Культура Возрождения
Возрождение как явление культуры: стадиально-типологический анализ | Возрождение (по-французски, Ренессанс) – одно из самых ярких явлений европейской и мировой культуры, связанное с таким идейным движением, как гуманизм, невиданным взлетом искусства, особенно изобразительного, началом становления современной науки, социально-религиозными рефо- |
рмами,Великими географическими открытиями. Его родина – Италия была страной с очень высоким уровнем средневековой цивилизации, которая уже в XIII в. начала приобретать новое качество. С этого времени здесь формируется рынок свободной рабочей силы, бурно развивается торговля, создаются первые мануфактуры. Важным направлением деятельности части населения становится предпринимательство, понимаемое предельно широко от капиталистической организации производства и торговли до политического авантюризма.
Возрождение выросло из средневековья, на гребне подъема городов и расцвета городской культуры, в его основе тот гигантский духовный потенциал, который был накоплен в предыдущие столетия. В Италии он дополнялся длительной непрерывной цивилизационной традицией, которая обеспечивала античности статус актуальной культуры, а средневековых итальянцев делала ее наследниками, поскольку они являлись прямыми генетическими потомками древних римлян. Здесь ее памятники встречались на каждом шагу, находились буквально под ногами. К ней постоянно обращались философы и ученые, поэты и архитекторы, черпая идеи и образы, получая источник вдохновения и подтверждения правильности своих мыслей. Теперь интерес к греко-римским древностям был не только филологический; многие скульпторы и художники делали героями своих произведений языческих богов и богинь, Боттичелли, Джорджоне, Тициан воспели красоту нагой Венеры; а итальянская знать, включая лиц духовного звания, стала украшать свои дворцы подлинными античными статуями. В XVI в. появились первые художественные коллекции – основа будущих музеев.
Речь шла, конечно, не просто о возрождении античности (отсюда названия эпохи), а о новом уровне европейской культуры, о ее очередном взлете, возрождении новой личности. Ренессанс – это одновременно и социокультурное движение, и тип культуры, и особая эпоха. Его территориальное пространство – Западная и Центральная Европа, временнóе – конец XV–XVI вв., в Италии – с XIV в. В отечественной науке этот период принято включать в завершающую стадию средневековья, хотя также существует мнение, что Возрождение открывает новое время. В типологическом отношении Возрождение можно считать особым проявлением (вариантом) позднесредневековой культуры, характеризующимся уникальностью черт. Но этим далеко не исчерпывается его сущность. Сложность ее уяснения состоит в том, что, по словам Л.М. Баткина, Возрождение закрывает средневековье, выходя за его пределы, и открывает новое время, не принадлежа ему в сущности; ренессансная культура – не просто конец и начало, она сама по себе.[91] Одни исследователи подлинный Ренессанс связывают только с Италией, другие – и их большинство – оперируют понятием «северное Возрождение», включая в него культуру других стран Западной Европы.
XV–XVI вв. стали временем возникновения централизованных государств и консолидации их народов, первых попыток осознания ими своего национального и культурного статуса, первых национальных движений (Германия, Голландия), формирования европейских литературных языков. Возрождение в его итальянском и «северном» вариантах можно рассматривать как наиболее раннее и одно из самых ярких проявлений национальной культуры задолго до ее окончательного становления в новое время.
В этот период товарно-денежные отношения начинают пронизывать все общество, включая его духовную сферу, формируется рынок культурных ценностей,которые становятся товаром, предлагаемым всем желающим его купить. Два события можно считать началом этого процесса: изобретение в середине XV в. книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ум. 1468) официальное разрешение Папы Римского продавать Библию (1520). Профессиональная, «высокая» культура стала более доступной, среди ее потребителей появились и представители средних слоев, бюргеры. Тем не менее, Ренессанс остался преимущественно элитарным явлением, основной массе населения оставались недоступными вершины научно-философской мысли и литературы. Именно с этого времени начинает формироваться аристократическая линия в развитии западноевропейский культуры. Дворянство проявляет все больший интерес к образованию, знаниям, искусству, становится их важным заказчиком, оказывая, тем самым, заметное влияние на развитие многих духовных сфер.
В центре Возрождения стоит гуманизм – идейное течение, для сторонников которого (гуманистов) самой большой ценностью представлялась человеческая личность; ее благополучие, права, возможности для всестороннего развития и проявления способностей становится главным. Гуманисты выступали за новые принципы оценки человека и отношений между людьми. Они мечтали о равенстве независимо от сословной принадлежности, о свободе, как они их понимали. Жестокие социальные реалии того времени вызывали у гуманистов чувство протеста и заставляли часто обращаться к размышлениям об оптимальном общественном устройстве, которые находили выражение в утопических социальных проектах.
