Второй раскол христианства | XVI столетие в истории европейской культуры было чрезвычайно важным и интересным временем. Его начало было ознаменовано пиком Ренессанса в |
Италии и теми событиями, произошедшими в Германии, из которых выросла Реформация. Эти явления находились в очень тесном и сложном взаимодействии, определяя своеобразие и динамику социокультурного развития.
Реформация – широкое социально-религиозное движение за преобразование католической церкви и всей средневековой культуры на основе новых, буржуазных принципов. Результатом Реформации стало возникновение протестантизма и его победа в ряде европейских стран. Только в период Реформации критика католицизма, имевшая место и в предыдущие столетия, приобрела радикальный и конструктивный характер и привела к кардинальным переменам.
Началом Реформации послужило обнародование священником и богословом Мартином Лютером (1483–1546) в немецком городе Виттенберге в 1517 г. 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями. Это событие послужило сигналом к открытой борьбе против папства, за религиозную и национальную независимость Германии. Католическая церковь многочисленными злоупотреблениями, безудержной жаждой обогащения, алчностью, вопиющим моральным разложением, развратом и лицемерием ее служителей вплоть до окружения папского престола и самих пап вызывала резкое недовольство и протест со стороны отдельных духовных лиц и широких масс рядовых верующих. Слишком большая власть католического клира, его теократические претензии не устраивали и многих светских правителей тогдашней Европы.
С резкой критикой существующего положения вещей и предложением реформ, сходных с теми, которые через столетие предложил Лютер, выступил чешский богослов Я. Гус, за что был осужден как еретик и сожжен в 1415 г. Его судьбу в конце XV в. разделил итальянский монах Д. Савонарола, который бичевал пороки церковных иерархов, включая самого папу. Его пламенные проповеди оказались столь мощным оружием, что некоторое время он даже стал фактическим правителем Флоренции.
Основные положения нового учения были впервые сформулированы в Аугсбургском исповедании, составленном Ф. Меланхтоном при участии М. Лютера и представленным в 1530 г. Несмотря на отклонение этого документа императором, лютеранство стало быстро распространяться по всей Германии. Еще в 1525 г. оно было признано государственной религией в Саксонии и других германских государствах. По приблизительным данным, к 1557 г. 70% всех немцев стали лютеранами. Однако борьба, в т.ч. вооруженная, между протестантами и католиками в Германии, Франции и других странах продолжалась вплоть до середины XVII в.
В Англии протестантизм победил в форме англиканства – компромиссного варианта, менее радикального, чем лютеранство. В 1534 г. король Генрих VIII был провозглашен главой английской церкви, однако окончательно англиканство сложилось лишь во второй половине XVI в. В этом же столетии Реформация победила в скандинавских странах, где возникли евангелическо-лютеранские церкви, имеющие государственный характер.
Таким образом, в результате Реформации произошел второй раскол христианства и образование его третьего направления – протестантизма. У его истоков стояли М. Лютер, У. Цвингли и Ж. Кальвин, положившие начало трем его формам: лютеранству, цвинглианству и кальвинизму.*
В дополнение к общехристианским протестантизмом сформулировано три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Протестантизм отрицает институт папства, Священное предание, церковную организацию и духовенство, почитание мощей и икон, культы святых и Богородицы, монастыри и монашество. Протестантские храмы и молельные дома лишены священных изображений (картин, икон, статуй) и декоративного убранства, а богослужение ограничено проповедью, молитвой и религиозным пением. Библия признается единственным источником божественного откровения, она переводится на национальные языки и активно изучается всеми верующими. Их общины функционируют на основе демократических принципов. Протестантизм породил новую систему внутриконфессиональных отношений. Между верующими и Богом и между самими верующими теперь не стоял священник и над ними не возвышалась громада церковной иерархии во главе с верховным понтификом. Большое значение приобрели личные духовные связи членов религиозной общины, их солидарность и взаимопомощь.
Изначально протестантизм не был единым ни в идейном, ни в организационном плане. Сложились уже упоминавшиеся основные церкви и большое количество более мелких течений и сект.
