Н. Намерены ли вы подвергаться сечению во время обучения?
М. Мы предпочитали бы подвергаться сечению во время учения, чем оставаться невеждами. Но мы знаем, что вы будете ласково отно- ситься к нам и не будете сечь нас, если вы не будете вынуждены к этому.
Н. Я спрашиваю вас о том, что именно вы хотите сказать мне? Ка- кую работу вы выполняете.
Й М. Я постриженный монах, и я пою семь раз в день с братьями монахами, и я занят чтением и пением. И в тоже время я хочу научиться говорить по-латыни.
Н. Что знают эти ваши товарищи?
1-й М. Одни из них пашут землю, другие пасут овец, третьи пасут коров, некоторые охотятся, другие ловят рыбу, третьи охотятся с соколом, некоторые торгуют, другие шьют обувь, третьи выварива- ют соль, некоторые пекут хлеб для рынка…
Н. Хорошо, я спрашиваю вас, почему вы учитесь так прилежно?
М. Потому, что мы не желаем уподобиться животным, которые ни- чего не знают, кроме травы и воды…»
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.,1981. - С. 53-54.
5. В чем заключается суть главных педагогических идей гуманистов
Возрождения?
6. Проанализируйте отрывок из книги Томмазо Кампанеллы «Город солнца». Выделите основные педагогические идеи, на которых долж- на была, по его мнению, строиться системы образования.
«Все они (мужчины и женщины – А.П.) обучаются всяким наукам сов- местно. По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов (Во всем городе стены расписа- ны живописью, в стройной последовательности отображающей все науки – А.П.). Они разделяются на четыре отряда, за которыми на- блюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бе- гом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены <…> Одновременно с этим их водят в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живо- писцам и т.д. для выяснения наклонностей каждого.
На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем есте- ственным наукам <…>
Затем все они приступают к изучению более отвлеченных наук: ма- тематики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь
Обсуждением и спорами. Впоследствии все получают должности в об-
ласти тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего <…> Они отправляются на поля и на пастбища наблюдать и учиться земледе- лию и скотоводству; и того почитают за знатнейшего и достойней- шего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».