Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√Ћј¬ј 14. ћирова€ культура новейшего времени




 

√лобальное и национальное в культуре новейшего времени   Ќовейшее врем€ Ц культурно-историческо€ эпоха, наступление которой св€зано с р€дом социально-политических потр€сений: первой мировой войной, революци€ми в –оссии и других странах, расколом мира на две общественные и идеологические сис-

темы: капитализм и социализм. ¬се эти и другие событи€ происходили одновременно с решительными переменами в культуре, духовной жизни людей.

–ассматриваема€ эпоха Ц сама€ коротка€ из всех, пережитых человечеством. ¬ то же врем€ она, наверное, сама€ сложна€, наполненна€ множеством разнообразнейших фактов, процессов и тенденций, весьма противоречивых и неоднозначных. ÷ивилизаци€ в XX веке достигла высокой степени зрелости, приобрела постклассические формы и вошла в стадию всеобщего кризиса. ѕоследнее обсто€тельство обусловлено, в частности, глобализацией всех социальных процессов на нашей планете, по€влением феномена Ђмирова€ (глобальна€) культураї. — возникновением в наши дни глобального единства мира и человечества фактически начинаетс€ универсальна€ истори€ земного шара, мирова€ истори€. ≈е подготовила эпоха великих географических открытий, начало ее относитс€ к нашему веку,ї[114] Ц писал  . ясперс в своей работе Ђ»стоки истории и ее цельї (1948).

»менно мирова€ культура определ€ет сущность эпохи, венчает типологическое разнообразие культуры как современной, так и прошедших столетий. ¬ ее арсенале Ц общезначимые духовные богатства, созданные различными народами в разных странах и представленные естествознанием и философской мыслью, художественной классикой и массовой культурой; а также общечеловеческими нормами морали, иде€ми гуманизма, демократии и свободы, облеченными в религиозную, юридическую или иную форму; к ним можно отнести и интернациональные составл€ющие быта и образа жизни, спорт, моду и др.

 онечно, вклад отдельных национальных культур в общую Ђкопилкуї неодинаков; но все страны и народы могут воспользоватьс€ ее богатствами в результате культурного обмена, с помощью современных средств массовой коммуникации, системы образовани€, благодар€ широкому тиражированию печатной продукции, носителей видео- и аудиоинформации. ÷енности мировой культуры, нос€щие универсальный характер, в том или ином виде проникают в каждую страну, каждый дом и семью, степень ее распространени€ в наше врем€ беспрецедентна.

¬озникновение и существование мировой культуры невозможно без сохранени€ ее национальных форм, св€занных с отдельными этносами. ¬се они наход€тс€ в посто€нном взаимодействии, обогаща€ друг друга и активизиру€ тем самым свое собственное развитие. ќбщее и национально-особенное в культуре представл€ют собой два противоречиво сочетающихс€ начала. — одной стороны, они дополн€ют друг друга, с другой Ц порой наход€тс€ в состо€нии противосто€ни€ и конкуренции.

¬ двадцатом веке и в наши дни происходит сложный процесс превращени€ национального в глобальное и наоборот. ÷енности национальной культуры, конечно, значимы не только дл€ соответствующей нации, но и дл€ всего мира, представл€€ дл€ него интерес именно своей самобытностью и неповторимостью. “ак, в течение многих столетий, вплоть до нашего времени, европейцы Ђоткрывалиї дл€ себ€ ¬осток и другие районы мира, привлекавшие их своей непохожестью на привычные реалии «апада. ¬ XX в. в ≈вропе и јмерике получили распространение такие элементы восточных культур, как индуизм и буддизм, дзюдо и карате, икебана, африканска€ скульптура и музыка, нетрадиционные дл€ «апада методы лечени€.

ќднако взаимодействие мировой и национальных культур не всегда происходит безболезненно дл€ последних. Ќередко национальное в своей культуре воспринимаетс€ некоторыми людьми как архаика, как нечто устаревшее и потер€вшее свою актуальность. „аще это относитс€ к традиционным ценност€м, фольклору, но порой таким же бывает отношение и к созданному сегодн€, но не укладывающемус€ в Ђмировые стандартыї.  осмополитические тенденции и настроени€ в наше врем€ свойственны многим, в т.ч. и представител€м интеллигенции, в самых различных част€х мира.

