Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Историческая феминология




(женская история, история женщин) -направление исторического знания, сфор­мировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70-х гг. XX в. Предмет исторической феминологии - это женщины в истории, история изменений их социального статуса и функциональных ролей. Задача исторической феминологии - изучение изме­нений опосредованной женским полом действительности в пространстве и во времени (то есть с учетом географической, этнокультурной и хронологической составля­ющей). Сведение предмета и задач истори­ческой феминологии к женской истории как истории пережитой и увиденной глазами женщин, написанной с позиций только и именно женского опыта, принимается не всеми и остается дискуссионным. В западной гуманитаристике чаще используется термин women i history, хотя после того, как в 1975 г. Нин Коч (Nynne Koch) ввела термин фемино­логия, дефиниция историческая феминология также обрела право на существование.

Социально-политические предпосылки возникновения исторической феминологии (молодежная революция 1968 г., сексуальная революция на Западе, оживление феминизма)


возникли одновременно с общенаучными (усиление антропологического направления в гуманитаристике). Возникновению истори­ческой феминологии как самостоятельного направления способствовало рождение "новой социальной истории" с ее присталь­ным интересом к отдельным людям, домаш­нему быту, переживаниям индивидов; выделение в отдельные отрасли историчес­кого знания истории ментальностей, истории частной жизни, истории сексуальности. повышение значимости проблем историчес­кой психологии и исторической демографии в исторических исследованиях. Немалую роль сыграли и труды тех, кто интересовался проблемами массовых движений, в том числе женского движения.

В развитии исторической феминологии можно выделить три основных этапа. Первый - конец 1960-х - начало 1970-х гг. - этап признания "невидимости" женщин в истории и сексистской однобокости наших знаний о прошлом ("womanless history"). Второй -начало 1970-х - середина 1970-х - этап комплементарного развития, стремление дополнить имеющиеся исследования имена­ми женщин. При этом "мужская история" все еще воспринималась как основа, к которой добавились "голоса женщин", мужские ценности воспринимались как норма, а женские - как необычное, выходящее за рамки нормы, как отклонение. Третий этап -середина 1970-х- конец 1980-х - этап сближения истории и феминистской идеоло­гии, понимание историками феминистской идеи восприятия женщин как подчиненной группы, рассмотрения их как "проблемы, аномалии или отсутствия" (М. Шустер и С. Ван Дайн). Следствием перехода иссле­дований на этот этап были призывы переопределить понятия (например, "эпоха Ренессанса - это эпоха прогресса"), а вместе с ними парадигмы и методы, отказавшись от восприятия мужских основ периодизации истории, старых приемов выявления главных (история государства и права, дипломатии, войн) и неглавных, маргинальных тем (к ним традиционно относили историю быта, фольклора, биографическую историю). Однако,


несмотря на сближение исторического анализа с феминистской парадигмой, исклю­чающей рассмотрение женщины как "жертвы", историческая феминология все еще была "историей женских страданий". Последний, четвертый этап - с начала 1980-х - по настоящее время - характеризуется попытками изучать женщин в истории и историю женщин, опираясь на понятия, выработанные в ходе развития женских исследований в гуманитаристике {женский опыт, женское сообщество (community), женская идентичность, женское видение мира и т. п.), уделять большее внимание так называемому "контекстуальному", по-новому оценивать роль персонального опыта.

Определяющий параметр исторической феминологии как направления в гумани­таристике - ее синтетичность, объединяющий характер. История женщин - это и полити­ческая история (история участия/исключения женщин из процесса управления обществом); и экономическая история (история женского труда, женской занятости, предпринима­тельства, заработной платы и т. п.); и история права (история борьбы женщин за равноправие); и история семьи, поскольку история женщин охватывает многие области демографической истории; и история культуры и общественной мысли (история меняющихся представлений о месте и роли женщины); и история повседневности, быта и традиций, так как женщины были одно­временно хранителями и медиаторами, передававшими их из поколения в поколение.

К достижениям и итогам развития истори­ческой феминологии относят: возвращение истории женских имен; вывод о "соединя­ющихся сферах" или доменах существования экономики доиндустриального времени ("женской" - к которой относились дом, домохозяйство, рождение и воспитание детей, и "мужской" - охватывавшей дипло­матию, политику, военное дело); постановку проблемы смены гендерных ролей и выполнения женщинами "мужских" обязан­ностей, разрушение многих проявлений мужского мифотворчества (например, о прогрессивности Ренессанса, которого



И


у женщин "не было"); рождение новых тем, в том числе "истории родовспоможения", "истории прислужничества и домашней работы", "истории женского тела" и др. Немаловажное значение имеет и такое следствие развития исторической фемино-логии, как реабилитация феминизма как политики, а также пробуждение социального женского самосознания, и прежде всего у самих женщин-ученых, связавших свои творческие судьбы с изучением себя самих и статуса своих предшественниц.

