Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћеждународный женский 1 страница




1 ƒ≈Ќ№.  онцепци€ праздновани€ ћеждуна≠родного женского дн€ непосредственно св€≠зана с изменением государственной поли≠тики в отношении женшин. ѕраздник 8

(ћарта возник благодар€ женскому движе≠нию и первоначально представл€л собой политическую акцию. —огласно одним источникам, эта дата была выбрана немец≠кими женщинами дл€ демонстрации поли≠тической солидарности, поскольку именно 8 марта 1848 г. прусский король, столкнув-

Х шийс€ с вооруженным восстанием, пообе≠щал р€д реформ, включа€ избирательное право дл€ женщин, которое, однако, так и не было им прин€то. ¬ других источниках истори€ международной солидарности женщин восходит к 8 марта 1908 г., когда женщины, работающие на одной из тек≠стильных фабрик Ќью-…орка, объ€вили забастовку с требованием улучшени€

■ условий работы. ’оз€ин фабрики запер снаружи одно из помещений с бастующими,

; и, в результате случайного возгорани€, 129 женщин, не имеющих возможности вы≠братьс€ из цеха, погибло в огне. –оза Ћюксембург предложила в пам€ть об этой трагедии, а возможно, сопоставив два вышеназванных исторических событи€, отмечать 8 ћарта как день интернацио≠нальной солидарности женщин, и в 1910 г. на международной конференции в  опен-

i гагене социалистки прин€ли решение о праздновании "ћеждународного ∆енского ƒн€". ¬первые этот праздник, а скорее, политическа€ акци€, отмечалс€ 19 марта 1911 г. в √ермании, јвстрии и ƒании; есть свидетельства, что в –оссии этот день отмечалс€ с 1913 г. ¬ 1917 г. с демонстрации женщин-работниц началась ‘евральска€ революци€ (8 марта по старому стилю - 23 феврал€ по новому), котора€ принесла долгожданные права русским женщинам - в там числе право на высшее (университет≠ское) образование и профессиональный труд.


–итуалы и символы праздновани€ ћеждународного женского дн€ в –оссии непосредственно св€заны с мен€ющимис€ политическими и культурными кодами женственности (феминносщи). ѕолити≠ческа€ направленность праздника в дорево≠люционный период и первое дес€тилетие советской власти определ€лась эмансипатор-ской риторикой женского движени€ и социалистической идеологией, будучи обусловлена необходимостью привлечени€ женских масс к активной политической де€тельности. ѕри наличии в ———– ограниченной системы средств массовой информации, инструментальный и креатив≠ный потенциал ћеждународного женского дн€ использовалс€ большевиками в цел€х пропаганды целей и задач революции среди полуграмотного населени€ (Chatterjee). ¬ первые годы советской власти большевики в соответствии с политической необходи≠мостью в тот период, создали и рефор≠мировали образ новой советской женщины, определили ожидаемые от нее роли и об€занности, причем €зык праздновани€ 8 ћарта использовалс€, чтобы усилить именно общественную сторону жизни советской женщины. ѕри этом большевистска€ идео≠логи€ настойчиво подчеркивала классовый характер равноправи€, отдава€ приоритет интересам и потребност€м. женщин "труд€щихс€" классов - рабочих и кресть≠€нок. Ќачина€ с 1920-х гг., 8 ћарта из политической акции женщин борьбы за свои права превратилс€ в ћеждународный день работниц и получил официальный статус праздника, хот€ и не был выходным днем. ћеждународный женский день исполь≠зовалс€ большевиками дл€ конструировани€ нейтрального публичного пространства в противовес традиционной дл€ женщины приватной сфере (Chatterjee). ¬ официальных обращени€х партии и правительства к труд€щимс€ женщинам, постановлени€х к ћеждународному коммунистическому жен≠скому дню - отсутствие вс€кой лирики. «десь "самоотверженные и мужественные" жен≠щины как важнейший ресурс политической ло€льности и экономической стабильности


V1


став€тс€ на один уровень с мужчинами, раскрепостившись от цепей рабства и мелко≠собственнического уклада жизни, приоб≠щаютс€ к политической и общественной де€тельности, в частности, благодар€ новой семейной политике, допускавшей аборт и разводы.

