Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава VII. Правовая культура. бытовая коммуникация по поводу законопроектов, обсуждаемых в средствах массовой информации, и т




бытовая коммуникация по поводу законопроектов, обсуждаемых в средствах массовой информации, и т. д.).

Помимо «центрального ядра», любая культура включает в себя и ценностную «периферию», в границах которой существуют оп­позиционные и вообще второстепенные, групповые, частные цен­ности. Из периферийных слоев составляются различные субкуль­туры — подсистемы «центральной» культуры, отличающиеся, как правило, по своим ценностным ориентациям. Соответственно и единая правовая культура общества включает в себя различные правовые субкультуры — правовые культуры устойчивых социальных групп, которые различаются своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры. Правовые субкультуры могут быть профессиональн ыми, конфессиональными или этническими, каждая из которых будет характеризоваться особенностями право­сознания и правовой деятельности ее субъектов. Можно также вы­делить маргинальные субкультуры, субъекты которых не адапти­рованы к базовым ценностям правовой культуры общества, а также деликвентные (преступные) субкультуры, существование которых связано с отрицанием доминирующих ценностей правовой культуры. Правда, если создаваемые при этом тексты не получают социальной легитимации, то они и не могут быть отнесены к текстам центральной зоны культуры, хотя и остаются в рамках правовой культуры обще­ства. Таковы преступные и вообще деликвентные субкультуры.4

Если базовые ценности правовой культуры обеспечивают ее целостность, относительную устойчивость и стабильность, то правовые субкультуры, образующие ее периферию, более склонны к инновациям (нововведениям) и характеризуются меньшей устой­чивостью. Правовые субкультуры могут сосуществовать бесконф­ликтно, поддерживая культурное единство общества, и, напротив, культивируемые в них ценности могут вступать в конфликт с базо­выми ценностями правовой культуры социума. При этом чем боль­шим единством и однородностью характеризуются доминирующие ценности культуры, тем напряженней конфликт «центральной зоны» культуры с оппозиционными ценностями.

4 Об этом см., напр.: Коэн А. Содержание деликвентной субкультуры// Со­циология преступности (современные буржуазные теории): Сб. статей. М., 1966.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Далеко не все правовые ценности переводятся на рациональный язык правовой идеологии. Многие ценности существуют и оказывают влияние на процессы социально-правовой легитимации на уровне коллективного бессознательного и продолжают его оказывать даже тогда, когда «официальные», идеологически рационализированные правовые ценности меняют свое значение или вовсе перестают дейст­вовать.

Типы правовых культур

Классификация культур и соответственно правовых культур может быть осуществлена по различным критериям: классовым, этническим, религиозно-нравственным, семиотическим и т. д. В синхронном плане (плане современности) можно на основе ценно­стных критериев выделить, например, западную (англосаксонскую, романо-германскую и др.) и восточную (исламскую, японскую, ки­тайскую и др.) правовые культуры. Рассматривая культуру в диа-хронном аспекте, можно также говорить об античной правовой куль­туре и средневековой западной правовой культуре, о западной правовой культуре модерна и правовой культуре постмодерна.

Ю. М. Лотман отмечал зависимость типа культуры от типа (средств) коммуникации. Ученый понимал коммуникацию как пе­редачу информации при помощи определенных средств. Смена типа коммуникации влечет за собой изменение глобальных культурных типов в истории. Так, первая смена происходит в связи с переходом от бесписьменных культур к письменным, вторая — в связи с появ­лением печатного станка и возникновением «книжной» культуры, третья — основана на распространении новых средств массовой информации. Четвертый тип — это тот тип культуры, к которому относят современные общества: тип новейших информационных технологий. Информационным обществам соответствует сетевой тип культуры, теория которого активно разрабатывается в западной социологической и политико-правовой мысли. В данном типе куль­туры оказываются максимально востребованными коммуникативные способности человека, создающего вокруг себя «сеть» коммуникаций, что позволяет сделать более эффективным процесс обмена идеями, информацией и ресурсами.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.