Historical feminology, women's history (англ.)

Литература:

Пушкарева Н. Л. Тендерный подход в исторических

исследованиях // Вопросы истории. 1998. N 6.

Она же. Кому он нужен, этот тендер? // Социальная

история 1998/1999. М„ 1999. С. 155-177.

Она же. Рождение исторической феминологии //

Адам и Ева. Альманах тендерной истории. М., 2001.

© Я. Л. Пушкарева

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВА­НИЯ. Одним из основных требований женского движения во второй половине XIX -начале XX века стало право женщин на образование, равное с мужчинами, поскольку женщин тогда не принимали в университеты, а школы для девочек были редкостью, или программа в них оказывалась сокращенной и ограничивалась "женскими" обязанностями. Тем не менее, утверждать, что женщина была необразованной или не имела доступа к образованию, было бы неверно.

Начиная с древнейших времен до конца XVIII века образование являлось достоянием правящей элиты, то есть нескольких про­центов населения. Однако в древности были женщины, которые должны были быть хорошо образованы - это гетеры (были и другие названия, например, гейши), которые обучались музыке, поэзии, литературе, фило­софии, были в курсе политических событий, чтобы поддержать разговор с мужчинами на должном уровне. Самым блестящим приме­ром может являться Аспазия, гетера, оказы­вавшая большое влияние на политические дела Афин. Обыкновенная же женщина,


гражданка, получала только необходимые образовательные навыки: чтение, письмо и счет, иногда физическое воспитание, плюс необходимые навыки ведения домашнего хозяйства. В Спарте, однако, женщины посе­щали гимнасии наравне с мужчинами.

В Средние века монополией на образо­вание обладала церковь. Для женщины из привилегированных слоев уже считалось необходимым владеть чтением, письмом, разбираться в поэзии и искусстве, уметь поддерживать беседу. Девушек из дворян­ских семей часто посылали в женские монастыри, где они проходили курс обучения и заодно получали религиозное воспитание. Многие женщины воспитывались дома приходящим священником. Парадокс заклю­чался в том, что женщина из привилегиро­ванного слоя часто была лучше образована, нежели мужчина, который часто не умел писать и читать. В Средние века появляются и первые учебные заведения для девочек, в XIV веке во Флоренции были специальные школы, в чьи задачи входило воспитание дочерей ремесленников и обучение их реме­слу. В городской ремесленной среде женщина часто получает образование наравне с мужчиной, потому что дочь и жена мастера принимают участие в работе мастерской.

Подлинным расцветом женского образова­ния становится Ренессанс и раннее Новое время. Женщина получает возможность рав­ного образования с мужчиной, приходящие учителя обучают как сыновей, так и дочерей. ' Однако разница в их воспитании заключается в характере получаемого образования: обра­зование женщины направлено на формиро­вание тонко чувствующей, нежной и заботливой хозяйки домашн. го очага, поэтому женщин обучают литературе, музыке, искусству, живописи, иностранным языкам, рукоделию. Многим представитель­ницам аристократических семей удается стать меценатками, покровительствующими не только художникам и литераторам, но и философам, математикам, политикам.

С конца XVII века в Европе начинают появляться, в основном, закрытые пансионы для девочек из аристократических семей, где


И


готовили жен для представителей правящей элиты. С начала XIX века сначала в Англии, а затем в Германии и Франции начинается организация школ для бедняков, в том числе и для девочек, в программу которых входит обучение сельских девушек навыкам, необхо­димым для работы горничной, а затем при мануфактурах появляются курсы обучения девушек ткачеству и другим профессиональ­ным навыкам работы с машинами и стан­ками, в том числе их учат грамоте и счету.

