Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Институциональные основы взаимодействия образования и государства в российской культуре XIX - XX веков




Глава I. Институциональная культура: сущность и структура

1. Проблема институциональности культуры в современной науке

2. Системность институциональной культуры

3. Особенности институциональной культуры в России

 

Глава II. Образование как социально-культурный институт (российские реалии)

1. Социально-культурные проблемы образования в отечественной философской и научной мысли.

2. Сущность и функции образования как социально-культурного института

3. Образовательная культура (к постановке проблемы)

4. Образование и российское общество

Глава III. Государственно-идеологическая детерминация образования

1. Идеология в системе институтов культуры

2. Государственно-идеологический механизм регулирования образования

3. Идеология, образование и личность

 

Глава IV. Образование, государство и идеология в России: исторический опыт взаимоотношения в XIX - XX веках

1. «Государственная линия» в российском образовании: этапы формирования и развития

2. Религия и свободомыслие в российской школе

3. Динамика образовательно-идеологических систем в контексте модернизации

 


[1] Межуев В. М. Философия культуры. Эпоха классики. 2-е изд. – М., 2003. С. 26 – 27.

[2] Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. I. – СПб., 1998. С. 28 – 29.

[3] См.: Мамонтов С. П. Основы культурологии. 3-изд. – М., 2001. С. 44 и сл.

[4] Культурология. XX век. Словарь. – М., 1997. С. 176.

[5] Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989. С. 36.

[6] Там же. С. 46.

[7] Современная западная социология. Словарь – М., 1990. С. 155.

[8]Там же. С. 156.

[9] Цит. по: Современная западная социология. Словарь. С.170.

[10] Чаадаев П. Я. Сочинения. - М., 1989. С. 25.

[11] Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999. С. 134.

[12] Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989. С. 36.

[13] Кармин А.С. Культурология. 3-е изд. - СПб., 2004. С. 24.

[14] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – 2-е изд. – М., 1996. С. 35.

[15] Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. – М., 2001. С. 5

[16] Гай Цильний Меценат (ум. в 8 г. н.э.) – богатый римлянин, приближённый императора Августа, был известен как покровитель молодых поэтов.

[17] Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: В 3 т. Т. I. – М., 1997. С. 25.

[18] Кнабе Г.С. История. Быт. Античность // Быт и история в античности. - М., 1988. С. 11.

[19] Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. 1989. № 7. С. 4.

[20] Уайт Э., Браун Д. Первые люди / Пер. с англ. – М., 1978. С.30.

[21] Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М., 1992. С. 170 - 171. Само наличие или отсутствие у человека в данный момент головного убора тоже имеет нормативное значение. Например, мужчины у христиан при покойнике его снимают, у мусульман – наоборот; отдание чести военнослужащим также обусловлено этим обстоятельством (в одних странах рука прикладывается к голове только при наличии головного убора, в других – независимо от этого).

[22] Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. Вып. 55. – М., 1992. С. 209.

[23] Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. С. 166.

[24] См.: Веремьев А. А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000. С. 54 – 63.

[25] Гараджа В. И. Религиоведение. 2-е изд. – М., 1995. С. 169.

[26] Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. – М., 1990. С. 184 – 185.

[27] Современный философский словарь. 3-е изд. – М., 2004. С. 762.

[28] Ивин А.А. Основы социальной философии. – М., 2005. С. 9 – 10.

[29] Ясперс К. Истоки истории и её цель. Вып. I. – М., 1991. С. 144.

[30] Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000. С. 134.

[31] Ворошилов В. В. Журналистика. – 3-е изд. – СПб., 2001. С. 162.

[32] Массовая культура и массовое искусство. "За" и "против".– М., 2003. С. 109 – 111.

[33] Строго говоря, Китай – также многонациональная страна; там сегодня, кроме ханьцев (китайцев), составляющих 95% населения, живут еще свыше 50 народов. В Японии, кроме японцев, проживают айны.

* Ойкумена (греч.) – часть территории Земли, населенная людьми. С течением времени она расширялась.

[34] Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002. С. 223 и сл.

[35] Запад и Восток: традиции и современность. – М., 1993. С. 97.

[36] Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). – М., 1990. С. 21 – 22.

[37] Михина Е. М. Конвенция ученых или историческое сознание//Одиссей. Человек в истории. 1998.–М., 1999. С. 278.

