Средние века как культурно-историческая эпоха | Эпоха средневековых цивилизаций (средние века, средневековье) – период развития культуры человечества с конца V по XVI вв. Понятие «средневековые цивилизации» объединяет различные страны и народы Старого Света, находившиеся на |
примерно одинаковом уровне развития и существовавшие синхронно.
Их можно объединить в три основных варианта рассматриваемого типа: западноевропейский (католический), восточноевропейский (православный), восточный. Структурообразующим элементом каждого из них выступает религия: христианство (в двух направлениях), ислам, индуизм, либо синкретические образования, состоящие из нескольких религиозных доктрин, как, например, в Китае.
Эти варианты средневековой цивилизации существенно отличались друг от друга. Тем не менее, многое их и роднит. Можно найти параллели даже в таких территориально удаленных друг от друга странах, как Англия и Япония (замки, рыцари / самураи, монастыри, монахи и т.д.). Книжная миниатюра была существенным элементом искусства Европы и исламского Востока.
В социально-политическом плане, как полагает ряд исследователей, средневековью соответствует феодализм – общественный строй, основанный на натуральном хозяйстве, использовании владельцами земли – феодалами несвободной рабочей силы; строй, предполагающий сословное или кастовое деление общества, политическую раздробленность. Важным представляется близкий уровень развития стран и народов Старого Света, который делал их равными «контрагентами» отношений. Эти и другие обстоятельства позволяют говорить об историческом типе культуры, который определил сущность рассматриваемой эпохи и дал ей название.
Неповторимый «ансамбль» стран, народов, цивилизаций, средневековых по своему характеру и уровню развития (а не только по времени существования), а также обществ, стоящих на более низкой ступени развития; их тесные взаимоотношения, обмен достижениями и формируют специфический облик средневековья. Особую роль сыграли контакты между странами Запада, а также между ним и Востоком; в то же время оба они продолжали развиваться каждый по своему собственному пути.
Зона цивилизации в средние века многократно превосходила территорию ее распространения в древности; и все же сохранявшаяся тогда первобытная культура продолжала территориально доминировать в Северной Азии, Африке, Америке, Австралии. В Центральной и Южной Америке существовали архаичные общества типа ранних цивилизаций (ацтеки, майя, инки). Как и раньше, евразийская первобытная периферия в это время испытывала влияние со стороны более развитых соседей, и там постепенно формировались государства и народности средневекового типа. Кардинальные культурные изменения были связаны как с внутренними процессами, так и с принятием германцами, славянами, народами Ближнего и Среднего Востока, японцами новых для них религий – христианства, ислама и буддизма, – ставших в результате этого мировыми.
Этот процесс особенно интенсивно происходил в Европе, где в средние века сложились современные этносы с их языками и культурами (англичане, французы, немцы, итальянцы, русские и др.). Им предстояло пройти длинный путь от средневековых народностей к нациям нового времени, сохраняя при этом основные характеристики западной цивилизации. Этот путь был отмечен многими выдающимися достижениями в материальной и духовной культуре.
Применительно к Западной Европе средневековая эпоха делится на три периода.
1. Раннее средневековье: конец V–X вв.
2. Зрелое, или классическое, средневековье: XI–конец XV вв.
3. Позднее средневековье: конец XV–XVI вв.
Как и в других подобных случаях, границы периодов здесь намечены приблизительно. В эту периодизацию не укладываются Восточная Европа и собственно Восток, поэтому ее нужно рассматривать как условные обозначения различных стадий зрелости данного типа культуры, внутреннего членения эпохи, помогающего систематизировать и изучать материал. Также следует отметить, что третий из названных периодов совпадает с Возрождением и Реформацией и выделяется в особую проблему (и, соответственно, в отдельную главу этой книги).
Но Возрождение и Реформация были характерны только для Западной и Центральной Европы и не имели места в ее восточной, православной части. Здесь сложились специфические формы позднесредневековой цивилизации, особенности которых были вызваны относительной изоляцией от важнейших культурных центров Запада и политической зависимостью от восточных государств (Греция, Сербия, Болгария с XV и до XIX в. входили в состав Османской империи). Это задержало культурное и национальное развитие, продлило средневековое состояние народов этих стран. В особом положении также оказались восточнославянские этносы, в т.ч. русский, но об этом речь пойдет в дальнейшем.
Возникновение средневековой духовной культуры | В период раннего средневековья сложился тот тип духовного производства, который был характерен для рассматриваемой эпохи и определял ее сущность. Это время победы и утверждения христианства у народов, сложившихся на территории бывшей Западной |
Римской империи и прилегающих к ней областей. Здесь существовали и взаимодействовали те элементы культуры, из которых сложилась средневековая цивилизация. Они включали варварское, главным образом германское, язычество, античное наследие и христианство.
