Лекции.Орг


Поиск:




ГЛАВА 16. Русская средневековая культура




Древнерусская культура

 

Истоки русской культуры Истоки русской культуры уходят в глубь веков, в те времена, когда на европейских просторах происходили сложные этнокультурные процессы, связанные с разде-

лением индоевропейского племенного массива на крупные элементы, включая праславянский. Это произошло в широких временных границах II–I тыс. до н.э., а уже, возможно, во второй половине I тыс. до н.э. сложилось славянство – общность с особым языком и культурой.

Славяне со своей прародины, которую ученые видят в широком районе Восточной Европы – от Одера до Днепра, начали расселяться главным образом на юг и восток, в результате чего сформировались три их группы: западные, южные и восточные. Только в VI в. славяне стали известны византийцам, и о них появились письменные сообщения. По проблеме происхождения славян и их культуры существует несколько точек зрения, и в целом она еще далека от разрешения.

В VI–VIII вв. формируется восточнославянский племенной массив, территория расселения которого раскинулась между Балтийским и Черным морями. На его основе в IX в. возникло первоначальное ядро древнерусской народности и государственность с центром в Киеве, оформилась соответствующая культура, которая является общей для трех современных близкородственных народов – русских, украинцев и белорусов.

Материальная культура восточных славян, фиксируемая археологически, включала: наземные жилища из дерева и полуземлянки, глиняную посуду, изготовленную без гончарного круга, погребальный обряд по обычаю трупосожжения. Их духовная культура определяется как языческая. Под язычеством понимается традиционное мировоззрение общества до утверждения в нем монотеизма, определяющее сознание, ценности, направления деятельности людей, в целом характер их духовного производства. У восточных славян, как и у других народов, которым известно производящее хозяйство, оно было связано с земледельческими культами, поклонением солнцу и природным стихиям.

Основу язычества составлял политеизм. У восточных славян имелось представление о верховном боге, имя которого, однако, не называлось. В их пантеон входили: Род – божество вселенной, творец всего сущего; Стрибог – бог неба, воздуха, ветра; Дажьбог, дарующий блага; Хорс – иранское по происхождению божество солнца; Волос – бог богатства и скотоводства; Перун – бог грозы, молнии и грома; Макошь – богиня хорошего урожая. Семья, род и дом были под покровительством Чура, Деда, Домового.

Языческий культ у славян связывался с жертвоприношениями, порой и человеческими. Он осуществлялся в особых местах – капищах, где горели священные костры и находились деревянные каменные изображения богов (идолы). Руководили обрядами волхвы, которые слыли знатоками древних преданий и традиций. Важной стороной язычества выступали праздники, которые обычно увязывались с природными циклами, сменой времен года, а также сельскохозяйственными работами.

После принятия христианства язычество долго и сложно с ним взаимодействовало, проявлялось в виде пережиточных фольклорных форм, существовавших вплоть до XX в. (народные праздники – масленица, Ивана Купала; волшебные сказки; свадебные, семейные и иные обряды; резьба по дереву, орнамент на одежде и утвари и т.п.).

Этнические компоненты, из которых формировалась древнерусская народность, составили, кроме славян, балтийские, финно-угорские племена, выходцы из Скандинавии, тюрки и др. Они внесли элементы своей материальной и духовной культуры, языка, повлияли на антропологический тип населения Руси. Культурные контакты имелись не только с близкими соседями, с которыми постоянно была общая граница, но и с Германией, Византией, Хорезмом.

Уже в VI–IX вв. на землях, где жили восточные славяне, появились крупные поселения городского типа, ставшие позже городами – важнейшими центрами древнерусской культуры (Киев, Полоцк, Смоленск, Новгород и др.). Именно там, на торжищах собирались выходцы из разных стран и земель, здесь происходил обмен не только товарами, но и духовными ценностями, идеями, знаниями.

 

Крещение Руси как факт истории русской культуры   Как и перед другими народами Европы, не входившими в Римскую империю, перед древнерусским этносом встала проблема перехода от язычества к монотеизму, но в отличие от других, у него была

возможность выбора между несколькими верами и конфессиями. Задолго до официального крещения Руси, в 860-е гг. там появились христиане. Известно, что княгиня Ольга будучи в Константинополе приняла христианство. Ее единоверцы имелись среди русской знати. Однако сын Ольги – князь Святослав до конца своих дней остался язычником; язычником сначала был и его сын – князь Владимир. Но в его княжение развернулись события, сыгравшие особую роль в истории русской культуры.

Сначала Владимир попытался реформировать язычество и ввести культ верховного божества, каковым стал дружинный бог Перун. Были также официально утверждены и культы пяти других богов. Однако это не решило всех проблем и не обеспечило молодую древнерусскую государственность адекватной ей идеологией. В то же время соседние страны, в т. ч. этнически близкая Болгария, стали уже христианскими. Принятие христианства было сопряжено с установлением определенной зависимости от папы римского или Византии, и поэтому Владимир предпринял действия, с помощью которых он должен был породниться с византийскими императорами (тогда их было два), но не стать их вассалом: он вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и добился согласия на брак с их сестрой Анной. В 988 г. (традиционная дата) Владимир крестился сам, приказал крестить киевлян и все население Руси. Так произошло одно из важнейших событий русской истории.

Начальная русская летопись – «Повесть временных лет» донесла до нас рассказ о выборе веры – событии, которое предшествовало описанному. Независимо от того, было ли все так, как это представлено в летописи, на Руси знали не только о христианстве в двух его вариантах, но и исламе, и даже иудаизме: первый исповедовали народы Поволжья, Хорезма, а иудеями были многие из социальной верхушки Хазарии, граничившей с Русью на юго-востоке. В Киев прибыли с агитационными целями представители каждой из этих религий, да и русские послы побывали за границей и имели свое определенное мнение о них. В результате дебатов, выслушав аргументы всех сторон, Владимир принял историческое решение – в пользу православия.

Это был не просто выбор религии, а выбор культуры внешней культурной (и не только) ориентации, путей дальнейшего развития, по большому счету – выбор исторической судьбы. Если бы предпочтение тогда отдали другой вере, наша страна и ее население сегодня были бы существенно иными. Это связано с тем, что в ту эпоху религия являлась, как уже отмечалось, доминантой цивилизационного развития, а церковная организация наряду с государственным аппаратом была социально организующей силой и идеологическим руководителем общества. Религия тогда определяла многое в глубинных свойствах народа, его национальной психологии и менталитете, влияла на нравственный мир личности.

Описанные события стали началом социокультурных процессов, в результате которых восточные славяне перешли от язычества к православию. Сам этот переход оказался достаточно длительным и сложным, найдены остатки языческих капищ, относящихся к первой половине XIII в. Поборники старины долго не сдавали своих позиций, порой оказывали вооруженное сопротивление насильственной христианизации, многими новая вера принималась лишь формально. И все же ушли в прошлое человеческие жертвоприношения и кровная месть, произошло смягчение нравов и усиление роли нравственных гуманистических норм под влиянием религиозной проповеди.

Русь стала христианской, а ее народ постепенно принял веру Христа и сделал ее своим духовным достоянием. Отныне православие стало атрибутом русской культуры, одной из важнейших ее сущностных характеристик.