Вопрос о включении женщин в образова­тельный процесс становится актуальным с середины XIX века, когда женское движение в Европе и США поднимает проблему допуска женщин к образованию. В 60-х гг. начинается процесс организации начальных и средних школ для девочек, причем программа этих школ перестает отличаться от программ школ для мальчиков, кроме наличия таких специальных предметов, как рукоделие. С конца 70-х гг. XIX века европейские и американские женщины получают доступ к высшему образованию: прежде всего в Швейцарии (Цюрихский университет) и Франции (Сорбонна). В 1904 г. в швейцарских университетах обучалось 1200 студенток (884 русских), в Северной Америке - 24836 (большинство являлись студентками колледжей, которые по европей­ским характеристикам соответствовали гимназиям), в 1905 г. в германских универ­ситетах обучалось 1200 студенток. Самой отсталой в области высшего образования для женщин была Англия, где доступ в старейшие университеты Оксфорда и Кембриджа женщины получили только в 60-х гг. XX столетия, но при этом начальное и среднее образование в Англии были доста­точно хорошо развиты. В начале XX века в США начинается совместное обучение маль­чиков и девочек в школах, эта новация полу­чила высокую оценку российских педагогов.

Окончательно проблема права женщин на образование была в Европе и США решена лишь в 60-е гг. XX века в результате студенческих революций, когда женщины окончательно закрепили свое право не только на поступление в университеты, но и на


изменение университетской программы в сторону включения в нее специальных курсов и дисциплин о женщинах (Women's Studies).

В России начало женского образования для высших слоев общества было положено учреждением Смольного института (в 1764 г.) и в начале XIX в. ряда закрытых учебных заведений ведомства императрицы Марии Федоровны. Открытые женские гимназии для всех сословий начали учреждаться с 1800 г. В 1843 году появились женские епархиальные училища, организованные для дочерей право­славного духовенства и по курсу своему мало отличавшиеся от женских гимназий. Предполагалось, что выпускницы этих училищ станут учительницами или женами священников. Так было положено начало специальному образованию. Первые же высшие женские курсы появились в Санкт-Петербурге в 1870 г. (Владимирские женские курсы), в Москве в 1872 г. были учреждены курсы Герье, наконец, в 1878 г. появились знаменитые Бестужевские курсы.

В 70-е гг. XIX века начинается и распро­странение специального образования для женщин. Первым опытом становится учреж­дение женских врачебных курсов в Санкт-Петербурге (в 1872 г.). В начале XX века доступ к высшему и специальному образова­нию в России для женщин значительно расширился. Кроме Петербурга, высшие женские курсы функционировали в Москве, Киеве, Казани, Харькове, Одессе. С 1906 г. женщины стали допускаться в вольнослу­шательницы университетов. В 1897 г. был открыт женский медицинский институт в Петербурге; в 1903 г. педагогические курсы были преобразованы в женский педагогичес­кий институт с университетским курсом. К 1905 г. в стане насчитывалось 20 женских сельскохозяйственных учебных заведений, 35 коммерческих училищ. В 1905 г. в Москве были учреждены женские архитектурные классы и строительные курсы, а в 1906 г. в Петербурге - женские политехнические курсы; с 1907 г. женщины стали приниматься в студентки Петербургского политехничес­кого института. В 20-е гг., в связи с работой


И


женотделов, право женщин на образование, гарантированное первыми декретами совет­ской власти, было реализовано: женщин стали наравне с мужчинами принимать в выс­шие учебные заведения, кроме военных училищ, а обучение в школах, исключая непродолжительный период в 1930-е - начале 1950-х гг., стало совместным.

History of women's education (англ.)

Литература:

Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского образования в России в XIX веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.

Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX -начала XX века. Социально-историческая судьба. М, 1999.

Лихачева Е. М. Материалы по истории женского образования в России (1856-1880). СПб., 1901. Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине XIX -начале XX века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Русское женское образование в XVIII - начале XX века: приобретения и потери // Мир истории. 2000. N 6. Труды Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного "Российской лигой равноправия женщин". СПб., 1914. Шнырова О. В. Проблема женского образования в российской общественной мысли 60-х годов XIX века // Женщины в отечественной науке и образо­вании. Иваново, 1997.

Butcher Patricia Smith. Education for equality: women's rights periodicals and women's higher edu­cation, 1849-1920. New York, 1989. Davis Natalie Zemon. Women's history as women's education: essays. Northampton, Mass., 1985. Eschbach Elizabeth Seymour. The higher education of women in England and America, 1865-1920. New York, 1993.

Farello Elene Wilson. A History of education of
women in the United States. New York, 1970.,

© M. Г. Муравьева

ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН, см. Истори­ческая феминология.

History of women (англ.)

ИСТОРИЯ МУЖЧИН - дисциплина, занимающаяся изучением конструирования и репрезентации маскулинностей в обществах


прошлого. С недавнего времени употреб­ляется также новый термин-синоним истори­ческая андрология.