Североевропейское язычество, мифология племен, завоевавших Римскую империю, оказали большое влияние на последующее культурное развитие народов Европы. Прежде всего это относится к фольклорной традиции – литературной, музыкальной и изобразительной. В эпоху великого переселения народов (IV–V вв.) сложился общегерманский эпос, который не дошел до нас, но частично вошел в известные эпические сказания («Беовульф», «Песнь о Нибелунгах» и др.). В них еще господствует языческое мировоззрение, хотя записаны они были уже в средние века. Языческая культура, несмотря на противодействие церкви, очень долго оказывала большое влияние на духовную жизнь народных масс и в определенной степени на культуру профессиональную.
Средневековье многое заимствовало также у античности. Латынь стала языком школы, науки и церкви, на ней писали юридические документы и стихи. Учения Платона и Аристотеля вошли в официальную католическую философию, «храм всех языческих богов» – римский Пантеон стал храмом одного – христианского Бога. Средневековая наука опиралась на труды позднеантичных ученых, в которых верные наблюдения соседствовали с описанием чудес.
В наследство от предыдущей эпохи средневековье получило также христианство, ставшее его духовной основой. В раннем средневековье продолжается процесс становления христианство как религиозного учения, с определенной системой догматов, среди которых центральное место занимает догмат о Троице. В соответствии с ним, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Христианское вероучение включает также представление о богочеловеке Иисусе Христе, который своей смертью искупил первородный грех человечества. Христиане должны выполнять заповеди Христа, чтобы спасти душу и попасть в рай. К важным элементам христианства относится почитание матери Иисуса Христа – Пресвятой Девы Марии.
В Западной Европе сложилось одно из трех ныне существующих направлений христианства – католицизм. Католическое богословие опирается на учение Аврелия Августина (354–430 гг.), обосновавшего бытие Бога и догмат Троицы, а с XIV в. – на схоластику Фомы Аквинского (1225–1274 гг.).
Католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание (сочинения отцов церкви, постановления вселенских соборов, папские послания, памятники христианского искусства). Католицизм исходит из принципа филиокве (с 589 г.) – утверждения, что Дух Святой исходит от Бога Отца и от Бога Сына. В церковную практику оно было введено около 800 г. на территории Франкской империи. Католическая церковь имеет строгую централизацию и возглавляется Папой Римским. К чертам, присущим католицизму, относится также особое почитание Богоматери (Мадонны), пышный культ, почитание реликвий, мучеников и святых, безбрачие духовенства (с середины XIII в.), осуществление богослужения на латинском языке.
Важное место в католицизме занимают монашество и монастыри, большую роль в становлении которых сыграл Бенедикт Нурсийский (VI в.). Он написал устав для монахов, определивший круг их занятий и образ жизни, наметивший соединение хозяйственной, интеллектуально-художественной деятельности и аскетизма, но не такого чрезмерного, как на Востоке.[80] Поскольку подъем городской жизни начался только с XI в., монастыри в раннем средневековье были чуть ли не единственными центрами культуры и образованности.
Там развивалась книжная культура, книга в современном смысле этого слова утвердилась именно в этот период и сыграла выдающуюся роль в духовном развитии человечества. При монастырях открывались школы, ученые монахи сохраняли и переписывали античные рукописи, сочиняли богословские трактаты и жизнеописания святых.
В VI–X вв. в своих ранних формах складывается художественная культура средневековья, которая впитала в себя и античное наследие, особенно в области архитектуры, и искусство германцев – недавних варваров и язычников. В это время преобладали изделия художественного ремесла: ювелирные украшения, предметы из слоновой кости, драгоценное оружие и ткани. Широко был распространен орнамент, которым покрывались поделки из дерева и камня. В VIII–IX вв., в период т.н. Каролингского возрождения, высокого уровня развития во Франкском государстве достигает искусство миниатюры – книжной иллюстрации, которая появилась еще в поздней античности, но своего расцвета достигла именно в средние века.
Дошедшие до нас постройки того времени – гробницы, крипты (подземные помещения), баптистерии – отличались суровостью и массивностью форм; при их возведении нередко использовались детали античных зданий. Круглая статуя была почти забыта, зато широко распространился каменный и терракотовый рельеф с символическими изображениями.
Как и другие сферы духовной жизни, искусство этого времени носило религиозный, христианский характер. На Трулльском соборе (692) было решено изображать Христа только в антропоморфном облике, т.е. в виде человека, а не рыбы, виноградной лозы, агнца, как это было принято в то время. Вообще, антропоморфные изображения использовались и раньше, а в IV в. они были признаны.
Западноевропейская средневековая культура периода зрелости | В это время общество и культура Западной Европы поднялись на более высокую ступень развития. Сложилась городская культура, которая в дальнейшем сыграла огромную роль в развитии европейской цивилизации. Город обеспечил расцвет духов- |
ного производства. Здесь создавались шедевры искусства, появился светский театр, формировалась средневековая наука, напрягалась инженерная мысль, возникли светские школы и университеты. Более широкое, чем в предыдущий период, получили распространение грамотность и книги.
