Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История и культура –включенность истории культуры локальных сообществ в социальную историю человечества в целом. 13 страница




2) В широком смысле – любая структура, занимающаяся производством «культурных текстов», их распространением и поддержанием всей системы ценностных ориентаций населения (в первую очередь – религия, искусство и идеология).

3) В ведомственном смысле – государственная или общественная органи­зация, выполняющая какие-либо функции в сфере, отнесенной к куль­туре как отрасли (см. Культурная политика).

Создание какой-либо классификации и типологии культурных институтов – до­вольно сложная задача, поскольку институты реализуют культурные функции. Количество самих культурных функций прак­тически неисчислимо.Их можно диф­ферен­цировать на культуропорождающие – создающие какие-либо новации; культурорегулирующие порядок исполнения действующих норм; культуросохраняющие какие-либо раритеты исторического социального опыта; и куль­­­­туротранслирующие этот социальный опыт в синхронном или диахронном режиме. Следует помнить и о том, что некоторые функции обеспечиваются по частям разными институтами, а некоторые культурные институты выполняют сразу по множеству различных культурных функций.

Культурные институты можно делить на государственные, общественные и частные, религиозные и светские, а также классифицировать по иным ос­нованиям. Во всех этих типологизациях неизменным остается лишь то, что куль­турные институты (и институции, если говорить о сфере обыденной культуры) представляют со­бой основные инструменты коллективной и в той или иной мере планируемой и органи­зованной деятельности по производству, использованию, хранению и трансляции куль­турных продуктов (ценностей), что принципиально отличает их от аналогичной деятельности, произ­водимой лю­дь­­ми в индивидуальном порядке. Сложно определить, насколько сильно раз­ли­чаются культурные продукты, производимые тем или иным способом. Видимо, часть продуктов оказывается более эффективным производить коллективно (например, этни­ческие черты культуры), другую часть – индивидуально (произведения искусства). Существенным представляется еще и то, что продукты, произведенные как коллективно, так и индивидуально, примерно с равной частотой оказываются базо­выми формами культурными (см.), а вот интер­претирующие их артефакты куль­турные (см.) гораздо чаще производятся в по­рядке индивидуальной деятельности специалистов.

Исторически первые институты культурные появились еще в средневековье как артели строителей, иконописцев, монастырские общины. Зарождение первых частных институтов, занимающихся сохранением культурного на­­­­­­следия можно отнести к XVIII в. Государственные культурные институты (как культуротворческие, так и культуроохранные) появились в XIX в., тогда же распространилась практика создания крупных культуроохранных институтов (музеев) и исследовательских обществ на частные или общественные пожер­твования. Эта практика продолжилась и в XX в., но к перечню культур­ных институтов добавились управленческие, научные, культурно-досу­говые и некоторые иные.

Так или иначе, культурные институты (наряду с индивидуальным твор­чеством) представляют собой основные «мастерские» по производству и обе­с­печению культуры, и их организационная структура, характер деятельности и пр. мало чем отличаются от ана­логичных характеристик любых других производств; разве что научно-технический про­гресс здесь менее актуален, нежели развитие методов интеллектуально-образного позна­ния мира и упорядочивания представлений о нем.

ОБРАЗОВАНИЕ – одно из наиболее значимых средств социального воспроиз­водства сообщества, повышения потенциала его адаптивных воз­мо­жнос­тей и перспектив социокультурного развития. Основные социальные и культур­ные функ­ции образования связаны с решением задач социализации и инкуль­­­­турации личности (см.) обучаемого по­средством трансляции ему фраг­ментов общего и специализированного социального опыта, накопленного че­лове­че­с­т­вом в целом и собственным сообществом в частности, вве­дением человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу и обучением его специализированным знаниям, умениям и навыкам продуктивной де­­я­тельности в рамках осваиваемой им социально-функ­цио­наль­ной роли (спе­­­­­­­циальности) в общественном разделении труда. Именно процессы инкуль­турации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сообщества и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированно­сти людей, ведут к непос­ред­ственному социальному воспроизводству общества как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения определенных социально-функциональной роли преследуют цель под­готовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сообщества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструмен­тария и т.п.