История мужчин появилась как реакция на историю женщин (см. Историческая фе­минология) и как попытка уравновесить крен в сторону изучения женщин, сложившийся в гендерных исследованиях в 70-80-х гг. XX века. История мужчин начала развиваться с середины 80-х гг. и сосредоточилась на том, как и почему политика, военное дело и войны стали конструироваться как естественно мужские сферы действия. Такой подход к традиционным проблемам позволил специа­листам внести много нового как в гендерную историю, так и в историю вообще. Прежде всего, специалисты настаивают на том, что понятия маскулинность и фемининностъ формируются в историческом и современном контексте в зависимости друг от друга, не существует фиксированных границ данных понятий, каждая конкретная общественная ситуация создает эти понятия заново, но не отдельно, а вместе. Таким образом, внося коррективы в процесс тендерного конструи­рования, историки пытаются продемон­стрировать необходимость изучения обоих тендеров, чтобы корректно представлять себе исторические процессы.

Основную проблему исследователи мас­кулинностей видят в изучении концепции мужской половой роли (см. Гендерные роли) и способов вовлечения мужчин в данные роли и ее трансформации на протяжении исторического процесса. Прежде всего, еще в 80-х гг. были отвергнуты утверждения об унитарной половой роли мужчины в обще­стве, поскольку эмпирический материал, этнографические и антропологические данные этого не подтверждали. Это побудило к пересмотру представления о патриархате как доминирующем общественном устрой­стве. В результате дискуссии о месте и роли маскулинностей в историческом процессе концентрируются вокруг следующих; про­блем. Первая из них - это проблема плюраль­ных маскулинностей. Сегодня совершенно очевидно, что разнообразие маскулинностей является историческим фактом, что различные


И


культуры и различные исторические периоды по-разному конструировали мужской тендер. Разительные отличия существуют, например, в отношениях между гомосексуальной прак­тикой и доминирующими формами маску­линности. В мультикультурных обществах определения и предписания маскулинности обычно сильно варьируются. Существует также множество типов самой маскулин­ности в границах одной культуры или даже институции. В частности, гегемонический тип маскулинности, связанный с властным доминированием, совершенно не является наиболее распространенной формой маску­линности. Тем не менее, можно говорить о существовании различных типов маскулин-ностей, наделенных определенным этосом. то есть сходными нормами и правилами поведения, а также этическими ценностями. Среди них мы можем выделить, например, такой тип как рыцарь, или джентльмен, или буржуа, или новый русский. Все они имеют определенный круг "обязанностей" и наде­ляются определенными чертами, то есть являются результатом типизации.

Проблема коллективных маскулинностей также достаточно важна, поскольку те или иные типы маскулинности поддерживаются и репрезентируются не только индивидуумами, но и группами, и даже общественными институтами. Если мужчина входит в ту или иную социальную группу, он обязан репре­зентировать соответствующий ей тип маску­линности. Например, в армии - здесь тип маскулинности под названием "гегемон" через сложную систему социальных практик, разрешений и исключений насаждается каж­дому, кто связывают свою судьбу с военной карьерой.

Маскулинности поддаются и являются результатом активного конструирования и реконструирования в зависимости от кон­кретных исторических условий. При этом само конструирование часто может исходить не от мужчин или той группы, в рамках которой данное конструирование происходит. Это рождает противоречия в области жела-ни. i мотивов, лежащих в основе констру-;ия маскулинностей.


В целом, исторический анализ маскулин­ностей открывает множество возможностей для пересмотра проблем социальной иерархии, власти и властных отношений в рамках парадигмы развития того или иного общества.

Men's history, history of masculinity (англ.)

Литература:

Гилмор Д. Загадка мужественности // Введение в тендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 880-904. Коннелл Р. Маскулинности и глобализация // Введение в тендерные исследования. Ч. 11: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 851-879. Cohen M. Fashioning Masculinity: National Identity and Language in the Eighteenth Century. L.-N. Y., 1996.

Dawson G. Soldie Heroes: British Adventures, Empire and the Imaging of Masculinities. L.-N. Y., 1994. Hagemann K., Dudink S. Masculinity as Practise and Representation // Proceedings of the 19th Interna­tional Congress of Historical Sciences. Oslo, 2000. P. 283-305.