ќдна из важных тенденций развити€ современной культуры Ц интернационализаци€ и утрата национальной специфики (как происход€щий, но не завершившийс€ процесс). ¬ XIX Ц первой половине XX вв. определ€ющей была вестернизаци€, т.е. доминирование западноевропейской культуры и ее вли€ние на другие регионы. ѕосле ¬торой мировой войны усиливаютс€ —оединенные Ўтаты јмерики, и можно говорить об американизации мировой и национальных культур.

јмериканизаци€ Ц это массированное проникновение американской культурной продукции и переориентирование национальных культур, духовной жизни, системы ценностей, образа жизни многих стран и народов под вли€нием —Ўј. ƒостижени€ этой страны во всех област€х станов€тс€ образцом дл€ подражани€, вожделенной мечтой.

јмериканска€ культура в силу своей распространенности сегодн€ в огромной степени определ€ет содержание и характер мировой культуры. ќна сама Ц как бы "слепок" последней, представл€ющий собой синтез различных расово-этнических элементов (включа€ индейские и негрит€нские); многие ее де€тели Ц выходцы из разных стран или же дети и внуки эмигрантов, включа€ российских, хот€, конечно, преобладает здесь англосаксонский элемент.

јмериканизаци€ Ц одна из самых заметных тенденций в искусстве и особенно массовой культуре. Ќ.Ќ.  алитина, говор€ о французском изобразительном искусстве второй половины века, подчеркивает, что оно характеризуетс€ неким усредненным западноевропейским уровнем; Ђвсе более очевидным становитс€ ориентаци€ на американские художественные образцы и потер€ национального лица.ї[115] «аметим, что речь идет о ‘ранции, бывшей в течение многих дес€тилетий законодательницей мировой художественной моды.

ѕревращение английского €зыка в средство всемирного общени€ €вилось, с одной стороны, про€влением глобализации, а, с другой, усилени€ вли€ни€ англо€зычных стран, и прежде всего —Ўј, в сфере распространени€ информации и культуры. —егодн€ английский €зык изучаетс€ во всех странах мира, вытесн€€ другие, он формирует особую общность людей-космополитов, имеющих существенные преимущества именно благодар€ владению этим €зыком.

“аким образом, процесс интернационализации (космополитизации) культуры чрезвычайно характерен дл€ XX в. и особенно второй его половины. ќн про€вл€етс€ в том, что в духовной и материальной жизни различных стран и народов возрастает дол€ общих черт при соответствующем сокращении национально-специфического элемента. — определенной условностью можно сказать, что французска€ культура становитс€ все менее Ђфранцузскойї, италь€нска€ Ц Ђиталь€нскойї и т.д., име€ в виду их традиционный специфический облик. “ем более это относитс€ к странам молодым, без древней культурной традиции, у которых эта специфика в достаточно развитом виде вообще не сформировалась.

 лассическим примером такой страны €вл€етс€ јвстрали€. Ётот континент был открыт испанскими и голландскими мор€ками в начале XVII в. ќднако первое поселение европейцев там по€вилось только в 1788 г. (на месте современного —идне€) Ц из јнглии прибыла больша€ группа ссыльных. 60% населени€ современной јвстралии Ц эмигранты из разных стран, приехавшие сюда за последние полвека; аборигены Ц коренное население, жившее а јвстралии до прихода европейцев, составл€ют всего 4%. «десь практически отсутствуют черты национальной самобытности, хот€ €вно преобладает англо-американска€ культура и образ жизни.

 

—тановление демократической модели культуры. Ёлитарные и неэлитарные формы духовной жизни в XX в. »менно в широкой демократизации культуры, в том, что в нее вступили Ђогромные человеческие массыї, Ќ.ј. Ѕерд€ев видел одну из причин культурного кризиса.[116] — этим св€зано обострение проблемы оппозиции элитарных и неэлитарных форм духовной жизни.   XX в. сложилась нова€ элитарна€ культура, и в том числе искусство, о кото-

ром можно сказать, что оно было создано интеллигенцией как бы Ђдл€ самой себ€ї, без расчета на других. ≈го элитарность заключалась в содержательной сложности, Ђотвлеченностиї от обыденной жизни, в необходимости дл€ его воспри€ти€ высокой образованности, значительного интеллектуального и эмоционального развити€.

