отказ в религиозном обряде захоронения. Цель наказания в идеациональной правовой культуре — искупление греха, совершенного против Бога. Так, идеациональный свод законов, содержащийся в Ветхом завете, устанавливал правило, согласно которому, «если кто сделает преступление, пусть за вину свою принесет из стада овец овна без порока, и так очистит его священник и прощено будет ему».
Своеобразием отличается и идеациональная система судебных доказательств. Она основана на признании вмешательства Абсолюта в юридические дела, поэтому в качестве судебных доказательств широко используются сверхъестественные методы для определения виновности или невиновности обвиняемого: ордалии, высказывания оракулов и др.
Действия по совершению юридических сделок, будь то обмен или покупка собственности, заключение контракта или выплата долга, представляют собой своего рода религиозный ритуал. Этот юридический ритуал расписывается до мельчайших подробностей и заключается в произнесении определенных священных формул, совершении священных действий, не оставляющих какой-либо возможности изменить что-либо, пусть даже одну единственную букву или деталь в этой сакральной процедуре. Причина такого формализма идеациональной юридической процедуры проста. Она заключается в том, что судебный процесс есть лишь разновидность религиозного ритуала, предписанного Богом. Соответственно и судьи в идеациональной правовой культуре одновременно являются священнослужителями.
Идеациональное право не руководствуется соображениями пользы, выгоды, целесообразности даже в регулировании отношений производства, потребления и обмена материальных ценностей. Экономические отношения подчинены идеациональным нормам и допустимы до тех пор, пока не противоречат идеациональным ценностям. В случае же такого противоречия данные отношения запрещаются и становятся наказуемыми, независимо от их полезности для общества или заинтересованности участвующих в них сторон. Именно этим объясняется изгнание Христом торговцев из храма в Иерусалиме с упреком: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников».
Социальные связи в идеациональной правовой культуре никогда не являются объектом свободного выбора заинтересованных сторон
^. 195
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
или грубого силового принуждения. Они ограничены многими условиями и подчинены требованиям сверхчувственных ценностей. «Такой законодательный базис не допускает безграничных связей и соглашений или неконтролируемого принуждения в человеческих отношениях, какими бы полезными, приятными или удобными они ни были для вовлеченных сторон. Идеациональный закон не только урезает договорные отношения, запрещает или сдерживает принудительные отношения между индивидами и группами, он еще предписывает людям быть братьями, альтруистами, сострадательными, щедрыми, сплоченными и солидарными, помогать друг другу, любить друг друга, уважать друг друга, так как все люди — дети Бога или Абсолюта, и тогда безразлично, являются ли такая помощь, любовь, альтруизм и взаимовыручка полезными, приятными и желанными. Все это требуется как долг христианина, жертва, необходимая Абсолюту».5 Таким образом, регуляция социальных отношений в идеациональной правовой культуре осуществляется двумя способами:
1) путем негативного ограничения отношений, противоречащих божественным заповедям; 2) путем положительной стимуляции долга, жертвенности, любви, не принимая во внимание соображений выгоды, полезности, удовольствия и счастья.
В идеациональной культуре правительство получает свою ле-гитимность от Абсолюта, а не от физической силы, богатства или популярности. Власть, обладающая авторитетом, основанном не на санкции Абсолюта и не подчиняющаяся его заповедям, недействительна для такой правовой культуры. Она расценивается как деспотическая, тираническая, не имеющая права на послушание и достойная лишь того, чтобы быть низвергнутой. Поэтому, согласно ГГ. А. Сорокину, в обществах, управляемых идеациональным законом, политический режим всегда явно или скрыто теократический.
Такая идеациональная правовая культура существовала в ранне-архаических Риме и Греции, средневековой Европе, браминской и индуистской Индии, Тибете, государстве инков.
В чувственной культуре реальностью считается только то, что воспринимается органами чувств. В такой культуре отсутствует вера
5 Сорокин 77. А. Кризис нашего времени // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 495-497.