— начала 1930-х годов на ћеждународный женский день пресса регул€рно утверждала, что в ———– женщины не только радовались формальному правовому равенству, но и пользовались равными правами на практике. ћасштабы праздновани€ международного женского дн€ приобретали государственный размах. ѕубличный характер праздника активно поддерживалс€ международным движением женщин за свои права. »з публикаций праздничных выпусков газет этих лет следует, что ћеждународный женский день отмечали в целом р€де государств, включа€ —оветский —оюз и  итай, јнглию, √ерманию, другие страны ≈вропы и јмерики, где существовало женское рабочее движение. —частливое положение труд€щейс€ женщины социализма посто€нно сравнивалось с бедственным положением женщин в буржуазных странах. ¬ течение всех военных лет в праздничных выпусках газет формируетс€ образ женщин как патриоток, которые боролись с фа≠шистами на фронте, выхаживали раненых и ликовали по случаю триумфальной победы  расной јрмии над врагом, однако даже в праздничном дискурсе женщины уход€т на второй план по сравнению с их сыновь€ми, мужь€ми и отцами, а также с "ќтцом народов" - ». —талиным. ¬ военный и после≠военный период пропаганда материнства была созвучна идеологии антиабортного законодательства 1936 г.; в галерее женских образов по€вл€ютс€ матери-героини, тем самым вноситс€ вклад в конструирование культа материнства, представл€емого как высшее право женщины при социализме, социальна€ ответственность женщин перед государством, которой нельз€ избежать (Buckley).

—о второй половины п€тидес€тых годов происходит символическа€ приватизаци€


праздничного пространства 8 ћарта при одновременном увеличении его масштабов, что воплощаетс€ в практиках потреблени€, способах освоени€ праздничного простран≠ства-времени. Ќесмотр€ на то, что со второй половины 1950-х гг. в публичном дискурсе 8 ћарта все еще остаетс€ "смотром достижений советских женщин", ћежду≠народный женский день становитс€ всенародным праздником, трансформиру€сь в праздник всех женщин, невзира€ на возраст и статус зан€тости. ¬ прессе, выпускающейс€ ко дню 8 ћарта в 1970-1980-е гг., официальные обращени€ к женщинам смен€≠ютс€ камерными поздравлени€ми в их адрес.   "труд€щимс€ советским женщинам" все чаще обращаютс€ как к просто женщинам, женам, матер€м, подругам. ¬ середине 1980-х гг. публичный дискурс и социально-экономические реалии возвращают женщину в семью, постепенно происходит и деполи-тизаци€ "женского праздника", его публич≠ное пространство приватизируетс€.   1990-м гг. увеличиваетс€ количество сатирических образов в выпусках газет, посв€щенных ∆енскому дню; революционный пафос полностью исчез. ¬ символическом р€ду этого праздника знаки эмансипации и материнства вытесн€ютс€ кодами приват≠ности, интимности, подчеркива€ новые акценты в образе феминности. ѕразднование 8 ћарта подчин€етс€ законам общества массового потреблени€, занима€ свое место в империи "праздничного бизнеса". Ќаблю≠даетс€ "модификаци€ патриархатной идеоло≠гии, котора€ из государственно-патриархат-ной становитс€ либерально-патриархатной" (“артаковска€. —. 246-265).