Гуманизм во многом был антиподом средневековой идеологии. Если последняя искала идеал на небесах, то гуманисты отстаивали право человека на наслаждение благами земной жизни и отвергали христианский аскетизм. Средневековье в целом ограничивало человеческое познание, замыкая его в религиозных рамках, гуманисты же выступали за свободу мысли, против ее догматических и авторитаристских ограничений. Средневековая идеология иррациональна, гуманизм рационален. Его идеалы: разум, познание природы, радость бытия – полностью расходились с католицизмом и вели к секуляризации всей духовной жизни.[92]
Ренессансный гуманизм впервые сложился в Италии, в XIV – XV вв. и был представлен творчеством поэтов Ф. Петрарки (1304–1374), Дж. Боккаччо (1313–1375), мыслителей и писателей М. Фичино (1433–1499), Л. Валла (1407–1457), Д. Пико делла Мирандола (1463–1494), деятелей искусства Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564) и др. Их влияние на духовную жизнь Италии и других стран оказалось очень сильным. В 1341 г. Петрарка был публично увенчан лавровым венком и провозглашен королем всех образованных людей и поэтов.
В XVI в. гуманизм начинает играть важную роль и в других странах: в Германии (И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, А. Дюрер), Франции (М. Монтень, Ф. Рабле), Англии (Т. Мор) и т.д.
В гуманизме, как и в других проявлениях ренессансной культуры, воплотилась важная закономерность развития духовной жизни – преемственность и опора на предшествующие идеи. Гуманисты многое заимствовали у античности, однако не меньшее влияние на них оказало христианство. В большинстве своем они были людьми верующими, сформировавшимися в лоне католической церкви, многие занимали церковные должности. Можно сказать, что светское, антицерковное по своему характеру мировоззрение сформировалось в рамках христианства, в нем гуманисты черпали свои исходные идеи и аргументацию. Гуманисты широко обсуждали религиозно-церковные проблемы, высказывая при этом свои собственные суждения, которые часто расходились с ортодоксальной позицией. Они впервые предприняли научную критику Библии. Можно говорить об их особой – гуманистической – религиозности, которая во многом была, фактически, свободомыслием.[93]
Таким образом, не порывая с христианством, опираясь на него, гуманисты обосновали новую, светскую по сути идеологию, ставшую ранним предвестником буржуазного развития, становления новоевропейской культуры. Здесь видится противоречие, но в тех условиях альтернативы такого варианта духовной эволюции, думается, не было.
Возрождение связано с кардинальными изменениями в социальном механизме развития культуры. О переменах в ее заказчике речь уже шла. Новые обстоятельства появились также в социальном статусе создателей духовных ценностей, и само Возрождение в значительной степени явилось результатом этого изменения. В архитекторах, художниках, скульпторах теперь видели не ремесленников, как раньше, а творцов, авторов произведений. Последние стали подписываться, а имена их создателей приобрели известность. Многие деятели культуры пользовались прижизненной славой, хотя работать им приходилось порой в непростых условиях. Понятно их стремление получить придворную или другую государственную должность, которая могла бы обеспечить им более или менее стабильный источник дохода и благоприятные условия жизни и творчества. Итальянский живописец Джентиле Беллини носил звание официального художника Венецианской республики, получал высокое жалование и был богатым человеком. Германский император присвоил ему титул пфальцграфа.
Эпоха Возрождения подарила миру десятки великих имен, титанов, по выражению Ф. Энгельса, которые наперекор традиции создавали альтернативную систему ценностей, разрабатывали программу строительства новой Европы и начали ее воплощать в жизнь. Масштабы сделанного ими смогли оценить и осмыслить только их потомки. Эти люди не только опережали свое время, но, что более важно, ускоряли исторический процесс, вели за собой других, приближая будущее.
Дух гуманизма и всего Возрождения нашел наиболее яркое воплощение в художественной культуре. Его предвестники в Италии – поэт Данте Алигьери (1265–1321) и художник Джотто ди Бондоне (1266 или 1276–1337) открыли новые пути для европейской литературы и изобразительного искусства, начали процесс обмирщения культуры, отхода от средневековых канонов, реализуя с невиданной доселе полнотой принцип свободы творчества.
Как и в других областях культуры, Италия и здесь играла ведущую роль. Переход к ренессансному искусству здесь завершился в начале XV в. До конца этого века утвердились новые ( или возрожденные античные) принципы: архитектурная ордерная система, пластика, основанная на знании анатомии и античной скульптуры, живопись и графика с использованием перспективы, новых жанров и тем. Сложился ренессансный художественный стиль. В изоискусстве возрождается и приобретает важное место портретный жанр (особенно в живописи).