Sinha M. Giving Masculinity a History: Some Contributions from the Historiography of Colonial India // Gender & History. 1999. Vol. 3. P. 445-460. Tosh J. The old Adam and the New Man: Emerging Themes in the History of English Masculinities, 1750-1850 // T. Hitchcock and M. Cohen (eds.). English Masculinities 1660-1800. L.-N. Y., 1999. P. 217-238. Tosh J. What Should Historians Do With masculinity? Reflections on Nineteenth Century Britain // History Workshop Journal. 1994. Vol. 3. P. 179-202.

© M. Г. Муравьева

ИСТОРИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ - исто­рия сексуальной культуры (как способа экспрессии и репрезентации желания) и сексуального поведения (как способа реали­зации сексуальной культуры) в контексте гендерной и социальной структуры челове­ческих общностей.

Попытки изучения человеческой сексуаль­ности предпринимали еще древние греки, научное же изучение сексуального поведения можно проследить с конца XIX в., когда началось формирование новой теории чело­веческой сексуальности. X. Эллис, 3. Фрейд, Р. Крафт-Эбинг, А. Кинси, продолжая


дарвиновскую традицию, стали изучать чело­веческую сексуальность и создали вполне влиятельные научные школы, особенно 3. Фрейд. В принципе, концепции "сексуаль­ного дарвинизма" были подвергнуты сомнению лишь в 70-х гг. XX в., но и сегодня еще остаются достаточно влиятельными.

Вопрос о роли сексуальности в истории сегодня лишь начинает серьезно рассма­триваться историками. Тем не менее, существует традиция попыток оценки данной роли. Такие вопросы как древнегреческая гомосексуальность и толерантное к ней отношение, реальный подтекст куртуазной литературы, пуританская сексуальная куль­тура, викторианское ханжество и т. д. не могут быть оставлены без внимания истори­ками. Однако расцвет изучения сексуаль­ности наступает лишь сейчас.

Ч. Дарвин заявил о том, что мужчина наделен агрессивной сексуальностью и она необходима для эволюции человечества, таким образом закрепив активный/пассивный момент сексуального поведения человека. X. Эллис, следуя за Дарвином, реабилитировал возможность сексуального желания в женщине, то есть он вернул женщине сексуальность, но при этом считал, что удовлетворение этой сексуальности возмож­но, по аналогии с животными, посредством агрессивного поведения мужчины, которое выражается в ухаживании по схеме "охотник-жертва". 3. Фрейд считал агрессивность необходимым элементом сексуальности, что предопределено биологически. Тем не менее, концепция Фрейда оказала значительное влияние на многие исторические концепции сексуальности. Прежде всего, утверждение Фрейда о том, что именно сублимация сексуальной энергии ведет к цивилизации, так как человек (мужчина) приносит в жертву свои естественные желания и удовольствия ради общего блага, нашло отражение в работах американских историков 60-х гг. (В. Райх и П. Робинсон). В частности, Дж. Анвин попытался на базе данной концепции объяснить могущество Англии в XVII-XIX вв. Он утверждал, что ни одно общество не может быть продуктивным до тех пор, пока


удовлетворение сексуальных потребностей не будет сокращено до' минимума, а проис­ходит это посредством адаптации института, который он назвал "абсолютная моногамия", в котором муж имеет абсолютную власть над своей женой и детьми. Анвин считал, что английские пуритане исповедовали именно такую брачную модель и их отношение к сексуальности строилось на канализации ее только посредством брака, что и позволило сублимировать сексуальную энергию в тор­говлю и политическое развитие, кульмина­цией которого явился XIX век. В XX в. упадок "абсолютной моногамии", разреше­ние разводов и толерантное отношение к внебрачному сексу и гомосексуальности привели к упадку Британии в экономической и других областях.

Однако биологические объяснения сексуальности в истории не оправдали себя. М. Фуко предложил социокультурную кон­цепцию сексуальности, в которой сексуаль­ность была напрямую связана с проблемами власти и подчинения. Фуко считал, что именно власть занималась производством специфического дискурса сексуальности, который, в свою очередь, конструировал нормы сексуального поведения, с целью кон­троля над человеческим телом и через него контроля над человеческой сексуальностью и человеком. Фуко полностью отвергал био­логическую обусловленность сексуальности, показывая пути ее конструирования на европейском материале XVII-XIX вв.