— другой стороны, в XX в. родилась т.н. массова€ культура Ц во многом антипод предыдущей.  ак уже отмечалось, сосуществование элитарных и неэлитарных форм культуры характеризует одну из закономерностей ее динамики, обеспечивает ей содержательное богатство, €вл€етс€ важным элементом механизма культурного развити€. Ќадо сказать, что граница между двум€ формами культуры достаточно подвижна и относительна: то, что вчера было элитарным, сегодн€ становитс€ общедоступным. ѕравда, бывало и наоборот. Ќапример, джаз в первой половине Ц середине XX в. был очень попул€рен и часто исполн€лс€, сегодн€ же круг его поклонников заметно сузилс€.

¬ течение многих веков профессиональна€ культура была доступна немногим, в XX в. ситуаци€ коренным образом изменилась. —истема образовани€ приобщила к Ђвысокойї культуре миллионы людей. Ётому также способствовало по€вление крупнотиражной образовательной и научно-попул€рной литературы, развитие средств массовой информации. ¬ это врем€ становитс€ весьма многочисленной интеллигенци€, котора€ выступает не только создателем культуры, но и самым активным и взыскательным ее потребителем. ќднако и здесь действует противоположна€ тенденци€ Ц в круг духовной элиты входит уже не вс€ интеллигенци€, а лишь ее меньша€ часть.

¬ услови€х индустриальной революции, урбанизации и других социально-демографических сдвигов миллионы людей оказались оторванными от традиционных духовных ценностей, фольклора. »мевшиес€ тогда формы городской, демократической культуры не смогли удовлетворить все потребности и запросы, а изыски модернизма и постмодернизма привлекали очень узкий круг людей. ¬ результате образовалс€ духовный вакуум, который нужно было чем-то заполнить.

¬озникшее к середине XX в. общество Ђмассового потреблени€ї нуждалось в соответствующей ему и обеспечивающей его Ђкультурной массе,ї доступной по содержанию, €ркой и эффектной по форме, успешно выполн€ющей рекреативную функцию. Ёту задачу и решила массова€ культура. ѕо своей сути она в целом обращена ко всем без различи€ социального положени€, образовани€, национальности, пола и возраста и показала себ€ весьма неплохим средством, отвлекающим от прозы жизни, ее проблем и трудностей. „еловек нуждаетс€ в разр€дке, сн€тии стрессов, переключении на что-то легкое и занимательное.

 аковы же признаки массовой культуры? √лавный среди них Ц стандартность, стереотипность, серийность ее продукции при различном уровне технического исполнени€ (вплоть до очень высокого). —реди других нужно отметить определенность, запрограммированность результата, безнациональность (космополитизм), нацеленность на коммерческий успех, св€зь с модой. ќтсюда следует принципиальное отличие массовой культуры от искусства, произведени€ которого представл€ют собой Ђштучныйї продукт, все характеристики которого св€заны с индивидуально-авторским началом. ’удожественное произведение Ц результат вдохновени€ и творческих мук, его качество непредсказуемо. ¬ потоке слабых и средних произведений шедевры встречаютс€ очень редко. ќднако в материальной сфере давно установлено, что конвейерное, стандартизированное производство товаров гораздо эффективнее, чем штучное. »менно это открытие, перенесенное на духовную сферу, и €вилось условием рождени€ массовой культуры.

— рассматриваемым €влением св€зано пон€тие "кич" (или "китч"). ѕод ним обычно понимаетс€ всЄ то, что не соответствует хорошему вкусу, пошлость, дешЄвка. Ќекоторые авторы став€т знак равенства между кичем и массовой культурой, хот€, на мой взгл€д, его лучше рассматривать как одну из характеристик последней.

‘еномен массовой культуры вырос из прежних Ц близких ему демократических форм улично-балаганной и мещанской культуры, литературы, кино, музыки и т.д. ¬ названных видах искусства происходит как бы раздел территории. Ќапример, в рамках мирового кинематографа развиваетс€ два его полюса: элитарный и Ђмассовокультурныйї (серийные детективы, боевики, триллеры, Ђмыльные оперыї, эротика и т.д.). ћежду ними находитс€ Ђсрединное киної, соедин€ющее доступность с художественностью. »менно оно, игравшее ведущую роль в течение многих дес€тилетий, в последнее врем€ утрачивает свои позиции, уступа€ место Ђполюсамї. “аким образом, массова€ культура и искусство стали расход€щимис€ векторами развити€ духовной жизни общества.