[38] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. – М., 1992. С. 157.

[39] Они сами сложились в результате длительного, интенсивного и плодотворного культурного взаимообмена и смешения народов и племен в широких географических рамках.

[40] Каган М. С. К проблеме переходного типа культуры //Античная культура и современная наука. – М., 1985. С. 319 и др.

[41] Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2003. С. 657.

[42] Там же. С. 408, 411.

1 Войтов А. Океанские дороги человечества // Наука и жизнь. 1984. № 8. С. 144.

[44] Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. – М., 1976. С. 152.

[45] Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. – СПб., 1994. С. 51.

[46] Померанц Г. Диалог культурных миров // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 173.

[47] Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000. С. 181.

[48] Человек как субъект культуры. – М., 2002. С. 16.

[49] Веремьев А. А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000. С. 42.

[50] Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). – М., 1994. С. 23.

[51] Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология. - М., 2004. С. 237– 238.

[52] Человек. Философско-энциклопедический словарь. С.33.

[53] Алимов И. А., Ермаков М. Е., Мартынов А. С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая.– М., 1998. С. 155 и сл.

 

[54] Матюшин Г. Н. У истоков человечества. – М., 1982. С. 44.

[55] См: Вишняцкий Л.Б. Происхождение Homo sapiens. Новые факты и некоторые традиционные представления // Советская археология. 1990. № 2.

Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза // Этнографическое обозрение. 1994. № 6.

* Существует также археологическая периодизация, связанная с материалом, из которого изготавливались основные орудия труда и оружие: палеолит (древний каменный век), делившийся на нижний и верхний; мезолит (средний каменный век); неолит (новый каменный век); энеолит (медно-каменный век ); бронзовый век; железный век. Последние два периода выходят за рамки первобытной культурно-исторической эпохи (в масштабах всемирной истории).

[56] Культурология. XX век. Словарь. – СПб., 1997. С.239.

[57] Леви-Строс К. Первобытное мышление /Пер. с франц. – М., 1994. С.120.

[58] Деревянко А.П., Маркин С.В., Васильев С.А. Палеолитоведение: введение и основы. – Новосибирск. 1994. С.152.

[59] Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990. С.436.

[60] Брей У., Трамп Д. Археологический словарь/ Пер. с англ. – М., 1990. С. 45.

* Еще раньше керамика появилась в Японии. Возраст найденных там черепков 16,5 тыс. лет.

[61] Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев // Религии древнего Востока. – М., 1995. С. 26 – 28.

[62] Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. – М.– СПб. 1995. С. 33.

[63] Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. – М., 1986. С. 124.

[64] История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. – М., 1983. С. 141.

* В истории Древнего Египта выделяются следующие периоды (все даты даны в гг. до н.э.): 1) Раннее царство (ок. 3000–ок. 2800), 2) Древнее царство (ок. 2800–ок. 2500), 3) Первый распад Египта (ок. 2250–ок. 2050), 4) Среднее царство (ок. 2050–ок. 1700), 5) Второй распад Египта (ок. 1700–ок. 1580), 6) Новое царство (ок. 1580–ок. 1070), 7) Позднее царство (ок.1070 –332). В 525 Египет был покорен персами, после чего закончилась его история как самостоятельного государства. В 332–331 Египет вошел в державу Александра Македонского, а египетская культура включилась в эллинистическую цивилизацию.

[65] Кобищанов Ю.М. На заре цивилизации: (Африка в древнейшем мире). – М., 1981. С. 209 – 211.

* В Древнем Египте мумификации подвергали тела не только фараонов и других знатных лиц, но и многих представителей средних слоев.

[66] Культура древнего Египта. – М., 1976. С. 250.

* Названа так, поскольку Эгейское море омывает все территории ее распространения.

[67] Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. – М., 1972. С. 218.

[68] Бартонек А. Златообильные Микены / Пер. с чеш. – М., 1991. С. 267 и сл.

* Античный (лат. antiquus древний) – имеющий отношение к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима VIII в. до н.э.–V в. н.э.

[69] Кессиди Ф. К проблеме греческого чуда // Культурология. – Ростов-на-Дону., 1997. С. 565 и сл.

[70] Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1. – М., 1992. С 42.

* Представление о человеке как центре всего, главной ценности, точке отсчета.

[71] Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. – М., 1995. С. 91, 94.

