бытовая коммуникация по поводу законопроектов, обсуждаемых в средствах массовой информации, и т. д.).
Помимо «центрального ядра», любая культура включает в себя и ценностную «периферию», в границах которой существуют оппозиционные и вообще второстепенные, групповые, частные ценности. Из периферийных слоев составляются различные субкультуры — подсистемы «центральной» культуры, отличающиеся, как правило, по своим ценностным ориентациям. Соответственно и единая правовая культура общества включает в себя различные правовые субкультуры — правовые культуры устойчивых социальных групп, которые различаются своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры. Правовые субкультуры могут быть профессиональн ыми, конфессиональными или этническими, каждая из которых будет характеризоваться особенностями правосознания и правовой деятельности ее субъектов. Можно также выделить маргинальные субкультуры, субъекты которых не адаптированы к базовым ценностям правовой культуры общества, а также деликвентные (преступные) субкультуры, существование которых связано с отрицанием доминирующих ценностей правовой культуры. Правда, если создаваемые при этом тексты не получают социальной легитимации, то они и не могут быть отнесены к текстам центральной зоны культуры, хотя и остаются в рамках правовой культуры общества. Таковы преступные и вообще деликвентные субкультуры.4
Если базовые ценности правовой культуры обеспечивают ее целостность, относительную устойчивость и стабильность, то правовые субкультуры, образующие ее периферию, более склонны к инновациям (нововведениям) и характеризуются меньшей устойчивостью. Правовые субкультуры могут сосуществовать бесконфликтно, поддерживая культурное единство общества, и, напротив, культивируемые в них ценности могут вступать в конфликт с базовыми ценностями правовой культуры социума. При этом чем большим единством и однородностью характеризуются доминирующие ценности культуры, тем напряженней конфликт «центральной зоны» культуры с оппозиционными ценностями.
4 Об этом см., напр.: Коэн А. Содержание деликвентной субкультуры// Социология преступности (современные буржуазные теории): Сб. статей. М., 1966.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Далеко не все правовые ценности переводятся на рациональный язык правовой идеологии. Многие ценности существуют и оказывают влияние на процессы социально-правовой легитимации на уровне коллективного бессознательного и продолжают его оказывать даже тогда, когда «официальные», идеологически рационализированные правовые ценности меняют свое значение или вовсе перестают действовать.
Типы правовых культур
Классификация культур и соответственно правовых культур может быть осуществлена по различным критериям: классовым, этническим, религиозно-нравственным, семиотическим и т. д. В синхронном плане (плане современности) можно на основе ценностных критериев выделить, например, западную (англосаксонскую, романо-германскую и др.) и восточную (исламскую, японскую, китайскую и др.) правовые культуры. Рассматривая культуру в диа-хронном аспекте, можно также говорить об античной правовой культуре и средневековой западной правовой культуре, о западной правовой культуре модерна и правовой культуре постмодерна.
Ю. М. Лотман отмечал зависимость типа культуры от типа (средств) коммуникации. Ученый понимал коммуникацию как передачу информации при помощи определенных средств. Смена типа коммуникации влечет за собой изменение глобальных культурных типов в истории. Так, первая смена происходит в связи с переходом от бесписьменных культур к письменным, вторая — в связи с появлением печатного станка и возникновением «книжной» культуры, третья — основана на распространении новых средств массовой информации. Четвертый тип — это тот тип культуры, к которому относят современные общества: тип новейших информационных технологий. Информационным обществам соответствует сетевой тип культуры, теория которого активно разрабатывается в западной социологической и политико-правовой мысли. В данном типе культуры оказываются максимально востребованными коммуникативные способности человека, создающего вокруг себя «сеть» коммуникаций, что позволяет сделать более эффективным процесс обмена идеями, информацией и ресурсами.