—овременные практики праздновани€ 23 ‘еврал€ и 8 ћарта св€заны не только с приватизацией политического, но и подчеркивают тендерный дисбаланс: 8 ћарта воспринимаетс€ сегодн€ как "женский день", а 23 ‘еврал€ - как ƒень защитника ќтечес≠тва, праздник "профессиональной маскулин≠ности" (см. ћаскулинность). ќбраз женщины как защитницы ќтечества маргинален и присутствует лишь в официальном дискурсе, а участники праздновани€ в приватном


пространстве чествуют мужчин, вне зави≠симости от их отношени€ к ¬ооруженным —илам. —труктура праздников, сфокусиро≠ванных на тендерных идеалах, комплемен≠тарна: 23 ‘еврал€ и 8 ћарта сегодн€

, образуют единую систему созависимых и взаимодополн€ющих ритуальных практик.

ѕолитические традиции 8 ћарта до сих пор активно поддерживаютс€ в некоторых странах, в том числе женскими движени€ми

'■ јвстралии, а в конце XX - начале XXI вв. во многих странах этот праздник обретает второе рождение, станов€сь новым симво≠лическим ресурсом женских движений, в частности, в этот день устраиваютс€ акции

I против насили€, провод€тс€ презентации кризисных центров, международные фору≠мы женских и правозащитных организаций. International Women's Day (англ.)

Ћитература:

“артаковска€ ». ћужчины и женщины в легитимном дискурсе // “ендерные исследовани€, N 4 (1/2000): ’арьковский центр тендерных исследований. —. 246-265.

Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. New York, London: Harvester Wheatsheaf, Х 1989.

Chatterjee Ch. Celebrating Women: Internationnal Women's Day in the Soviet Union, 1917-1939. Indiana: Indiana University Bloomington, 1991. History of International Women's Day in words and images: <http://www.isis.aust.com/iwd/stevens/con tents.htm>

© E. P. ярска€-—мирнова, √. √.  арпова

ћ≈“ќƒџ  ¬ќ“»–ќ¬јЌ»я дл€

обеспечени€ представительства женщин в парламенте различны, среди них следует выделить следующие:

1. ”становленные законом квоты, в соответ-I ствии с которыми определен минимальный процент избранных женщин-представи≠тельниц. “акова практика в немногих странах: в »талии, где женщины должны составл€ть 50% пропорционального предста≠вительства (т. е. по партийному списку); в јргентине (30%) и Ѕразилии (20%). “ака€ квота обычно рассматриваетс€ как переход≠ный механизм при создании базы дл€ расширени€ женского представительства.


 

2. ѕредусмотренные законом о выборах
положени€, согласно которым партии
об€заны представл€ть определенное число
женщин-кандидаток. “ака€ практика приме≠
н€етс€ в пропорциональных избирательных
системах, например, в Ѕельгии и Ќамибии. ¬
јргентине существует так называемое
"сверхположение", согласно которому
кандидатуры женщин должны занимать
"выигрышные места" в партийном списке, в
Ќепале 5% кандидатов в одномандатных
округах должны составл€ть женщины.

3. ќдобренные политическими парти€ми
неформальные квоты дл€ женщин-
кандидатов в парламент - наиболее
распространенный механизм содействи€
участию женщин в политической жизни.
ƒанный метод был использован во всем мире
с различной степенью успеха - от
лейбористских партий в јвстралии и в
¬еликобритании - до стран —кандинавии.
“ак, в јнглии Ћейбористска€ парти€,
применив этот механизм на выборах 1997
года, сумела почти удвоить число женщин-
членов парламента (их число увеличилось с
60 до 119 человек). ѕолитические партии,
которые обладают квотами дл€ выборов,
обычно имеют также определенного рода
квотную систему дл€ избрани€ руковод€щих
органов партии.

[—м. также  воты дл€ женщин, √ендер-ные квоты]

Quota methods (англ.)

Ћитература:

Ўведова Ќ. ј. ѕросто о сложном: тендерное просвещение. ћ.: јЌ“» ¬ј, 2002. The International IDEA Handbook of Electoral System Design. Stockholm, Sweden: IDEA, 1997. Women in Parliament: Beyond Numbers. Internatio≠nal Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA). Stockholm, 1998.