Город – это прежде всего комплекс разнообразных построек: и фортификационных (крепостные стены, башни), и жилых, и культовых (церкви, соборы). С XIII в. на городских башнях стали устанавливать механические часы, через два столетия такие часы, только меньшего размера, появились и в домах. Важнейшим техническим достижением средневековья стало огнестрельное оружие, первые образцы которого (легкие и тяжелые бомбарды) были разработаны в XIV в. Оно не только произвело переворот в военном деле, но и способствовало самым решительным социальным сдвигам.
С XII в. в городах появляются светские школы, хотя в целом сфера образования продолжала оставаться в ведении церкви. Еще в раннем средневековье возникли «семь свободных искусств», делившихся на тривиум (латинская грамматика, диалектика и риторика) и квадривиум (кроме названных, еще также геометрия, арифметика, астрономия и музыка).
Помимо этих дисциплин, в некоторых, наиболее крупных и известных школах стали преподавать медицину, право, философию, богословие. Первым учебным заведением высшего уровня можно считать медицинскую школу в г. Салерно (Италия), возникшую еще в XI в. Постепенно эти школы превратились в университеты – высшие учебные заведения, представлявшие собой корпорации преподавателей и студентов или только преподавателей. Они обычно имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и, как бы мы сегодня сказали, подготовительный, который нужно было закончить, чтобы поступить на любой из других. Языком обучения стала латынь, на которой читались лекции и проводились диспуты. В XIII в. университеты действовали уже в нескольких европейских странах: в Италии – Салернский и Болонский, во Франции – Парижский, в Англии – Оксфордский и Кембриджский, в Испании – Саламанкский и др. К XV столетию в Западной и Центральной Европе уже насчитывалось 65 университетов.
Город был средоточием активной духовной жизни, здесь жили и работали богословы, ученые, поэты, художники, архитекторы, ювелиры; на городских площадях выступали бродячие артисты и музыканты. В городах сформировалась своеобразная литература демократической идейной направленности («Роман о Лисе» и др.).
Важной отраслью городской культуры стало книжное дело. Мастерские по переписыванию книг – скриптории создавались теперь не только в монастырях, но и в университетах. Тираж рукописных книг был небольшим – в среднем 60 – 65 экземпляров, но спрос на них повышался, и они стали поступать в свободную продажу.[81] Книги можно было читать и в появившихся тогда библиотеках.
С городской жизнью и университетами было связано зарождение и развитие средневековой науки. Само ее существование долго отрицалось и лишь в XX в. был признан не только этот факт, но и то, что предпосылки опытного естествознания нового времени формировались именно тогда.
В соответствии с общим характером средневековой культуры, центральное место в системе знаний того времени занимала теология, которая излагала основы христианского мировоззрения и была «наукой о религии и Боге». Теология «подкреплялась» и античной философией, особенно неоплатонизмом. Церковь, которая контролировала тогда всю систему духовного производства, допускала существование и естественнонаучных знаний. Их систему можно представить в следующем виде: 1) физико-космологическое направление (физика, астрономия, математика); 2) учение о свете в физическом и метафизическом смысле; 3) науки о живом (о душе и о жизни во всех ее проявлениях); 4) комплекс астролого-медицинских знаний, минералогия и алхимия.[82]
В период зрелого и позднего средневековья огромной популярностью в Европе пользовалась астрология, которая была известна в античном мире, а впервые появилась на древнем Востоке. В конце рассматриваемой эпохи не было ни одного монарха, не имевшего при своем дворе астролога. Без совета с ним не предпринималось никаких мало-мальски значительных дел. Альфонс Х Мудрый по прозвищу Астроном – германский король и правитель Кастилии и Леона (XIII в.) вошел в историю как покровитель астрологии и астрономических исследований. По его инициативе были разработаны новые астрономические таблицы, более совершенные, чем таблицы Птолемея.
Конечно, в трудах средневековых ученых было много такого, что мы бы сегодня наукой не назвали. Многие поколения алхимиков в течение столетий искали «философский камень», с помощью которого, как они полагали, можно неблагородные металлы превращать в благородные. Среди них были выдающиеся ученые своего времени, например Раймунд Луллий и уже упоминавшийся Р. Бэкон. Алхимия была органической частью средневековой науки и культуры и сыграла определенную роль в подготовке условий становления научной химии (методика эксперимента, лабораторная посуда и т.д.).
Несмотря на господство умозрительной, схоластической науки, в средние века существовал стойкий интерес к изучению природы, к возможностям практического применения результатов теоретических исследований. Крупнейший ученый средних веков англичанин Роджер Бэкон (ок. 1214–1294) считал опыт главным источником знания и критерием истины. Сферу его интересов составляли математика, физика, химия и др.
Средневековье связано с формированием сословий и сословной общественной системы. Это отразилось и на культуре, которая соответствующим образом структурировалась. Духовенство представляло собой ведущую идеологическую силу, а церковная организация превратилась в главного заказчика и «вдохновителя» духовного производства. Путь в высшие интеллектуальные сферы тогда был только один – через клир и церковную должность или монашество. Этот путь прошли многие деятели средневековой культуры.
