Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава VII. ѕравова€ культура. ќсобенности русской правовой культуры




ќсобенности русской правовой культуры

Ќет человека без культуры и нет культуры, котора€ была бы Ђничьейї. Ћюба€ культура €вл€етс€ порождением тех или иных на≠родов. ќт животных человек отличаетс€ тем, что передает жизненно важные навыки не биологически, но посредством знаковых систем Ч текстов. »х совокупность, нар€ду с механизмами их оценки, сохране≠ни€ и воспроизводства, и €вл€етс€, как показано выше, культурой. Ћюба€ культура как коммуникативна€ система включает в себ€ спо≠собы регул€ции социальных отношений, запреты и предписани€, базисные веровани€, представлени€ о добре и зле, истине и лжи. “олько при наличии Ђцентральной зоныї какой-либо культуры мы можем говорить о Ђдревнем египт€нинеї, отлича€ его от Ђдревнего грекаї, о Ђнемцеї и Ђфранцузеї. »менно эта культурна€ идентич≠ность лежит в основе государств-наций. ” людей имеетс€ представ≠ление об общем дл€ всей группы прошлом, о единстве судьбы. ѕока эти группы желают сохран€ть свою обособленность от других, пока они став€т эту идентичность выше классовых или конфессиональных различий, существует и наци€. — позиций консервативной идеологии мы принадлежим нации постольку, поскольку €вл€емс€ носител€ми определенной культуры.

–усска€ культура, в том числе и правова€ культура, формировав≠ша€с€ на прот€жении многих веков, представл€ет собой достаточно сложное и противоречивое €вление, интерпретаци€ которого Ч се≠рьезна€ научна€ проблема. »менно здесь ученый сталкиваетс€ не только со всеобщим, но и с уникальным, единичным. ѕоэтому по≠мимо научного объ€снени€, основанного на познании онтологии русской культуры, возможна и ее духовна€, ценностна€ интерпретаци€, а в этом случае, по выражению ». ј. Ѕерд€ева, важно не столько то, чем эмпирически была и есть –осси€ и ее культура, а то, что замыслил “ворец о –оссии, т. е. чем она должна быть.

ѕротиворечивость и сложность русской культуры во многом св€заны с тем, что в –оссии сталкиваютс€ и приход€т во взаимодейст≠вие два потока мировой истории Ч ¬осток и «апад. ѕоэтому русска€ культура не может быть однозначно отнесена к западной (европейской) или восточной (азиатской). „аще всего дл€ обозначени€ феномена русской культуры используют термин Ђевразийска€ культураї.


ќЅўјя “≈ќ–»я ѕ–ј¬ј

”чебник

Ќ. ј. Ѕерд€ев так изображает услови€ формировани€ и особенности русской культуры: Ђ≈сть соответствие между необъ€тностью, безграничностью, бесконечно≠стью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. ¬ душе русского народа есть така€ же необъ€тность, безгранность, устрем≠ленность в бесконечность, как и в русской равнине. ѕоэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. ” русского на≠рода была огромна€ сила стихии и сравнительна€ слабость формы. –усский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы «ападной ≈вропы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в край≠ности. ” народов «ападной ≈вропы все гораздо более детерминировано и оформ≠лено, все разделено на категории и конечно. Ќе так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределени€ по категори€м... –осси€ никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. ƒва противоположных начала легли в основу формации русской души: природна€, €зыческа€... стихи€ и аскетически-монашеское православие. ћожно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофи€ государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, м€гкость; обр€доверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллекти≠визм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологи≠чески-мессианска€ религиозность и внешнее благочестие; искание Ѕога и воин≠ствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт. Ќо никогда русское царство не было буржуазнымї^

ќсновной особенностью русского общественного сознани€ во≠обще и правосознани€ в частности на прот€жении веков €вл€лс€ этикоцентризм, т. е. подчинение права более высоким, нравственным и религиозным, ценност€м. ѕодобное отношение к праву объ€сн€≠етс€ наличием специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества начина€ с ’ в., в св€зи с прин€тием христианства православного обр€да.

ƒл€ православного сознани€ право не имеет значени€ самодо≠влеющей ценности, а €вл€етс€ лишь одним из средств дл€ достижени€ религиозно-нравственных целей. ѕоэтому западноевропейский ин≠дивидуалистический идеал правового государства никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. — последним скорее св€зывались представлени€ о царстве Ђправдыї, чем права. —оборный, надындивидуальный характер этой Ђправдыї также €вл€лс€ отличительной чертой правосознани€ рос≠сийского общества. Ёто во многом объ€сн€ет отсутствие в русской

8 Ѕерд€ев Ќ. ј. –усска€ иде€: ќсновные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // ќ –оссии и русской философской культуре. ћ., 1990. —. 44-45.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 570 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1317 - | 1286 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.