© H. ј. Ўведот

ћ»‘ќ-ѕќЁ“»„≈— ќ≈ ћ”∆— ќ≈ ƒ¬»∆≈Ќ»≈, зародившеес€ в 1980-х годах, главной задачей современности считает обретение мужчинами утер€нных ими базовых мужских ценностей, которые можно обрести на пути духовного поиска. —вою


основную задачу движение видит в том, чтобы направить мужчин на этот путь. —овременное общество, по мнению идеологов движени€, разорвало глубинные св€зи между мужчинами и между ними и "мужской сущностью". ћанифестом этих мужчин можно считать книгу поэта –оберта Ѕла€ "∆елезный ƒжон" ("Iron John", 1990). Ѕлай и его последователи описывают эмоциональное убожество современных мужских взаимоотношений и мечтают восстановить традиции древнего мужского братства и наставничества между поко≠лени€ми. ¬ книге "The Maiden King" (1998), написанной в соавторстве с ћэрион ¬удмен (Marion Woodman), исследу€ становление человеческой маскулинности - фемининнос- ти, Ѕлай обращаетс€ к русской мифологии. ћифо-поэтическа€ идеологи€ обладает боль≠шой эмоциональной прит€гательностью, но рассматривает мужчин вне социального контекста, а различи€ между женщинами и мужчинами абсолютизирует. ‘илософска€ база движени€ - учение  . √. ёнга, разграничивающего мужской дух (анимус) и женскую душу (аниму). ”частники мифо-поэтического мужского движени€ отличаютс€ высокой активностью в мужских сообще≠ствах и в развитии сети групп мужской поддержки.

The Mythopoetic Men's Movement (англ.)

Ћитература:

 он ». " ризис маскулинности" и мужские движе≠ни€ // ¬ведение в тендерные исследовани€. „. I: ”чебное пособие / ѕод ред. ». ј. ∆еребкиной. ’арьков: ’÷√», 2001; —ѕб.: јлетей€, 2001.  он ». ћен€ющиес€ мужчины в измен€ющемс€ мире // —айт "—ексологи€": <http://sexology.narod.ru/publ018_4.html> Bruzy Bil. Reunion of masculine and feminine: An interview with Robert Bly / Originally printed in Creations Magazine, February 1999 // MENSIGHT Magazine:

<http://themenscenter.com/mensight/Library/reunion-bly.htm>

ќ ј. ј. ƒенисова

ћќЋќƒџ≈ ∆≈Ќў»Ќџ - девушки и женщины от 16 до 30 лет - в –оссии составл€ют 13,7 млн человек. ¬сего женщин


в –оссии - 78,1 млн. ѕоложение молодых женщин имеет как общие дл€ всей россий≠ской молодежи черты, так и особенности, определ€емые их тендерной принадлеж≠ностью. ¬ св€зи с ростом масштабов платного образовани€ и падением уровн€ жизни росси€н заметным €влением 90-х годов стало сокращение численности студентов вузов (обоих полов), однако дол€ девушек в их составе посто€нно превышала 50%: а 1994-1995 гг. она составила 53%, в 1996-1997 гг. - 55%, в 1997-1999 гг. - 56% (дл€ средних специальных заведений - соответ≠ственно 60%, 59%, 59%) (ѕ€тый периодичес≠кий доклад ѕравительства –‘ о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен≠щин. —. 69). ќднако, получив образование, девушки проигрывают мужчинам в сфере профессиональной реализации. ѕо данным ‘едеральной службы зан€тости, на начало 1997 г. среди безработных, не достигших 18 лет, девушки составл€ли 58%, среди тех, кому от 18 до 24 лет - 71%, от 25 до 29 лет - 66% (“ам же. —. 12). ¬ целом более четверти молодых безработных, зарегистрированных в бюро зан€тости на 1 €нвар€ 1997 г., были выпускниками школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, вузов. Ќа работу по специальности попадает лишь 15-20% выпускников вузов (“ам же).