Образование традиционно делится на общее и специализированное (про­фессио­нальное), причем на более низких уровнях образования домини­ру­ет ре­ше­ние задач об­щего образования (просвещения), а по мере повышения уровня начинают преобладать функции специализированного обуче­ния. В числе основных задач, решае­мых общим образованием, можно перечислить:

- просвещение учащихся, усвоение ими наиболее общих научных знаний о при­роде, человеке, обществе, основных языках и кодах социальной коммуникации, обобщенного исторического социального опыта людей;

- формирование мировоззренческих установок учащихся, их взглядов на сущность природы, человека и общества, а также на системный харак­тер их взаимодействия;

- развитие креативных способностей учащихся, их умений решать нестандартные задачи и приращивать новые знания, в дополнение к уже имею­щимся;

- социализация учащихся, ознакомление их с основными принципами осуществле­ния социального взаимодействия, разделения общественного труда, социально-функциональными ролями человека и способами его вхождения в общественную прак­тику;

- инкультурация учащихся, введение их в систему основных ценно­стно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры, критери­ев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности, принятых в об­ществе проживания;

Что касается профессионального образования, его общеобразова­тельная составляющая в принципе преследует аналогичные цели, только решаемые на более высоком интеллектуальном уровне и, как правило, привязанном к особенностям осваиваемой специальности. Но главное – это обучение технологиям осуществления профессиональной деятельности и основным положениям данной профессиональной культуры.

Если суммировать все сказанное с точки зрения самого социокуль­ту­р­но­­­­го знания, то эти задачи в сферах как общего, так и специального об­ра­зования могут быть определены, как изучение:

- исторических и современных форм социальной организации, регу­ляции и кол­лективной самоидентификации людей в любых срезах их сов­местной жиз­недеятельности (специализированной и обыденной практики);

- исторических и современных форм и средств социальной коммуни­ка­ции (как общего, так и специального профиля), а также средств накоп­ления, аккумуляции и трансляции социального опыта;

- основных способов познания реальной или воображаемой дейст­витель­ности и опыта интерпретации этого знания;

- основных ценностно-смысловых значений, оценочных критериев и иерархий, принципов нормирования технологий и продуктов (результатов) любой человеческой деятельности;

- вопросов социокультурного становления, самоидентификации, интел­лек­­туаль­ной и деятельностной самоорганизации человеческой лично­сти, проблем творчества, культурной инноватики и т.п.,

а также некоторые иные задачи.

Общее образование преследует цели преимущественно инкультурации личности обучаемого, и потому в нем так тесно переплетены задачи обучения и воспитания. Зна­чимое место в программах общего образования занимает освоение учащимися основ об­щенаучных знаний об окружающем мире (математика, физика, химия, биология, геогра­фия, социология и др.), а также основных средств общесоциальной коммуникации (род­ного и инос­транного языков, основ информатики и пр.), норм и правил осуществления этой коммуникации. В принципе инкультурация индивида в процессе вос­питания и об­щего обучения формирует его в качестве «продукта» куль­туры данного сообщества, за­кла­ды­вает в его сознание, память, оценочные и поведенческие стереотипы и навыки, культурные образцы в уже готовом к «употреблению» виде, а также воспитывает в нем «потребителя» культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры общества проживания, т.е. по суще­ству фор­мирует личность социально адекватную актуальным потреб­ностям этого сооб­щества.

Совершенно иные социокультурные цели преследует специализированное обра­зование. Здесь речь идет о подготовке уже не «продукта» и «по­тре­би­теля» культуры, а ее «исполнителя» (профильного воспроизводителя-интер­пре­татора актуальных культурных форм) и «творца» (разработчика новых форм). Такого рода обучение осуществляется преимущественно в специ­али­зи­ро­ванных областях социальной практики, квалифициро­ванными пред­стави­те­ля­ми узкопрофилированных профессий, специальностей и специа­ли­заций. Освоение этих ролевых функций обучающимся связано с процессом его социа­лизации – введением в действующую систему разделения труда, усвоением им специальных знаний, практических умений и навыков продукти­в­ной деятельности (и в том числе творческой, инновативной) в избранной сфере. Именно этому и посвящено профессиональное образование – среднее специальное, выс­шее профессиональное, по­слевузовское повышение квалификации. При этом представляется очень важным, чтобы обучающийся усвоил не только фундаментальные и прикладные знания и умения по предмету, функциям и технологиям его будущей деятельности, но и принципы соответствующей профессиональной культуры – критерии социальной приемлемости форм осуществления данной деятельности (по их социальной цене и последствиям), этику отношения к труду и профессионального взаимодействия, реалистичные статусные притязания, традиции, атрибутику прес­тижности и иные ролевые признаки специалиста в данной области, т.е. пол­ноценно интегрировался не только в производ­ство, но и в социально-функ­циональную страту (профессиональную культурную общ­ность) производителей. Только в этом случае задачи специализированного образования по социализации личности могут считаться полноценно выполненными.