Протестантизм породил новое этическое учение и практическую мораль, которая стала руководством жизни и деятельности для миллионов людей. Лютер и его последователи исходили из того, что спасение человека полностью в руках Бога и только на него нужно надеяться. От человека требуется стойкость и терпение, вера и верность долгу. Любой, пусть небольшой, успех может рассматриваться как знак свыше, и именно это должно приносить удовлетворение. Труд в этой системе ценностей рассматривался не как источник богатства, позволяющего наслаждаться жизнью, а путь к спасению. Религиозность человека и его трудолюбие здесь рассматриваются в одном ряду. И хотя главным считалось первое качество, второе сыграло определяющую роль в становлении нового типа личности, протестантской трудовой морали. По мнению М. Вебера, протестантизм обеспечивает условия, в которых формируется предприимчивая личность, склонная к рационализму и экономической деятельности. Он подтверждал это многочисленными фактами, связанными с тем, что, где бы ни жили протестанты, среди них всегда предпринимателей, деловых людей было больше, чем среди католиков.[97]
Наиболее радикальные течения в протестантизме – кальвинизм и пуританство – доводили эти идеи до крайности. Сторонники этих направлений отказывались от всех радостей земной жизни, ограничивали свои потребности, были предельно бережливыми и упорными в труде. Для пуритан самый тяжкий грех – бесполезная трата времени, праздность. Под этим они понимали любые развлечения, занятия искусством, чтение книг, помимо Библии, и т.д. Во всем, по их мнению, должна быть предельная строгость, дисциплинированность, скромность.
Пуритане, притесняемые в Англии, тысячами покидали свою родину и уезжали на новые земли. Так в начале XVII в. началась колонизация северной части Нового Света, результатом которой позднее явилось образование американского народа и страны, ныне называемой Соединенные Штаты Америки.
Влияние протестантизма на культуру | По признанию многих мыслителей и ученых, влияние Реформации и протестантизма на европейскую и мировую культуру огромно. «Высказав положение, что его учение можно опровергать лишь самою Библией |
или доводами разума, – писал Г. Гейне, – Лютер предоставил этим человеческому разуму право объяснить Библию, и разум человеческий был признан верховным судьей по всем спорным вопросам религии. Через это возникла в Германии так называемая свобода духа или, как ее также называют, свобода мышления. Мышление сделалось правом, и права разума стали законными».[98]
Некоторые исследователи (М. Вебер и др.) полагали, что корни современной науки лежат именно в протестантизме. Последний способствовал рационалистической направленности мышления, обеспечил определенную свободу творчества и тем самым создал благоприятные условия, в которых могли развиваться просвещение и научное знание. Следует, однако, заметить, что и в странах, оставшихся католическими (Италия, Франция), наука и культура в целом в XVI–XVII вв. также находились на высоком уровне развития.
В то же время нельзя забывать, что Лютер призывал взорвать все немецкие университеты, а пришедшие к власти его последователи отличались не меньшим догматизмом, чем «правоверные» католики. Они жестоко преследовали инакомыслящих, порой прибегая к кострам.
Протестанты не оставили без внимания и искусство, они объявили почитание икон и скульптурных изображений идолопоклонством и нарушением библейской заповеди «не сотвори себе кумира». В тех городах и странах, где протестанты побеждали, из храмов удалялись все предметы религиозного искусства. Так, в ходе реформационного восстания в Голландии 1556 г. были уничтожены картины и статуи в 5,5 тыс. церквей. Наиболее крайние, фанатично настроенные протестанты – английские пуритане – отрицали и светское искусство, призывая своих сторонников отказываться в своих домах от каких-либо изображений, портретов и украшений. Они выступали и против театра – «языческих игрищ», «учащего безбожию и постыдному сладострастию». Пуританская мораль предполагала отказ от всего того, что, с точки зрения ее адептов, мешает главному в жизни – молитве и труду.
Результатом этого явились кардинальные перемены в заказчике искусства в странах, ставших протестантскими. Художники остались без церковных заказов, поэтому им пришлось переориентироваться на вкусы и запросы бюргеров и формирующихся буржуа, которые, если и интересовались живописью, предпочитали пейзажи и натюрморты и, конечно же, стремились увековечить свой образ в портрете. Отсюда и бурное развитие этих жанров в последующее время (например, в Голландии в XVII в.). Удар, нанесенный Реформацией по изобразительному искусству, для некоторых стран оказался весьма тяжелым: В Англии, например, оно находилось в упадке вплоть до XVIII в., а в Германии – даже до начала XIX в.[99] В то же время протестанты очень ценили религиозную музыку, что, безусловно, способствовало развитию музыкального искусства в Европе.
Итоги и выводы | Таким образом, Реформация и утверждение протестантизма стали одним из важнейших моментов духовно- |
го развития Европы времени перехода от средневековья к следующей культурно-исторической эпохе. Их влияние на культуру, как видно из изложенного, было весьма глубоким – на уровне цивилизационных основ и в тоже время неоднозначным и противоречивым. Как показывает дальнейшее развитие протестантских стран: Англии, Голландии, Швейцарии, многих германоязычных государств, Скандинавии, США, их капиталистическая эволюция происходила очень интенсивно; сегодня эти страны принадлежат к числу наиболее развитых и благополучных.
