Важную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Он обосновывал место и роль пе- дагогики как науки. Он настаивал на суверенности педагогической науки:
«Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разрабатывала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление и не была на задворках других наук».
И. Ф. Гербарт, настаивая на органическом единстве теории и практи- ки, дифференцировал педагогические знания. Он различал педагогику как
науку и педагогику как искусство. Педагогика как наука – это система знаний. Педагогика как искусство - это сумма навыков, которые надо ис- пользовать для решения определенной задачи. Наука, по мнению И. Ф. Гербарта, требует философского мышления, философского обосно- вания воспитания. Для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с наукой. Положения И. Ф. Гербар- та о педагогике как науке и как искусстве и взаимодействии между ними стали общепризнанными.
Центральный тезис рассуждений И. Ф. Гербарта – формирование нравственного человека. Это ядро его идеи о гармоническом развитии всех способностей. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание.
Управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспита- ния. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. (Эти идеи использовались в разных странах для обоснования системы мер дисциплинарного воздей- ствия на учащихся).
Наиболее разработанной в педагогической системе И. Ф. Гербарта яв- лялась теория обучения. Популярными в педагогике XIX в. были его идеи о четырехступенном построении учебного процесса: введение нового ма- териала; установление связи между новым и уже известным; обобщение и формулирование выводов; практическое применение приобретенных зна- ний.
И. Ф. Гербарт был сторонником классического образования. По его мнению, ребенок в своем развитии повторяет путь человечества, поэтому учащимся ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современность. В связи с этим до 14 лет в школах необходимо обучать в основном древним языкам, математике, античной истории и литературе. Он считал, что их изучение лучше всего развивает мышление. Эта идея И. Ф. Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы и России XIX в.
И. Ф. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Все три метода следовало применять в совокупности.
В основе его дидактики лежало сочетание обучения с воспитанием, развитие идеи воспитывающего обучения. По его убеждению, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное об- разование без обучения есть цель, лишенная средств».
И. Ф. Гербарт одним из первых заговорил о приведении обучения в соответствие с законами мышления. Разработка психологических начал обучения способствовала дальнейшему развитию дидактики.
Он сформулировал исходные нравственные идеи, которые выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе. Это идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, ко- торая дает внутреннюю гармонию; идея благорасположения, направленная на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, прояв- ляемой другими людьми; идея права, предполагающая понимание индиви- дом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами обще- ства, обязывающая его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу воль; идея справедливости, служащая руко- водством при наказании или поощрении индивида. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.
Педагогическая теория И. Ф. Гербарта во многом определила дальней- шее развитие западной школы и педагогики, его идеи интерпретировались и развивались многочисленными учениками и последователями