Народ от этой культуры был далек. Его религиозность выглядела своеобразной, часто выходящей за официальные рамки и проявляющейся в различных ересях. Народная культура функционировала в устной форме, и поэтому ее очень трудно реконструировать. В ней противоречиво сочетались христианские и фольклорно-языческие элементы, здравый смысл и суеверия. Важной ее составляющей был смеховой, сатирический и юмористический элемент, часто направленный против власть имущих и служителей церкви.
Типичной фигурой, символом западного средневековья был рыцарь. С ним ассоциируется определенная культура, как материальная, так и духовная, включавшая вооружение и снаряжение самого рыцаря и его коня, кодекс рыцарской чести, умения и навыки, связанные не только с военным делом, турнирами, но и с музыкальными, поэтическими и прочими подобными занятиями. Некоторые представители знати южной Франции (Прованса) становились профессиональными поэтами и певцами – трубадурами. Они воспевали рыцарские подвиги, радости бытия, любовь к «даме сердца». Трубадуры были авторами и исполнителями своих песен; тексты и музыка (в виде нотных записей) некоторых из них дошли до нас как живые свидетельства культуры того времени.
В литературе складывается жанр рыцарского стихотворного романа («Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа, «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха и др.). В этих сугубо светских произведениях все вращалось вокруг любовной интриги, здесь много сказочного и авантюрно-приключенческого. Здесь воспевались не только подвиги на поле брани, но и человеческое благородство. Важно отметить, что произведения рыцарской поэзии писались не на латыни, а на народных разговорных языках.
Лирика трубадуров, а также близких им труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарские стихотворные романы составляли особую куртуазную литературу, существовавшую в XII – XIV вв.
Значительное место в средневековой культуре занимала музыка, делившаяся на духовную, светскую придворно-аристократическую и народную. В первой около Х в. происходит переход от исключительно одноголосной музыки к многоголосной (хор с органом) при сохранении традиционности и каноничности. Во Франции в XII в. при Соборе Парижской Богоматери формируется первая композиторская школа.
Светская музыка изначально была представлена певцами – бардами и скальдами, исполнявшими эпические сказания. Затем появляется рыцарская музыка уже упоминавшихся трубадуров, труверов и миннезингеров, которые на свои собственные слова исполняли разнообразные рондо, канцоны, баллады. В это время в Европе появляются новые музыкальные инструменты, включая пришедшие с Востока (виола, лютня и др.).
Главным видом искусства в течение всего зрелого средневековья оставалась архитектура, представленная в основном культовыми сооружениями. Собор был средоточием всех видов средневекового искусства: скульптуры, монументальной живописи, музыки, художественного ремесла и др. Его конструктивные и эстетические особенности отражали уровень инженерно-строительной мысли своего времени, вкусы заказчика, влияние традиции и новационные поиски.
Раннехристианские храмы IV–VI вв. строились по типу базилик; круглые или многоугольные в плане здания-ротонды служили в качестве помещений для обряда крещения (баптистерии) или гробниц.
В XI–середине XIII вв. в Западной Европе сложился и существовал романский стиль, архитектурной основой которого стала базилика. Романские храмы отличаются массивностью стен и башен, плоские перекрытия в них были заменены сводчатыми, широко использовались полукруглые арки и завершения порталов. Небольшие по размеру окна напоминают крепостные бойницы.
Основными образами монументальной живописи и скульптуры романских храмов служили Христос Вседержитель и Богоматерь, частыми были изображения Страшного суда, чудовищ, порожденных народной фантазией; широко использовался орнамент. Изображения людей отличаются одухотворенностью и экспрессивностью. В это время появляются витражи – сюжетные или орнаментальные картины, выполненные в проеме (окне и т.п.) из цветного пропускающего свет материала.
В рамках романского стиля развивалась также миниатюра и декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, эмаль, ткачество, резьба по дереву и кости. Сформировался своеобразный романский «дизайн» – массивная, грубоватая мебель, широкие с закругленным концом рыцарские мечи и т.д.
В середине XII в. во Франции сложился готический стиль, сугубо городской по месту своего возникновения и бытования. Кафедральный собор стал центром религиозной, общественной и культурной жизни города, его «визитной карточкой». Существенно изменился облик сооружения: теперь оно все устремлено вверх. Ажурные вытянутые башни, стрельчатые порталы и окна, богатое скульптурное убранство способствуют такому общему впечатлению. В основе готической постройки лежит каркасная система, при которой не стены являются основными несущими конструкциями, а выступающие элементы: колонны, аркбутаны, контрфорсы, на которые распределяется тяжесть всего сооружения. Это позволило строителям возводить грандиозные постройки, размеры и великолепие которых производили сильнейшее впечатление на верующих. Например, высота Страсбургского собора (Франция), строительство которого велось в XII–XV вв., составляет более 140 м; а площадь собора во французском городе Амьене (7700 м2) позволяет разместить в нем около 10 тыс. человек одновременно. Кроме Франции, готические соборы строились и в других католических странах Европы: в Германии (Фрейбургский, Кёльнский), Англии (собор в Солсбери), Италии (собор в Сиене) и др.