Реформация и Возрождение представляли собой два варианта, два способа перехода стран и народов Западной Европы от средневековья к новому времени. Они тесно взаимодействовали, в чем-то пересекались, в чем-то противоречили друг другу, но в конечном счете вели к одной цели. Они практически соединились (но не слились!) в феномене «северное Возрождение», которое представляло собой «выход из средневековой культуры с опорой на нее же» (Л.М. Баткин).
Возрождение было, таким образом, чрезвычайно сложным, противоречивым явлением. Это культурное движение – широкое, мощное и блистательное, но не заполнившее всего пространства западноевропейской духовной жизни конца XV–XVI вв., в ней оставалось еще очень много чисто средневекового. В это время сочетались самым тесным и причудливым образом и взаимопроникали религиозные и светские элементы. Антицерковное начало вызревало в самом католицизме, на который повели наступление и гуманисты, и деятели Реформации, и широкие народные массы, выступавшие с антифеодальными и национально-освободительными лозунгами. Естественно, что в этих условиях папская курия и все те силы, которые ее поддерживали, оказывали сопротивление, выразившееся в Контрреформации, религиозных войнах, активизации печально знаменитой инквизиции и т.д.
В Западной Европе в XV–XVI вв. наблюдается установление систематического контроля со стороны церкви под каждым человеком, каждой социальной группой. От всех требовалось соблюдение религиозной добродетели, включающей католическую правоверность и труд как основу благополучия на земле и спасения на небе.[100] Католическая церковь сохраняла огромное влияние в Италии, Испании, Франции и других странах. На любые противодействия, как и прежде, она отвечала жестокими репрессиями, преследованиями инакомыслящих, которых объявляли еретиками, сажали в тюрьмы или даже казнили. Среди них были и выдающиеся ученые, например Джордано Бруно, сожженный в Риме в 1600 г.
Именно в эпоху Возрождения произошла беспрецедентная активизация церковного суда – инквизиции, созданной еще в XIII в. для борьбы с еретиками. В то время когда гуманисты на страницах своих произведений и с университетских кафедр проповедовали самые передовые идеи, в Западной Европе развернулась невероятная по своим масштабам и жестокости «охота на ведьм».
В 1484 г. папа Иннокентий VIII обнародовал буллу, в которой было признано их существование. Позже появилась книга двух немецких инквизиторов под названием «Молот ведьм» – руководство по борьбе с ними. Все это привело на костер множество ни в чем неповинных женщин – «уличенных ведьм», которые, по представлению того времени, занимались вредоносным колдовством или находились в связях с дьяволом. Только в XVI в. в одной Германии было сожжено, по неполным данным, около 200 тыс. человек. В Испании, Португалии и их колониях казни еретиков и ведьм (аутодафе) представляли собой массовые театрализованные действа, которые устраивались на главной площади города и проходили с большим количеством участников и зрителей. Судебные процессы над ведьмами в Западной Европе продолжались вплоть до начала XIX в.
Противоречивость времени проявлялась и в том, что зарождение экспериментального естествознания происходило на фоне небывалого расцвета астрологии, алхимии, магии, демонологии и иных эзотерических и оккультных «наук». Четкой грани между первым и последними тогда еще не было. Знаменитый швейцарский медик Парацельс (1493 – 1541), первым в качестве лекарств использовавший химические препараты, занимался алхимией.
Как уже отмечалось, вторая половина XVI в. была временным пространством, в котором развертывался сложный социокультурный «спектакль»: еще продолжает свою жизнь поздний Ренессанс (в Италии – Микеланджело, художники Тициан, Веронезе, Тинторетто, архитектор Палладио), складывается маньеризм, созревают предпосылки и элементы барокко, которое стало одним из ведущих стилей последующих веков. Намечаются глубокие перемены в других видах искусства: театре, музыке, а также в науке, которые произошли на грани XVI–XVII вв. Ренессансный гуманизм переживает кризис.
В. Шекспир (1564 – 1616), М. Сервантес (1547 – 1616), Д. Эль Греко (1541 – 1614) – это уже другая эпоха. Тем не менее в нашей научной и учебной литературе историю Возрождения обычно завершают лишь в середине XVII в. Проблема границы между ним и новым временем продолжает вызывать споры и порождает различные точки зрения.