, не существовавших в культуре ранее. К.-г. не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы по­стоянной адаптации человеческих сообществ к меня­ющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодей­ствия. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социали­зации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г.

есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном слу­чае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интел­лигенции отправили в поля на сельхозработы; изгна­ние творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультур­ного псевдогенеза.

Л. А. Штемпель

КУЛЬТУРЫ АРХЕТИП — это образы (прообразы), коллективное бессознательное, лежащее в основе лю­бой культуры. Термин К. а. ввел К. Г. Юнг для обо­значения психического коррелята инстинктов, т. е. ре­зультата спонтанного порождения образов инвариант­ными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, а также для обозначения чистого, формообразующего элемента восприятия, обусловли­вающего саму его возможность. К. а. принципиально противостоятсознанию, а значит их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Вза­имодействие К. а. и индивидуальных сознательных комплексов психики таят две опасности: а) личност­ное начало может оказаться растворенным в “коллективном бессознательном”, как это свойственно восточ-ным религиозно-мистическим культам;б) индивиду­альное “Я” в своей гордыне самодостаточности и авто­номности может направлять свои усилия на подавле­ние и искажение коллективно-бессознательного данной культуры.

Д. В. Матяш

КУЛЬТУРЫ ОБРАЗ (от др.-греч. eikon — изображе­ние, подобие, образ мысленный, представление о чем-либо) — идеальное конструирование субъектом куль­турной деятельности реальности, имеющее своим объективным источником предметы, явления и про­цессы материального мира. К. о. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимае­мой “оболочки” (изобразительной, или иконической, стороны К. о.), и содержания, включающего идейный и эмоциональный аспекты. Каждый из компонентов К. о. играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл К. о. В качестве психологического феномена К. о. выступает необходимым условием де­ятельности образного мышления, безгранично расши­ряющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание. Материальной формой К. о. являются практические действия, язык, различные знаково-сим-волические модели. Особой формой К. о. является ху­дожественный образ, под к-рым понимается специфи­ческое средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автоном­ные самоценные целостные художественные произ­ведения (лит. персонажи и т. д.). К. о. здесь — кон­центрация художественного видения и переживания, к-рому искусство придает выразительность и эстети­ческую ценность.

Ю. П. Сакун

КУЛЬТУРЫ ОБЪЕКТ (позднелат. objectum— пред­мет, от лат. objucio — бросаю вперед, противопостав­ляю) — феномен бытия культуры, воплощающий смыс­лы, значения, ценности в чувственно и интеллектуаль­но воспринимаемых формах, являющихся продуктом реализации социально значимой и целенаправленной активности субъекта культуры. Творение К. о. — спе­цифически человеческая способность, восполняющая и дополняющая его биологическую природу. К. о., в отличие от объектов природы, являются знаками, сим­волами, воплощающими в материальной форме духов­ное содержание. В своей совокупности К. о. способ­ствуют образованию “возделанной” среды обитания людей и служат для поддержания уровня социальной консолидированности общества. К. о. в качестве куль­турного текста (философские тексты, произведения ис­кусства, материальные артефакты) позволяет при ис­пользовании различных методологий “прочтения” рас­крыть специфический набор способов социальной практики и трансляции социально значимой инфор­мации различных конкретно-исторических культур, многообразные аспекты культурной человеческой жиз ни прошлого и настоящего. К. о. следует рассматри­вать в диалектическом единстве с субъектом культуры.