Современные историки и антропологи выделяют следующие модели исторического развития сексуальности: единую и двой­ственную модели сексуального поведения. Единая модель подразумевает существование одинакового желания как в мужчинах, так и в женщинах, что ведет к одинаковому способу канализации данного желания, равенство этой канализации является основой развития общества. В таких обществах низкий показатель сексуального насилия. Двойствен­ная модель предполагает два разных способа сексуального поведения для мужчин и для женщин. Мужчины находятся в рамках идеологии либертинизма, они имеют полную


И-к


сексуальную свободу, они обязаны иметь гипертрофированную сексуальность и поль­зоваться ею. Женщинам здесь отводится роль контролера морального климата общества, причем женщина должна контролировать не только свое желание, но и желание мужчины недопусканием его до своего тела. Таким образом, женщина должна быть идеалом добродетели, подразумевающим пассивное отношение к проявлению своей сексуальности: ее сексуальность может проявляться только через мужчину. Историки считают, что единая модель сексуального поведения существовала в Европе вплоть до начала XVIII в., когда она начинает сменяться двойственной моделью, существующей и по сей день. В России можно говорить, напри­мер, о сосуществовании данных моделей сексуального поведения, что и влияет, в част­ности, на неоднозначность статуса женщин как в историческом развитии, так и теперь.

Таким образом, история сексуальности позволяет историкам по-новому оценить эволюцию человечества в исторической перспективе, учесть нетрадиционные факто­ры влияния на формирование общественных институтов, рассмотреть через призму кон­струирования сексуальности многие "тради­ционные" сферы исторического знания с новой перспективы изучения.

History of sexuality (англ.) Литература:

Михель Д. Тело, территория, технология. Фило­софский анализ стратегий телесности в совре­менной западной культуре. Саратов, 2000. Он же. Воплощенный человек. Западная культура, медицинский контроль и тело. Саратов, 2000. Он же. Тело в западной культуре. Саратов, 2000. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. Dijkstra Bram. Idols of Perversity: Fantasies of Feminine Evil in Fin-De-Siecle Culture. Oxford, 1986. Dutton R. Kenneth. The Perfectible Body: The Western Ideal of Physical Development. London, 1995 Hunter Dianne. Hysteria, Psychoanalysis, and Feminism: The Case of Anna O. // Feminist Studies. 1983. Vol. 9. N. 3.

Intimate Matters: A History of Sexuality in America. New York, 1988.

Laqueur T. Making Sex: Body and Gender from the Greeks to Freud. Cambridge: Mass., 1990.


Laqueur T. The Making of the Modern Body: Sexu­ality and Society in the Nineteenth Century. Berkeley, 1987.

Irigaray Luce. This Sex Which Is Not One. New York, 1985.

The Modernization of Sex: Havelock Ellis, Afred Kinsey, William Masters and Virginia Johnson. New York, 1976.

Schiebinger Londa. Theories of Gender and Race // Nature's Body: Sexual Politics and the making of Modern Science. London, 1993. Weeks Jefferey. Sexuality and its Discontents: Meanings, Myths & Modern Sexualities. London, 1985.

Weeks Jefferey. Against Nature: Essays on History, Sexuality and Idenitity. London, 1991.

© M. Г. Муравьева

К

КАТЕКСИС, см. Гендерная система. Cathexis (англ.)

КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ ИН­ДИКАТОРЫ, см. Тендерные индикаторы.

КВОТА ДЛЯ ЖЕНЩИН - поддержи­ваемая законом норма представительства женщин. 30%-ное представительство в политических институтах считается "крити­ческой массой", которая позволяет женщи­нам оказывать существенное влияние на по­литику. Согласно рекомендациям Комиссии ООН по улучшению положения женщин (1990 г.), критический 30%-ный порог должен рассматриваться как минимальная доля должностей директивного характера, занимаемых женщинами на национальном уровне.

Существуют разные типы квотирования. "Жесткая квота" - это количественно фикси­рованная норма представительства, когда сразу оговаривается количество или тот количественный предел мест, сокращение которого не допускается. "Жесткие квоты" могут быть закреплены в Конституции,


IV


законе о выборах, законе о политических партиях, законе о местном самоуправлении, законе о государственной службе. Обязатель­ное участие в конкурсе на одно место представителей обоих полов называется "мягким квотированием". В Швеции "мягкое квотирование" является обязательным в конкурсах на руководящие посты не только в политических структурах, но и в экономи­ческих. "Мягкое квотирование" также требует поддержки в законе о выборах, государственной службе, о местном само­управлении.

