Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этния и национальность: как избежать путаницы[ю. Г. 4]. Т. К. Ооммен




Довольно просто дать дефиницию расе и перечислить ее основ­ные признаки. В противоположность этому понятие этнии не под­дается четкому определению отчасти потому, что в этой категории заключено столько разнообразнейших признаков, что учесть их все крайне трудно. Более того, этническое сознание часто прихо­дится выявлять с большим трудом, а иногда и просто воспитывать. Положение осложняет еще и тот факт, что многие социологи за­мыкают расу в этнию, тогда как другие объединяют последнюю с национальностью Происходит путаница. Отсюда возникает необ­ходимость выделить основные черты, присущие этнии (этнической общности) и этническим группам.

С точки зрения Вебера, первым давшим им определение, для этнических групп характерна коллективная вера в свое общее происхождение и некоторые наследуемые свойства. Подобное еди­нение можно оправдать наличием у них схожего фенотипа и (или) общей культуры, а кроме того — исторически сложившейся памя­тью о миграции или колонизации. Несмотря на то, что Вебер предпочитал термин "национальность", он сам называл его "крайне неосновательным из-за его эмоциональной окрашенности". Свое определение этнической группы дает и Белл (1975), называя ее коллективом индивидов, объединяемых одной культурой. Если со­держание этнии сводится только к культуре, тогда нет никакой необходимости и в концептуализации национальности, ибо по­следняя также имеет преимущественно культурное содержание. Попытка определить нацию (национальность) как политическую субстанцию несостоятельна, потому что: а) это ведет к еще одной концептуальной путанице, а именно — государства с нацией; б) это неверно эмпирически, поскольку приписываемый Наполеону прин­цип — "Каждой нации — государство, в каждом государстве — еди­ная нация" — не был осуществлен даже в пределах Западной Ев­ропы, т.е. колыбели мононациональных государств. Следовательно, мы должны вырабатывать совершенно новый концептуальный под­ход к категориям "нация", "национальность" и "этния", дабы избе­жать часто возникающей путаницы.

В других своих работах я возражал против того, чтобы видеть нацию (национальность) там, где есть общая территория и общая культура; нация — это обиталище народов, разделяющих единую культуру; этния же возникает там, где культура и территория не обязательно совпадают. Это результат завоеваний, колонизации, иммиграции. Народ, поселившийся на определенной территории, может в дальнейшем закрепить свои претензии на нее, а при удачном стечении обстоятельств способен даже стать нацией. Тем не менее совсем необязательно и исторически неверно полагать, что, добившись морального господства над какой-то территорией, на­ция захочет впоследствии предъявить юридические претензии на нее, т.е. что нация обязательно должна основать свое государство. В со­временном мире существует несколько многонациональных госу­дарств. Таким образом, с этой точки зрения этнию можно рассматри­вать как культуру народа-мигранта, характерными признаками ее яв­ляются религия, язык и жизненный уклад.

Принимая во внимание тот факт, что США — страна имми­грантов, можно понять, что там термин "этния" был бы самым подходящим для населяющих эту страну этнических групп. <...> Тем не менее это создает новые трудности. Во-первых, если считать этническими все группы, имеющие специфическую культуру, то придется игнорировать очень важное различие между привилегированными группами и теми, кто таких привилегий лишен. Чтобы не допустить этого, необходимо делать различие между символической и инструментальной этнией. Сим­волическая этния в основном есть результат конструирования и поддержания социокультурных рамок ее существования, т.е. это продукт постоянного поиска коллективной идентификации. Это делают все этнические группы, независимо от того, лишены они каких-то вещественных атрибутов (экономических или политиче­ских) своего статуса или нет. Их ущербность обусловлена либо действительной, либо надуманной потерей культуры. В противопо­ложность этому инструментальная этния формируется прежде все­го в борьбе за преодоление материального неравенства и ориенти­рована на эту борьбу. Поэтому этния, стремящаяся найти свой облик, свои культурные корни, качественно отличается от той, ко­торая борется за равенство.

Во-вторых, когда какая-то этническая группа слишком сильно рассредоточена географически и переплетается с другими этниче­скими образованиями (при том, что все они — иммигранты на но­вой для них территории), этния необходима для того, чтобы заяв­лять о своих человеческих, культурных, политических и экономи­ческих правах — как индивидуально, так и коллективно. Но в тех случаях, когда этническая группа-мигрант состоит исключительно или главным образом из представителей (выходцев) одной и той же территориальной общности, сильно возрастает возможность то­го, что эта группа объявит данную территорию своей исключи­тельной родиной, как это стремятся сделать сейчас французские канадцы в Квебеке. В этом и состоит процесс трансформации на­родности в нацию. Он прежде всего носит символический или же инструментальный характер в зависимости от того, что послужило причиной утраты прав этой группой; реже здесь наблюдается ком­бинация этих признаков. В последнем же случае имеет место та­кое сочетание символики и инструментальности, которое способ­ствует более ускоренному превращению народности в нацию. Од­нако, как уже отмечалось, нация отнюдь не всегда предпринимает попытки создать собственное государство.

И в заключение нужно сказать, что следует различать специ­фику этих двух культурных совокупностей — нации и этнии — и стараться не путать их друг с другом. Если нация — это культур­ное сообщество, имеющее законное моральное право на опреде­ленную территорию, то этния — это этническая группа, имеющая общую культуру, но существующая за пределами родины предков.

Эта группа пользуется, как правило, временным статусом в стране пребывания со всеми вытекающими отсюда последствиями, и пре­образится она в нацию или нет, зависит от множества факторов, самым главным из которых служит государственная политика. Так, если политическая линия в государстве позволяет мигранту в конце концов превратиться в постоянного резидента, а затем и в гражданина этой страны, это поможет ему выработать положи­тельное отношение к стране пребывания, принять ее как родину. Эти возможности в разных странах сильно дифференцированы.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 782 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2265 - | 2207 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.