Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава VII. Правовая культура. П. А. Сорокин построил типологию культур на основе ценностного критерия, примененного диахронно




П. А. Сорокин построил типологию культур на основе ценностного критерия, примененного диахронно. Ученый выделил идеацио-нальную, чувственную и идеалистическую культуры и соответ­ствующие им правовые культуры. Предложенная ученым типология правовых культур позволяет выявить влияние ценностей на специ­фику правовой коммуникации в рамках каждой из культур и соот­ветственно уяснить существующие между ними различия.

Идеациональная культура характеризуется следующими ос­новными чертами: 1) реальность понимается как нематериальное, непреходящее, вечное Бытие; 2) цели и потребности общества в ос­новном духовные; 3) степень их удовлетворения — максимальная и на высочайшем уровне; 4) способом их удовлетворения является добровольная минимизация большинства физических потребностей. Таким образом, идеациональная культура — это религиозная куль­тура, в которой главной ценностью является Бог.

На основе вариаций четвертого пункта П. А. Сорокин выделяет два основных подвида идеациональной ментальности: аскетический идеационализм и активный идеационализм. Первый ищет удо­влетворения потребностей и реализации целей путем чрезмерной минимизации плотских потребностей и даже отказа от них, что со­провождается полной отрешенностью от чувственного мира и соб­ственного тела, рассматриваемых как нечто нереальное, как иллюзия. Второй ищет «удовлетворения потребностей и реализации целей не только путем минимизации телесных потребностей индивидов, но также и путем преобразования чувственно воспринимаемого... со-циокультурного мира в направлении духовной реальности и целей, избранных в качестве основной ценности». Носители активного идеа-ционализма не бегут от мира, как от иллюзии, по стремятся приблизить его к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей.

Примером идеациональной культуры является культура средне­вековой Европы, все сферы которой были подчинены религиозным ценностям. Архитектура и скульптура средних веков были своего рода «Библией в камне». Литература также была пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка также носила религиозный характер. Фи­лософия была практически идентична религии и теологии. Наука была лишь «прислужницей» христианской религии. Господствующие


13-1351

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое един­ство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отри­цательное отношение к чувственному миру, его богатству и радостям, Чувственный мир рассматривался только как временное прибежище человека, в котором христианин — всего лишь странник, стремя­щийся достичь вечной обители Бога.

Законодательство в идеациональной правовой культуре рас­сматривается как данное Абсолютом, Богом (Яхве, Буддой, Алла­хом). Идеациональные законы как заповеди мудрого и справедливого Бога считаются абсолютными и неизменными, а потому не нужда­ются в человеческом усовершенствовании и подлежат беспрекослов­ному выполнению. Мудрость и справедливость идеациональных за­конов неоспоримы, хотя человек отнюдь не всегда может понять заключенную в них божественную мудрость.

Идеациональное законодательство, во-первых, не поощряет в человеке стремление к чувственному счастью, удовольствию или пользе. Напротив, оно направлено на защиту ценностей, которые не имеют утилитарного выражения и с ними не связано удовольствие. Во-вторых, идеациональные законы запрещают многие удовольствия, считая их греховными, и устанавливают правовую ответственность за деяния, направленные на получение такого удовольствия.

Соответственно в идеациональной правовой культуре преступ­ление рассматривается прежде всего как грех — преступление против божественной заповеди. Идеациональный свод уголовных законов всегда содержит среди преступлений деяния, которые нарушают правила отношений человека к Богу и сверхчувственным ценностям. Примерами таких уголовно наказуемых деяний в идеациональной правовой культуре являются ересь, богохульство, святотатство, на­рушение воскресного дня, празднование которого как дня Воскре­сения Иисуса Христа считается религиозной обязанностью христиа­нина, и др.

Система наказаний в идеациональной правовой культуре вклю­чает в себя не только физические наказания, но и сверхчувственные. Уголовное наказание со стороны государства всегда сопровождается определенной дисциплиной покаяния, искуплением греха или со­вершением жертвоприношения. В качестве таких наказаний могут выступать отлучение от церкви, отлучение от таинства причастия,






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 842 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2408 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.