За фактом крещения страны последовал мощный культурный «десант» из Византии в виде священников и архитекторов, художников и переписчиков книг. Они принесли с собой навыки, умения, знания и образцы своей продукции – книги, иконы, другие предметы культа. Началось строительство храмов, в т.ч. каменных, которые украшались мозаиками, фресками; появилась религиозная музыка и литература. Таким образом, вместе с религией на Руси пришла византийская культура и образование, многое из того, чем богата сама Византия – наследница античной и ближневосточных традиций. Благодаря связям с Византией, Русь получила доступ к величайшим достижениям древней и средневековой науки.

Еще до принятия христианства Русь познакомилась с письменностью. История создания славянской азбуки, в которой много неясного и спорного, связана с Византией и Болгарией.

Известно, что до появления настоящей письменности славяне пользовались пиктографией («черты и резы»), потом были попытки записывать слова на родном языке греческими буквами. Когда Византия начала активную пропаганду христианства на славянских землях, потребовался алфавит для перевода богослужебных книг на местные языки. Такую работу проводили византийские монахи-миссионеры – братья Кирилл и Мефодий. Полагают, что первый из них разработал глаголицу для славян Моравии (территория современной Чехии). К X в. в Болгарии сложилась азбука (на основе греческой), получившая затем широкое распространение под названием кириллица. Она лежит в основе современных алфавитов ряда народов Восточной и Юго-Восточной Европы, в т.ч. и русского. Из Болгарии на Русь также пришел старославянский язык, сложившийся там в IХ в. и ставший языком христианской литургии и религиозной литературы.

В результате этого после крещения Руси сложилась культура – единая по стилю, которому подчинялось «все искусство, вся литература, вся политическая, богословская и философская мысль, весь «стиль жизни». Корни этой мощной стилистической формации были в Византии и Болгарии – двух странах, откуда Киевская Русь получила свою духовную культуру и успешно ее развивала, придав ей своеобразные черты».[130]

 

Расцвет древнерусской культуры Древнерусской культуре принадлежит особое место в истории и русской, и в целом европейской цивилизации. В основе ее достижений была благоприятная ситу-

ация, сложившаяся на Руси в X–XII вв., которую можно определить как ситуацию резкого подъема, взлета в результате активизации внутренних духовных потенций, стимулированных мощным внешним влиянием. В это время русская культура отличалась открытостью и динамизмом, новационным духом и крупными достижениями в различных сферах.

В X в. формируется героический былинный эпос, целиком основанный на местных фольклорных традициях. Он повествует о деяниях богатырей – защитников Отечества. Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и др. были носителями норм морали, справедливости, патриотизма и олицетворяли вековую борьбу народа против иноземных нашествий.

Одним из важнейших новых элементов культуры, сформировавшихся после принятия христианства, было просвещение. Оно сосредотачивалось при церквях и монастырях, появившихся тогда на Руси. Это в основном начальные школы, где преподавателями были представители низшего духовенства, а учениками – дети знатных людей. Известны и школы более высокого ранга, готовившие государственных и церковных деятелей; одна из них действовала при Киево-Печерском монастыре. Вообще, русские монастыри и церкви стали важными культурными и просветительскими центрами. Уже в конце X в. только в Киеве и его окрестностях имелось 7 монастырей и столько же каменных церквей, а деревянные исчислялись, вероятно, десятками. Здесь, а также в городах при княжеских дворах, сосредотачивалась переписка и оформление книг, появились библиотеки, создавались оригинальные произведения.

Русская культура постепенно переходила от «ученичества», копирования византийских образцов к творческой их переработке и созданию новых ценностей.[131] Уже первые каменные соборы, построенные под руководством византийских архитекторов, отличались от тех, которые они возводили на родине. Многоглавие не свойственно византийской архитектуре, а киевский храм св. Софии был тринадцатиглавым и отличался монументальностью и красотой. Уже в XII в. русские архитекторы выработали свой национальный стиль простого кубического однокупольного храма, который заметно отличался от аналогичных сооружений в других православных странах. Его блестящими образцами могут служить владимирские соборы – Дмитриевский, Покрова на Нерли и многие другие.

Результатом византийского влияния было и появление на Руси каменной скульптуры и живописи средневекового типа. К XI в. относится наиболее ранние из сохранившихся рельефов, которыми тогда украшались храмы. На одном из них изображены античные персонажи – Геракл и Дионис, на другом – христианские святые Георгий и Федор Стратилат в виде воинов-всадников. Как полагают исследователи, создателями по крайней мере некоторых рельефов были местные мастера, работавшие по византийским моделям.[132]

Первые мозаики, конечно, выполнены византийскими художниками (например, в соборе Михайловского монастыря, начало XII в.), но они не были столь широко распространены, как фреска и иконопись. Уже первые каменные храмы X в. имели росписи. Русские люди очень быстро переняли живописную технику у византийцев и стали создавать собственные произведения. Правда, именно в этой области канонические требования были максимально жесткими, а византийская «подпитка» в виде приезжавших на Русь и там работавших греческих художников, ввозимых подлинных византийских икон, эстетических влияний продолжались в течение всего средневековья. Тем не менее свои талантливые художники были, видимо, уже в XI в.; а в следующем столетии работал прославленный живописец Алимпий, которому приписывали создание большой и прекрасной иконы «Богоматерь Великая Панагия».

Крупнейшими памятниками древнерусской – и в целом русской средневековой – культуры были летописи, в которых по годам записывались события, имевшие, с точки зрения летописцев, важное значение. Сюда также вносились легенды и предания, существовавшие до этого только в устной форме. Первые летописи появились, возможно, еще в конце X в., наиболее древней из дошедших является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в 1113 г.

К числу выдающихся памятников древнерусской литературы принадлежит также «Слово о полку Игореве», которое создано неизвестным автором по горячим следам реальных событий 1185 - 1186 гг., связанных с неудачным походом Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев, его пленением и побегом из плена. Эта, по словам академика Б.А. Рыбакова, «одна из лучших во всей средневековой Европе политических поэм» отличается качествами высочайшей эпической и лирической поэзии, частым обращением к языческим образам, прекрасным народным языком. Ее пафос – в осуждении княжеских усобиц, в патриотическом призыве к единению перед лицом внешней опасности. Для русской средневековой литературы вообще характерны отсутствие вымышленных персонажей, обращение к историческим фактам и лицам, острая публицистичность.

Древнерусская культура, пережившая расцвет в XI – начале XIII вв., сыграла важную роль в становлении отечественной цивилизации, явившись первым из высоких взлетов, которые она когда-либо переживала. Общий уровень и достижения во многих конкретных областях ставили Русь в один ряд с развитыми странами Западной Европы. Она в те времена поражала иностранцев количеством, размерами и красотой городов, мастерством ремесленников и художников. Русский автор начала XIII в. писал «О, светло-светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси...» На Западе были хорошо известны изготовленные русскими мастеровыми кольчуги, металлические замки, ювелирное «узорочье». Немецкий писатель XI в. назвал Русь среди стран, наиболее известных своим ремеслом и искусством, отмечая ее изделия «из золота с эмалью и из серебра с чернью».[133]

На высокой ноте своего расцвета, в 1237 г. наша страна подверглась монгольскому нашествию, которое завершило ее древнерусский период.

