Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–еформаци€ и духовна€ жизнь ≈вропы XVI века




 

¬торой раскол христианства   XVI столетие в истории европейской культуры было чрезвычайно важным и интересным временем. ≈го начало было ознаменовано пиком –енессанса в

»талии и теми событи€ми, произошедшими в √ермании, из которых выросла –еформаци€. Ёти €влени€ находились в очень тесном и сложном взаимодействии, определ€€ своеобразие и динамику социокультурного развити€.

–еформаци€ Ц широкое социально-религиозное движение за преобразование католической церкви и всей средневековой культуры на основе новых, буржуазных принципов. –езультатом –еформации стало возникновение протестантизма и его победа в р€де европейских стран. “олько в период –еформации критика католицизма, имевша€ место и в предыдущие столети€, приобрела радикальный и конструктивный характер и привела к кардинальным переменам.

Ќачалом –еформации послужило обнародование св€щенником и богословом ћартином Ћютером (1483Ц1546) в немецком городе ¬иттенберге в 1517 г. 95 тезисов, направленных против торговли индульгенци€ми. Ёто событие послужило сигналом к открытой борьбе против папства, за религиозную и национальную независимость √ермании.  атолическа€ церковь многочисленными злоупотреблени€ми, безудержной жаждой обогащени€, алчностью, вопиющим моральным разложением, развратом и лицемерием ее служителей вплоть до окружени€ папского престола и самих пап вызывала резкое недовольство и протест со стороны отдельных духовных лиц и широких масс р€довых верующих. —лишком больша€ власть католического клира, его теократические претензии не устраивали и многих светских правителей тогдашней ≈вропы.

— резкой критикой существующего положени€ вещей и предложением реформ, сходных с теми, которые через столетие предложил Ћютер, выступил чешский богослов я. √ус, за что был осужден как еретик и сожжен в 1415 г. ≈го судьбу в конце XV в. разделил италь€нский монах ƒ. —авонарола, который бичевал пороки церковных иерархов, включа€ самого папу. ≈го пламенные проповеди оказались столь мощным оружием, что некоторое врем€ он даже стал фактическим правителем ‘лоренции.

ќсновные положени€ нового учени€ были впервые сформулированы в југсбургском исповедании, составленном ‘. ћеланхтоном при участии ћ. Ћютера и представленным в 1530 г. Ќесмотр€ на отклонение этого документа императором, лютеранство стало быстро распростран€тьс€ по всей √ермании. ≈ще в 1525 г. оно было признано государственной религией в —аксонии и других германских государствах. ѕо приблизительным данным, к 1557 г. 70% всех немцев стали лютеранами. ќднако борьба, в т.ч. вооруженна€, между протестантами и католиками в √ермании, ‘ранции и других странах продолжалась вплоть до середины XVII в.

¬ јнглии протестантизм победил в форме англиканства Ц компромиссного варианта, менее радикального, чем лютеранство. ¬ 1534 г. король √енрих VIII был провозглашен главой английской церкви, однако окончательно англиканство сложилось лишь во второй половине XVI в. ¬ этом же столетии –еформаци€ победила в скандинавских странах, где возникли евангелическо-лютеранские церкви, имеющие государственный характер.

“аким образом, в результате –еформации произошел второй раскол христианства и образование его третьего направлени€ Ц протестантизма. ” его истоков сто€ли ћ. Ћютер, ”. ÷вингли и ∆.  альвин, положившие начало трем его формам: лютеранству, цвинглианству и кальвинизму.*

