Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурологические теории и методы




Раздел 1. Западные культурологические теории

АНТИЭВОЛЮЦИОНИЗМ — направление в истории и теории культуры, рассматривающее культуру как расцветающее, стареющее и погибающее образование, но никак не бесконечно длящуюся череду событий. Представитель А. Н.Я.Данилевский (1822—1885) обо­сновал основополагающую идею о том, что между формами органической жизни и культурой можно прове­сти непосредственную аналогию. Культура не вечна и на определенном этапе утрачивает свой жизнеутверж­дающий пафос. Существование множества равноцен­ных по уровню достигнутой зрелости культур свиде­тельствует о единстве проявления жизни во Вселен­ной, а не о едином эволюционном процессе мировой истории. О. Шпенглер (1880-1936) выдвинул идею круговорота, цикличности развития разрозненных в пространстве и во времени культурных миров.

Д. В. Матяш

ИГРОВАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ— исследование роли мифов, фантазии в мировой цивилизации, игры как всеобщего принципа становления человеческой культуры. И. т. к. включает в себя три сферы анали­за: собственно историографию; разработку теории воз­никновения и развития мировой культуры; критику эпохи. Особое значение в возникновении и развитии мировой культуры придается игре как основе челове­ческого общежития в любую эпоху. Ее цивилизаци-онная роль — в следовании добровольно установлен­ным правилам, в обуздании стихии страстей. И. т. к. подчеркивает антиавторитаризм игры, допущение воз­можностей выбора игровых средств, отсутствие гнета “серьезности” фетишистских представлений. Осново­положник И. т. к. Хейзинга И. помещает в “игровое пространство” не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию и военное искусство культурных эпох прошлого.

Д. В. Матяш

КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (АМЕ­РИКАНСКИЕ) НЕКЛАССИЧЕСКИЕ — теории, рас­крывающие специфику взаимодействия культуры и человека в картине мира первой половины XX в. К выдающимся создателям К.-а. т. в США следует отне­сти Франца Боаса (1858-1942), который первым выс­тупил против традиционного для XIX века эволюцио­низма. Последователи и ученики Боаса: К. Уисслер, А. Кребер, А. Гольденвейзер, М. Херсковиц, Р. Бе­недикт, М. Мид и др. Историзм, культурный реля­тивизм, антирасизм, отказ от европоцентризма, не­обходимость всестороннего и конкретного изучения взаимодействия народов, осторожность в формули­ровании всеобщих законов истории общечеловечес­кой культуры — идеи, объединяющие американских антропологов.

М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (АМЕ­РИКАНСКИЕ) НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ — теории, рас­крывающие специфику взаимодействия культуры и человека в картине мира во второй половине XX в. К выдающимся культурным антропологам США этого периода можно отнести Л. Уайта (1900-1975), К. Гир-ца (р. 1926), В. Тернера (1920-1983). Уайт развил идеи неоэволюционизма, согласно которым культура есть класс предметов и явлений, зависящих от спо­собности человека к символизации. Возможность пе­редавать культуру небиологическими средствами — главная отличительная черта человека, использую­щего культуру в борьбе за выживание. К.Гирц со­здал герменевтическое направление в исследовании взаимодействия культуры и человека. Опираясь на принципы историзма, антиуниверсализма, признания разнообразия культур, синтетизма, взаимозависимос­ти культуры и природы человека, К.Гирц создал метод насыщенного описания, т. е. умения понять как жи­вут люди. Такое описание носит характер интерпре­тации социального дискурса.