В готическом стиле строились и гражданские сооружения: ратуши, торговые ряды, жилые дома. Таких построек особенно много было в Италии. Поражает своим великолепием Дворец дожей (республиканских правителей) в Венеции, построенный в XIV – XV вв. и сочетавший западноевропейские, византийские и восточные архитектурные приемы.
Яркое проявление готика нашла в скульптуре, живописи, витражах, алтарях, книжных миниатюрах, декоративно-прикладном искусстве, одежде и даже рыцарских доспехах. Как и архитектура, они свидетельствовали, что искусство в целом в это время сделало большой шаг вперед, стало более зрелым, индивидуализированным, сочетающим христианский спиритуализм с явными реалистическими чертами (французская и немецкая скульптура XIII в.).
Готический стиль можно отнести к числу долговечных: его поздний период вышел за рамки классического средневековья. Готические традиции господствовали в архитектуре большинства европейских стран до начала XVI в., то же самое можно сказать и о скульптуре, особенно немецкой, декоративно-прикладном искусстве. В это время широкое распространение получили живописные и скульптурные композиции, в т.ч. алтари, служившие важными элементами храмовых интерьеров.[83]
Таким образом, средневековое изобразительное искусство, как романское, так и готическое, было ансамблевым, все его виды выдерживались в единой стилистике; в нем все подчинялось генерализирующей сверхзадаче – проповеди и поддержании религиозных идей в массе населения, большинство которого было неграмотным, и изображение ему заменяло текст.
В период средневековья сложился соответствующий ему тип личности. Мировоззрение средневекового человека определялось идеями христианства, религиозными авторитетами. Ему были свойственны иррационализм и мистицизм. Люди тогда проявляли большой интерес к сверхъестественному, чудесному, их воображение населяло мир великанами и карликами, ведьмами и чертями. Они постоянно испытывали страх, смерть всегда была рядом. Над ними тяготело ожидание конца света и Страшного суда, но более реальными угрозами оказывались войны, эпидемии и голод. Источником всех грехов считалась гордыня, а основным достоинством – смирение и повиновение.
Труд долго воспринимался как проклятие, но с XII–XIII вв. начинает преобладать идея труда как блага, средства религиозного спасения человека; даже такое занятие, как торговля, стало считаться «богоугодным» делом. В дальнейшем труд превратился в одну из главных ценностей, а культ дела и профессионализма стал важной чертой западного менталитета и одним из источников высоких достижений западной цивилизации.
Для средневекового сознания была характерна фанатическая преданность идеям (которые могли быть и ортодоксальными, и еретическими), часто имела место нетерпимость к инакомыслию, к представителям других религий и культур.
Духовная жизнь людей средневековья концентрировалась вокруг противостояния посюстороннего и потустороннего мира, добра и зла, добродетелей и пороков, души и тела. Стремление к наслаждению и роскоши осуждалось, а аскетизм и «умерщвление плоти» приветствовались и поощрялись. Таким же образом противопоставлялись богатство и бедность.
Средневековый человек мыслил символами и аллегориями, во всем он искал потаенный смысл. Крест был главным символом христианства; символическое значение имели также некоторые цифры: например, цифра 3 ассоциировалась с Троицей, 666 – с антихристом.
В периоды раннего и классического средневековья индивидуальное начало всячески подавлялось, отношение к человеку определялось не его личными достоинствами, а социальным статусом, видом деятельности, принадлежностью к общности (сословию, корпорации, общине), на поддержку которой он только и мог рассчитывать.
В литературе и искусстве отсутствовало изображение конкретных людей как сочетаний неповторимых свойств характера и внешности. Жанр портрета еще не появился. Все это заменялось каноном и традицией. Так, например, знатные обычно изображались блондинами или рыжими с голубыми глазами.
Однако было бы ошибкой считать, что только этим и ограничивалась духовная жизнь средневекового человека. Она была устремлена не только к небесному, но и к земному. Ее проявлениями были народные карнавалы, жизнелюбивые песни бродячих певцов, восхищение перед красотой вещей и людей, которым отличалось средневековое искусство. Идеалом средневековья был не только монах-аскет, но и рыцарь, совершенный физически.[84]
Как уже отмечалось, в средневековую эпоху в Европе складываются народности со всеми их признаками и характеристиками: единством территории, государственной организацией, однородной этнической основой, общим языком, культурой, самосознанием. Во всех странах этот процесс растянулся на значительное время. Например, уже в VII в. появилось понятие «англичанин», через четыреста лет – «английский язык», «Англия». Однако окончательно английский народ формируется к концу XII в. после нормандского завоевания, когда франкоязычные пришельцы сливаются с местным, англосаксонским населением и переходят на его язык.
Во Франции в течение нескольких столетий существовали две народности: северофранцузская и провансальская и два соответствующих языка. Лишь в XIV в. они слились в единую средневековую французскую народность, сформировался общефранцузский письменный язык, а сама Франция к концу XV в. стала централизованным государством.*
С процессами дифференциации, дробления, территориальной замкнутости, которые обычно связываются с феодализмом, сочетались противоположные им тенденции «поверх границ», определяемые и «вселенским» положением католической церкви, и единством развития многих областей культуры, характерным для всей Западной и Центральной Европы как результат тесных связей, постоянного обмена достижениями.