¬ учебной и научной литературе можно встретить расширительное толкование рассматриваемого €влени€, включение в него всех про€влений демократической, обыденной и даже тоталитарной культуры, адаптации и попул€ризации (например, словари, справочники, энциклопедии) и тех €влений, которые вообще выход€т за рамки собственно культуры, например, массовые политические движени€.[117]  онечно, сложно четко обозначить границы такого многопланового €влени€, как массова€ культура. ¬едь к нему можно отнести и современную индустрию развлечений, и спорт как зрелище, и общедоступную моду, и бульварную прессу, и куклу Ѕарби, и пепси-колу, и многочисленные ныне псевдонаучные публикации об аномальных €влени€х, ЌЋќ, Ђзагадках историиї, колдунах, вампирах и прочее.

Ќа «ападе, как и в нашей стране, бытует разное отношение к массовой культуре: от ее полного непри€ти€ до панегирического восхвалени€. ѕостмодернистска€ трактовка массовой культуры отрицает принципиальные различи€ в значимости элитарных и противоположных им форм культуры. ѕредставители этого подхода, порой, отдают приоритет именно массовой культуре, поскольку она гораздо более широко распространена и, в отличие от элитарной, удовлетвор€ет потребности всех людей[118].

ћожно сказать, что данный феномен €вл€етс€ вполне определенным и реально существующим в качестве особой и самосто€тельной области духовного производства и потреблени€. ≈е возникновение закономерно, а функции, выполн€емые ею, специфичны.

Ћини€ демократизации культуры, победивша€ в новое врем€, имела продолжение и в последующую эпоху. ¬ XX в. формируетс€ демократическа€ модель культуры, функционирующа€ на основе принципов свободы и доступности духовных ценностей. —ущественно мен€ютс€ отношени€ между их заказчиком, создателем и потребителем. ќни развиваютс€ в рамках рыночного механизма, где господствуют общие дл€ любого рынка законы коммерции, конкуренции, рекламы и т.д.

 оммерциализаци€ культуры Ц а именно к ней приводит по€вление и расширение рынка духовных ценностей, с одной стороны, обеспечивает их широкую доступность, с другой же Ц ориентирует их создателей на де€тельность по принципу Ђчего изволит его величество рынокї; порождает ситуацию, которую можно было бы выразить формулой ЂвсЄ на продажуї. ѕо такому принципу сегодн€ работает подавл€юща€ часть мировой системы духовного производства. ѕредметами продажи на аукционах станов€тс€ личные вещи знаменитых людей, вплоть до нижнего бель€.

Ђјнтикварный бумї служит косвенной причиной беспрецедентного роста числа преступлений, св€занных с хищением культурных ценностей. ¬о ‘ранции в одном лишь 1977 г. были ограблены 400 церквей, 256 картинных галерей и 160 замков, из которых было похищено около 5 тыс. предметов.[119]

ќднако главным про€влением коммерциализации €вл€етс€ рождение так называемой Ђкоммерческой культурыї, котора€, в отличие от некоммерческой, лучше Ђпродаетс€ї, имеет более широкий спрос. ѕон€тно, что речь здесь идет именно о массовой культуре.

 оммерциализаци€ в огромной степени затронула кинематографию. Ёта область стала крупным производством, обеспечивающим огромные доходы владельцам кинокомпаний и создател€м попул€рных фильмов. √онорары кинозвезд достигают сегодн€ многих миллионов долларов. “акие актеры, как —. —таллоне, ј. Ўварценеггер, “. ’энкс, “.  руз заключали контракты, по которым суммы их вознаграждени€ превышают 20 млн. долларов.

Ѕольших денег стоит не только производство фильмов, но и их реклама, без которой в услови€х рынка невозможно обойтись. ≈сли в средний голливудский фильм вкладываетс€ 35 млн. долларов, то расходы на рекламу составл€ют 15 млн.