Ю. А. Овинникова

КУЛЬТУРЫ СИМВОЛ (от др.-греч. sumbolon — ус­ловный знак, признак, знамение) — чувственно вос­принимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использую­щийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов. В каче­стве К. с. могут выступать практически любые пред­меты и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и т. д. К. с. есть конкретно-чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, к-рыми живет человек и к-рыми обусловливается развитие и функционирование самой культуры. К. с. обеспечивает творческую преемствен­ность культуры, делая накопленное и воплощенное в них смысловое содержание исходным пунктом для творческого развития со стороны новых поколений. К. с., диалектически соединяя в себе идеальное и ма­териальное, конкретное и абстрактное, единичное и всеобщее, рациональное и иррациональное, являет универсальную форму выражения человеческого бы­тия в культуре. Культура есть символически значи­мое конструирование мира. Она может быть представ­лена в виде совокупности различного рода символи­ческих форм (язык, мифология, философия, религия, искусство, наука, идеология). К. с. воплощают твор­ческую энергию личности, безотносительно к личнос­ти, не обладают подлинной жизнью и тем более спо­собностью к развитию. Только личность способна переносить смысловое содержание из символической формы в форму субъективной жизни, творчески пре­образовать и обогатить это содержание и вновь вопло­тить его в символической форме. В разных историко-культурных контекстах К. с. может наделяться раз­личными значениями (напр., в античной мифологии рыба — символ плодовитости, в христианской — сак­ральный символ Христа, в современной геральдике — символ рыболовства). Поэтому каждый К. с. должен интерпретироваться только с учетом специфики его функционирования в конкретном социокультурном контексте.

Ю. П. Сакун

КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный инди­вид (или социальная группа), созидающий культур­ные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, соци­альные стандарты и т.д., а также потребляющий, и личностно усваивающий объекты культуры. Формирование К. с. определяется воздействием не какого-либо одного фактора (идеологического, политического, эко­номического, эстетического и т. д.), но целостностью влияния различных культурных форм и образов со­знания. К. с. конкретно-исторически обусловлен, но одновременно обладает способностью творить новое, выходя за рамки существующей культуры. В куль­турологической мысли XX века возникла тенденция умаления возможностей К. с. в роли источника упоря­дочивающей творческой деятельности, проявившаяся в учениях структурализма (человек детерминирован миром структур, в котором он живет — Ж. Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология, “ложное сознание” довлеет над индивидом — М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой культуры (подверженность со­знания человека воздействию специальных манипу-лятивных механизмов — X. Ортега-и-Гассет).

Ю. А. Овинникова

МЕНТАЛИТЕТ (фр. mentalite от позднелат. mentalis — умственный, от лат. mens, mentis — ум, образ мыс­лей, душевный склад) — склад ума, мироощущение, мировосприятие. М. — духовная самобытность миро-чувствования, миропереживания и мироотношения со­общества и индивида, представляющих ту или иную культуру. М. содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архети­пы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте в нем человека, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, к-рые не могут быть осмыслены никак ина­че, как только в слове национального языка. М. отли­чается от общественных настроений, ценностных ори­ентации и идеологии более устойчивым характером. М. всегда есть некая целостность “мировидения”,

единство противоположных начал — природного и культурного, эмоционального и рассудочного, ирра­ционального и рационального, индивидуального и об­щественного.

Л. А. Стульцева

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, со­ставляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культу­ры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: зна­ние, ценностность, проект и художественная предмет­ность, несущая в себе художественные образы. По дру­гой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура со­циальной организации и регуляции, культура позна­ния мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хра­нения и трансляции информации; культура физичес­кой и психической репродукции, реабилитации и рек­реации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (куль­турных объектов) во времени и пространстве.

В. Е. Давидович

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis — гражданин, что ука­зывает на принадлежность к городской жизни). Сло­во и понятие Ц. столь же многозначны, как и “куль тура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культу­ра” толкуются как синонимы, в литературном и пуб­лицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в т. ч. и у русских философов, понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культу­ре относят сферу духовности (идей), а к цивилиза­ции — область результатов материальной деятельнос­ти (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гиб­нет и сникает перед торжеством Ц. Распространено и иное толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных ти­пов социальности и культуры. В этом случае Ц. по­нимается как определенная ступень общественной ис­тории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием соци­альной структуры и духовного мира. Наиболее крат­кое определение Ц. таково: “Ц. — социально-куль­турные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно по­этому встречаются выражения “цивилизация инков”, “греческая цивилизация”, “древняя цивилизация”, “современная цивилизация” и др.

В. Е. Давидович

Тема 4

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

КОНТРКУЛЬТУРА — понятие культурологии, име­ющее три основных значения. Во-первых, как К. мож­но рассматривать деятельность по “раскультурива-нию”, по преодолению культурного образа жизни как такового, возврату к жизни естественной, натураль­ной, необщественной. Это проявляется в отказе от признания и реализации основных культурных норм, идеалов, ценностей, определяющих жизнь человека в обществе, а также в пропаганде и воспроизводстве принципов жизни, характерных для животного мира (в частности, в семейных, сексуальных, властных, иму­щественных и др. отношениях).