Таким образом, средневековье предстает перед нами не как «темные века», некий провал в истории человечества, а время, когда создавалась и существовала замечательная культура, ценная и сегодня для нас своей яркостью, многоликостью, великими духовными взлетами и прозрениями, ошибками и заблуждениями людей, ее создававших.
Культура Византии
Православие – основа византийской культуры | Культура Византии является прямым «потомком» античной цивилизации. Как уже говорилось, начало самостоятельного существования Византийской империи относится к 395 г., когда Древний Рим распался на западную и восточную части; первая пала под |
ударами варваров, вторая же устояла и просуществовала еще тысячу лет. Столицей Византии стал Константинополь – крупнейший город средневековой Европы, имевший в пору своего расцвета до 500 тыс. жителей.
Этнический состав Византии, особенно в раннюю эпоху, был очень пестрым, однако господствующее положение занимали греки, а греческий язык был официальным и самым распространенным языком империи. Ее культура была многослойной, включавшей как западные, так и восточные элементы, последние были весьма заметными.
Для Византии и ее культурной жизни была характерна высокая степень централизма и преобладание столицы не только как политического центра империи, но и как грандиозного культурного феномена, средоточения главных духовных сил страны, мощного источника культурных импульсов, расходящихся по всем провинциям государства и за его пределами.
В Византии долго сохранялось и использовалось античное культурное наследие. Это относится как к раннему (V – начало VII вв.), так и к последующим периодам. Указанный отрезок времени ученые называют переходным, подчеркивая тем самым его близость к предшествующей эпохе. С Х в. византийское искусство снова возвращается к античным мифологическим мотивам, наблюдается подражание древним образцам.
Основное же направление ее эволюции связано с формированием самобытного духовного комплекса, в основе которого лежало православие. Становление православия происходило параллельно с западным католицизмом, во многом разошлось с ним и окончательно обособилось в результате разделения церквей 1054 г. В Византии отсутствовал единый церковный центр, а духовная власть принадлежала четырем патриархам. Из них Константинопольский формально считался «вселенским». В дальнейшем возникли самостоятельные православные церкви за пределами Византии (русская, болгарская, сербская и др.).
Источником вероучения в православии является Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления первых семи вселенских соборов и сочинения отцов церкви II–VIII вв.). Принципами православия служат 12 «членов» символа веры, утвержденных в IV в. на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, и используемых как молитва.
Культ в этом направлении христианства чрезвычайно сложен, детально разработан и длителен. Главным богослужением является литургия, включающая приготовление хлеба и вина для причащения и само таинство. Богослужение проводится на национальном языке. Духовенство состоит из трех степеней: епископы (архиереи), пресвитеры, диаконы и делится на белое – приходские священники, состоящие в браке, и черное – принявшие монашество и давшие обет безбрачия. Степень епископа присваивается только последним. Из епископов избирается глава церкви – патриарх. Большую роль в православии играют мужские и женские монастыри.
В православии много праздников, главные из которых Пасха, Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне и др. Православная символика, имеющая в представлении верующих органическую связь со сверхъестественным, включает крест, икону, мощи святых. Символичны устройство храма, культовые предметы, облачения священнослужителей и др.
Основные этапы и черты развития византийской культуры | Динамика византийской культуры связана с основными периодами истории империи: 1) с конца IV до середины VII вв. – время перехода от античности к средневековью, когда элементы первого и второго переплетались в противоречивом единстве, борясь |
между собой; 2) с середины VII по XII вв. – развитие византийской культуры на собственной – средневековой – основе; начало этого периода отмечено упадком культуры, два последних столетия явились временем максимального расцвета византийской цивилизации; 3) XIII – первая половина XV вв.: поздняя Византия, период ее последнего подъема, заката и гибели.
Ранний период византийской культуры характеризуется становлением христианского богословия – главной области знания того времени. В это время велись споры о природе Христа и о месте его в Троице. В борьбе с различными ересями утвердилась и стала ортодоксальной идея односущности Бога-Отца и Бога-Сына, а также «неслиянности» и «нераздельности» человеческой и божественной природы Христа. Было принято в качестве истины утверждение, что третий элемент Троицы – Бог-Дух Святой исходит только от Бога-Отца (у католиков также и от Сына).
В православном культе огромное значение приобрело почитание икон – живописных изображений Св. Троицы, Иисуса Христа, Богоматери, святых. Иконопись подчинялась определенным правилам и нормам – канону, который сформировался к XI в. По преданию, первое изображение Марии сделал евангелист Лука (I в.), который был художником. С IV в. иконы получили официальное признание, хотя имелись и их противники.
В Византии в VIII – первой половине IX в. развернулось движение иконоборцев. Они считали почитание икон и мощей идолопоклонством, которое осуждалось Священным писанием. В 730 г. император Лев III официально запретил культ икон. Неподчинявшиеся подвергались репрессиям: конфискациям, ссылкам и даже казням. Закрывались монастыри; монахов насильно заставляли жениться или забирали на военную службу. Имущество монастырей переходило императору и его приближенным. Во времена иконоборчества в украшении храмов, как и в раннехриститанское время, широко использовался орнамент, вместо ликов Христа и Богоматери появились пейзажи, изображения животных, жанровые сцены.