М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРЫ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ -(от греч. Юёа — идея) — принадлежат к рационалис­тической традиции в исследовании культуры, созда­ны к началу XIX века в рамках немецкой классиче­ской философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). К. и. к. исходят из того, что сущность культуры не может быть обнаружена на уровне эмпирического су­ществования человека, под которым понималась обы­денная жизнь буржуазного индивида. Отсюда попыт­ки показать возможные пути преодоления этого час­тичного бытия и восхождения на уровень рода (процесса смены человеческих поколений), где только и возможно настоящее культурное существование. Сущность культуры в этом контексте проявляет свой сверхчувственный характер, что требует для ее позна­ния специального теоретического анализа. Так, И. Кант считает сущность культуры противоречивой, как и сущность человека, который одновременно принадлежащих двум мирам: миру природы, естествен­ной необходимости (поскольку он руководствуется в своей деятельности рассудком) и миру свободы (неза­висимости от природы, поскольку обладает разумом). Путь к культуре — это восхождение индивида к сво­боде. Кант ставит несколько вопросов, позволяющих определить возможность такого “восхождения”: что заставляет человека стремиться к свободе?; позволя­ет ли “природа человека” надеяться на то, что чело­вечество ее достигнет?; не является ли действитель­ное состояние человечества доказательством удаления от мира свободы? Просветители, считал Кант, абсо­лютизировали стремление буржуазного индивида к собственному покою и благополучию, назвав их дос­тижение счастьем. Но действительное призвание че­ловека — преодолеть чувственную заинтересованность и с помощью разума выйти в мир свободы, где царит нравственный закон. Высшая цель культурного раз­вития — соблюдение каждым морального императи­ва (“золотого правила” морали): “поступай по отно­шению к другим так же, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе”. Это дает возможность стать сво­бодным: недостатки свои, как представителя физи­ческого рода, человек компенсирует как моральное существо. Культура, возникая как следствие частных устремлений, в итоге становится средством утвержде­ния всеобщего интереса; она эмпирична по происхож­дению, но сверхэмпирична по целям. При этом И. Кант признавал, что большинство людей полностью погло­щено стихией частной жизни, и возможность обрете­ния ими истинного предназначения оказывается глу­боко проблематичной. Г. Гегель развивает мысль о том, что достижение свободы, а следовательно, и культу­ры кроется в действиях человечества как целого рода, а не отдельного человека. Будучи объективным идеа­листом, Гегель считал, что образование индивида про­исходит путем философско-теоретического постижения “духовной субстанциальности целого”, для чего ин­дивиду необходимо пройти все ступени воплощения абсолютного духа и отразить их в своем мышлении. В этом процессе индивид совершит переход от единич­ности гражданской жизни к всеобщности мышления и воли, что и составляет содержание развития куль­туры.

Н. Н. Ефремов

КУЛЬТУРЫ ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ КОН­ЦЕПЦИИ (от лат. irrationalis — неразумный, бессоз­нательный) — сформированы в начале XX в. в рамках философии жизни и принадлежат к нерационалисти­ческому направлению в исследовании культуры

Начало К. и. к. было положено Ф. Ницше, к-рый в конце XIX в. гениально предугадал надвигавшийся кризис европейской культуры и указал на его суть:

теряют свою силу основные моральные ценности, на протяжении веков культивировавшиеся христиан­ством (“Бог умер”). На смену идет пафос судьбы, любви к року, проповедь слияния с иррационалистической стихией жизни. К. и. к. представлена в книге О. Шпенглера “Закат Европы” (первый том в 1918 г.). Отказываясь от традиции послевозрожденческого гу­манизма, представляющей культуру как словесность (совокупность словесно сформулированных идей в фи­лософии и литературе), Шпенглер трактует культуру как душу сплотившегося в народ коллектива людей, объединяющую его в целостность. В основе каждой из культур лежит миф, отражающий специфическое переживание трагедии жизненного порыва. Т. к. жизнь всегда оканчивается смертью, то душе остает­ся лишь найти формы примирения с ней, придания ей смысла. Исходное переживание выступает прафе-номеном, прообразом, задающим специфику культу­ры. Примером прафеномена может быть образ прямо­го и неуклонного пути для египетской, евклидовой телесности — для аполлоновской (греко-римской), идеи пространственной глубины — для фаустовской (западноевропейской) культур. Культурный организм вырастает из прафеномена как растение из семени и проходит все стадии существования живого, заканчи­вая смертью (срок жизни культурного организма око­ло 1000 лет). Погибая, культура перерождается в ци­вилизацию, т. е. переходит от творчества к диктату уже ставших форм, от становления к окостенению, от души к интеллекту, от деяния к работе. Каждая куль­тура (всего их 8 и одна, восточно-сибирская, находит­ся в становлении) — внутри себя замкнутая целост­ность, диалог между ними невозможен, поэтому нет единой общечеловеческой истории.

