Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава VII. ѕравова€ культура




в сверхчувственную реальность, наход€щуюс€ за пределами чув≠ственных ощущений. ѕотребности и стремлени€ носител€ чувственной ментальности Ч в основном физические, и все делаетс€ дл€ того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены. ѕри этом способ их реализации заключаетс€ не в преобразовании духовного мира человека, а в преобразовании и эксплуатации внешнего мира. “аким образом, чувственна€ культура Ч это светска€ культура, главна€ ценность которой Ч человек с набором нуждающихс€ в удовлетво≠рении разнообразных, прежде всего чувственных, потребностей. ѕримером чувственной культуры €вл€етс€ дл€ ѕ. ј. —орокина со≠временна€ западна€ культура, главный принцип которой состоит в обслуживании физических потребностей индивидуума.

ѕ. ј. —орокин выдел€ет три основные разновидности чувственной культуры. ѕерва€ разновидность Ч активна€ чувственна€ культурна€ ментальность (активное Ђэпикурействої) Ч ищет удовлетворени€ своих потребностей на пути наиболее эффективного преобразовани€, настройки, перестройки и реконструкции внешней среды. ¬нешние преобразовани€ неорганического и органического мира (технологи€, медицина, прикладные науки) €вл€ютс€ орудием этого вида менталь≠ности. ¬тора€ разновидность Ч пассивна€ чувственна€ менталь≠ность (пассивное Ђэпикурействої) Ч характеризуетс€ стремлением удовлетвор€ть потребности и достигать целей не путем внутреннего преобразовани€ Ђсеб€ї и не путем эффективного реконструировани€ внешнего мира, а Ђпутем паразитической эксплуатации внешней реальности в том виде, как она есть, и рассматриваемой всего лишь как средство дл€ получени€ удовольствий. "∆изнь коротка", "вино, женщины, песн€", "ешь, пей, веселись" Ч таковы девизы этой ментальностиї. Ќаконец, третий вид чувственной ментальности Ч цинична€ чувственна€ ментальность (циничное Ђэпикурействої). ÷ивилизаци€, в которой преобладает данный тип ментальности, в поисках средств удовлетворени€ своих потребностей использует Ђсвоеобразную технику попеременного надевани€ тех идеациональных масок, которые сул€т принести материальную выгоду. ќбразцами этой ментальности €вл€ютс€ все тартюфы мира сего Ч те, кто привык мен€ть свой психосоциальный "цвет" и свои ценности дл€ того, чтобы плыть по течениюї.6

6 —орокин ѕ. ј. —оциальна€ и культурна€ динамика. —ѕб., 2000. —. 48-50. 197


ќЅўјя “≈ќ–»я ѕ–ј¬ј

”чебник

¬ чувственной правовой культуре право рассматриваетс€ как созданное человеком и по существу €вл€етс€ инструментом подчи≠нени€ и эксплуатации одной группы людей другой. ≈го цель исклю≠чительно утилитарна: сохранение человеческой жизни, охрана соб≠ственности и имущества, мира и пор€дка, счасть€ и благополучи€ общества в целом и господствующей элиты, котора€ устанавливает и проводит в жизнь чувственный закон. Ќормы чувственного права относительны, измен€емы и условны: нормы, целесообразные при одних обсто€тельствах и дл€ одной группы людей, станов€тс€ бес≠полезными или даже вредными при других обсто€тельствах и дл€ другой группы лиц. «аконы поэтому предрасположены к посто€нным изменени€м. ¬ такой системе права, полагает ѕ. ј. —орокин, не за≠ложено ничего вечного и св€того.

¬ системе социального регулировани€ при чувственной правовой культуре отсутствует апелл€ци€ к сверхчувственным ценност€м. Ћичные и имущественные отношени€ людей управл€ютс€ с точки зрени€ их целесообразности, полезности либо дл€ общества в целом, либо дл€ прав€щей элиты. »деациональные ценности не играют никакой роли в ограничении или контроле этих утилитарных побуж≠дений. —истема правового регулировани€ определ€етс€ исключительно чувственными побуждени€ми. —оответственно все отношени€ Ч либо договорные (на основе совместного соглашени€ сторон), либо общеоб€зательные (нав€зываемые сильными слабым); все они санк≠ционированы законом.

Ќаказани€ в чувственной правовой культуре преследуют исклю≠чительно утилитарные цели: перевоспитание преступника и безо≠пасность общества. —удьи Ч светские лица. ѕравила юридической процедуры гибки, измен€емы, свободны от жесткой формальности идеационального закона. Ќаконец, публична€ власть Ч не теокра≠тическа€, а светска€; она основана на военной или физической силе, на богатстве или способност€х, либо на доверии избирателей.

»деалистическа€ культура, согласно ѕ. ј. —орокину, пред≠ставл€ет собой смешанный, Ђлогически интегрированныйї вид куль≠туры. ¬ количественном отношении идеалистическа€ культура есть более или менее сбалансированное соединение идеациональных и чувственных элементов с преобладанием, однако, элементов идеа≠циональных. ¬ качественном отношении она синтезирует посылки






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 411 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1494 - | 1460 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.