¬ дополнение к общехристианским протестантизмом сформулировано три новых принципа: спасение личной верой, св€щенство всех верующих, исключительный авторитет Ѕиблии. ѕротестантизм отрицает институт папства, —в€щенное предание, церковную организацию и духовенство, почитание мощей и икон, культы св€тых и Ѕогородицы, монастыри и монашество. ѕротестантские храмы и молельные дома лишены св€щенных изображений (картин, икон, статуй) и декоративного убранства, а богослужение ограничено проповедью, молитвой и религиозным пением. Ѕибли€ признаетс€ единственным источником божественного откровени€, она переводитс€ на национальные €зыки и активно изучаетс€ всеми верующими. »х общины функционируют на основе демократических принципов. ѕротестантизм породил новую систему внутриконфессиональных отношений. ћежду верующими и Ѕогом и между самими верующими теперь не сто€л св€щенник и над ними не возвышалась громада церковной иерархии во главе с верховным понтификом. Ѕольшое значение приобрели личные духовные св€зи членов религиозной общины, их солидарность и взаимопомощь.

»значально протестантизм не был единым ни в идейном, ни в организационном плане. —ложились уже упоминавшиес€ основные церкви и большое количество более мелких течений и сект.

ѕротестантизм породил новое этическое учение и практическую мораль, котора€ стала руководством жизни и де€тельности дл€ миллионов людей. Ћютер и его последователи исходили из того, что спасение человека полностью в руках Ѕога и только на него нужно наде€тьс€. ќт человека требуетс€ стойкость и терпение, вера и верность долгу. Ћюбой, пусть небольшой, успех может рассматриватьс€ как знак свыше, и именно это должно приносить удовлетворение. “руд в этой системе ценностей рассматривалс€ не как источник богатства, позвол€ющего наслаждатьс€ жизнью, а путь к спасению. –елигиозность человека и его трудолюбие здесь рассматриваютс€ в одном р€ду. » хот€ главным считалось первое качество, второе сыграло определ€ющую роль в становлении нового типа личности, протестантской трудовой морали. ѕо мнению ћ. ¬ебера, протестантизм обеспечивает услови€, в которых формируетс€ предприимчива€ личность, склонна€ к рационализму и экономической де€тельности. ќн подтверждал это многочисленными фактами, св€занными с тем, что, где бы ни жили протестанты, среди них всегда предпринимателей, деловых людей было больше, чем среди католиков.[97]

Ќаиболее радикальные течени€ в протестантизме Ц кальвинизм и пуританство Ц доводили эти идеи до крайности. —торонники этих направлений отказывались от всех радостей земной жизни, ограничивали свои потребности, были предельно бережливыми и упорными в труде. ƒл€ пуритан самый т€жкий грех Ц бесполезна€ трата времени, праздность. ѕод этим они понимали любые развлечени€, зан€ти€ искусством, чтение книг, помимо Ѕиблии, и т.д. ¬о всем, по их мнению, должна быть предельна€ строгость, дисциплинированность, скромность.

ѕуритане, притесн€емые в јнглии, тыс€чами покидали свою родину и уезжали на новые земли. “ак в начале XVII в. началась колонизаци€ северной части Ќового —вета, результатом которой позднее €вилось образование американского народа и страны, ныне называемой —оединенные Ўтаты јмерики.

 

¬ли€ние протестантизма на культуру ѕо признанию многих мыслителей и ученых, вли€ние –еформации и протестантизма на европейскую и мировую культуру огромно. Ђ¬ысказав положение, что его учение можно опровергать лишь самою Ѕиблией

или доводами разума, Ц писал √. √ейне, Ц Ћютер предоставил этим человеческому разуму право объ€снить Ѕиблию, и разум человеческий был признан верховным судьей по всем спорным вопросам религии. „ерез это возникла в √ермании так называема€ свобода духа или, как ее также называют, свобода мышлени€. ћышление сделалось правом, и права разума стали законнымиї.[98]

Ќекоторые исследователи (ћ. ¬ебер и др.) полагали, что корни современной науки лежат именно в протестантизме. ѕоследний способствовал рационалистической направленности мышлени€, обеспечил определенную свободу творчества и тем самым создал благопри€тные услови€, в которых могли развиватьс€ просвещение и научное знание. —ледует, однако, заметить, что и в странах, оставшихс€ католическими (»тали€, ‘ранци€), наука и культура в целом в XVIЦXVII вв. также находились на высоком уровне развити€.