Наивысший взлет итальянское искусство пережило в конце XV в.–первых десятилетиях XVI в. В это время творили гениальные архитекторы, скульпторы, художники. Некоторые из них создавали произведения в разных видах изобразительного искусства, например Микеланджело, Леонардо да Винчи. В основе их творчества лежал культ внутренней и внешней человеческой красоты: одинаково прекрасны и Мадонна, и Венера, и итальянские горожанки – современницы запечатлевших их художников. Традиционные библейские персонажи и сюжеты, которые продолжают преобладать, служат теперь для того, чтобы возвеличить и воспеть земного человека. Происходит своеобразная скрытая секуляризация, придававшая светский характер священным сюжетам и сакрализировавшая земную жизнь.[94]
В эпоху Возрождения искусство находилось в единстве с наукой. Архитекторы, как и раньше, были одновременно инженерами-строителями. Леонардо да Винчи, который полагал, что живопись, как и математика, подчиняется законам, написал «Трактат о живописи». Его внехудожественные интересы были беспрецедентно широки: анатомия, ботаника, картография, геология, математика, аэронавтика, оптика, механика, астрономия, гидравлика, акустика, конструирование оружия, строительство и планировка городов.[95]
В других странах Западной Европы в искусстве долго сохранялись готические традиции, принципы Ренессанса, переплетавшиеся с ними, восторжествовали там лишь в XVI в. и действовали недолго. В живописи особенно выделялись школы нидерландская (Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший) и германская (Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший), национальные в своей основе, но развивавшиеся под итальянским влиянием.
Вторая половина XVI в. – время «затухания» Ренессанса, когда, с одной стороны, происходит консервация его элементов, а с другой – намечается переход к новому. Вырабатывается своеобразный «антиклассический» стиль, получивший название маньеризм, для которого характерна изысканная «манерность», отсутствие ренессансного величия, стремление к экстравагантности, преобладание личностного авторского начала, определенная иррациональность. Искусство Возрождения изживает себя и уступает место иным художественным принципам.
В XVI в. намечается процесс перехода от средневековой науки к науке нового времени. Он связан с резкой критикой старых принципов, в частности Аристотеля и его физики, с которой выступали Д. Бенедетти, Б. Телезио, Д. Бруно. Ученые того времени, решая общетеоретические проблемы, часто обращались и к практическим вопросам. Особое внимание тогда уделялось медицине; несмотря на противодействие церкви, врачи занимались вскрытием трупов, закладывая основы анатомии человека.
Как и прежде, многие ученые были одновременно и философами, работали в различных областях знания. Джироламо Кардано – итальянский натурфилософ, живший в XVI в., был писателем, медиком, математиком, изобретателем (создателем карданного вала). Его современник и соотечественник Никколо Тарталья занимался математикой, механикой, содержание которой изложил в книге «Новая наука». В ней основное внимание уделялось проблеме движения артиллерийских снарядов.
В 1543 г. вышла книга польского ученого Николая Коперника (1473–1543) «Об обращениях небесных сфер», в которой была выдвинута гелиоцентрическая идея. Значение этого открытия человечество поняло и оценило только в новое время.
Научные знания стали приобретать общественную ценность и более широко распространяться в обществе. К ним начали проявлять интерес многие представители знати, в т.ч. власть имущие. Неуемная энергия, жажда обогащения, а в какой-то мере и просто стремление к приключениям толкали людей на рискованные предприятия самого разного свойства, в т.ч. дальние морские экспедиции. Веками европейцы вынашивали идею западного пути в Индию, через Атлантический океан. Первые – безуспешные – попытки предпринимались еще в конце XIII в. Эпоха Великих географических открытий началась в середине XV в., когда португальцы открыли побережье Западной Африки; в 1492 г. Колумб посетил Америку, до конца жизни будучи уверенным в том, что попал в Индию; в 1497 г. Васко да Гама все же приплыл в Индию, обогнув Африку; закончилась эта эпоха в XVII столетии (в 1606 г. была открыта Австралия). Эти плавания произвели переворот в географических представлениях, Ф. Магеллан и его команда своим кругосветным путешествием убедительно доказали шарообразность Земли. Многократно увеличились знания европейцев о других странах и народах, на карту были нанесены целые континенты. Золото, хлынувшее из колоний, частично было использовано в интересах культуры, пошло на оплату труда ее деятелей.
С этого времени, по словам А. Тойнби, океан начинает использоваться Западом как средство всемирной коммуникации и насильственного объединения человечества.[96] Все это впоследствии привело к глобальным культурным изменениям.