Ђ–екламизаци€ї культуры Ц также про€вление ее коммерциализации. ƒавно стало обычным делом участие актеров, певцов, музыкантов в рекламных кампани€х различных фирм по продвижению на рынок их товаров. ѕроизводство рекламных роликов стало важным средством зарабатывани€ денег работниками кино, поэтому неудивительно, что часто сн€тые ими фильмы напоминает несколько таких, смонтированных вместе, роликов.

— коммерциализацией культуры можно св€зать также по€вление и широкое распространение порнографии, хот€ этот процесс имеет социально-психологические корни (Ђсексуальна€ революци€ї). ќсобенно широко порнографи€ и эротика распространились в св€зи с развитием видеотехники.   концу 80-х годов порнофильмы составл€ли 15% от всех, проданных в —Ўј видеокассет. ≈жегодные доходы производителей этой продукции превышают 5 млрд. долларов. Ќе стоит говорить о том, что художественные достоинства этих лент равны нулю, хот€ нередко их делают высокопрофессиональные мастера.  онечно же, цель порнофильмов Ц не обогащение киноискусства, а удовлетворение весьма специфических потребностей определенной части зрителей путем демонстрации дегуманизированного, свободного от высших эмоций, чисто Ђтехнологическогої секса.

¬ последние дес€тилети€ наблюдаетс€ процесс перехода части художников в сферу так называемого коммерческого Ђискусстваї, в которой неизмеримо выше и стабильнее доходы. ќчень €рко это про€вл€етс€ в кинематографе, где на фоне бума поставленной на поток голливудской продукции, заполнившей мир, собственно художественный кинематограф имеет тенденцию к сужению до Ђлабораторныхї экспериментов, рассчитанных на узкий круг ценителей, а порой лишь друзей режиссера. Ѕыла€ демократичность и простота €зыка киноискусства уходит в прошлое. —ходные процессы происход€т и в других видах искусства.

¬ услови€х рыночных отношений творческа€ интеллигенци€ вынуждена вести борьбу за выживание. ѕрожить, скажем, только на писательский гонорар невозможно, и поэтому литератор, актер вынужден зарабатывать себе на жизнь иными способами: работать в качестве преподавател€ или даже таксиста. »м приходитс€ выдерживать жесткую конкуренцию со стороны многочисленных Ђсобратьев по ремеслуї, всегда держать себ€ в форме, интенсивно работать, чутко прислушиватьс€ к запросам заказчиков и потребителей своей продукции и оперативно на них откликатьс€.

¬ целом художественна€ культура последних дес€тилетий XX века переживает непростые процессы. ¬ это врем€ происходили парадигмальные сдвиги, сущность которых обычно определ€етс€ пон€тием Ђпостмодернизмї. ¬ очередной раз новационные поиски привели к разрыву с предыдущим искусством. ¬ попытках уйти от традиции (жизнь которой в XX веке все более и более укорачиваетс€), в придумывании все новых и новых выразительных форм часто происходит выход за рамки известных видов и жанров искусства или даже вообще за пределы последнего.

Ќачало этого процесса относитс€ еще к первой половине столети€. ¬ это врем€ ЂЕ начинает уходить в прошлое врем€ великих Ђзвездї. »стори€ искусства все чаще встречаетс€ с многолюдными шеренгами равнозначных фигур. ¬се более заметным становитс€ поворот от создани€ художественных ценностей, к де€тельности, решающей средствами искусства некие иные личные и общественные задачиЕї[120]

¬идимо, следует говорить о том, что на периферии искусства возникают особые пограничные области, статус которых еще предстоит определить. —ама же художественна€ культура в течение всего новейшего времени все же сохран€ет свои родовые свойства. ѕричем степень ее разнообрази€, стилевого и содержательного богатства сегодн€ становитс€ беспрецедентной. ќна включает и вновь созданные оригинальные произведени€, и современные интерпретации того, что возникло в прошлом (музыка, театр, киноэкранизации классики), и римейки. »менно римейки, т.е. повторение в новых вариантах известных классических сюжетов и мотивов, а также исполнительское, интерпретационное искусство получили в XX веке самое широкое распространение. —тепень изменени€ оригинала может быть настолько большой, что приходитс€ говорить о создании совершенно другого произведени€.

