Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЧЕЛОВЕК И ЭТНИЧНОСТЬ[Ю.Г.6]. С.В. Чешко




Если мы хотим исследовать этничность, а не поэтизировать ее, то должны, видимо, постараться выявить ее специфическую функ­цию. В данном случае я имею в виду <...> конкретную роль этничности в жизни людей.

Социальные связи конкретного человека образуют упорядо­ченную (его потребностями, интересами, наклонностями, соци­альными ориентациями и т.п.) структуру. Она может быть пред­ставлена в виде концентрических кругов сфер деятельности и об­щения индивида.

Каждому типу общества присуща, видимо, своя система, отли­чающаяся от других набором и последовательностью таких кругов. В современном обществе, о котором и пойдет речь, в качестве первого круга обычно выступает семья. <...> По всей видимости, непосредственная функция семьи состоит в создании для индиви­дов первичного микромира ("домашнего очага"), который предо­храняет их от "перегрева" интенсивным воздействием социальной среды и в то же время сохраняет их в системе социальности. Се­мья — это предел "химической" делимости социального вещества, его молекула.

Следующий по значимости круг деятельности и общения связан с добыванием средств к существованию. Эта деятельность сосре­доточивается в экономических структурах: на предприятиях, в уч­реждениях — трудовых коллективах.

Третий круг образуется из потребности в досуге. Он складывается из друзей, близких родственников, партнеров по увлечению и т.д.

Можно также выделить четвертый круг повседневных социаль­ных связей — соседей. В основе этих связей — совместное ис­пользование непосредственной среды обитания.

<...> Концентрическая система социальных связей индивида включает также вторичные круги деятельности-общения. К ним можно отнести религиозные общины, политические партии и тому подобные объединения, построенные на идеологической основе. Они вторичны потому, что имеют свои корни не в жизненных по­требностях "человека социального", а в его дополнительных, "сверхсоциальных" интересах, которые к тому же имеются не у каждого человека. Для других людей они могут играть, напротив, очень большую роль, даже заслонять первичные круги или накла­дываться на них. Это происходит, например, тогда, когда полити­ка, искусство или религиозное подвижничество становятся для че­ловека основным родом деятельности (в силу его материальной обеспеченности или аскетизма), преобладающей формой мировоз­зрения.

Вне начерченной выше системы концентрических кругов дея­тельности-общения находится другая, но связанная с нею система социальных связей индивида. Она также состоит из различных элементов, однако их трудно расставить в каком-то определенном порядке, по степени значимости для обобщенного "человека соци­ального". Здесь речь идет не о непосредственной деятельности и непосредственном общении, а об идентификации человека с та­кими социальными группами, с которыми он не может вступить в прямой контакт. Это, например, этнос, нация-общество, кон­фессия (но не конкретная религиозная община), субгосударст­венная или супергосударственная общность (москвичи, сибиря­ки, европейцы, славяне и т.д.), раса, половозрастная группа, наконец, человечество в целом. Человек осознает себя частью этих (или каких-то других) общностей, но в своей повседнев­ной жизни, в практической деятельности может иметь дело только с их отдельными маленькими частями, которые в дейст­вительности оказываются элементами первой (концентричес­кой) системы. Так, человек ощущает свою принадлежность к определенной этнической группе, но его "этническая" деятель­ность-общение сосредоточена, самое большее, в локальной этни­ческой общине, в национально-культурном центре или фольк­лорном ансамбле, т.е. в тех социальных группах, которые отно­сятся к сфере первичных и вторичных потребностей.

Этничность не входит в эту сферу. Не случайно, что в повсе­дневной жизни человек, как правило, не выстраивает свои соци­альные связи, не проводит целенаправленный отбор своих партне­ров по деятельности и общению по этническому признаку. Правда, анкетные опросы, проводимые нашими этносоциологами, зачастую дают иные результаты, свидетельствующие именно о наличии та­кой селекции в социальном поведении людей. Однако подобные свидетельства, как и любые научные факты, нуждаются в анализе и объяснении.

<...> Этничность в целом лежит вне обыденности — подобно любой "сверхсоциальной" идеологии. Это, конечно, отнюдь не оз­начает, что этничность не играет никакой роли в повседневной жизни людей. Если человек проходит процесс социализации в оп­ределенной этнической среде, то он, естественно, хотя бы в какой-то степени усваивает характерные для нее традиции, ценности, образ мысли и поведения. Плоды такой социализации сказываются не только тогда, когда индивид действует в своей этнической группе и как часть этой группы, но и тогда, когда он действует в "автономном режиме" — как индивид.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 979 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.