Исторически, по всей видимости, специализированное образование сло­­жилось раньше, чем общее. Обучение молодежи в первобытных общинах, в первую очередь, преследовало цель их профессионального обучения как участников общинной жизнедеятельности, но так же включало в себя освоение и элементов общекультурной эрудиции – общинных миропредставлений и проторелигиозных верований, родовых обрядов, ритуалов и традиций. Фун­­­­­кции учителей выполняло, видимо, старшее поколение и люди, искалечен­ные настолько, что уже не могли принимать участие в охоте и других дей­ствиях. С разделением труда и социальных функций, образование стало более дифферен­цированным: специ­ализи­рованное – по профессиям, а общее – по формирующи­мся сословным образам жизни и миропредставлений. Роль учи­телей на этом этапе, скорее всего, выполняли родители.

В течение аграрного этапа истории образование прошло большой путь усовершенствования. Если функции общего образования в основном остались за родителями, то с целью получения профессионального обучения подростков отдавали выбранным мастерам, у которых ученики проходили обучение, выполняя роль подмастерий. Процесс обучения оставался мало систематизированым и сугубо практикоориентированным. Некоторое исключение представляла подготовка будущих жрецов, которая включала в себя освоение обширного религиозно-теоретического материала и мифологии. Вместе с тем в элинистическую эпоху, а позднее в Риме и в Византии получили распространение обще­образовательные школы – мусейоны. Школы такого рода существовали и на Востоке, но преимущественно при религиозных учреждениях. В эпоху Античности большую известность приобрели философские школы, ученики которых не были подмастерьями, а участниками диалогов. В аристократической среде античного, а позднее и средневекового общества распространилась практика приглашения домашних учителей, которые давали преимущес­твенно общее об­разование. Специальное образование получали прежним пу­тем, поступая в подмастерья к мастеру или в оруженосцы рыцаря (в арис­то­кратической среде).

Первенство в создании публичных высших учебных заведений принадлежит ис­ламу. В Х в. появились первые медресе, в которых готовили преимущественно будущих мулл, но в исламе получение религиозного образования не требовало обязательной религиозной профес­сионализации выпускников; в ме­дресе готовились и будущие чиновники во дворцах халифов и иных мусуль­манских властителей.

В христианском мире требуемое образование для будущих священнослу­жителей давала пра­к­тика послушничества в монастырях; то же было хара­ктер­но и для Китая, буддийской, а позднее индуистской Индии. Но в эпоху высокого средневековья в условиях массового распространения различных ересей ка­толической Европе потребовалась более фундаментальная и систе­ма­­тичес­кая подготовка клириков. С этой целью в XI в. в итальянском г.Бо­лонья было основано первое специальное учебное заведение – университет. В течение последующих двух веков сетью университетов была покрыта уже вся католическая Европа. Если первоначально университеты давали лишь богословское образование, то в эпоху Ренессанса в них появились и другие факультеты: медицинские, исторические, естественнонаучные. В XV в. в Византии и других пра­вославных странах по образцу католических университетов стали создаваться богословские семинарии, но они строго ограничивались только богословским образованием. Во второй половине XVII в. в Европе появились и первые светские профессиональные учебные заведения – военные и морские училища. К этому времени и большинство университетов в существенной мере потеряло свою религиозную направленность. Богословское образование выделилось в отдельную подсистему.

Идеологический перелом в отношении к образованию принято относить к эпохе Просвещения, деятели которого впервые поставили вопрос о введении всеобщего начального образования и открытии массовых публичных школ и высших учебных заведений. Однако в это время еще не сложилось четких пред­ставлений о социальных задачах общего образования в отличие от специального, поэтому первые начальные школы, которые стали открываться преимущественно при монастырях, ничему, кроме элементарной грамоты, не учили. Монастырские школы предназначались в основном для учеников из низших сословий, а появившиеся в середине XIX в. светские средние школы (разно­го типа) – для городской буржуазии. Дети аристократии продолжали получать общее образование у домашних учителей.

Но XIX век стал периодом бурного развития профилей и номенклатуры специального образования. Помимо множащихся университетов стали откры­­ваться различные узкопрофильные институты: военные, морские, технические, коммерческие. Появились детские военные школы (кадетские корпуса) и средние специальные учебные заведения (медицинские, технические, педагогические), в том числе и специальные женские.