–азвитие культуры последних дес€тилетий XX в. характеризует постмодернизм, св€занный главным образом с гуманитарным знанием, философией, искусством.  ак полагают многие исследователи, он занимает ведущие позиции в современной культуре «ападной ≈вропы и —Ўј. ѕостмодернизм про€вл€етс€ в синтезе различных областей духовной жизни, смешении жанров, стилей (принцип коллажа), цитировании, обращении к забытым художественным традици€м при ироничной их трактовке, в расширенном понимании искусства и включением в него иных сфер де€тельности, в частом обращении к гротеску, соединении несоедин€емого, отказе от иерархичности. ƒл€ такого подхода характерно одинаковое отношение к элитарному и массовому, "высокому" и "низкому", "своему" и "чужому". ƒл€ него характерны отказ от европоцентризма, этноцентризма, утверждение принципа рел€тивизма и самобытности любых про€влений культуры.

ѕостмодернизм св€зан с интересом ко всему, отклон€ющемус€ от нормы, или того, что прин€то считать таковой. ¬ сфере его особого интереса преступность, психопати€, гомосексуализм и т.д. ќн предполагает отказ от любых ограничений, табу, традиций и торжество полной нравственной свободы. Ќеопределенность, отказ от вс€кой рациональности, от различий между истиной и ложью, признание бесполезным вы€снение сущности Ц таковы черты постмодернистского стил€ мышлени€.

яркое выражение постмодернизм получил в интердисциплинарных формах творческой активности (акционизм) Ц хеппенинге, инсталл€ции, перформенсе и видео-арте. »х создатели полагают, что процесс важнее результата и поэтому задача художника состоит в организации событий, акций, демонстраций, в которых задействована вс€ окружающа€ обстановка, предметы, а также сами зрители. Ётим стираетс€ грань между искусством и жизнью.

Ќар€ду с интеграционными процессами дл€ культуры XX в. характерна дальнейша€ дифференциаци€, дробление. ѕроисходит усложнение духовной жизни, возникают ее новые структурные элементы: культура поколений, в т.ч. и прежде всего молодежна€, котора€ сама делитс€ на р€д субкультур (панки, металлисты, рэперы и т.д.); культура различных меньшинств (национальных, социально-ре≠лигиозных, сексуальных и др.).

Ёти и другие обсто€тельства привод€т к небывалому многократному возрастанию объема и разнообрази€ духовных ценностей, функционирующих в данном обществе, что обостр€ет проблему культурного выбора. –аньше дл€ большинства людей она вообще не существовала, теперь человек волен выбирать все: от сферы профессиональной де€тельности, включающей дес€тки и сотни различных профессий, до мировоззрени€ и религии. ¬ его распор€жении не только ценности национальной культуры, но и достижени€ других стран и народов.

ƒемократическа€ модель культуры предполагает право каждого на свой собственный духовный мир и выбор приоритетов. ¬ статье 27 Ђ¬сеобщей декларации прав человекаї подчеркиваетс€: Ђ аждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждатьс€ искусством, участвовать в научном процессе и пользоватьс€ его благамиї. ¬ других стать€х этого документа речь идет о праве на свободу мысли, совести и религии, о свободе Ђискать, получать и распростран€ть информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границї.

¬ этих услови€х вполне оправдано реально существующее деление культуры на элитарную и неэлитарную, в том числе массовую, поскольку и та, и друга€ имеет свою аудиторию, свой круг любителей и поклонников.

“аким образом, современна€ демократическа€ (рыночна€) модель культуры не свободна от серьезных противоречий и также порождает проблемы в духовной жизни людей. ћожно сделать принципиальный вывод о том, что нет и не может быть идеальных моделей культуры, реально существующих и развертывающихс€ в тех или иных странах. “ем не менее демократический тип культуры выгл€дит предпочтительнее, нежели недемократический, тоталитарный. ќн естественным образом сочетаетс€ с рыночной экономикой и демократическим политическим устройством и в этих услови€х не может быть иным.

 

 ультура и политика    ультура в новейшее врем€ активно взаимодействовала с политикой и светскими идеологи€ми. Ёто может рассматриватьс€ как последствие, с одной стороны, превращени€

государства в главного заказчика культуры, а с другой Ц с ее использованием в качестве средства политической борьбы различными общественными силами.  ультура выступает важным средством воздействи€ на массы и манипулировани€ ими. ћногие ее де€тели открыто становились на сторону тех или иных политических сил, вступали в различные партии и организации, €вл€лись активными участниками общественных движений.