 

 

§ 2. Формирование и развитие культуры великорусской народности (середина XIII–XVII вв.)

 

Факторы и тенденции развития русской культуры XIV - XVI вв.   С середины XIII в. в истории отечественной культуры начинается процесс становления и развития великорусской народности и ее духовных характеристик, преодоления последствий монгольского нашествия, время длительного господства Золотой

Орды. Это период формирования Русского централизованного государства, его внутренней консолидации и укрепления международных позиций. Время сложное и противоречивое, связанное с переходом от одного цивилизационного цикла (Древняя Русь) к другому (Московская Русь – Россия). Несмотря на очевидную преемственность, между ними имеются и существенные различия.

Формируется новый геоэтнокультурный комплекс, центр которого теперь составляет не Киев и Поднепровье, а Северо-Восточная Русь и Москва. Великороссы – это новая народность с присущими только ей чертами духовности и менталитета. Само нашествие и длительное господство Орды вывели Русь из общеевропейского цивилизационного единства, способствовали ее многовековой относительной изоляции от Запада, «перенаправили» вектор социально-политического и культурного развития русских земель. Усилилась их «срединность» между Западом и Востоком; хотя определенные контакты и с тем, и с другим имели место, тем не менее России было суждено долго оставаться в состоянии «самодостаточности» и равноудаленности как от Запада, так и от Востока.

Одним из важных факторов формирования великорусской народности явилась постоянная военная угроза и почти беспрестанные войны с соседями. По подсчетом историков, за XIII – первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн, из которых большинство составили столкновения с европейскими крестоносцами, поляками, литовцами и другими западными народами и только 45 – с татарами. Все это чрезвычайно напрягало экономику страны, задерживало ее социально-политическое и культурное развитие; и в то же время вызывало недоверие к “инородцам” и “иноверцам”, вырабатывало политический и идеологический комплекс “осажденной крепости”. Даже простое общение с неправославными считалось греховным; побывавшие в "латинских" странах должны были по возвращении домой совершать обряды "покаяния".

Православный мир, в котором существовала Русь с конца Х в., в рассматриваемый период потерпел ряд серьезных военно-политических поражений. Одним из результатов монгольского нашествия стало отторжение от Руси ее западных земель и вхождение их в состав католических стран – Литвы, Польши, Венгрии. На этих территориях формируются, параллельно с великорусской, две другие восточнославянские народности – украинцы и белорусы с их особыми языками и культурами. Греция, Болгария, Сербия были завоеваны турками-османами и вошли в состав их империи. Грузия в XVI–XVII вв. подвергалась мощному давлению со стороны Ирана и Турции. Лишь Россия, избавившись в 1480 г. от ордынского ига, была независимым государством. Все это также усиливало ее изолированность, затрудняло контакты с единоверцами.

Политика правящих кругов России была направлена на сохранение русско-православной самобытности перед лицом «латинского» Запада, военно-политическая и культурно-религиозная экспансия которого всегда получала решительное противодействие. Это, однако, не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как восточное, так и западное и сохраняла духовные связи с православными народами.

Неприязнь к католикам не помешала приглашению итальянских архитекторов, под руководством которых строились не только фортификационные сооружения и дворцы, но и православные храмы, и не где-нибудь, а в Московском Кремле. Конечно, в последнем случае требования заказчика были более жесткими и обусловленными религиозным каноном.

Московский Успенский собор Аристотель Фиораванти возвел в 1475–1479 гг. после изучения одноименного храма во Владимире, построенного еще в XII в. Их сходство очевидно, но многое в постройке итальянца также напоминает флорентийские и римские палаццо. Дело, начатое зодчими из Италии, было завершено англичанином Х. Галовеем, который в XVII в. вместе с русскими мастерами надстроил над кремлевскими башнями шатровые увенчания.

Влияние Востока также находит многочисленные проявления, особенно в области декоративно-прикладного искусства и материальной культуры (одежда, конская сбруя, вооружение).

В русском языке немало слов восточного, главным образом тюркского, происхождения: базар, башмак, деньги, кинжал, шуба и др. Это же относится ко многим русским фамилиям, в т.ч. и тем, которые носили деятели культуры разных веков: Карамзин, Тургенев, Бердяев и др.

В описываемое время культура России формировалась не как чисто христианская, а с весьма значительным мусульманским и другими элементами. Исламская культурная традиция на территории нашей страны не менее древняя, чем христианская – в Поволжье ислам проник в IX в., а на Северный Кавказ – еще раньше. В XIV в. эта религия стала официальной в Золотой Орде, часть территории которой в последующее время вошла в состав России. Результатом тесного взаимодействия русских и татар* стало их культурное сближение, особенно в Поволжье и на Урале. Подданными России в дальнейшем стали также калмыки, исповедующие буддизм в форме ламаизма.

«Поэтому наряду с превращением русской культуры в культуру евразийского пространства, взаимоувязавшую и объединившую разнородные в этнокультурном плане территории, практически неизбежен и иной параллельный процесс – качественная трансформация самой русской культуры, наличие в ней все более заметного удельного веса инокультурных, общеевразийских черт».[134]

Центром формирования великорусской народности и ее культуры становится Москва и территория Московского княжества. Сюда переводится резиденция митрополита – главы Русской Православной Церкви.

Русская церковь сыграла большую роль в «собирании» Руси. В условиях политической раздробленности она сохранила единую организацию и была заинтересована в ее укреплении. Многие религиозные деятели идейно и морально обеспечивали борьбу против татарского ига. Сергий Радонежский (1314–1392) – «печальник, молитвенник и заступник Русской земли» благословил князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем в 1380 г.

Сергий много сделал для укрепления культа св. Троицы, неразделенность которой воспринималась тогда как символ единства Руси. Он и его ученики и последователи основали много монастырей, в которых действовали правила монашеского общежития, общности имущества, аскетического образа жизни, связанного с постоянными молитвами и обязательным трудом.

Государственная власть в России опиралась на полную лояльность и поддержку церкви, что привело к их взаимному усилению. Такие отношения между ними существовали до XVII в. В течение столетий экономическое, политическое и идеологическое могущество церкви неуклонно возрастало, что явилось одним из главных факторов становления великорусской народности и российской цивилизации.

Важное значение имело учреждение в России патриаршества, которое произошло в период правления Бориса Годунова и его стараниями. До этого глава Русской Церкви, носивший титул митрополита, уступал рангом руководителям других православных церквей. Первым русским патриархом в 1589 г. стал Иов, высокообразованный человек, крупный богослов и публицист, бывший до этого митрополитом. Он сыграл заметную роль в событиях начала XVII в., не признал Лжедмитрия I и призывал народ к борьбе с ним, за что был смещен.

Православие – наиболее традиционалистское из направлений христианства, малоподверженное каким-либо изменениям в догматическом, обрядовом и организационном плане.

На Руси оно и раньше, и в рассматриваемое время существовало в самобытной форме, что давало основание многим на Западе считать русских не совсем христианами. Иностранцев, даже православных, поражала и безграмотность русских в вопросах веры, их незнание Священного писания, и то, например, что наши предки в XVI–XVII вв. приходили в церковь каждый со своей иконой и перед ней молились.