Н. Н. Ефремов

КУЛЬТУРЫ МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ — ос­нована К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX в. в рамках рационалистических теорий культуры. Посвящена созданию системы научного знания о человеке и его

мире. Основывается на трех методологических прин­ципах: 1) материализма (признание существования объективного мира предметов, имеющих субъектный источник происхождения, т. е. созданных человеком (артефактов). Мир артефактов имеет чувственно-сверх­чувственное содержание, в силу того, что в них нали­чествует человеческий смысл); 2) деятельности (мир культуры рождается в труде, особый общественный характер к-рого построен на том, что результаты дея­тельности одних субъектов становятся предпосылка­ми для деятельности других. Это превращает предмет в посредника между людьми, носителя общественных отношений. Предметное богатство культуры оказыва­ется внешней формой, а действительным содержани­ем является развитие самого человека как обществен­ного существа, т. е. его отношений, сил, способностей и потребностей); 3) историзма (“культуры вообще” не существует, но выработать общее представление о ней возможно, предположив, что ее всеобщее содержание конкретно, то есть обнаруживается не на начальных, а на более развитых ступенях существования, когда ее зачатки, предпосылки становятся всеобщими усло­виями человеческой жизни).

Н. Н. Ефремов

КУЛЬТУРЫ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕП­ЦИИ (от лат. conceptio — понимание и natura — при­рода), принадлежат к рационалистической традиции в исследовании культуры, созданы в эпоху Просвещения. Первоначально просветители базируются на при­знании коренного отличия культуры и природы, выд­вигая тезис “культура — это не натура”. Во Франции и Англии решение проблемы специфики культуры в отличие от природы связано с политической и идео­логической борьбой, поэтому внимание прежде всего уделяется “духу народа”, проявления к-рого ищутся в специфике порядков, социальных институтов, нра­вов, обычаев и т. д. Фактически речь шла об особен­ностях жизни наций, сформировавшихся в Европе именно в Новое время. Отождествляя нацию с госу­дарством, а общество с политическими формами прав­ления, просветители ставят социально-политическую задачу достижения идеала “совершенного государ­ства”, что возможно через исправление отношений между государством и гражданином на пути “совер­шенствования разума”, т. е. осознания общественно­го интереса как собственного. Цель разума — счас­тье человека, а стремиться к нему в равной степени естественно для каждого от его природы (Гольбах). Т. е. жажда счастья естественна как любое природ­ное явление, а следовательно, что угодно природе, то угодно и разуму. Немецкое Просвещение во главу угла ставило проблемы нравственного воспитания челове­ка, уделяя при этом особое внимание содержанию социальных традиций, через освоение к-рых уже по­явившийся на свет человек как бы рождается во вто­рой раз как культурное существо. Традиции отража­ют закономерную связь вещей в мире, при этом муд­рость (“Бог”, по Гердеру), с к-рой устроена Вселен­ная, одна и та же как для истории, так и для приро­ды. Человек и культура рассматриваются как высшие звенья природной эволюции. Концепции культуры по­добного рода получили название “натуралистиче­ских”.