¬ 1920Ц1930-х гг. среди значительной части западной интеллигенции попул€рностью пользовались идеи марксизма и социализма. ћногие ученые и писатели, художники и кинематографисты вступали в коммунистические партии своих стран, были участниками международного движени€ сторонников мира (ѕ. ѕикассо, ѕ. Ёлюар, ‘. Ћеже, –. √уттузо, ƒ.ј. —икейрос и др.), демонстрировали свою солидарность с —оветским —оюзом. ќни искренне полагали, что поддержка ими прогрессивных, по их мнению, сил изменит к лучшему ситуацию в мире, будет способствовать решению многих глобальных проблем, сто€щих перед человечеством, ликвидирует угрозу мировой и локальных войн и т.д. ¬се это непосредственно отражалось на их творчестве.

ƒаже в услови€х развитой демократии и Ђдемократизацииї в наши дни многие политики, особенно во врем€ избирательных кампаний, пользуютс€ поддержкой артистов, певцов, музыкантов и их умением своими выступлени€ми привлекать массы.

Ќовейшее врем€, дес€тилети€ между концом 10-х и началом 90‑х гг. XX в., Ц период существовани€ и борьбы двух общественно-политических систем, одну из которых возглавл€ли —Ўј (Ђкапитализмї, Ђ«ападї, Ђсвободный мирї), а другую Ц ———– (Ђсоциализмї, Ђмирова€ система социализмаї). ќбе они составл€ли часть мировой цивилизации, относительно самосто€тельные, самодостаточные в культурном плане, но также вступающие в определенные отношени€ друг с другом, отношени€ соперничества, борьбы, взаимной критики и в то же врем€ взаимодополнени€ и обмена ценност€ми.

Ќесмотр€ на Ђжелезный занавесї и идеологическую предубежденность, между капиталистическими и социалистическими странами имели место многосторонние и двусторонние контакты в науке, технике, искусстве, что, безусловно, способствовало усилению процесса глобализации культуры.

 

–елигиозна€ ситуаци€ в мире в XX в. и в наши дни ¬ современном мире происход€т глубокие изменени€ даже в такой относительно стабильной области, как религи€. Ќесмотр€ на далеко зашедший

процесс секул€ризации, она остаетс€ важным элементом культуры. ѕодавл€ющее большинство населени€ западных стран, как показывают данные опросов, верит в Ѕога, но сам Ѕог в представлении многих не вполне соответствует христианским догматам или даже не имеет с ними ничего общего.

¬ рамках самой религии в XX в. по€вились модернистские течени€ как способ приспособлени€ религии и церкви к новым социально-политическим и духовным реали€м. ¬ наиболее радикальном виде модернизм про€вл€етс€ в протестантской теологии, где даже сформировалась концепци€ безрелигиозного христианства. ≈е крупнейший представитель ƒ. ЅонхЄффер считал, что Ѕог был всего лишь рабочей гипотезой и теперь в ней нет надобности. ќднако он не порывает с христианством полностью, сущность которого видит в любви к ближнему, в ответственности христианина за все, что происходит в мире.

¬ католицизме также имели место модернистские течени€, однако они были резко осуждены ¬атиканом в папских энцикликах 1909 и 1950 годов и не получили широкого распространени€. ¬се же католицизм не осталс€ безучастным к новым реали€м. Ќа ¬тором ¬атиканском соборе (1962Ц1965), созванном папой »оанном XXIII, были прин€ты важные решени€: в документе Ђќ церкви в современном миреї признаетс€ необходимость социальных реформ и борьбы за мир, против гонки вооружений; разрешение богослужени€ на национальных €зыках, использование церковью —ћ», кино; сн€то отлучение от церкви константинопольского патриарха 1054 г. и тем самым предприн€та попытка (правда, малоуспешна€) улучшени€ межконфессиональных отношений внутри мирового христианства; также намечены меры по укреплению св€зей с другими религи€ми.

–оль религии в услови€х секул€рного мира, развити€ науки, повышени€ культуры и образованности людей, конечно же, не может не мен€тьс€. ¬ чем-то она тер€ет свои позиции; но, порожда€ новые противоречи€ и проблемы, научно-технический прогресс дает шанс и религии, котора€ отвечает на те вопросы (сущность быти€, жизни и смерти), которые не может решить наука. » в наши дни религи€ продолжает оставатьс€ духовной опорой миллионов людей.