С завершением процесса государственной централизации, в ходе борьбы иосифлян* с противниками «стяжания» – приобретения церковью земли и имущества стала постепенно меняться социокультурная роль церкви в России. В ее деятельности усилились консервативные моменты. Она использовала все имеющиеся у нее средства, близость к светской власти и влияние на нее с тем, чтобы сохранить и упрочить свое положение духовного монополиста.

В XVI–XVII вв. снижается просветительская роль церкви. Священники и монахи в большинстве своем были недостаточно образованны, а редкость населения и огромные пространства затрудняли их деятельность. Церковь, всегда враждебно настроенная по отношению к светской культуре, в это время усиливает свои нападки на нее. Жестоко преследуются еретики и все инакомыслящие. В это время полностью выявились недостатки школьного дела, т. к. церковь не решала и не могла решать задачи светского образования, развитие которого именно тогда приобрело особую актуальность.

Церковь своим авторитетом освящала великокняжескую и царскую власть, которая в России постепенно приобретала форму неограниченной монархии, причем, скорее, восточного, чем западного, типа. Это особенно ярко проявилось в период правления Ивана IV Грозного (1547–1584). Складывающееся в XV–XVI вв. самодержавие стало «судьбоносным» фактором в истории России, ее культуры и менталитета, оказало во многом определяющее влияние на преобладающий в стране тип личности. Действительно, государственное начало в истории России играло особую роль. Самодержавие вплоть до его ликвидации рассматривалось, наряду с православием, как одна из необходимых основ существования России, была важным элементом официальной идеологии. И сегодня существует мнение, что только самодержавная форма правления была способна обеспечить целостность и независимость нашей страны.

Русский человек не мыслил себя вне государства; он установил с ним особые отношения, в которых парадоксальным образом сочетались полное неприятие всякой власти, анархизм и надежды на "доброго царя", который станет "отцом" для всех своих подданных. Выдающийся русский философ С.Л. Франк (1877–1950), с 1922 г. живший и работавший за границей, отмечал важность того обстоятельства, что государственная власть в России была очень тесно связана с православием, что придавало ей особую силу. В русском народном сознании монарх воспринимался как Помазанник Божий, "Царь Батюшка".

Непосредственной средой жизнедеятельности подавляющего большинства русских людей оставалась крестьянская община. Она сыграла во многом решающую роль в судьбе России и ее народа, оставаясь в течение веков гарантом устойчивости традиций и социально-экономического порядка. Отношения в общине строились на принципах взаимопомощи и поддержки ее членов в тяжелую минуту. В то же время община препятствовала крестьянской инициативе, подавляла предприимчивость, стала серьезным тормозом на пути развития частной собственности и капиталистических отношений в деревне. Под влиянием общины происходило формирование социальной психологии и черт менталитета большинства населения.

В XVI–XVII вв. происходит закрепощение крестьянства и завершение формирования крепостного права, что также явилось одним из важнейших (негативных) факторов дальнейшего развития русского народа и его культуры. Состояние несвободы стало весьма характерным общественным явлением в России на протяжении последующих столетий. Его постоянное преодоление стало одним из самых важных явлением русской истории, жизни народа, предметом анализа философов и ученых.

Важным обстоятельством становления великорусской народности, ее культуры и менталитета является территориальная экспансия восточнославянского этноса, сопровождавшаяся миграцией больших масс людей, экономическим освоением новых территорий в Европе и Азии и распространением вширь русской культуры.

Данное обстоятельство усилило экстенсивный характер развития российской цивилизации в отличие от Запада, где внутренняя колонизация завершилась еще в XIII в. и дальнейшее развитие шло в направлении интенсификации. Безудержное территориальное расширение России (в 1639 г. казаки И. Москвитина вышли к Тихому океану) сыграло резко отрицательную роль в ее исторической судьбе и судьбе русского этноса, который до сих пор ощущает на себе его последствия. В конце двадцатого века миллионы русских оказались на «чужой» территории, причем не только за границами Российской Федерации, но и кое-где в ее пределах.

 

Искусство великорусской народности   Важной сферой, в которой был реализован творческий потенциал великорусской народности, явилось искусство. Как и прежде, оно носило преимущественно религиозный характер. В его видовой и жанровой структу-

ре преобладали те элементы, которые обслуживали православный культ: храмовое зодчество и иконопись, религиозная литература и музыка.

Несмотря на строгую каноничность, отдельные инновации все же пробивали себе дорогу. Так, в XVI в. в деревянном и каменном храмовом зодчестве начинает использоваться шатер. Классическим примером этого является церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532 гг.). В дальнейшем купол и шатер часто сочетались, как в знаменитом соборе Василия Блаженного в Москве, построенном архитекторами Бармой и Постником в 1555–1561 гг. и названного в честь известного тогда юродивого. Такое сочетание было характерно и для XVII в., хотя сам патриарх наложил на шатер запрет.

Следует отметить, что в этот период русская архитектура все более отходила от форм, выработанных в Древней Руси.

Еще в первой половине XIV в. складывается московская школа живописи, которая, с одной стороны, была продолжением домонгольской владимиро-суздальской живописи, а с другой – рано начала приобретать черты неповторимого своеобразия, мягкую трактовку форм, отличающую ее от других школ. На ее развитие оказала большое влияние византийская живопись того времени. В Москве работали высокопрофессиональные греческие мастера. Один из них, Фе­о­фан Грек, ранее работавший в Новгороде, в 1395 г. приехал в Москву. Он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, не дошедшей до нас, и иконостаса для этого собора, который частично сохранился. Вместе с Феофаном здесь работали и русские художники, в т.ч. Андрей Рублев.

Андрей Рублев (ок. 1360–ок. 1430) – величайший отечественный живописец средневековой эпохи. Для икон и фресок Рублева характерна одухотворенность, поэтичность и мягкий лиризм. Наиболее известна его «Троица» – икона, религиозное содержание которой имеет глубокий общечеловеческий смысл. Обращение к идее единства, призыв к человеколюбию во время постоянных кровопролитных войн и междоусобиц производили сильное впечатление на современников. Вплоть до XVIII в. появлялись многочисленные подражания этому произведению.

В конце XV в. в результате объединения русских земель вокруг Москвы и образования централизованного государства московская школа живописи стала играть ведущую роль. Другие школы, например новгородская, сближались с ней и утрачивали свою самостоятельность.

В XVI в. в живописи, как и в архитектуре, наблюдается некоторый отход от традиционности. Церковный Собор 1553–1554 гг. разрешил изображать на иконах реальных людей, исторические сюжеты. Так, на иконе «Церковь воинствующая» прославляется победа христианского воинства над Казанью, где рядом с архангелом Михаилом можно увидеть молодого Ивана Грозного. Изображения на иконах и фресках становятся сюжетно более сложными, их характеризует праздничная нарядность, богатый колорит, интерес к проработке пейзажных фонов.

Здесь следует остановиться на проблеме «русского Возрождения». Существовало ли оно вообще? Очевидно, что как целостное явление оно не было свойственно России и русской культуре. Однако многие исследователи отечественного средневекового искусства, особенно изобразительного, говорят о его значительных ренессансных чертах и даже о переходе к Возрождению. Известно, что в Москве работали итальянские архитекторы и, видимо, также художники. Все это свидетельствует о связях с Западной Европой и о развитии русской художественной культуры XIV–XV вв. в целом в одном с ней направлении. Но все же «русский Ренессанс» не был ни итальянским, ни северным и остался в рамках отечественной средневековой традиции. И в XVI в. русское искусство развивалось в сугубо местных формах, которые, конечно же, не находились в полной изоляции от западных культурных веяний.