Н. Н. Ефремов

КУЛЬТУРЫ НЕРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕО­РИИ — возникли в конце XIX в. и получили широ­кое распространение в веке XX, явившись результа­том осмысления кризиса классической европейской культуры, развившейся на основе наследия Просве­щения. К. н. т. представляют широкий спектр разно­образных попыток пересмотра мировоззренческих и методологических принципов решения проблемы куль­туры просветителями и их последователями. При этом внимание прежде всего уделяется содержанию основно­го принципа (принципа разума). В XX в. стало оче­видно, что принципы классической культуры не мо­гут уже обеспечить должный уровень ценностной ре­гуляции человеческой жизни; мир человека оказался неизмеримо более многообразным и противоречивым, чем предполагалось; мировые войны и вспышки массового насилия вызвали недоверие к разуму, не смогшему их предотвратить; развитие цивилизации поставило вопрос о сохранении культуры как непре­ходящего арсенала творчества; заявил о себе угрожа­ющий разрыв между самочувствием реального индивида и обезличенным потоком культурного творчества;

разрушение экологической среды, понимаемой в ши­роком смысле этого слова, стало насущной проблемой;

несовпадение социального и культурного циклов по­ставило под сомнение судьбу культурного наследова­ния и т. д.

Поскольку видение разума как основы культуры не оправдалось, исследователи предлагают вместо него иные основания: всё богатство потока человеческой субъективности (Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер, Берг­сон); акт свободного личностного выбора (Сартр, Камю, Хайдеггер); нерефлектированные обычным человеком глубинные смысловые структуры (Леви-Строс, Барт, Фуко, Деррида, Делёз) и т. д. Коренные перевороты в понимании сущности культуры не могли не изменить представления о самом процессе получения знания. Если в основе культуры не лежит разум, то и проник­нуть в ее тайну можно не рациональным способом. Так, Шпенглер видел задачу философа в постижении истории как совокупности образов культур, каждая из к-рых может быть постигнута физиогномически, по аналогии с живой человеческой душой. Вживание, наблюдение, сравнение, непосредственная внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия — вот средства, с помощью которых можно познать куль­туры. Созидание культуры понимается Шпенглером как акт, родственный гениальному художественно­му творчеству в его романтическом толковании. Тог­да постижение его результатов должно быть конге­ниальным творческим актом проникновения в тайну произведения, чуждым логике и исполненным оза­рений и интуиции.

Н. Н. Ефремов

КУЛЬТУРЫ ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЕ КОН­ЦЕПЦИИ (от лат. post — после и structura — строе­ние, порядок) — являются продолжением идейной эволюции классического структурализма. К. п. к, основываются на критике положения классиков струк­турализма, что структуры — это конечные объектив­но существующие данности и задавать вопрос об их происхождении неправомерно. Постструктуралисты (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар, Ю. Кристева) ставят задачу по­казать их исторический, производный характер, ос­мыслить в них все “неструктурное”, позволяющее усомниться в их незыблемости. Круг возникающих при этом разнообразных вопросов они обозначают в тезисе “Нужно разомкнуть структуру в контекст”. Так, Фуко показал, что комплекс знаний, к-рые составля­ют кажущийся нам извечным, само собой разумею­щимся, современный концепт человека, на самом деле историчен и прошел долгий и тернистый путь станов­ления. Фуко исследовал не историю теорий, а форми­рование неявных (молчаливо принимаемых) концеп­туальных допущений, на к-рых основывается знание. Оказалось, что оно имеет нормативный характер, яв­ляется воплощением стратегий власти, надзора и оцен ки, принуждений и побуждений. Деррида раскрыл противоречивость даже исходных смысловых струк­тур классического знания. Вывод постструктуралис­тов: претендующая на абсолютную самоочевидность традиция европейского рационализма мыслить о мире и человеке исходя из понятия бытия как присутствия неправомерна. “Живого” настоящего не существует, оно не равно самому себе, затронуто отсрочкой и раз­личием, а следовательно, в текстах современной куль­туры нет единого смыслового направляющего, они воплощение разнозакония, неданности, инаковости. Делёз в этой связи предлагает новое прочтение “кни­ги культуры”, считая, что определенности культур­ных смыслов, к-рые нужно прочесть, отнюдь не пред-заданы заранее. Они каждый раз заново порождают­ся событиями, парадоксальны, а потому теорию о них можно построить только как серию парадоксов, что требует перехода к инфрасмыслу, к-рый нельзя офор­мить по привычным правилам грамматики и синтак­сиса.

Н. Н. Ефремов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 538 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2394 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.