Существуют различные способы обеспе­чения представительства женщин в парла­менте. Во-первых, имеются законодательные квоты, согласно которым женщины должны составлять определенную часть избранных представителей. Это имеет место во многих странах: в Италии, где женщины должны составлять до 50% в бюллетенях пропор­ционального представительства, Аргентине (30%) и Бразилии (20%). Такие квоты обычно воспринимаются как переходный механизм для закладки основ более широкого представительства женщин. Во-вторых, избирательный закон может требовать от партий выставлять определенное число женщин-кандидатов. Это имеет место в Бельгии и Намибии. В Аргентине существует дополнительное положение, по которому женщины должны занимать "выигрышные" позиции, а не в конце партийного списка. В-третьих, политические партии могут принять свои собственные неформальные квоты для женщин-кандидатов на парламентское место. Это наиболее частый механизм, исполь-зуемый для поощрения участия женщин, в политической жизни, и он используется с различной степенью успешности по всему миру. Использование отдельных списков только из женщин лейбористской партией на выборах 1997 г. в Великобритании почти удвоило количество женщин в парламенте -с 60 до 119.

Сторонники различных форм квотиро­вания считают, что поддержка в продвижении женщин в политике необходима в переход­ный период. Противники же полагают, что


женщин никто не ущемляет в их правах, поэтому они должны вести политическую борьбу на общих основаниях, так как льготы прививают пассивность, притупляют чувство конкуренции и потому не могут считаться демократическими.

В любом случае, для продвижения женщин в политике, для достижения тендерного баланса в политических структурах необхо­димо развитие гражданской инициативы самих женщин, приобретение опыта политической деятельности, получение лидерских навыков.

[См. также Гендерные квоты, Методы квотирования]

Quota for women (англ.)

Литература:

Гендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Душанбе, 1999: <http://tm2001.by.ru/>

Доклад о развитии человека за 1995 год // ПРООН. Нью-Йорк, Оксфорд, 1995.

Избирательные системы // Международный Фонд Избирательных Систем (МФИС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Программа Развития ООН, Академия Развития через Образование (АРО). Душанбе, 1999. Платформа действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин // Хрестома­тия к курсу "Основы тендерных исследований" / Под редакцией О. А. Ворониной (отв. ред.), Н. С. Григорьевой, Л. Г. Луняковой М.: МЦГИ/ МВШСЭН,2001. С. 299-314. Men arid Women in Europe and North America. 2000 / ECE UN - NeW York and Geneva, 2000. The World's Women 2000. Trends and statistics / Social Statistics and indicators Series K, N 16 (United Nations publications). New York, 2000.

© А. А. Куватова

КИБЕРФЕМИНИЗМ - направление в современной литературной и философской мысли в рамках феминистского дискурса, которое обратилось к изучению и популяри­зации основных принципов киберкультуры, сложившейся в 1980-е годы на Западе на вол­не интереса к феномену высоких технологий, прежде всего кибернетики, биомедицины и технологий виртуальной реальности.

Основополагающим текстом данного направления является "Манифест для киборгов" Доны Харавэй (D. Haraway),


К


представляющий собой главу из ее работы "Обезьяны, киборги и женщины" (1991). В образе киборга Харавэй выразила идею радикально новой тендерной политики, свободной от искушений сексизма. Своеобразием манифеста является его глубокая (само)ирония: киборги приходят в мир, чтобы отменить половые различия, репродуктивные практики и саму социаль­ность. В предельно заостренной форме манифест ставит вопрос и о судьбе самого феминизма, показанного как паноптикум разнообразных программ, значительная часть которых устарела в условиях позднего индустриального общества.

Современные киберфеминистские тексты нередко представляют своеобразную лабора­торию, где прорабатываются вопросы, касаю­щиеся принудительных форм медицинского вмешательства в женское тело и клониро­вания, построения виртуальных семей в сетях Интернет и электронного надомниче-ства, технически оснащенной эротики и киберсекса (Fuchs; Springer; Lim). Привлека­тельность киберфеминизма как литературно­го жанра позволяет его авторам посредством неожиданно найденной формы обсуждать и вполне традиционные феминистские темы равенства полов, социальной справедли­вости, свободы от насилия и пр. В России распространение киберфеминизма связано, главным образом, с издающимся в Санкт-Петербурге журналом "Киберфемин клуб"

Cyberfeminism (англ.)

Литература:

Fuchs С. J. "Death is Irrelevant": Cyborgs,

Reproduction, and Future of Male Hysteria // The

Cyborg Handbook / Ed. С Hables Gray. New York;

London: Routledge, 1995.

Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women: The

Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991.

Lim H. Caesareans and Cyborgs // Feminist Legal

Studies. 1999. Vol. 7.