Важнейшим событием культурной жизни России XVI в. явилось рождение книгопечатания. Первые практические действия в этом направлении предпринимались еще в конце XV в., но только в следующем столетии началась эпоха русской печатной книги. В 1564 г. на Печатном дворе – первой русской типографии, созданном годом ранее по распоряжению царя Ивана IV, был выпущен «Апостол» – первая датированная русская печатная книга. Руководили всеми работами дьякон одной из московских церквей Иван Федоров и Петр Мстиславец. Однако уже в следующем году типография была разгромлена. Покинувший Россию И. Федоров продолжил издательскую деятельность в городах Белоруссии и Украины.

В XVI столетии типография в Москве все же работала; всего тогда было напечатано около 20 книг и все они носили церковный характер.

В 1909 г. в Москве на средства, собранные по всенародной подписке, был открыт памятник первопечатнику Ивану Федорову – единственному из деятелей русской культуры XVI в.

 

Русскаякультура XVII в. XVII в. стал завершающим в истории русской средневековой культуры и поэтому нес на себе как традиционные черты, так и новационные, связанные с по-

степенным переходом к новому времени. Начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Изменения происходили в сфере образования. Возникали государственные и частные школы повышенного уровня, значительно возросла степень грамотности всех слоев населения. В 1687 г. в Москве было учреждено первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позже – академия). Кроме богословия, здесь изучались живые иностранные языки, а также латынь и греческий, естественные и гуманитарные науки. Его выпускники пополняли высшее духовенство и государственное чиновничество.

Повысился интерес к научным и техническим знаниям, больше стало переводиться иностранной литературы, с ними связанной. Эти знания попадали в Россию не только через книги, но и через их живых носителей: резко возросло количество иностранцев, прибывающих в страну – купцов, приглашенных специалистов, военнопленных. Силами немецких актеров в 1672 г. были организованы спектакли в театре при дворе царя Алексея Михайловича – большого почитателя западной культуры.

В доме боярина Артамона Матвеева – «западника» по своим интересам собирались его друзья и единомышленники, он был владельцем богатой библиотеки, включающей большое количество западноевропейских книг. В его палатах выступали домашние актеры и музыканты.

Если в XVI в. все книги, вышедшие из единственной в России типографии, как уже отмечалось, были религиозными, то в следующем столетии 15 % составляла светская литература, хотя контроль за книгоизданием оставался в руках церкви.

Серьезные изменения претерпело русское искусство, в котором также проявилось «единство противоположностей» – религиозного и светского начал. Оно также испытывало сильное западное влияние.

Симеон Полоцкий (1629–1680) – белорус по происхождению, стал основоположником русской поэзии и драматургии. Его творчество развивалось в рамках барокко, которое тогда через Польшу и Украину проникло в Россию. Здесь оно нашло благодатную почву в виде древнерусской литературы, которую роднило с этим стилем витиеватость, торжественность, метафоричность языка и назидательный тон содержания.

В личности и судьбе Симеона Полоцкого, как в зеркале, отразилась вся противоречивая сложность его времени: он был истым христианином, богословом и сторонником светской культуры и образования, идеологом абсолютизма и придворным поэтом. После смерти церковь обвинила его в ереси и «латинстве», а им написанные книги преданы анафеме и запрещены решением собора 1690 г.

В архитектуре в это время происходила дальнейшая модификация принципов древнерусского зодчества, появление инноваций, продолжавших местные традиции деревянного и каменного строительства и связанных с влиянием западного барокко. Постройкам этого времени была свойственна прихотливость форм, богатое декоративное убранство, многоцветность, широкое использование изразцов, резьбы. Это характеризовало в равной мере и светское дворцовое, и культовое строительство (Теремной дворец в Московском Кремле, церковь Троицы в Никитниках в Москве и др.). Так называемый стиль «московское барокко» (например, церковь Покрова в Филях), сложившийся в 90-х гг. уже свидетельствовал о том, что средневековый этап развития русской архитектуры завершился.

В XVII в. значение ведущего художественного центра России приобретает Оружейная палата. Здесь в присоединенных к ней живописных мастерских работали крупнейшие русские художники того времени Симон Ушаков, Федор Зубков, Кирилл Уланов. В иконах Симона Ушакова (1626–1686) «Спас Нерукотворный», «Троица» и других чувствуется стремление избавиться от канонической условности, используется объемность изображения и перспектива. С. Ушаков и его ученики нашли поддержку у возглавлявшего оружейную палату боярина Б.М. Хитрова. Ревнители старины называли новую живопись «неметчиной», «фрязью». Сам патриарх Никон грозил отлучением от церкви тем, кто будет писать такие иконы, и тем, кто будет их держать у себя дома.[135] Кроме иконописи, С. Ушаков занимался и гравюрой, появившейся в России в середине XVI в. вместе с книгопечатанием.

Фресковая живопись в это время теряет свою монументальность и превращается в подобие декоративного узора. Для нее характерна праздничность, интерес к повседневной жизни и красоте природы. Содержание живописи остается религиозным по преимуществу, но появляются росписи со светскими сюжетами, а также ранняя форма портретного жанра – парсуна (от слова «персона»), еще похожая на икону, но изображающая современников (царя Федора Ивановича, князя М.В. Скопина-Шуйского и др.). Уже в середине XVII в. в России работали западноевропейские живописцы, писавшие портреты, пейзажи; у них были ученики из русских.

В XVII в. в России произошел религиозный раскол, толчком к которому послужила реформа патриарха Никона, проведенная с целью исправить богослужебные книги и обрядовую практику и привести их в соответствие с греческими образцами. В частности, двоеперстное крестное знамение было заменено троеперстным, стали писать «Иисус» вместо «Исус» и др. Эти изменения вызвали резкую критику со стороны некоторых представителей духовенства. Один из лидеров раскола протопоп Аввакум – талантливый проповедник и писатель – в 1653 г. был сослан в Сибирь, на его сторонников также обрушились репрессии. Все они были преданы анафеме, их ссылали, сажали в тюрьмы и казнили тысячами.

Аввакума после многих лет, проведенных в тюрьме, сожгли в срубе. Раскольники, среди которых были и крестьяне, и посадские, и бояре, отвечали пассивным сопротивлением: бежали на окраины страны, совершали акты самосожжений; многие стали участниками крестьянских восстаний.

В результате раскола образовалось старообрядчество, не представлявшее единства и состоявшее из многочисленных толков и общин. Раннее старообрядчество отличалось резким неприятием всего официального, отказом от контактов с «никонианами», крайним аскетизмом, приверженностью «старине» и надеждой на близкий «конец света». Часть старообрядцев отрицала необходимость священников (беспоповцы), другие – признавали (поповцы). С догматической точки зрения старообрядчество не вышло за пределы русского православия и составило особую – эсхатологическую его разновидность.