Ќесмотр€ на значительные усили€ государственных и общественных организа≠ций, продолжительность поиска работы у женщин (8,6 мес€ца) заметно превышает средний показатель у мужчин (7,9 мес€ца); свыше 35% безработных женщин находились в этом качестве более года, причем данные варьируютс€ в зависимости от региона –оссии.

≈ще одна остра€ проблема на рынке труда - дискриминаци€ женщин в оплате труда (см. “ендерна€ дифференциаци€ оплаты труда). ƒискриминаци€ по признаку пола в оплате труда сопровождаетс€ дискрими≠нацией при найме на работу (см. ƒискриминаци€ в сфере труда). ќбъ€влени€ о найме пестр€т пометками о предпочтении представител€м мужского пола, а если приглашаютс€ женщины, то, как правило,


отмечаетс€ необходимость "хороших внеш≠них данных", а тех, кому "за 25", прос€т "не беспокоитьс€".

ѕри устройстве на работу девушкам нередко предъ€вл€ют требовани€, не св€зан≠ные с их профессиональными качествами, включа€ услови€ "не рожать детей". «ападные фирмы, действующие в –оссии, также прибегают к подобной практике, хот€ в их странах она запрещена. “ипичными стали также факты недвусмысленных предложений оказывать сексуальные услуги начальникам как условие увеличени€ заработной платы, продвижени€ по службе, направлени€ на учебу дл€ повышени€ квалификации. ‘акты недостойного обращени€ с женщинами довольно типичны дл€ российских частных компаний, особенно в сфере торговли, где владелец или глава фирмы принуждает женщин к интимной св€зи или подвергает их сексуальным домогательствам (см. —ексу≠альные домогательства на рабочем месте).

ѕо данным социологического опроса, проведенного в апреле-мае 1998 г. в —анкт-ѕетербурге, от всех видов сексуальных домогательств респондентки 18-25 лет оказа≠лись пострадавшими чаще представительниц других возрастных групп. 31,8% опро≠шенных в этой группе подвергались нежелательным прикосновени€м, объ€ти€м, 27,3% - непристойным замечани€м и шуткам, 16,4% пытались склонить к интимным отношени€м ( лецин. —. 38-39). ¬ целом жертвами сексуальных домогательств на работе в 1997-1998 гг. оказались 35% опрошенных женщин; склонить к сексу пытались 9,2% (“ам же. —. 48). ѕодавл€ющее большинство опрошенных женщин считает, что с проблемой сексуальных домогательств на работе следует справл€тьс€ своими силами, либо "старатьс€ не обращать внимани€". ќднако отрадно заметить, что чем моложе респондентка, тем реже она ориентирована на "уход от проблемы" и чаще готова в случае сексуальной агрессии обратитьс€ в суд (“ам же. —. 49). ѕрецедентов подобных обращений пока немного, но они есть, причем с положительным исходом дл€ истиц.


ћолодые женщины –оссии и других стран бывшего ———– - важнейший потенциал развити€ общества, и обществу следует незамедлительно создать гибкий и проду≠манный механизм реализации их прав и возможностей, в том числе дл€ защиты в различных кризисных ситуаци€х. Ќеобхо≠димо предпринимать неустанные усили€ дл€ повышени€ их активности и сознательности, конкурентоспособности на рынке труда, правовой осведомленности, воспитани€ лидерских качеств, что позволит молодым женщинам обрести чувство уверенности, защищенности, востребованности общес≠твом, внести достойный вклад в развитие своих стран по пути демократии и мира.

Young women (англ.) Ћитература:

¬оспоминани€ о будущем. ѕросветительска€ работа с девушками и молодыми женщинами из –оссии и Ћитвы: —борник / —ост. и ред. Ўипуло “. ». ћ., 1994 (I выпуск); 1997 (II выпуск). ∆енщина и мужчины –оссии:  рат. стат. сб. / √оскомстат –оссии. ћ., 1999. 138 с. «абелина “. ё. –осси€: проблемы молодых женщин // “ендерные отношени€ в –оссии: истори€, современное состо€ние, перспективы. »ваново, 1999.

