Специфичность активов имеет значение для контрактной среды как фактор, обусловливающий возникновение экономической заинтересованности в партнере и стимулирующий переход от неперсонифицированных сделок к персонифицированным. В этом отношении специфичность активов предполагает не просто известную уникальность их собственных параметров, но и влияние на характер технологий в сфере их применения.
В первую очередь, их применение обеспечивает снижение издержек трансформации и возможность получения на этой основе выгод у потребителя. Кроме того, применение специфических активов, как правило, обеспечивает более высокие параметры получаемого с их помощью результата. Таким образом, нестандартные качества специфического актива имеют принципиальное значение для функции его потребителя, определяя форму этой функции, удельные издержки ее осуществления и характер результата.
В этих условиях нарушение контракта по поводу обмена такими активами связано с затратами и потерями. Их несут обе стороны.
Владелец актива осуществляет специфические инвестиции в его создание. Окупаемость этих инвестиций напрямую зависит от устойчивости контрактного процесса. Его нарушение чревато недоамортизацией актива и потерей вложенных инвестиций. Чем выше окажется уровень специфичности, тем больше будет ущерб от такой недоамортизации Кроме того, ввиду специфичности актива круг возможных партнеров, для которых он имеет ценность, сужается, и перезаключение контракта с другим лицом становится более продолжительным и затратным мероприятием.
Нарушение контракта чревато потерями и для потребителя актива. Поскольку выполняемая им собственная функция предполагает применение данного специфического актива, блокирование его поступления ведет, как минимум, к временному нарушению этой функции и к соответствующим потерям. Для потребителя актива при этом открываются две альтернативы.
Одна связана с его заменой, если это возможно, общим активом и с переходом, таким образом, к иному типу контракта. В этом случае перезаключение контракта не требует существенных издержек. Однако переход к использованию менее специфического ресурса сопряжен со снижением отдачи ресурсного комплекса, применяемого потребителем для осуществления своей функции, то есть ведет к долгосрочным потерям.
Вторая альтернатива состоит в поиске иного партнера, чей актив имеет те же параметры, что и актив прежнего контрагента. Однако здесь потребитель сталкивается с той же проблемой, что и собственник ресурса: ввиду специфичности актива круг возможных партнеров сужается, и перезаключение контракта с другим лицом требует существенных усилий.
Таким образом, специфичность актива способствует формированию не только технологической, но и экономической зависимости сторон, когда при прочих равных условиях оказывается выгоднее сохранить отношения с партнером, нежели утратить их. Такая взаимозависимость ведет к тому, что обезличенный обмен вытесняется персонифицированным, в котором имеет место парное соответствие сторон и устойчивость контракта гарантируется двухсторонней экономической зависимостью конкретных лиц. Этот процесс называется фундаментальной трансформацией.
Фундаментальная трансформация радикально меняет отношение агентов к партнеру. Стремление к поддержанию двухсторонних отношений ограничивает их склонность к оппортунизму, хотя и не исключает его полностью. Выбор в пользу недобросовестного поведения по отношению к партнеру состоится, если ожидаемые выгоды такого поведения будут превышать ущерб от смены партнера, о котором шла речь выше.
Меняет фундаментальная трансформация и организационную среду контракта. Она стимулирует усилия вступающих в контрактные отношения сторон по поиску взаимоприемлемых механизмов, обеспечивающих устойчивость указанных отношений и разрешение возникающих в их ходе проблем и противоречий.
Для ситуации специфичности активов проблема устойчивости контракта решается по-разному в зависимости от среды контракта. Можно выделить четыре разновидности мира контракта, предполагающего обмен специфическими активами:
· контракты, основанные на планировании отношений;
· идеальные контракты (контрактная идиллия);
· контракты, основанные на доверии партнеров;
· контракты, предполагающие текущее регулирование взаимных отношений.
Первые два типа контрактов соответствуют предпосылке об отсутствии неопределенности, вторые – об ее наличии.
Трансакционная специфичность активов в условиях отсутствия неопределенности контрактной среды. Мир планирования и мир идеальных контрактов
Предпосылка об отсутствии неопределенности означает возможность создания совершенного контракта, полностью и однозначно регламентирующего все действия сторон по его соблюдению. Он предполагает два варианта построения отношений (см. рис. 8), различающихся тем, какие партнеры вступают в эти отношения.
Планирование как мир контракта предполагает потенциальную возможность недобросовестного поведения партнеров в случае, если ожидаемые выгоды такого поведения для какой-либо из сторон превышают ожидаемые издержки. Контрактная идиллия изначально исключает такую возможность вне зависимости от того, несет ее реализация чистые выгоды или нет.
Планирование
Характерная для этого мира контракта возможность оппортунизма обусловлена тем, что в отношения вступают агенты, основой мотивации которых в определяющей мере является эгоизм. Однако существуют ограничения на реализацию эгоистических мотивов.
Отсутствие неопределенности означает доступность для сторон всей значимой информации, что обеспечивает возможность заключения соглашения, симметричного с точки зрения выгод участников. Подобная ситуация блокирует предконтрактный оппортунизм. Однако она не исключает оппортунизм постконтрактный.
Нацеленность сторон на собственную полезность приводит к тому, что на предконтрактной стадии не устраняются противоречия их интересов. Собственная выгода остается доминантой поведения и на стадии реализации договоренностей. Это порождает атмосферу недоверия и стремление к блокированию нарушения обязательств к односторонней выгоде. Контрактная среда позволяет реализовать это стремление особым способом.
Постконтрактный оппортунизм в условиях отсутствия неопределенности может быть заблокирован разработкой совершенного контракта, где полностью и однозначно регламентируются:
· перечень и содержание действий сторон;
· их результат;
· время свершения;
· соотношение с другими действиями.
Так как регламентация является средством защиты от постконтрактного оппортунизма, она предполагает документальную форму. Такая форма позволяет осуществлять всеобъемлющий и прямой контроль за действиями партнера без создания дополнительных структур. В этом отношении в мире планирования частью контракта становится план - заранее намеченная и согласованная система действий, охватывающая и описывающая в документальной форме при помощи показателей и характеристик всю их совокупность.
Наличие плана позволяет сторонам использовать судебный порядок защиты нарушенных прав. Таким образом, мир планирования объединяет три области отношений: по поводу составления плана, по поводу всеобъемлющего контроля его полного исполнения и по поводу судебного урегулирования споров.