Но победа иконоборцев оказалась временной. В результате продолжительной идейной борьбы, острых религиозно-философских споров иконоборчество было осуждено на II Никейском соборе в 787 г. Однако иконоборцы еще долго продолжали отстаивать свои позиции, и лишь в 843 г. иконопочитание было окончательно восстановлено.
Систематизация христианского вероучения была в основном завершена усилиями Иоанна Дамаскина (ок. 675–753 гг.) – противника иконоборцев, автора сочинения «Источник знания», в котором было определено место Бога, как творца всего сущего, природы и человека. Человек как божественное творение поставлен в центр мироздания и наделен свободой воли, возможностью выбора своего жизненного пути. Для подтверждения своей апологетической системы Дамаскин опирался на античную науку, использовал философию Платона и логику Аристотеля.
Утверждение христианской идеологии привело к завершению строительства всего «здания» византийской цивилизации, которая в течение многих веков лидировала в тогдашней Европе, оказывала огромное и в целом благотворное влияние на окружающий ее мир.
Византия унаследовала от античности многие элементы системы образования. Кроме монастырских, существовало большое количество светских школ, среди которых имелись частные с платным обучением. Однако большинство монастырских, церковных и городских начальных школ были бесплатными и потому доступными даже для бедняков.
Среднее и высшее образование развивалось в основном в Константинополе, где в Х в. действовало 12 средних школ, в которых изучали семь свободных искусств. Образование выше среднего могло приобретаться частным порядком у известных риторов, правоведов, философов. Столичный «университет» открылся еще в V в., но постепенно захирел и возродился лишь в XI столетии. Там имелись юридический и философский факультеты и преподавались только светские дисциплины; занятия проводились в одном из залов императорского дворца. В Константинополе можно было также получить высшее медицинское и теологическое образование соответственно в медицинской и высшей патриаршей школах. Светские и религиозные власти всячески поддерживали образовательные учреждения. Патриарх Фотий (IX в.) признавал ценность светского знания, независимо от того, появилось ли оно в христианские или языческие времена.
Византийская наука, впитав в себя достижения античности в этой сфере, приобрела вполне определенные средневековые черты. Кроме господствовавшего тогда богословия, развивалось и естествознание усилиями таких ученых, как, например, Лев Математик (IX в.). Он был выдающимся эрудитом, внесшим большой вклад в математику, физику, механику. Лев Математик считается одним из зачинателей алгебры, поскольку впервые ввел буквы в качестве математических символов. Свои знания он использовал на практике, изобрел, например, световую сигнализацию, передающую информацию на далекие расстояния.
В Византии создавалось множество трактатов и «энциклопедий» по медицине, агрономии, географии, дипломатии, военному искусству. На втором месте после богословия по своему общественному значению находилась история. В VI в. работали Менандр Протиктор, Агафий Миринейский, Прокопий Кессарийский. Перу последнего принадлежит «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами». Большой популярностью пользовалась «Хронография» Михаила Пселла, включавшая довольно правдивое жизнеописание 12 византийских императоров, многих из которых автор знал лично.
Византийское искусство по своей сути также было религиозным. Оно «как и византийское богословие, исходило из противоположности земного и небесного и из примата небесного над земным. Следовательно, задачей искусства оказывалось не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей в мир божественный. Предметом искусства объявлялся не скоротечный и изменчивый мир явлений, доступный органам чувств, а Суть и Идея мира, вечная и неизменная, открывающаяся лишь умственному взору».[85]
Памятники архитектуры, которые в той или иной степени сохранности существуют и поныне, составляют в основном культовые сооружения. Использовав античную строительную традицию и достижения восточного зодчества, византийцы строили базиликальные храмы, примером которых может служить трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (начало VI в.).
В этот период появляются купольные базилики, наиболее известным образцом которой является знаменитый храм св. Софии в Константинополе (30-е гг. VI в.). По своим художественным и конструктивным достоинствам в то время он не имел себе равных. Строителям храма удалось реализовать идею необъятности мироздания, величия религиозной и светской власти. Внутреннее пространство храма поражает своей легкостью и свободой, оно образуется из слияния отдельных объемов, плавно переходящих друг в друга и обеспечивает богатство эстетических впечатлений. Купол храма кажется невесомым, парящим в воздухе, потому что его основание прорезано многочисленными окнами. Для внутреннего украшения были использованы малахитовые и порфировые колонны, резьба, мозаика. Все это дополнялось сиянием многочисленных свечей, богатством облачения духовенства и церковной утвари, красотой хорового пения во время службы и производило колоссальное эмоциональное впечатление.