 лецин ј. ј. —оциологический анализ сексуаль≠ных домогательств на работе (на примере —анкт-ѕетербурга) // “руды —анкт-ѕетербургского фили≠ала »нститута социологии –јЌ. —ѕб., 1998. ѕ€тый периодический доклад –оссийской ‘едера≠ции о мерах по реализации  онвенции о ликвида≠ции всех форм дискриминации в отношении женщин (1994 - 1998 гг.): CEDAW/ C/USR/5. 1999.

©“.ё. «абелина

ћќЌќ√јћ»я, см. Ѕрак. Monogamy (англ.)

ћ”∆— јя » ∆≈Ќ— јя ѕ»—№ћ≈Ќ≠Ќјя –≈„№, см. ћужской и женский стили письма.

ћ”∆— јя » ∆≈Ќ— јя –≈„№ -

условное название лексических предпочтений и некоторых других особенностей употреблени€ €зыка в зависимости от пола говор€щего. ѕолова€ дифференциаци€ речи


стала известна с 17-го века, когда были открыты новые туземные племена, у которых наблюдались довольно значительные разли≠чи€ в речи в зависимости от пола говор€щего. ѕрежде всего это касалось женщин, т. к. их речевое поведение регламентировалось более, чем мужское, поэтому первоначально в научном описании обсуждались так называемые "женские €зыки". Ќаиболее часто различи€ про€вл€ютс€ в лексике, но могут распростран€тьс€ и на другие €влени€, как, например, в €понском €зыке. –азли≠чаютс€ наборы модально-экспрессивных частиц, формы вежливости и т. п. ¬ европейских €зыках также отмечаютс€ некоторые различи€ в употреблении €зыка, однако они не нос€т всеобщего характера, а про€вл€ютс€ в виде тенденций. ѕервона≠чально речевые различи€ объ€сн€лись природой женщин и мужчин, т. е. считались посто€нными факторами. ¬ 60-е годы XX века с развитием социолингвистики был установлен веро€тностный характер различий.

. ¬ период активной феминистской крити≠ки €зыка (70-е - начало 80-х гг. XX века) лингвисты настаивали на существовании интенционализма, т. е. осознанного поддер≠жани€ мужчинами своего превосходства посредством речевого поведени€ - длины речевых отрезков, частоты перебиваний, говорени€ одновременно с собеседником, контрол€ за тематикой общени€ и т. д. ѕри этом не учитывалась высока€ значимость социальных структур (школы, церкви, армии и т. д.), принимающих на себ€ поддержание мужского превосходства и освобождающих индивида от необходимости посто€нно воспроизводить его во всех ситуаци€х. Ќар€ду с интенционализмом, на этом этапе исследований фактору пола придавалась чрезмерна€ значимость. ”эст и «иммерман утверждают, что конструирование индивидом своей гендерной идентичности (doing gender) - перманентный процесс, пронизывающий все действи€ индивидов. ƒальнейшее изучение общени€ показало, что весьма распространены ситуации и контексты, в которых пол не играет существенной роли,


поэтому необходимо учитывать фактор "гендерной нейтральности" (Hirschauer), так как нет оснований придавать тендеру больше значимости, чем фактору возраста, этнической и социальной принадлежности, уровню образовани€, профессии и т. д. Ќар€ду с термином doing gender дл€ анализа речевого поведени€ в насто€щее врем€ предложен также термин undoing gender дл€ ситуаций, где пол коммуникантов не значим. —овременные исследовани€ показывают, что названные параметры в большинстве случаев взаимодействуют, поэтому определить, где заканчиваетс€ вли€ние одного и начинаетс€ воздействие другого, весьма затруднительно, ¬ этот период преобладали также количественные методы исследовани€, наиболее попул€рными из которых €вл€лись подсчет длительности речевых отрезков, частота перебиваний собеседника и смен тем диалога. ќднако в отрыве от контекста и ситуации общени€ эти характеристики не могут считатьс€ показательными и прио≠бретают значимость лишь во взаимодействии с иными феноменами, завис€щими от культурных традиций данного общества. ¬опрос состоит сегодн€ не в том, как говор€т мужчины или женщины, а в том, каким образом, при помощи каких речевых средств, тактик и стратегий они создают опре≠деленные контексты. ƒалее необходимо исследовать параметры этих контекстов и их вли€ние на успешность коммуникации.