Во-вторых, под К. понимают различные виды куль­турного протеста против доминирующей системы куль­турных ценностей (например, движение “хиппи”, культура андеграунда и т. п.), стремящегося не разру­шить эту систему, а отделиться от нее, вести независимое самодостаточное существование.

Третье значение данного понятия — деятельность по разрушению доминирующей системы культурных ценностей, замена их новыми, во многом противопо­ложными по своим характеристикам ценностям ста­рой культуры, которые агрессивно преодолевают, пре­образуют ее. Такая К. с одной стороны воспринимает­ся как “гибель” старой культуры, а с другой — как рассвет новой. В данном случае К. становится доми­нирующей культурой (пример — культура советская и дореволюционная, постсоветская и советская).

В. К. Королев

КУЛЬТУРА БУДДИСТСКАЯ. Связана с одной из трех мировых религий, первоначально возникла в Древней Индии в VI—V вв. до н. э., исходные посту­латы приписываются Сидхартхе Гаутаме. Достаточно быстро распространилась в Юго-Восточной, Централь­ной Азии. К. б. характерна специфической мировоз­зренческой и этической системой, в центре которой моральное совершенствование человека, нередко с ас­кетическим отказом от земных пороков, даже благ. Приверженность к К. б. часто служила поводом, по­рой внешним, к переделу сфер политического влия­ния между императорскими династиями Китая, Ти­бетом и Китаем, другими регионами. Ареал дальней­шего распространения К. б. весьма широк и ограничен лишь несовпадением К. б. с иными видами религии, культуры. В современном мире нередко приобретает вид пассивного сопротивления практицизму нынеш­ней цивилизации, высказывания и действия в духе К. б. отмечались у многих деятелей культуры. По мере

массового распространения К. б. адаптируется к иным культурным контекстам, в крайнем виде обретает массовидно-упрощенные тона.

Е. Г. Шевляков

КУЛЬТУРА ВОСТОЧНАЯ — обозначение типа куль­туры обществ, сохранивших свою традиционность. Понимание К. в. невозможно вне рамок оппозиции “Восток-Запад”, базирующейся на различиях произ­водящего хозяйства. Западная культура характеризу­ется прежде всего частнособственническими отноше­ниями в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного на рынок, что опре­деляет демократический характер обслуживающих ее политических и правовых институтов.

К. в., несмотря на ее различные формы в разных регионах мира, принципиально едина в главном: в ней не было господствующей роли частной собствен­ности. На Востоке собственность была в руках тех, кто обладал властью, что определило некапиталисти­ческий путь развития и создало дихотомию “Восток— Запад”. Хотя К. в. не является однородной (в ней выделяются культура Дальнего Востока — Китай, Япония, Корея, культура Индии и арабо-мусульман-ская культура), отсутствие господства частной соб­ственности способствовало формированию ее общих черт: духовности, иррационализма, мистицизма, об­щинного начала, коллективизма.

Л. П. Пендюрина

 

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в созна­нии людей, индивидуальном и коллективном, мощно влияющих на него. К. д. онтологически едина, возни­кая из потребности осмысления и образно-чувствен­ного освоения действительности; в реальной обще­ственной практике реализуется в ряде специализи­рованных (моральных, правовых, художественных, иных) форм. К. д. появляется в начале социальной истории и для нее всеобща, однако в ходе развития тесно соотнесена с особенностями исторических пери­одов и крупных социальных групп. Образует нацио­нальные, конфессиональные, сословные, классовые и т. п. разновидности, которые, в свою очередь, слож­но, но постоянно взаимодействуют между собой. К. д. не изолирована от иных сфер культуры и общества в целом, проникает, с неизбежными различиями, во все сферы человеческой деятельности, в том числе мате­риально-практические, задавая им ценностные ори­ентиры и стимулируя их.