С V в. начинают строить крестово-купольные храмы, представлявшие собой сооружения с куполом, опиравшимся на четыре столба. Это символизировало небесный свод и четыре стороны света, а все вместе являлось моделью мироздания, сотворенного Богом. Крестово-купольный стиль окончательно сформировался в XI – XII вв. Именно этот тип храма широко распространился как в самой Византии (церкви Феодора, XI в., Пантократора, XII в., в Константинополе, церковь монастыря в Дафни, XI в. и др.), так и за ее пределами в странах, принявших православие.
В тесной связи с архитектурой развивалась византийская живопись, представленная всеми основными средневековыми жанрами и техниками: мозаика, фреска, икона, миниатюра. Первые три из них составляли внутреннее убранство храмов.
Живописная манера византийских мастеров отличалась суровостью, лаконизмом, сдержанностью чувств, филигранностью письма. Они прекрасно могли показать и величие Христа Пантократора (Вседержителя), и безграничную любовь Богоматери к своему Сыну. Были известны также светские сюжеты: изображения императоров и членов их семей, сцены охоты, пиров, сражений и т.д.
Византийское изобразительное искусство в целом носит спиритуалистический характер, т.е. строится на принципе первенства духа, души над материей и телом; оно отличается особым торжественным монументализмом. Все его виды и жанры представляют собой органический синтез в рамках храма и богослужения. Сюда же включалась и музыка, которая сопровождала службу и была исключительно вокальной. В Византии звучала и светская, в т. ч. придворная, музыка; использовались различные музыкальные инструменты – струнные, духовые, а также орган.
Кроме культуры религиозной, официальной, в Византии существовала и другая – более доступная широким массам. Это прежде всего самое популярное зрелище – состязание колесниц-квадриг (запрягалась четвёрка лошадей), происходившие на специально построенных ипподромах. Зрители составляли четыре партии болельщиков – голубые, зеленые, красные, белые, в зависимости от цвета одежды возничих. Победителей этих соревнований император награждал венком, богатыми подарками и одеждой; известен случай, когда одному из них болельщики воздвигли памятник из золота. В перерывах между заездами выступали акробаты, танцоры, шуты, веселившие публику.
Торжественный выход императора с приближенными тоже представлял собой красочное зрелище, во время которого улицы украшались, а для зрителей сооружались деревянные помосты. Даже публичные казни в то время собирали толпы зевак. В поздний период истории Византии там на западный манер стали устраивать рыцарские турниры. Любимым развлечением знати все же являлась охота. Так же, как и в древности, бани для византийцев оставались популярным местом общения, проведения досуга, занятия гимнастикой.
В XIV в. произошел последний взлет византийской культуры, который продолжался и в следующем столетии. В это время активизировались связи гуманистически настроенных ученых с деятелями итальянского Возрождения. В самой Византии активно велись философско-религиозные споры сторонников рационалистического и мистического направлений научной и богословской мысли.
Крупнейшим представителем поздневизантийской философии был Георгий Гемист Плифон (ок. 1360–1452 гг.). Рационалист и вольнодумец Плифон пытался создать цельное мировоззрение, опираясь на учение Платона и античный политеизм. Это была попытка замены христианства новым язычеством, основой которого становился разум. Боги здесь не были антропоморфными существами, а представляли собой чистые идеи.
Другим направлением в духовной жизни Византии стал исихазм –философско-мистическое учение и общественно-политическое движение, сформировавшееся в среде монахов Синая и Афона. Его главой стал Григорий Палама (1295/96–1359 гг.) – высокообразованный монах, хорошо знавший философию и богословие. Исихасты верили в существование вечного божественного света, который может снизойти на человека. Для этого нужно было отречься от всего земного, вести жизнь аскета-праведника. Для достижения озарения требовалось внутреннее спокойствие, сосредоточение на одном предмете и «умная» молитва. Исихазм стал популярным учением и получил широкое распространение в Византии и других православных странах. Он был поддержан церковью и получил официальный статус, а его противники преданы анафеме.
Последний период истории Византии связан с сокращением ее территории и потерей былого могущества. Под натиском турок-османов Византийская империя прекращает свое существование (1453 г.). Турки переименовали Константинополь в Стамбул и сделали его своей столицей, а многие церкви, в т.ч. храм св. Софии, превратили в мечети.
В V – XII вв., как отмечают исследователи, по уровню развития основных сфер культуры Византия превосходила Западную Европу и выступала в роли «главного европейского учителя». Она хранила античное духовное наследие и оказывала огромное влияние на все окружающие страны и народы. Особенно сильным оно было в Италии, где вплоть до 1071 г. сохранялись византийские владения и где сегодня имеется немало памятников византийской архитектуры и искусства. «При всей сложности культурных, конфессиональных и в особенности политических взаимоотношений византийского Востока и латинского Запада они существовали, обогащая друг друга, как две подсистемы одной структуры – христианской средневековой цивилизации».[86]
Решающим было влияние Византии на те страны, которые приняли христианство в православном варианте – Болгарию, Сербию, Русь, Грузию и др. Населяющие их народы, а также греки, ставшие прямыми наследниками византийской цивилизации, несмотря на их сложную историческую судьбу, донесли свою религию и традиции до наших дней.