Патриарх Никон, человек несгибаемой воли, оказывал огромное влияние на Алексея Михайловича и приобретал безграничную власть, став фактическим соправителем царя. Однако теократические амбиции Никона в конечном итоге привели его к низложению; попытка церкви воспользоваться пиком своего могущества, чтобы возвыситься над светской властью, оказалась неудачной.

И в дальнейшем патриархи боролись за сохранение церковного влияния, выступая против любых нововведений, «латинствующих еретиков» (таких, как просветитель Сильвестр Медведев) и иностранных влияний. Мечтой Иоакима (патриарх в 1674–1690) было запрещение в России всех иных, кроме православия, вер.

Таким образом, в XVII в. постепенно, исподволь, вопреки сопротивлению консервативных сил, в процессе внутреннего развития и переработки внешних влияний в России формировались условия, предпосылки и элементы новой культуры, которой принадлежало будущее.

 

 

Великорусский характер именталитет   В позднем средневековье завершился процесс формирования в основных чертах национального характера русского народа, российского менталитета. На него повлияли все те факторы, о которых шла речь,и многие

другие, как социально-исторические, так и природно-климатические. Под менталитетом здесь понимаются устойчивые, социально наследуемые духовные характеристики людей, проявляющиеся в их поведении, мышлении и мирочувствовании, в системе ценностей и приоритетов.

Следует согласиться с той точкой зрения[136], что главная особенность русского менталитета и главная черта русского национального характера состоит в признании «общего» более важным, чем «частное» и вытекающий из этого коллективизм как главный принцип жизни, парадигма мышления и стереотип поведения. С этим связаны установки на соборность, общинность, артельность, совместный труд, круговую поруку, взаимопомощь и взаимовыручку. «На миру и смерть красна», – говорили на Руси. Конечно, эту особенность, как и менталитет в целом, нельзя оценивать однозначно – здесь присутствует и позитивная сторона, и негативная.

Вытекающей из предыдущего является государственность, державность русского человека, который не разделяет судьбу своей Родины и свою собственную. Он привык к тому, что его страна огромная, богатая и могучая. Государственная власть воспринимается им как сакральный общественный институт, ниспосланный Богом и обладающий абсолютным авторитетом.

В этих условиях личность, индивидуальность с ее потребностями, интересами и правами, ее общественная ценность отступают на второй план. По части само- и взаимоуважения русский человек, видимо, заметно уступает человеку западному.

В отношении к труду русский менталитет проявляется весьма противоречиво. С одной стороны, россиянам всегда было не занимать природной одаренности, таланта, сметки, трудового азарта, упоения своим делом, с другой – и это было замечено многими, в т.ч. иностранцами, – леность, пассивность, небрежность в работе, отсутствие пунктуальности и тщательности – всего этого, к сожалению, у нас тоже с избытком. Думается, этому есть вполне рациональное объяснение. Историческая судьба русского народа, русского человека на протяжении многих столетий, и вплоть до наших дней складывалась так, что, сколько бы он ни работал, бóльшая часть произведенного доставалась другому. И не важно, кем был этот «другой»: степняком-кочевником, грабившим всех подряд во время набегов, «своим» помещиком, «дравшим три шкуры» с крепостных, или современным государством, отбирающим у производителя в виде налогов львиную долю его доходов. Нетрудно предположить, какие качества личности могут сформироваться в таких условиях!

Известно, что отношение к обществу, самому себе и труду во многом определяется религией, существующей в данном социуме. Христианство формирует в целом позитивную модель мышления и поведения человека, однако что касается православия, то оно никогда не делало труд, любую мирскую активность предметом своего особого внимания и рассмотрения. Оно, в отличие от католицизма и особенно протестантизма, не выработало своей трудовой этики, не объявляло труд приоритетной ценностью. Это и другие названные обстоятельства, конечно, не способствовали формированию, например, такого качества, как предприимчивость, инициативность, что, безусловно, сказалось на эффективности нашего буржуазного развития как в прошлом (включая XVII в.), так и теперь.

Что касается отношения к богатству и богатым, то, если на Западе зажиточный сосед выступает в роли стимула, заставляющего человека больше и лучше работать, чтобы его догнать, то у нас подобная ситуация вызывает подчас совершенно иную реакцию – зависть, переходящую в ненависть, а то и в просто криминальные действия. В наше время на вопрос социологов: "Можно ли сегодня в нашей стране зарабатывать большие деньги честным путем?" положительно ответили только 18% респондентов.

Ходом истории у русского человека выработалась стойкость к жизненным испытаниям, мужество, твердость духа, несгибаемость, качества, которые ему приходилось неоднократно проявлять.

Обычно отмечаются также другие личностные особенности русского человека – открытость, широта души, щедрость, гостеприимство, доверчивость, меньшая, чем у западного человека, рационалистичность и большая эмоциональность и др.

 

 

ГЛАВА 17. Культурные процессы в России нового времени (конец XVII – XVIII вв.)

 

 

Реформы Петра I и развитие русской культуры в XVIII в. В XVII в. русская культура исчерпала все возможности своего развития в средневековых формах. На фоне вступления Западной Европы в следующую культурно-историче­скую эпоху (новое время) сре-

дневековая культура России, не прошедшая «школы» Возрождения, стала анахронизмом и должна была подвергнуться резкой трансформации, что и произошло с ней в период петровских преобразований.

Для быстрого перехода к культуре нового времени в адекватных ей формах, которые уже выработала Западная Европа, можно было воспринять эти формы, «импортировать» их в виде готовых образцов самой культуры, идей и принципов, пригласить ее создателей и носителей для постоянной работы и жизни в России, послать русскую молодежь на учебу за границу. Именно это и было сделано. В результате реформ произошла европеизация России, которая, при всех издержках, отнюдь не означала, как полагают некоторые исследователи, полного отказа от русской традиции, смены цивилизационных основ.

За короткое время – всего несколько десятилетий – были созданы формы духовного производства, соответствующие новой эпохе и в то же время явившиеся продолжением русской культуры, реализацией ее потенциала. Формы западноевропейского духовного производства оказались преобразованными и вписались в целом органически и естественно в ткань динамично развивающейся русской культуры. Россия в этом отношении во второй половине XVIII в. вошла в число самых передовых стран того времени, заняв среди них вполне достойное место.

Петр I (1672 – 1725, царь с 1682, самостоятельно правил с 1689) продолжил реформы, начатые еще его предшественниками, провел решительные и глубокие преобразования в экономической, политической и культурной сферах. Он сыграл выдающуюся роль в истории нашей страны и ее культуры.

Безусловно, столь быстрый переход от привычного старого к непривычному новому не обошелся без драматических коллизий и существенных потерь. Сторонникам культурных новаций пришлось выдержать яростное сопротивление поборников «старины». Не обошлось без репрессий. В чем-то были допущены явные перегибы. Так, Петр I своим указом от 1722 года повелел уничтожать произведения русской скульптуры, которые, конечно, не соответствовали западноевропейским «стандартам» того времени. Были закрыты двухклассные церковноприходские школы, доступные простому люду. Углубился раскол культуры на элитарную, обслуживающую очень тонкий верхний слой общества, и крестьянскую, народную.