Т. Г. Шевляков

КУЛЬТУРА ЗАПАДНАЯ — культурно-историческая традиция, зародившаяся в бассейне Эгейского моря и на основе распавшейся Крито-Микенской культуры, включающая классическую эллинскую, эллинистичес­ки-римскую, романо-германскую культуру христиан­ского средневековья и новоевропейскую культуру. Тер­мин К. з. возник из самоназвания Западно-Европей­ской культурной общности (от лат. Occidens — лати­низированный Запад), противопоставившей себя Вос­току — цивилизациям Старого Света, расположенным к востоку и югу от Западной Европы (от лат. Oriens — эллинизированный Восток). Наряду с термином К. з. используются термины “христианский мир” и “Евро­па”. К. з. не подразумевает этнического единства, раз­виваясь как комплекс отдельных народов и государств;

экспансивные устремления (крестовые походы, захват земель, открытых во время Великих географических открытий, жестокие колониальные войны) способство­вали подвижности ее географических границ (в наши дни К. з. включает Северную Америку и др. части суши, заселенные выходцами из Европы). Наряду с традиционной европоцентристской формационно-исторической концепцией в современной культурологи­ческой мысли сформировалось понимание К. з. как одной из многих локальных равноценных культурных общностей (О.Шпенглер, Н. Я. Данилевский) или же как цивилизации-отклонения от общих человеческих норм (М. К. Петров, Р. Генон, Я. Ромейн), как “не­счастный случай” в истории, в результате чего впер­вые возник целостный человек-государство, небыва­ло самостоятельный в мыслях, словах и поступках (М. К. Петров). В семиотическом плане возникновению К. з. способствовала замена именных структур социо-кода универсальными понятиями-категориями, резуль­татом чего явилось изобретение философии как спо­соба мышления, оперирующего универсалиями, по нятийно-категориального универсализма, и науки. Ос­новные черты К. з.: приоритет разумного, рациональ­ного, сциентизм, активное технико-технологическое преобразование мира, динамизм, инновативность, ус­тановка на продуманность и осознанность действий, стремление человека выйти за веками установленные границы (социальные, политические, границы знания и Ойкумены), индивидуализм. Изобретения К. з.: ли­берализм, рынок, политический плюрализм и др.

Ю. А. Овинникова

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ — проблема массовой куль­туры в ее соотношении с элитарной обозначилась в условиях появления массового производства, крупных городов, т. е. в условиях индустриализации и урба­низации. Индустриальное производство втягивало в свой оборот массового человека, который ориентиро­вался на общепринятые жизненные ценности. Во вто­рой половине XX века требования.человека-массы чрезвычайно возросли, многие ценности, которые были привилегией элиты (прежде всего материальные цен­ности), превращались в предмет вожделений массы. Вместе с омассовлением производства и общественной жизни происходит и омассовление потребления во всех его формах: массовые продукты питания, массовая ли­тература и искусство, массовые политические партии и движения и т. д. Наиболее характерно омассовле­ние культуры в появлении т. н. индустрии развлече­ний, индустрии досуга и удовольствий.

В этих условиях человек оказывается нивелирован­ным, схожим со всеми другими как по своим желани­ям и установкам, так и по образу жизни. Человек ут­рачивал свою личность, свое “я”, более того, и эли­тарная культура размывалась и теряла свою прежнюю ценность перед лицом надвигающегося массового по­требления. Стандартные модели потребления предла­гают усредненные модели поведения человека, а в итоге приводят его к заброшенности и опустошённости. Впер­вые опасность саморазрушения человека, его культур­ной деградации заметили Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гас-сет и другие исследователи.

Установка К. м. на общедоступность стимулирует стереотипизацию духовных норм, в крайнем видебанализацию высших культурных достижений. Одна­ко, разновидности К. м. в любом историческом пери­оде накапливали ряд элементов, впоследствии углуб­ленных и вошедших в общий арсенал культуры. Недооценка позитивных сторон К. м. (ее коммуни­кативности, влияния на многие формы социального сознания, распространения культуры) чревата ос­лаблением демократизма и культурным расслоением общества, негативных — снижением, деформацией культурных и общих социальных ценностей. Влия­ние К. м. заметно активизировалось с развитием тех­нически сложных средств создания и тиражирова­ния явлений культуры, а также СМИ, в особенности электронных.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6811 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.