¬ то же врем€ нельз€ забывать, что Ћютер призывал взорвать все немецкие университеты, а пришедшие к власти его последователи отличались не меньшим догматизмом, чем Ђправоверныеї католики. ќни жестоко преследовали инакомысл€щих, порой прибега€ к кострам.

ѕротестанты не оставили без внимани€ и искусство, они объ€вили почитание икон и скульптурных изображений идолопоклонством и нарушением библейской заповеди Ђне сотвори себе кумираї. ¬ тех городах и странах, где протестанты побеждали, из храмов удал€лись все предметы религиозного искусства. “ак, в ходе реформационного восстани€ в √олландии 1556 г. были уничтожены картины и статуи в 5,5 тыс. церквей. Ќаиболее крайние, фанатично настроенные протестанты Ц английские пуритане Ц отрицали и светское искусство, призыва€ своих сторонников отказыватьс€ в своих домах от каких-либо изображений, портретов и украшений. ќни выступали и против театра Ц Ђ€зыческих игрищї, Ђучащего безбожию и постыдному сладострастиюї. ѕуританска€ мораль предполагала отказ от всего того, что, с точки зрени€ ее адептов, мешает главному в жизни Ц молитве и труду.

–езультатом этого €вились кардинальные перемены в заказчике искусства в странах, ставших протестантскими. ’удожники остались без церковных заказов, поэтому им пришлось переориентироватьс€ на вкусы и запросы бюргеров и формирующихс€ буржуа, которые, если и интересовались живописью, предпочитали пейзажи и натюрморты и, конечно же, стремились увековечить свой образ в портрете. ќтсюда и бурное развитие этих жанров в последующее врем€ (например, в √олландии в XVII в.). ”дар, нанесенный –еформацией по изобразительному искусству, дл€ некоторых стран оказалс€ весьма т€желым: ¬ јнглии, например, оно находилось в упадке вплоть до XVIII в., а в √ермании Ц даже до начала XIX в.[99] ¬ то же врем€ протестанты очень ценили религиозную музыку, что, безусловно, способствовало развитию музыкального искусства в ≈вропе.

 

»тоги и выводы “аким образом, –еформаци€ и утверждение протестантизма стали одним из важнейших моментов духовно-

го развити€ ≈вропы времени перехода от средневековь€ к следующей культурно-исторической эпохе. »х вли€ние на культуру, как видно из изложенного, было весьма глубоким Ц на уровне цивилизационных основ и в тоже врем€ неоднозначным и противоречивым.  ак показывает дальнейшее развитие протестантских стран: јнглии, √олландии, Ўвейцарии, многих германо€зычных государств, —кандинавии, —Ўј, их капиталистическа€ эволюци€ происходила очень интенсивно; сегодн€ эти страны принадлежат к числу наиболее развитых и благополучных.

–еформаци€ и ¬озрождение представл€ли собой два варианта, два способа перехода стран и народов «ападной ≈вропы от средневековь€ к новому времени. ќни тесно взаимодействовали, в чем-то пересекались, в чем-то противоречили друг другу, но в конечном счете вели к одной цели. ќни практически соединились (но не слились!) в феномене Ђсеверное ¬озрождениеї, которое представл€ло собой Ђвыход из средневековой культуры с опорой на нее жеї (Ћ.ћ. Ѕаткин).

¬озрождение было, таким образом, чрезвычайно сложным, противоречивым €влением. Ёто культурное движение Ц широкое, мощное и блистательное, но не заполнившее всего пространства западноевропейской духовной жизни конца XVЦXVI вв., в ней оставалось еще очень много чисто средневекового. ¬ это врем€ сочетались самым тесным и причудливым образом и взаимопроникали религиозные и светские элементы. јнтицерковное начало вызревало в самом католицизме, на который повели наступление и гуманисты, и де€тели –еформации, и широкие народные массы, выступавшие с антифеодальными и национально-освободительными лозунгами. ≈стественно, что в этих услови€х папска€ кури€ и все те силы, которые ее поддерживали, оказывали сопротивление, выразившеес€ в  онтрреформации, религиозных войнах, активизации печально знаменитой инквизиции и т.д.