По существу примерно в таком виде с незначительными изменениями об­разовательная система дожила до наших дней. Из Европы и Америки она постепенно распространилась и на страны Азии и Африки (где параллельно сохраняется и традиционная система образования – преимущественно монастырского). Естественно, что в каждой стране она имеет свои особенности. Наиболее существенными новациями XX в. в области образования явилось то, что среднее образование в развитых странах стало обязательным, женщины в своих образовательных возможностях были полностью уравнены с мужчина­ми, появились различные структуры дополнительного об­разования и повы­ше­ния квалификации и, наконец, то, что общее и специальное образование стало содержательно выстраиваться в целостную систему.

МИФОЛОГИЯ – система взглядов, основанная на иррациональном способе восприятия и отражения мира, специфический тип сознания, характерный преимущест­венно для первобытной стадии развития и раннего этапа аграрной, но сохраняющий свое культурно-регулятивное значение и позднее; в преобразо­ванных формах мифологический тип сознания оставался актуаль­ным практи­чески для всех эпох. Разумеется, мифологическое сознание эпохи первобытности и позднейшей истории существенно различаются. В так называемое «осе­вое время» истории (по К.Ясперсу – начавшееся в середине 1 тысячелетия до н.э) происходит существен­ная трансформация сознания, по крайней мере, у образованной части городского населения, переход к систематическим религиям (см.), упорядочивающим миропредставления на столь же иррациона­ль­ных, но более систематических началах, а позднее и к научному рациональному со­знанию.

Для мифологического сознания древности, при крайней скудности раци­о­нальных знаний о мире, было свойственно стремление к познанию мира по­сред­ством реконструкции его генезиса (т.е. через формирование легенд о его происхождении) и латентная попытка объяснить структуру Космоса через аналогию с хорошо знакомой структурой социального устройства об­ще­ства. Т.е. социальная структура своего времени «опрокидывалась» на миро­з­дание и посредством нахождения формальных аналогий объяснялись уст­рой­ство и систе­ма закономерностей, управляющих миром. В прин­ципе такой под­­ход к глобальному мировосприятию, как аналогии социального уст­рой­ст­ва общества, ос­тавался характерным для мифологического сознания и по­сле­дующих времен, имитировавшего законы мироздания по ана­логии с социальным устройство своего времени.

Среди характерных признаков мифологического сознания «классичес­кого типа» принято выделять такие представления, как:

- универсальность существования человека в мире (человек не выделяет себя из природы, не относится к миру как к объекту познания и преобразования, а к самому себе как к субъекту этого познания, а стремится к преиму­щественно магическим, чувственным формам взаимодействия с миром и его процессами и др.);

- холистичность и синкретичность (доминирует нерасчлененная целостность в мироощущении, бытие практически не дифференцируется на фун­к­циональные и струк­турные сегменты, на прошлое, настоящее и будущее, на объект и означающий его знак или слово, на практическое действие и символизирующий его ритуал; отсутствует или является весьма смутным представление о причинно-следственной детерминации собы­тий и явлений; преобладает хаотическое смешение в восприятии сакрального и мирского, живого и косного, человеческого и природного, реального и вымышленного, неизбежного и случайного и т.п.);

- цикличность восприятия времени и динамичность восприятия прост­ранства (крайняя скудность представлений о линейном времени и преобладание пред­ставлений о круговороте времен – вечном повторении (по М.Эли­аде), что является основанием для идеи вечности, в которой пребывает мир; перемены же воспринимаются как иллюзия и носят характер неизбежного циркулярного или спиралевидного повтора событий в жизни людей, деяниях богов и пр.; структура мироздания ощущается как еще незаконченная, форми­рую­ща­я­ся, «растущая», вращающаяся вокруг некой сакральной оси, «цент­ра мира» и т.п., в целом космогоническое мировосприятие доминирует над космологическим).

Мифология в своем «классическом» воплощении формировалась пред­положи­тельно в эпоху позднего палеолита, достигла апогея в так называемый «варварский» пе­риод истории и весьма эффективно служила основным средством регуляции поведения и сознания людей. В последующие эпохи сложения иных мировоззренческих парадигм «классическая» мифология не исчезла из со­циальной практики, а только локализовала зону своего функцио­нирования пре­имущественно приватной (и отчасти тайной) и некон­венциональной (осуждаемой официальными религиями) мистикой, магической и гада­тель­ной деятельностью, отчасти в течениях оккультизма и т.п.

