Мир контракта
В структуре контракта находит отражение единство взаимоотношений сторон, складывающихся на предконтрактной и постконтрактной стадиях. В этом единстве специфика постконтрактных связей выступает результатом и способом реализации тех особенностей взаимоотношений сторон, которые были характерны для стадии подготовки и оформления контракта.
Структура контракта может быть описана посредством таких двух основных ее характеристик, как:
· мир контракта;
· структура управления контрактом.
Мир контракта - это общая отмосфера взаимоотношений, в которой протекает контрактный процесс. На эту атмосферу влияет ряд внешних и внутренних факторов. В их числе:
· неопределенность внешней среды контракта;
· возможность снятия проблемы постконтрактного оппортунизма;
· специфичность активов, поддерживающих контракт;
· регулярность отношений сторон контракта.
Н Е О П Р Е Д Е Л Е Н Н О С Т Ь
есть нет
О
П Конкуренция
П е
|
|
|
|
Т ь
У
Н н
И е
З т
М Конкуренция Конкуренция
Рис. 8. Мир контракта
Разные их комбинации дают многообразие миров контракта. Рассмотрим сначала действие первых трех факторов, ограничившись двумя возможными уровнями их влияния: наличие такого влияния или его отсутствие. Возможные их комбинации представлены на рис. 8.
Затемненная область на рисунке содержит миры контрактов, предполагающие специфичность активов, участвующих в обмене. Незатемненная область отражает ситуации использования активов общего характера.
10.2. Конкуренция
Мир контрактных отношений, соответствующий светлой области, - это мир конкуренции. Под конкуренцией в данном случае понимаются дискретные отношения, возникающие между абсолютно независимыми не только в правовом, но в технологическом отношении агентами.
По причине общего характера активов отношения не являются уникальными, то есть они складываются на фоне множества точно таких же сделок, совершаемых параллельно иными агентами. Соответственно нет проблемы выбора и смены партнера. Технологическая независимость сторон делает несущественным парное соответствие сторон, что предопределяет случайность сделок и низкую перспективность их возобновления между прежними партнерами.
В условиях несущественности персоны партнера абсолютизируется индивидуальный интерес каждого участника контракта. Поэтому, если нет препятствий для оппортунизма, он становится реальным мотивом поведения.
Мир конкуренции неоднороден. Он может быть подразделен на две области, в каждой из которых складывается своя атмосфера взаимоотношений по поводу обмена неспецифическими ресурсами.
Одна из них – назовем ее неограниченной конкуренцией - характеризуется наличием оппортунизма. Заметим, что данная область конкуренции подразумевает контракты в условиях неопределенности. Именно неопределенность порождает возможность оппортунизма, которая превращается в действительность по причине отсутствия противодействующих факторов. Случаи оппортунистического поведения в условиях отсутствия неопределенности возможны, однако, только как исключение из общего правила. Оппортунизм в этих условиях легко определим и наказуем, а потому не выгоден участникам.
Неопределенность, как известно, предполагает несовершенство контракта. Это несовершенство создает основу для оппортунистического поведения. Препятствием для оппортунизма в условиях отсутствия заинтересованности в партнере (присущей любой конкуренции) мог бы служить тот или иной механизм защиты контрактов, разрабатываемый на двухсторонней основе. Но создание и использование таких механизмов требует издержек. Эти издержки для участников являются неприемлемыми вследствие невозможности окупить их в дискретных отношениях.
Неэффективными оказываются и внешние механизмы, создаваемые централизованно. Централизация предполагает создание универсальных, а потому простых, механизмов (таких, как, например, механизм судебной защиты). Вследствие неполноты соглашений, их использование ограниченно.
В результате оппортунистическое поведение становится предпочтительным, если ожидаемые выгоды превышают ожидаемые издержки. Ожидаемые издержки при этом определяются потерями от нарушения контрактного процесса вследствие смены партнера и затратами на поиск нового. Они близки к нулю, поэтому оппортунистическое поведение – неотъемлемый элемент неограниченной конкуренции. Обычной и самой эффективной реакцией на него становится отказ от заключенных договоренностей.
Другая составляющая мира конкуренции, отличающаяся атмосферой взаимоотношений по поводу обмена неспецифическими ресурсами – область ограниченной конкуренции. Ее основное отличие – в отсутствии оппортунистического поведения партнеров. Таким образом ограниченная конкуренция предполагает сочетание иных предпосылок: неспецифичности активов и отсутствия оппортунизма. Это противоречивая комбинация, возникающая в особых ситуациях и потому нетипичная. Поэтому границы данной области конкуренции существенно более узкие.
Ограниченная конкуренция имеет место при наличии неопределенности. В этом случае имеет место сочетание неполноты контракта с отказом сторон от использования в своих интересах и вопреки интересам партнеров тех возможностей, которые дает несовершенство контракта. Поскольку речь идет о независимых в правовом и технологическом отношении агентах, такой отказ является продуктом их добровольного выбора. Выбор всегда мотивирован, поэтому должны существовать причины отказа от оппортунистического поведения. Эти причины могут быть двоякого рода.
Во-первых, причины неэкономического плана. Это могут быть: традиции добросовестного поведения; этические нормы экономических отношений; личные ценности; высокая оценка агентами собственной репутации как важного элемента социального статуса и др. В любом случае действие этих причин должно носить массовый характер и формировать социальный портрет типичного агента.
Во-вторых, причины экономического порядка. Наиболее существенная из них - угроза потери репутации и рост ожидаемых издержек смены партнера по отношению к ожидаемым выгодам от оппортунизма. Такая угроза становится реальной, если обмен неспецифическими активами осуществляется между конечным и не слишком большим числом субъектов и скорость распространения информации о контрактной среде высока.