¬ «ападной ≈вропе в XVЦXVI вв. наблюдаетс€ установление систематического контрол€ со стороны церкви под каждым человеком, каждой социальной группой. ќт всех требовалось соблюдение религиозной добродетели, включающей католическую правоверность и труд как основу благополучи€ на земле и спасени€ на небе.[100]  атолическа€ церковь сохран€ла огромное вли€ние в »талии, »спании, ‘ранции и других странах. Ќа любые противодействи€, как и прежде, она отвечала жестокими репресси€ми, преследовани€ми инакомысл€щих, которых объ€вл€ли еретиками, сажали в тюрьмы или даже казнили. —реди них были и выдающиес€ ученые, например ƒжордано Ѕруно, сожженный в –име в 1600 г.

»менно в эпоху ¬озрождени€ произошла беспрецедентна€ активизаци€ церковного суда Ц инквизиции, созданной еще в XIII в. дл€ борьбы с еретиками. ¬ то врем€ когда гуманисты на страницах своих произведений и с университетских кафедр проповедовали самые передовые идеи, в «ападной ≈вропе развернулась неверо€тна€ по своим масштабам и жестокости Ђохота на ведьмї.

¬ 1484 г. папа »ннокентий VIII обнародовал буллу, в которой было признано их существование. ѕозже по€вилась книга двух немецких инквизиторов под названием Ђћолот ведьмї Ц руководство по борьбе с ними. ¬се это привело на костер множество ни в чем неповинных женщин Ц Ђуличенных ведьмї, которые, по представлению того времени, занимались вредоносным колдовством или находились в св€з€х с дь€волом. “олько в XVI в. в одной √ермании было сожжено, по неполным данным, около 200 тыс. человек. ¬ »спании, ѕортугалии и их колони€х казни еретиков и ведьм (аутодафе) представл€ли собой массовые театрализованные действа, которые устраивались на главной площади города и проходили с большим количеством участников и зрителей. —удебные процессы над ведьмами в «ападной ≈вропе продолжались вплоть до начала XIX в.

ѕротиворечивость времени про€вл€лась и в том, что зарождение экспериментального естествознани€ происходило на фоне небывалого расцвета астрологии, алхимии, магии, демонологии и иных эзотерических и оккультных Ђнаукї. „еткой грани между первым и последними тогда еще не было. «наменитый швейцарский медик ѕарацельс (1493 Ц 1541), первым в качестве лекарств использовавший химические препараты, занималс€ алхимией.

 ак уже отмечалось, втора€ половина XVI в. была временным пространством, в котором развертывалс€ сложный социокультурный Ђспектакльї: еще продолжает свою жизнь поздний –енессанс (в »талии Ц ћикеланджело, художники “ициан, ¬еронезе, “инторетто, архитектор ѕалладио), складываетс€ маньеризм, созревают предпосылки и элементы барокко, которое стало одним из ведущих стилей последующих веков. Ќамечаютс€ глубокие перемены в других видах искусства: театре, музыке, а также в науке, которые произошли на грани XVIЦXVII вв. –енессансный гуманизм переживает кризис.

¬. Ўекспир (1564 Ц 1616), ћ. —ервантес (1547 Ц 1616), ƒ. Ёль √реко (1541 Ц 1614) Ц это уже друга€ эпоха. “ем не менее в нашей научной и учебной литературе историю ¬озрождени€ обычно завершают лишь в середине XVII в. ѕроблема границы между ним и новым временем продолжает вызывать споры и порождает различные точки зрени€.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2683 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1562 - | 1354 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.