К числу важнейших преобразований Петра I относится церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Адриан, выборы же нового главы Русской Православной Церкви назначены не были. В дальнейшем принимается ряд мер, направленных на уменьшение экономической, политической и идеологической роли церкви в России. Наконец, в 1721 г. учреждается Святейший правительствующий Синод – государственный орган, ведающий церковными делами. Таким образом, церковь в России была полностью подчинена абсолютистскому государству, поставлена ему на службу. В России происходил общеевропейский процесс секуляризации.

Важной областью реформирования стало в первой четверти XVIII в. образование. Необходимость ее изменения выявилась еще в предыдущем столетии. Уже тогда в различных сословиях присутствовала тяга к знаниям. Реформы, намеченные Петром I, требовали много высокообразованных специалистов для армии, флота, государственной службы, культуры. Но необходимая для этого система светского образования практически отсутствовала.

В период петровских реформ были созданы первые светские профессиональные школы. В Москве в 1701 г. учреждается артиллерийская школа, в 1707 г. – медицинское училище, в 1712 – инженерная школа. Все они готовили специалистов, остро необходимых в условиях войны со Швецией. Открывались т.н. «русские школы», в которых обучались дети «мастеровых людей», и цифирные школы, дававшие основы математических знаний. Однако развитие образования наталкивалось на объективные и субъективные трудности: не хватало школ и учителей, а среди учеников было много «отказников». Работа многих школ не носила постоянного характера.

Начатое Петром I было продолжено его преемниками. В 30-х–40-х гг. XVIII в. создаются закрытые сословные учебные заведения для детей дворян. В Петербурге появился кадетский корпус, Морская академия, Артиллерийская и Инженерная школы, Смольный институт (1763) – первое учебное заведение для девушек.

На протяжении всего XVIII в. в России периодически возникали гимназии, которые давали хорошее образование и возможность их выпускникам поступать в высшие учебные заведения. С последними дело обстояло плохо. Лишь в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова в Москве был открыт первый российский университет и вплоть до следующего столетия других университетов в нашей стране создано не было.

Предпринимались попытки создания единой государственной системы народного образования. В 1782–1786 гг. проводится первая школьная реформа, а в 1804 г. – вторая. К 1786 г. в 25 губерниях России были открыты главные училища, в которых поступали дети всех сословий и обучались там по единым программам. Однако эти училища имелись только в городах; на крестьянство, которое составляло подавляющее большинство населения, система образования тогда еще не распространялась.

В итоге к началу XIX в. в стране была создана образовательная система, управлявшаяся Министерством народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук и включавшая гимназии, уездные и приходские училища; последние, дававшие только азы грамотности, появлялись и в сельской местности.

Период правления Петра I был связан с зарождением русской науки нового времени. В начале ее развитие определялось учеными-иностранцами, приглашенными для работы в России. Некоторые из них стали крупными деятелями русского и европейского естествознания: Л. Эйлер, братья Я. и И. Бернулли, Г. Рихман и др.

Ситуация того времени требовала прежде всего прикладных знаний, которые можно было использовать в практических нуждах: в технике, военном деле, промышленности.

Первое место среди наук в это время занимала география: нужны были географические карты, огромная территория страны требовала ее изучения и описания. С.У. Ремезов со своими сыновьями составил в 1701 г. «Чертежную книгу Сибири» – первый русский атлас. В 1725 г. началась Первая камчатская экспедиция во главе с Витусом Берингом. Результатом ее исследований явилась карта побережья Северо-Восточной Сибири и открытие пролива между Азией и Америкой, названного именем Беринга.

Большое внимание уделялось поиску полезных ископаемых. Были открыты месторождения медных руд, минеральных лечебных вод в районе Петрозаводска; быстро прогрессировала черная металлургия.

Значительный вклад в развитие техники внес А.К. Нартов, он сконструировал первый в мире токарный станок с подвижным суппортом, предложил новые способы отливки пушек. В 1724 г. была испытана первая русская подводная лодка, построенная Никоновым.

Усилия Петра I и его сподвижников в деле строительства российской науки увенчались созданием Академии наук в Петербурге. 22 января 1724 г. в присутствии императора Сенат утвердил соответствующее решение, хотя, фактически, Академия начала свою работу только в следующем, 1725 году, когда приехали иностранные ученые и состоялись первые конференции.

Академия наук включала научно-исследовательское учреждение, университет и гимназию. Последние должны были обеспечивать Академию собственными кадрами, но их работа оказалась малоэффективной и непродолжительной. Поэтому долгое время преобладали академики-иностранцы, в основном немцы; русской по своему составу Академия стала лишь в XIX в. Несмотря на это, а также на бюрократические методы управления, Академия решала важные задачи по развитию исследований в России. С ней были связаны многие выдающиеся российские ученые, и прежде всего Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – первый русский академик, деятельность которого положила начало многим естественным и гуманитарным наукам в нашей стране.

С именем и временем Петра I связаны многие культурные нововведения, среди них первый русский музей – Кунсткамера в Петербурге, открытый в 1719 г.; первая государственная библиотека – 1714 г., ее свободное посещение началось в 1719 г.; введение нового летоисчисления (не от сотворения мира, а от рождества Христова) с 1 января 1700 г.; новые формы досуга представителей высшего общества, например ассамблеи, введенные специальным царским указом в 1718 г.; появление западноевропейской одежды и феномена моды, которая тогда распространялась только на аристократию.

Как уже отмечалось (гл. 16), уже во второй половине XVII в. в художественной культуре России наметились качественные изменения. Они получили дальнейшее и более интенсивное развитие в петровскую эпоху.

В литературе и искусстве появляется новый герой. Это человек, который не отличается знатностью и богатством, но многого добивается в жизни благодаря своим личным качествам: уму, знаниям, храбрости, доброте. Литература этого времени уже знает вымышленного героя, в то время как в средневековой словесности фигурируют только реальные исторические лица.

В течение XVIII в. русская литература постоянно прогрессировала. Наметился переход от анонимности к авторству. В литературе сформировалась отечественная форма общеевропейского классицизма (стихотворные сатиры Антиоха Кантемира), в середине века появляются стихотворная басня и комедия. Большую роль в становлении отечественной литературы нового времени сыграли М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков, Н.И. Новиков и Д.И. Фонвизин. Особое место принадлежит Г.Р. Державину (1743–1816) и его поэтическому творчеству. Его оды глубоки по смыслу и прекрасны по форме. Он прославлял человека, который велик не знатностью, а «похвальными делами», бичевал людские пороки, произвол вельмож, хотя сам придерживался в целом консервативных взглядов.

В конце столетия на литературную стезю вступил Н.М. Карамзин (1766–1826 гг.), считавший ее «не постыдным, а святым делом». В это время он писал стихи и повести в духе сентиментализма («Бедная Лиза» и др).

В России зарождался и жанр романа. Первое такое произведение было написано в 1763 г. писателем Ф.Л. Эмином, оно называлось «Непостоянная фортуна».

В период петровских преобразований была предпринята очередная попытка организовать в России театр. Как уже отмечалось, еще в 1672 г. появился придворный театр, в конце XVII–начале XVIII в. существовали школьные театры при Киевской, Московской и других духовных академиях. В 1702 г. по указу Петра I в Москве на Красной площади строится «Комедиальная храмина» на 400 зрителей. Актерами были немцы, жившие в Москве. Спектакли театра особым успехом не пользовались, и после прекращения финансирования в 1706 г. он был закрыт.