Одновременно в Новое время появились некоторые феномены массового политического и национального сознания, внешне напоминающие явления ми­фологической культуры первобытности, в ее наиболее вы­раженном – шаманском проявлении («синдром толпы», экстатические фор­­­мы выражения национальных и политических чувств, повышенная массовая мистифицированность в этих и иных сферах, вера в кумиров, НЛО и т.п.). На самом деле эти явления имеют совершенно иное происхождение, смысл, структуру и пр., хотя своими корнями они уходят в глубины первобытного сознания. Некоторые приемы из практики мифологии, мистики и шаманизма успешно используются современной мас­совой культурой.

Существует также концепция, полагающая, что художественное творчество в существенной мере построено на принципах мировосприятия и отражения, подобным мифологическому сознанию. И хотя по своим социаль­но-пси­хо­логическим функциям и генезису искусство действительно очень близко к ми­фологии и религии, аналогии с соб­ственно мифологическим со­знанием пред­ставляются поверхностными. По всей видимости, здесь имеет место аберрация сознания некоторых исследователей, благодаря которой любая иррациональная интенция (а искусство в значительной мере постро­ено на них) принимается за проявление мифологического мировосприятия. В искусстве действи­тельно присутствуют и магико-проект­ные сверхзадачи, и идеи образной целостности мира; но даже наиболее абстрактные и нонфигуративные произведения искусства выра­жают личные переживания и образные видения художника – одного из наиболее продви­нутых в своей индивидуализации и ощущении интеллектуальной свободы индивида. Уже по одному этому признаку любые аналогии с деперсонализированным мифологиче­ским сознанием в искусстве по определению не состоятельны.

Гораздо ближе к аналогам с мифологическим сознанием имеют некоторые интел­лектуально-образные проявления психически больных людей (с чем связан особенный интерес именно психологов к этой теме). Разумеется, мифологическое сознание – это не массовое психическое заболевание людей эпохи первобытности, а древнейшая форма универсального упорядочивания мира, за­щиты от непредсказуемости бытия, ощущения конечности собственной жизни и т.п. По всей видимости, специфическая холистичность мировосприятия, на которой базируется мифологическое сознание, является для чело­века тем предельно комфортным образным упорядочением мира, которое в критичес­ких ситуациях срабатывает как последняя возможность сохранения его психического равно­весия.

РЕЛИГИЯ – одно из исторических проявлений иррационального сознания людей, попытка выстроить целостное системное мировоззрение, упорядочить свои представле­ния о Бытии и создать психологически комфортное объяснение существующему миро­порядку на основании идеи божественного сотворения и управления миром. С мифологией (см.) религию связывают предста­вления об инфернальном и логически непостижимом начале мира; да­лее оба мировоззрения расходятся, поскольку религия опирается на этическое уче­ние о началах добра и зла, почти не различаемых в мифологии. В отличие от ми­фологии религия является систематизированным учением о природе и генезисе Бытия, а так же правилах социального поведения человека, основанным на сакральной кон­венции между Богом и людьми, выраженной в той или иной форме самого религиозного учения. По мере своего исторического развития ре­лигия, не отказываясь от решения ми­ровоззрен­че­с­ких задач, приобретает все более выраженные социально-регулятивные и об­ще­идеологические функции.

Ключевыми вопросами религии являются отношение человека к ко­не­ч­ности Бытия, к феномену смерти, к вопросам греха, воздаяния за него и возмож­ности его искупления, к проблемам нравственного существования и т.п. В каком-то смысле религию можно считать наиболее полным и систе­ма­ти­зи­ро­ванным учением о смерти и ее нравственно-философских основа­ни­ях. Это уче­ние о несовер­шенстве мира, его не полном соответствии бо­жественному замыслу, о на­личии противостоящих Богу «темных сил», од­ним из следствий существования которых является греховность человека.

Формирование религий и вытеснение ими мифологии как типа мироощу­­­щений началось в основном в течение 1 тысячелетии до н.э. на фоне бурного раз­ви­тия аграрных цивилизаций и нового типа сознания, в котором значимая роль от­водилась социально инициативной личности. Монотеистические религии уже были ос­нованы на «Божественном откровении» или учениях пророков, причем, не отказываясь от неизбежной доли мистики, систематизировали общие миропредставления людей на вполне рациональной основе, упорядочивали мир на принципах линейного восприятия истории, структурированности и выраженной иерархичности мира, дифференцированно­сти субъекта и объекта, сакрального, человеческого и при­­­­­родного, детерминированности бытия, на­­ли­чия четких причинно-след­ст­венных связей между собы­тиями и явлениями и т.п. Религии давали человеку совершенно иное не только понимание, но и переживание Бытия, построенного на субъектно-объ­ект­ной разделенности человека и Бога, преодолимой только в мистическом сли­янии с ним.

