Не менее важную роль играет знание невербального поведения принимающего общества. Адекватность и эффективность общения зависят не только от слов, но и от менее стандартизованных особенностей поведения, от церемоний, ритуалов и норм. Невысказываемые, невербальные сообщения, передаваемые посредством выражений лица, движений, оттенков голоса и другими формами поведения, определяют эмоциональный и установочный подтекст взаимодействия и позволяют определить характер отношений между его участниками. Поэтому для достижения коммуникативной компетенции чужаки должны освоить не только язык, но и стиль невербального поведения. До тех пор пока знание поведения поверхностно, чужаки не смогут избежать неловких и двусмысленных ситуаций. Несовпадение невербального поведения укрепляет восприятие чужаков как не вполне компетентных и социально адекватных. К сожалению, усвоить невербальное поведение очень трудно из-за его оттенков, имплицитности и сложностей, поэтому решить эту задачу можно только посредством прямого наблюдения и участия в коммуникациях с местными жителями в течение длительного времени.
Знание правил коммуникаций
Вслед за языком и невербальным поведением важное значение имеет знание правил коммуникаций, или единой системы ожидаемых стилей поведения, используемой для организации взаимодействия между индивидами принимающего общества. Культура обеспечивает "правила игры", которые позволяют индивидам разобраться в событиях, деятельности, действиях и поведении. Правила коммуникаций применяются ко всем уровням поведения, как вербального, так и невербального. Некоторые правила, например касающиеся общественной жизни и организаций, четко сформулированы в письменной или устной форме. Другие, в особенности те, которые имеют отношение к природе межличностных отношений, уровню близости, статусу, уровню доминирования, формально не кодированы и не сразу приметны, но имплицитно регулируют стили невербального поведения. Их усваивают в процессе первичной социализации, и среди взрослых они действуют полуавтоматически.
Оперативные правила культуры имеют, однако, вполне определенные, видимые и измеримые' последствия. В различных культурах объективно идентичная ситуация предполагает разные варианты поведения, а идентичное поведение интерпретируется по-разному. Поэтому для чужаков освоение коммуникативных правил принимающего общества означает более глубокое понимание культуры. Они должны не просто знать вербальные и невербальные стили, но и "видеть", как и почему местные жители общаются именно так, а не иначе. Такое углубленное понимание культуры принимающего общества предполагает знание исторической, политической, экономической, религиозной и воспитательной практики данного общества. Например, если чужому нужно адаптироваться преимущественно к мусульманской культуре, он должен иметь представление о мусульманском наследии в различных сферах данной культурной среды. Без такого знания он может склоняться к "культурным проекциям", т.е. перенесению опыта своей культуры, при попытках разобраться в коммуникативных правилах и в поведении местных жителей. Освоение культуры принимающего общества предполагает также знание групповых институтов и структур, представления об искусстве, науке и технологии, установках, верованиях, ценностях, взаимных ролевых требованиях и т.д. Поскольку знание культуры любой группы, обладающей сложной структурой, никогда не может быть исчерпывающим даже для члена группы, оно тем более относительно, когда речь идет о чужаках.