Временем рождения отечественного театра считается середина XVIII в., когда Ф.Г. Волков создает первый русский профессиональный театр сначала в Ярославле, а позже, в 1756 г. – в Петербурге. В это же время репертуар театров пополняется спектаклями, поставленными по пьесам русских авторов: А.П. Сумарокова, В.И. Лукина, М.М. Хераскова. В конце столетия возникают крепостные театры, принадлежавшие богатым помещикам, где актерами, певцами и музыкантами были их крепостные (театры Шереметева, Юсупова и др.). Они создавались как в городских, так и в сельских усадьбах.

Русская живопись петровской поры развивается под сильным влиянием западноевропейской. Российские художники учились у своих зарубежных коллег. Андрей Матвеев, 15 лет от роду, был направлен обучаться живописи в Голландию. Иван Никитин учился в Италии. Оба они стали крупными художниками. Кисти последнего принадлежат несколько портретов Петра I, в которых с большой художественной убедительностью показаны сложность и неоднозначность этой незаурядной личности, последствия трагических поворотов судьбы великого преобразователя России, отразившиеся на его облике.

Портретный жанр в России, как и во всей Европе, становится ведущим. Знать стремилась увековечить свои черты и заказывала портреты как отечественным, так и приезжим художникам. Среди последних был выходец из Германии И.Г. Тенауер, считавшийся первым учителем И. Никитина.

Так в России сложилась новая живопись, развивающаяся в общеевропейском русле, светская по своему характеру, в полной мере отражающая вкусы знатных и богатых заказчиков, стилистику своей эпохи (барокко). И в то же время она была русской по духу, отличалась мягким лиризмом.

В том же генеральном направлении происходило развитие архитектуры, что стимулировалось строительством новой столицы – Петербурга. В русское зодчество проникают принципы и элементы барокко еще в конце XVII в. В начале следующего столетия этот стиль начинает преобладать, причем не только в гражданских, но и в культовых постройках. Барокко в России изначально приобретает русскую специфику, сливаясь с традициями русской архитектуры (Успенская церковь в Петровском-Дурневе, Храм Знамения в Дубровицах, Меншикова башня и др.). Последнее сооружение, строившееся как церковь Архангела Гавриила на средства А.Д. Меншикова, было возведено в 1704–1707 гг. крупнейшим архитектором этого времени И.П. Зарудным.

В России, особенно в Петербурге, работали и иностранные архитекторы: Ж.-Б. Леблон, Д. Трезини, Н. Микетти и др. Они внесли большой вклад в дело формирования принципов и облика новой русской архитектуры. Русское барокко не отличалось «чистотой», оно включало как национальные черты (ярусность, высотность), так и влияние европейского классицизма XVII в., которое особенно проявлялось в последующие десятилетия.

Как и прежде, в России петровской эпохи развивалось деревянное зодчество, полностью основывающееся на местной традиции. Эти сооружения сохранились в основном на Севере (церковь Преображения в Кижах, Успенский собор в г. Кеми и др.).

Как результат заимствования в России появляется круглая скульптура западноевропейского типа. В 1716 г. в нашу страну приехал К.Б. Растрелли. Будучи уже зрелым мастером, работавшим в стиле барокко, он создал ряд талантливых произведений: конную статую Петра I, его бронзовый бюст, портрет Меншикова, декоративные статуи (все – в Петербурге). В этом виде изобразительного искусства выдающиеся русские мастера появились не скоро.

К числу важных нововведений нужно также отнести появление в России периодической печати. С 1702 г. стала выходить газета «Ведомости», в которой содержалась различная информация о событиях внутри страны и за рубежом. Периодичность первой газеты не была постоянной, а тираж составлял всего несколько сот экземпляров. Долгое время «Ведомости» были единственным периодическим изданием в стране.

Первым русским журналом стали «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях» (1728–1742 гг.), представлявшие собой научно-популярное издание Петербургской академии наук. Лишь с середины столетия начинает выходить несколько газет и журналов, что позволяет говорить о том, что система периодической печати в России в основном сложилась.

В XVIII в. в России резко ускоряется процесс формирования интеллигенции, в т.ч. и творческой. Это связано с тем, что только при Петре I по инициативе государства начинается массовый процесс подготовки лиц интеллектуального труда с высоким уровнем общего и специального образования. Они были нужны для решения актуальных практических задач, которые ставило время: экономических, военных, политических.

Сформировалась творческая интеллигенция, на которую возлагалась важная идеологическая задача – поддержка существующего общественно-политического строя, его «теоретического» обоснования и прославления.

Творческая интеллигенция на начальном этапе своего существования не была единой в социальном отношении. Ее верхушка – обычно выходцы из дворянства – пользовалась привилегиями, обладала самым высоким уровнем образования и доходов и включала писателей, ученых, преподавателей высших учебных заведений, композиторов. На другом полюсе сложилась крепостная интеллигенция, которая не имела аналогов в других странах. В те времена такие виды деятельности, как театр, живопись, музыкальное исполнительство, считались уделом «черни», поэтому актеры, художники, музыканты были, как правило, выходцами из «простых» сословий, часто из крепостных крестьян. Их положение и жизненные условия отличались нестабильностью, а судьба зависела от прихоти помещика.

После выхода в 1762 г., в период правления Екатерины II, Манифеста о вольности дворянства представители этого сословия, освобожденные от обязательной государственной службы, становились помещиками и начали активно обустраивать свои поместья. В дворянских усадьбах начинает вызревать новый элемент русской духовной жизни, в дальнейшем сыгравший в ее истории выдающуюся роль.

Как уже отмечалось, дворянство было наиболее образованным сословием, активным потребителем «высокой» культуры. Занявшись хозяйством и перейдя к «оседлому» образу жизни, дворяне стали собирать библиотеки, коллекции картин и скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Некоторые усадебные постройки сами по себе были произведениями архитектуры в обрамлении регулярных парков. Расцвет садово-паркового искусства приходится на середину XVIII в. Для тех дворян, которые сами занимались искусством и наукой, усадьбы была творческой «лабораторией», где сочинялись стихи и романы, создавались и исполнялись музыкальные произведения, писались научные статьи и книги; в уже упоминавшихся крепостных театрах ставились драматические и оперные спектакли. Жизнь в сельских усадьбах в непосредственном соприкосновении с природой, близость к народу, крестьянству давали дополнительный импульс творчеству, обогащали его новым содержанием, питали демократическую линию развития русской культуры в целом.

Конечно, не стоит идеализировать русское дворянство и те условия, в которых оно жило, но, тем не менее, в «дворянских гнездах» были заложены такие традиции, которые на десятилетия определили облик русской культуры именно в период ее наивысшего подъема. Сегодня вновь, как и в начале XX в., культура дворянской усадьбы вызывает большой интерес и становится предметом специального изучения.

 

Состояние и итоги развития русской культуры к началу XIX в. В конце XVIII в. Россия представляла собой огромное по территории государство, расположенное на двух континентах (Аляска тогда была нашей), сильное в военном отношении, доказавшее

это в войнах с наполеоновской Францией, имеющее выс





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1115 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

1301 - | 1214 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.