[72] Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980. С. 5 и сл.

[73] Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. / Пер. с нем. – М., 1992. С. 54-55.

[74] Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971. С. 7.

[75] См.: Немировский А.И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // Вопросы истории. 1990. № 4.

[76] История Древнего Рима. – 3-е изд. – М., 1994. С. 274.

[77] Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. – М., 1975. С. 172-173.

[78] История Древнего Рима. – 4-е изд. – М., 2000, С. 4 – 5.

[79] Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1. – М., 1998. С. 250.

[80] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. С. 114.

[81] Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. – М., 1995. С. 326.

[82] Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. Общие принципы и учение о движении. – М., 1989. С. 11.

[83] Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. – М., 1997. С. 245, 103.

[84] История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. – М., 1992. С. 592.

* Культурно-языковые различия между Севером и Югом Франции сохранялись и позже, в чем-то они существуют до сих пор.

[85] Каждан А.П. Византийская культура (X–XII вв.). – М., 1968. С. 159.

[86] Уколова В. И., Бородин О. Р. Византия и Запад: культурные отношения в VII – XII вв.//Византия между Западом и Востоком. – СПб., 1999. С. 139.

[87] Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (очерки исламской цивилизации). – М., 1991. С.53 – 54.

[88] Фильштинский И.М. Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII – XII вв.). – М., 1971, С. 113.

[89] Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750 – 1517 гг.). – М., 1999. С. 344.

[90] См.: Кравцов М. Е. История культуры Китая. 3-изд. – СПб., 2003.

[91] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995. С. 34.

[92] Стам С.М. Место культуры Возрождения в историческом процессе секуляризации мысли и знания // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. - М., 1997. С. 76 - 77.

[93] Черняк И.Х. Культура Возрождения и проблема гуманистической религиозности // Там же. С. 5.

[94] Черняк И.Х. Указ. соч. С.11.

[95] Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452 - 1519 / Пер. с англ. - М., 1997. С. 110, 128.

[96] Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. С. 56.

* В XVI в., кроме названных форм протестантизма, появились также анабаптизм и меннонитство.

 

[97] Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М., 1990. С. 65-69.

[98] Гейне Г. История философии и религии в Германии // Полн. собр. соч. Т. 8 – СПб., 1900. С.51.

[99] Либман М.Я. Эпоха Реформации и изобразительное искусство позднего Возрождения // Культура эпохи Возрождения и Реформация. – Л., 1981. С. 131.

[100] Д м и т р и е в М.В. Влияние православия и западного христианства на общество//Вопросы истории. 1997. №12. С. 12 – 13.

[101] Тоинби А. Постижение истории. – М., 1991. С. 646 примеч.

[102] Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. – М., 1987. С. 16-17.

[103] Дюпрон А. Единство христиан и единство Европы в период новой истории. – М., 1970. С. 17.

[104] История Европы. Т. 4. Европа нового времени (XVII–XVIII века). – М., 1994. С. 307.

[105] Кривцун О.А. Эстетика. – М. 1998. С. 259.

[106] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Пер. с англ. – М., 1992. С. 444–445.

[107] Религия в истории и культуре. – Пермь, 1995. С.11.

[108] ТишковВ. Об идее нации //Общественные науки и современность. 1990. № 4. С. 87 – 88.

* Сецессион (от лат. secessio – отделение) – название модерна в Австро-Венгрии. Так назывались объединения архитекторов, дизайнеров и художников, выступавших против официального академического искусства; первое из них возникло в Мюнхене в 1892 г.

[109] Сармани-Парсонс И. Густав Климт / Пер.с англ. – М., 1995. С. 37, 67.

[110] Чегодаев А. Борьба направлений в искусстве первой половины XIX века на Западе // Классическое искусство за рубежом. – М., 1966.

[111] Культурология. XX век. Словарь. С. 11.

[112] Там же. С. 11 – 12.

[113] Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С.142

[114] Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. I. – М. 1991. С. 120.

[115] Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–XX веков. – Л., 1990. С. 244.

[116] Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. Статьи, письма // Новый мир. 1990. № 1. С. 220.

[117] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 144–146.

[118] Кондрадова Н. А. Китч: не-искусство не-элиты // Общественные науки и современность. 2000. №5. С. 186.