¬ конце 80-х - начале 90-х годов возникла гипотеза "гендерных субкультур", восход€≠ща€ к работе √амперца (Gumperz) по исследованию межкультурной коммуника≠ции, а также к более ранним работам по этнологии, этнографии, истории культуры (Borneman, Mead). ¬ трудах ћальца и Ѕоркер (Maltz, Borker) и “аннен (Tannen) принцип межкультурной коммуникации распростра≠нен на тендерные отношени€.

¬ этом случае в центре внимани€ находились процессы социализации. —оциа≠лизаци€ индивида рассматривалась как присвоение им определенной субкультуры, которой свойственны особые речевые практики, разные в мужской и женской среде,


¬ детском и подростковом возрасте люди вращаютс€ преимущественно в однополых группах, образу€ субкультуры и усваива€ свойственный им речевой этикет," что, на взгл€д сторонников гипотезы, во взрослом возрасте ведет к непониманию и речевым конфликтам, которые приравниваютс€ к межкультурным.

√ипотеза тендерных субкультур обусло≠вила по€вление пон€ти€ гендерлект -посто€нного набора признаков мужской и женской речи. ќднако работы последних лет все четче показывают, что говорить о гендерлекте неправомерно (Samel, Kotthoff). –оль субкультурного фактора в этом случае сильно преувеличена. –азличи€ в мужской и ' женской речи не столь значительны, не [ про€вл€ют себ€ в любом речевом акте и не | свидетельствуют, что пол €вл€етс€ опреде≠л€ющим фактором коммуникации, как это предполагалось на начальном этапе развити€ i феминистской лингвистики. ”становлено также, что один и тот же человек в разных коммуникативных ситуаци€х обнаруживает и различное речевое поведение, что получило I название переключение кода. »зучение коммуникации лиц одного пола, но разного социального и профессионального статуса также обнаружило р€д различий. “ак, речевое поведение любого лица дома и на работе, в знакомой и новой обстановке различно. ¬месте с тем, сегодн€ наука не! отрицает существовани€ некоторых стилевых ■ особенностей, свойственных преимущес≠твенно мужчинам или преимущественно женщинам в рамках четко очерченной I ситуации общени€. ѕри этом считаетс€, что! они возникают под вли€нием как социокультурных (например, употребление I женщинами ругательств осуждаетс€ больше, чем мужска€ брань), так и биологических и гормональных факторов (см. √ипотеза функциональной асимметрии мозга). ¬ыход: тендерных исследований за рамки вли€тельных европейских €зыков и развитие лингвокультурологии позволили получить данные, свидетельствующие также о культурной обусловленности мужской и женской речи. Ќаиболее перспективным и


обоснованным направлением изучени€ мужской и женской речи в насто€щее врем€ считаетс€ изучение стратегий и тактик речевого поведени€ мужчин и женщин в различных коммуникативных ситуаци€х с об€зательным учетом культурной традиции данного общества. Ўироко распространена также точка зрени€, что женщины употребл€ют больше уменьшительных суффиксов и вежливых форм, чаще называют партнера по коммуникации по имени и в целом иепользуют больше контактоуста-навливающих речевых действий. “руды по изучению мужских и женских ассоциаций также дают основани€ предполагать некоторые различи€ в мужской и женской ассоциативной картине мира (см. ќбразы мужчины и женщины в €зыковом сознании). ѕричины различий в насто€щее врем€ остаютс€ дискуссионным вопросом, в обсуждении которого сталкиваютс€ био- и социодетерминистска€ точки зрени€. Men 's and women 's languages (англ.)