На доиндустриальном (аграрном) этапе истории религии играли выда­ю­щуюся роль как инстру­менты социальной консолидации, регуляции, мотивации и контроля за социальной дея­тельностью человека; являлись универса­ль­ными источни­ками морали, нравственности, этических и эстетичес­ких оце­нок и т.п., а в организационном отношении, наряду с поли­тико-сос­ловным ус­т­ро­е­нием государства, являлись идейной базой социальной организации обществ эпохи Древнего мира и Средневековья.

Позднее Средневековье и начало Нового времени сформировали новую систему мировоззрения, называемую научно-рациональной (хотя ее отдельные элементы форми­ровались еще в Античную и другие древние эпохи). Она отличалась от религиозной прежде всего отсутствием какой-либо апелляции к фактору иррациональных сил («Я не нуждаюсь в этой концепции» – ответил аст­ро­ном Лаплас на вопрос Наполеона о его отношении к Богу), соз­давших мир и правящих им, скепсисом по поводу телеологичности и эсхатологичности исторического бытия, несколько иными принципами систематизации и классификации, но особенно – бурным развитием инструментальных средств и методов исследований. Эта новая си­с­тема мировоззрения предложила человеку наименее мистифицированный ва­риант объяснения происхождения и функционирова­ния мира, одновременно обрезав «последние нити», интуитивно связывавшие человека с миром (Космосом) как целостностью, ли­шив эту связь какой-ли­бо загадочности. Бе­зусловно, это дало гигантский толчок научно-техни­чес­кому прогрессу, плоды которого для нас уже вполне наглядны, но одновремен­но и понизило уровень психологической защищенности человека.

Несмотря на торжество новой научной парадигмы мировоззрения, религия про­должает оставаться важнейшим инструментом социальной регуляции даже в самых раз­витых странах современности, население которых, освоив компьютеры, категорически не желает расставаться с религиозностью как формой коллективной нравственно-психо­логической самоорганизации об­­­­щества. Большинство современных религий оказались достаточно пластич­ными для паритетного сосуществования с научной картиной мира и весьма эффективного взаимодействия с современным искусством, СМИ и т.п. Взаимоотношения светского и религиозного миров в течение нынешнего столетия в ос­новном вышли за рамки какого-либо соперничества. Религия сохранила за собой важ­нейшую функцию психологического умиротворения человека в ситуациях, когда рацио­нальных доводов для этого не хватает.

ИСКУССТВО – одна из специализированных сфер культуры, функ­ци­онально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бы­тия в художественных образах. Прежде всего следует определиться в терминах, ко­торые будут постоянно встречаться в этой статье. Основанием искусства является художественное творчество, которое собственно и осуществляет названную выше интеллектуально-чувственную функцию. Искусство – это художественное творчество, исполненное на высочайшем ка­чест­вен­ном уровне, с выраженными чертами уникальности и неповторимости автор­ского почерка и обладающее еще целым рядом выдающихся характеристик. Художественная культура – это та область культуры, в рамках которой осу­щест­вляется, обеспечивается и реализуется художественное творчество, орга­низу­ется специальное образование и т.п.

Необходимо заметить, что искусство является наиболее специфичным яв­лением культуры, законы развития которого далеко не всегда совпадают с общекультурными. Тем не менее, основной социальной функцией искусства всегда оставалась демонстрация эталонов (позитивных и негативных) со­ци­аль­но правильного и неправильного поведения, интеллектуальных и нравст­вен­ных решений.

Изучением искусства традиционно занимались философия и эстетика, историче­ские науки, искусствоведение и литературоведение. При этом искус­ство рассматрива­лась в основном как совокупность нескольких видов (спо­со­бов) художественного твор­чества, которые исследовались в генетическом, историко-хронологическом, формально-стилевом, художественно-тех­но­­логи­ч­ес­ком и иных «внутрихудожественных» ракурсах познания. Основ­ной ак­цент де­лался преимущественно на анализе духовно-мировоззрен­ческих и твор­­ческих проблем искусства, на художественном качестве произведений и профессиональном мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и ин­терпретации художественных образов. Более или менее целостное представление об ис­кусстве формировалось в основном эстетикой в ракурсе осмысления сущности прекрасного и творчества как способа его выражения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2218 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.