[119] Онуфриенко Г. Криминальная проблема номер два. (Организованная преступность и художественное наследие – новая ситуация) // Знамя. 1995. № 7. С. 183.

[120] Полевой В.М. Искусство XX века. 1901–1945. – М., 1991. С. 175.

[121] Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 144–145.

[122] Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. – М., 1992. С. 297.

[123] Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. – М., 1998. С. 108, 120 и сл.

[124] Лихачев Д. С. Культура должна быть открытой всему миру // Евразия. Народы. Культуры. Религии. 1993. № 2. С. 59 - 60.

[125] См.: Громов М.Н. Культура Древней Руси в системе мировой цивилизации // Цивилизации. Выпуск 2. – М., 1993.

[126] Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. – М., 2003. С. 65.

[127] См.: Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции. Хрестоматия. – М., 1994.

[128] Овчинников В. Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. – Калининград, 1994. С. 7.

* В нашей научной и учебной литературе определение "древнерусский", когда речь идет об искусстве, порой и о культуре в целом, используется применительно ко всему средневековому периоду. Во избежание путаницы здесь это определение будет связываться только с IX – серединой XIII вв.

[129] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). – М., 1994. С.18.

Лихачев Д. С. Заметки о русском. - 2-е изд. – М., 1984. С. 47–48.

[131] Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. – Ростов-на-Дону, 1994. С. 146–147.

Вагнер Г.К..,Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993. С. 37–40.

[133] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М., 1993. С. 588.

* Татары – это не монголо-татары, в XIII в. покорившие Русь, а новый этнос, сформировавшийся из местного, тюркского по языку, населения на огромной территории от Крыма до Поволжья и Западной Сибири.

[134] Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. С. 31.

* Иосифляне – сторонники Иосифа Волоцкого, выступавшего за сохранение церковной земельной собственности и усиление великокняжеской власти. Их оппоненты – нестяжатели во главе с Нилом Сорским потерпели поражение и были осуждены на Соборах 1503 и 1531 гг.

[135] Бекенева Н.Г. Симон Ушаков. 1626–1686. – Л., 1984. С. 61–63.

[136] Милов Л. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 87.

[137] Громыко М.М. Культура русского крестьянства XVIII–XIX веков как предмет исторического исследования // История СССР. 1987. № 3.

* Кстати, талантливый художник, незаслуженно почти забытый в наши дни.

[138] Цит. по: Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой. – М., 1996. С. 22.

[139] Грэхем Л. Очерки истории российской и советской науки / Пер. с англ. – М., 1998. С. 7.

[140] Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой. С. 9.

[141] Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900 - 1910 годов. – М., 1976. С. 111 и сл.

[142] Пархоменко Т.А. Культурная жизнь русской эмиграции в первые послереволюционные годы (1917–1925) // Культура Российского зарубежья. – М., 1995. С. 29.

[143] Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанья... (Пути и судьбы русской эмиграции). – М., 1990. С. 23.

[144] Конквест Р. Большой террор // Нева. 1989. № 10. С. 127.

[145] Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры. Между "Брежневым" и "Пугачевой". – М. 1994. С. 74, 76.

[146] Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 106–107.

[147] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). – М., 1999. С. 14.

[148] Там же. С. 20.

[149] Галин С. А. Отечественная культура ХХ века. – М., 2003. С. 190 – 191.

[150] См.: Петухов В.В. Природа и культура. – М., 1996. С. 8.

[151] Данилов-Данильян В.И. Предисловие // Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. – М., 1998. С. 6.

[152] Алексеев В.П. Очерки экологии человека. – М., 1993. С. 178.

[153] Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. С. 218.

[154] Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. – М., 2003. С. 7 – 8.

[155] Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2003. С. 27.

[156] Моисеев Н. Можно ли говорить о России в будущем времени?// Наука и жизнь. 1998. № 1. С. 3.

[157] Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. – М., 2005. С. 135 - 137.

[158] Карпухин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С. 49–50.

[159] Художественная жизнь современного общества. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. – СПб., 1997. С. 206–209.

[160] Там же. С. 51, 79.

[161] Россия. Энциклопедический справочник. – М., 1998. С. 240.

[162] Толстых В.И. Нужна ли нам культура? // Культура России: возрождение или упадок? (Материалы "круглого стола"). – М., 1997. С. 18.

[163] Порус В. Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России // Вопросы философии. 2005. № 11. С.24.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 623 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.