—егодн€ существенно мен€ютс€ взаимоотношени€ между наукой и религией. ќни сотрудничают в решении многих вопросов общественного развити€. ќбласт€ми их совместных действий могут быть экологи€, культура, мораль, международные отношени€ и др. ¬ажной областью де€тельности различных церквей остаетс€ филантропи€, культурно-просветительна€ и миссионерска€ работа. Ќекоторые религиозные де€тели сегодн€ даже говор€т о синтезе науки и религии, о единой научно-теистической картине мира.[121]

¬ наше врем€ в большинстве стран религии функционируют в услови€х свободы совести. Ёто значит, что каждый человек вправе выбрать свою духовную ориентацию: исповедовать любую религию (а не только традиционную дл€ его страны) либо быть неверующим. Ћюди имеют право создавать новые религии и секты; они могут обращатьс€ к астрологам, магам, колдунам, если никто другой не может решить их проблемы. јльтернативами религиозности сегодн€ могут быть суеверие, оккультизм, астрологи€, а также светский гуманизм.

XX век стал временем двух деструктивных крайностей: воинствующего атеизма и религиозного фундаментализма, выступавших принципами идеологии и политики. ќбе они св€заны с подавлением духовной свободы, нав€зыванием воли части общества, всем его членам, нередко с применением репрессий и террора. —ледует отметить, что, вообще, атеизм как система взгл€дов человека входит в представление о духовной свободе. ћногие его считали и считают важной составной научного мировоззрени€. ¬ таком качестве атеизм не надо путать с государственной политикой, предполагающей борьбу со всеми неатеистами и использующей в борьбе с ними антиконституционные репрессивные методы (как это было, например, в ———–).

ѕосле столетий секул€ризации в последние годы во многих районах мира происход€т процессы, которые определ€ютс€ как возрождение религии. Ёто относитс€ прежде всего к бывшим социалистическим странам, переживающим ныне сложный переходный период. ¬ јзии быстро распростран€етс€ христианство (в  итае, ёжной  орее), в  итае также возрождаетс€ буддизм. ¬ “ропической јфрике в последние дес€тилети€ ислам теснит и традиционные веровани€, и христианство, по€вившеес€ с колониальных времен. „исленность мусульман здесь оцениваетс€ в 130 млн. ќни составл€ют свыше 80% населени€ —енегала, √амбии, Ќигера, —омали.

ќднако в некоторых странах религи€ беретс€ на вооружение экстремистскими политическими силами (»нди€, некоторые исламские страны). ¬о многих странах, например, в японии, духовный вакуум, порожденный индустриально-урбанизированным обществом, заполн€етс€ Ђновыми религи€миї. »звестные трагические событи€ в токийском метро показали, что секты, подобные Ђјум синрикЄї не имеют ничего общего с религией. “о же можно сказать о группах сатанистов, которые, по сообщени€м прессы, порой совершают человеческие жертвоприношени€.

ќстрой проблемой современной религиозной ситуации €вл€ютс€ межконфессиональные отношени€ в рамках отдельных стран и всего мира. ¬ажным представл€етс€ экуменическое движение в христианском мире. Ќачало ему положила Ёдинбургска€ конференци€ 1910 г. –уковод€щим органом этого движени€ €вл€етс€ ¬семирный совет церквей, созданный в 1948 г. ¬ него вошли многие протестантские церкви, –усска€ и √рузинска€ православные, јрм€нска€ апостольска€ церковь. ¬ качестве наблюдателей там присутствуют представители ¬атикана. ќднако на этом пути существует немало сложностей и труднопреодолимых преград. Ќапример, в течение многих дес€тилетий безрезультатно заканчиваютс€ попытки организовать встречу ѕапы –имского и главы –усской ѕравославной ÷еркви.

ƒиалог культур, включающий и взаимопонимание глав и р€довых членов различных конфессий, сегодн€ важен, как никогда. ќн необходим не только дл€ улучшени€ международного климата, предотвращени€ возможных конфликтов, но и как средство самосохранени€ человечества.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1991 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1691 - | 1369 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.