Springer С Electronic Eros: Bodies and Desire in the

Postindustrial Age. Austin: University in Texas Press,

1996.

©Д. В. Михель

КИБОРГ, см. Политики тела, Киберфе-

минизм.


КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ, см. Гендерные индикато­ры.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРО­БЛЕМЕ РАВЕНСТВА ПОЛОВ (комплекс­ный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами) - это стратегия, заключающаяся во внедрении проблематики равенства полов на все уровни общества посредством организации системы ее учета при принятии политических решений.

Концепция комплексного подхода появи­лась в различных международных докумен­тах после Третьей Всемирной конференции ООН по положению женшин (Найроби, 1985 г.). В 1986 г. была принята Резолюция о работе Комиссии ООН по положению женщин, согласно которой в программы социально-экономического развития было решено включить перспективные стратегии. Комиссия обратилась ко всем организациям в системе ООН, в том числе региональным комиссиям и специализированным агентст­вам, с просьбой разработать общую страте­гию в отношении проблемы равенства полов и внедрить ее в свои долговременные про­граммы. Совет Европы организовал Группу специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства полов, которая разработала его концептуальные основы и методологию. В Программе действий, принятой Четвертой Всемирной кднферениией по положению женшин (Пекин, 1995 г.), концепция комплексного подхода была поддержана. В последние годы эта концепция получила особое развитие в рамках деятельности различных европейских межправительственных и национальных организаций. Имеется значительный опыт по внедрению этой концепции в Норвегии, Швеции, Голландии, Дании, Финляндии. Комплексный подход к проблеме равенства полов предполагает организацию, совершенствование и оценку процесса принятия решений лицами, ответственными за проведение политики либо вовлеченными в ее реализацию, -с учетом проблематики равенства полов.


В трактовке понятия равенство полов концепция исходит из необходимости учета имеющихся социокультурных различий между ними. В описаниях комплексного подхода акцентируются цель, процесс, объект и активные субъекты политики. Этот подход предполагает, что компетентность политиков и чиновников по внедрению в сферы их деятельности "измерения" равенства полов станет неотъемлемой частью их профессиональной квалифи­кации. Считается, что комплексный подход не может заменить уже действующие механизмы и политические программы в области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами, а выступает, скорее, как новая фундаментальная страте­гия и дополнение к традиционной политике в этой области. И оба подхода - традицион­ный и комплексный - должны применяться параллельно. По мнению разработчиков концепции, в каждой стране она должна быть тщательно истолкована и адаптирована с учетом местных условий. Комплексный подход направлен на активизацию эга­литарных (направленных на достижение равенства) процессов в обществе в целом. В англоязычном наименовании комплексного подхода к проблеме равенства полов - gender mainstreaming - акцентируется, что точкой отсчета при разработке этого подхода является все общество в целом: термин образован от mainstream, что в данном контексте переводится как "общая система организации общества".

Gender mainstreaming (англ.) Литература:

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рам­ки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.

Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин: Организация Объединенных Наций. Пекин, 17 октября 1995 г. 202 с.

© А. А. Денисова


КОНВЕНЦИЯ - международный право­вой документ, который, в отличие от декларации или обращения, имеет статус закона, обязательного для исполнения теми государствами (членами соответствующих международных структур), которые их подписали и ратифицировали - то есть одо­брили в своих парламентах. К числу таких важнейших международных документов в области установления тендерного равенства относятся: Конвенция N100 МОТ (Между­народной Организации Труда) "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Кон­венция о гражданстве замужней женщины (1957 г)., Конвенция о согласии на вступ­ление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в от­ношении женщин (1979 г.), Конвенция N156 МОТ "О равном обращении и равных воз­можностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанно­стями" (1983 г.) и некоторые другие конвен­ции.

Если национальное законодательство по гендерному равенству (см. Равенство полов), по правам женщин (см. Права человека женщин) разработано слабо или же отсут­ствует совсем, то женские организации и женщины самостоятельно могут исполь­зовать для отстаивания своих прав конвенции и другие документы, принятые мировым сообществом и ратифицированные их страной. Они имеют право, ссылаясь на конвенции, обращаться в судебные инстан­ции всех уровней. Не случайно правовые акты ООН называют "юридическим орудием предотвращения дискриминаиии в отноше­нии женщин".

Convention (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте

прав человека. М.: Эслан, 2001. 76 с.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав

человека: международный и национальный аспект

/ Институт государства и права РАН. М., 2000.

© С. Г. Айвазова






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 961 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.