Ћитература:

«емска€ ≈. ј.,  итайгородска€ ћ. ј., –озанова Ќ.

Ќ. ќсобенности мужской и женской речи //

–усский €зык в его функционировании. ѕод ред. ≈.

ј. «емской и ƒ. Ќ. Ўмелева. ћ.: Ќаука, 1993. —.

90-136.

 ирилина ј. ¬. “ендер: лингвистические аспекты.

ћ.: »нститут социологии –јЌ, 1999. 189 с.

”эст  ., «иммерман ƒ. —оздание тендера (doing

gender) // “ендерные тетради. ¬ып. 1. —пб, 1997. —.

94-124.

Borneman Ernst. Das Patriarchal. Ursprung und

Zukunft unseres Gesellschaftssystems. Frankfurt a.

Main, 1991 (zuerst 1971).

Gal S. Between speech and silence: The problematics

of research on language and gender // Papers in

Pragmatics. 1989. N 3. V.I. P. 1-38.

Glttck Helmut. Der Mythos von den Frauenspraehen.

In: OBST (Osnabrttcker Beitrage zur Sprachtheotie).

1979. Beiheft 3, S. 60-95.

Gumperz John J. Discours Strategies. Cambridge,

1982.

Hirschauer St. Dekonstruktion und rekonstruktion.

Plad6yer fur die Erforschung des Bekannten //

Feministische Studien. 1993. N 2. S. 55-68.

Kotthoff H. Die Geschlechter in der Gesprachs-

forschung. Hierarchien, Teorien, Ideologien // Der

Deutschunterricht, 1996. N 1. S. 9-15.


Maltz D. N., Borker R. A. Mifiverstandnisse zwischen

Mannern und Frauen - kulturell betrachtet // Gtinthner,

Kotthoff (Hrsg) Von fremden Sttimmen. Weibliches

und mannliches Sprechen im Kulturvergleich.

Frankfurt am Main, 1991. S. 52-74.

Male and female: a study of sexes in a changing

world. New York: Morrow, 1949.

Samel Ingrid. Einfuhrung in die feministische

Sprachwissenschaft. Berlin, 1995.

Tannen Debora. Du kannst mich einfach nicht verste-

hen. Warum Manner und Frauen aneinender vor-

beireden. Hamburg, 1991.

© ј. ¬.  ирилина

ћ”∆— јя »ƒ≈Ќ“»„Ќќ—“№ -

категоризаци€ себ€ как представител€ муж≠ской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. ѕризнание и использо≠вание категоризации себ€ по признаку пола зависит не столько от индивидуального выбо≠ра, сколько биологически обусловлено и со≠циально принудительно (”эст, «иммерман).

¬ основе становлени€ мужской иден≠тичности лежит "идеологи€ мужествен≠ности" (ѕлек), котора€ €вл€етс€ составной частью традиционной патриархатной куль≠туры. —труктура ролевых норм "идеологии мужественности" определ€етс€ нормой статуса, нормой твердости (физической, умственной и эмоциональной), нормой антиженственности. ÷ентральной характе≠ристикой мужской идентичности €вл€етс€ потребность доминировани€, неразрывно св€занна€ с мужской гендерной ролью.

“радиционно считаетс€, что в процессе социализации мальчик находитс€ в более сложном положении, чем девочка, поскольку его воспитатели - женщины (недостаточно объектов дл€ идентификации); кроме того, "мужской" ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает про€вление "мужского" поведе≠ни€ (независимого, инициативного, активного и т. д.) (јлешина, ¬олович; јрутюн€н;  лецина). ƒальнейша€ социализаци€ мальчи≠ков св€зана с социальными барьерами на пути развити€ маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, след≠ствием которого €вл€етс€ "полоролева€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 401 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1269 - | 1216 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.069 с.