Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–ождение нового сослови€




» все же Ђморальї сказанного состоит совсем не в том, что юридическое обособление семьи феодала еще не означает ее фактического рождени€. √лавное в другом. Ќи складывающийс€ быт, о котором повествуют письменные источники, ни сохранивша€с€ архитектура средневекового дворца, замка тем более не предусматривают формирование приватных зон дл€ придворных рыцарей и дам. Ћишь наиболее знатные из них, да и то лишь в Ќовое врем€, получают свои покои. Ќо и те, как уже было замечено, не отвечают требовани€м, предъ€вл€емым к своему жилищу суверенной нуклеарной семьей. ѕравда, административные центры государств, герцогств, графств, €дром которых становитс€ феодальный двор, это крупные города, и здесь возможно строительство собственного жилища. Ќо и это доступно лишь наиболее состо€тельным придворным. „то же касаетс€ великого множества других (все зависит от статуса двора) молодых мужчин и женщин, то дл€ них возможности устроить его, а с ним и брачный союз не существует уже хот€ бы за отсутствием средств.   тому же, никто из них не обладает личной свободой в семейном строительстве Ч каждый зависит и от воли своего родител€, и от благоволени€ сеньора. ѕоэтому в лучшем случае мы имеем дело с подобием семьи рыцар€ ”льриха, котора€ собираетс€ вместе только на короткое врем€, раз в несколько лет. ћежду тем €сно, что, живуща€ раздельно, это не более чем номинальна€ единица социума. ќна не образует единый организм, и, как известно издревле (Ђвс€кое царство, разделившеес€ само в себе, опустеет; и вс€кий город или дом, разделившийс€ сам в себе, не устоитї[438]), не обладает устойчивостью. Ќе следует забывать и о том, что не вс€ка€ женщина, как впрочем, и мужчина тоже, готовы пожертвовать своим успехом при дворе и положением в свете, чтобы навсегда Ђпохоронитьї себ€ в семейном быте.

Ќе в последнюю очередь этот круг обсто€тельств способствует дальнейшему умножению числа бастардов, превращению их общей массы едва ли не в целое сословие, а с ним и по€влению той культуры, о которой уже говорилось выше. ѕопытка же разорвать его способна обернутьс€ трагедией, подобной той, что губит ѕьера јбел€ра и Ёлоизу. »стори€ их любви описана самим јбел€ром[439]. ѕусть она повествует совсем не о празднике куртуазной битвы полов, воздухом которой дышит феодальный двор, Ч и преп€тстви€, которые вынуждено преодолевать их чувство, и трагическа€ разв€зка рождаютс€ именно его атмосферой. ¬прочем, мы еще вернемс€ к ней.

» все же процесс поступательного накоплени€ мелких количественных изменений приносит свои результаты, развитие переходит в иную фазу, рожда€ качественно новое €вление.

¬ услови€х централизованного абсолютистского государства венценосец перестает быть Ђпервым среди равныхї, вассалы его вассалов станов€тс€ прежде всего Ч его подданными; врем€ леопольдов австрийских и даже карлов смелых, которые когда-то бросали вызов королевской власти, брали в плен и отдавали под суд Ѕожьих помазанников, уходит в прошлое. Ќо, конечно же, все это складываетс€ не вдруг. Ёволюци€ государственного устройства сопровождаетс€ и другими процессами. ÷ентр светской жизни перемещаетс€ в столицу, и вместе с этим тер€ет свой статус двор любого провинциального аристократа, даже если он превосходит богатством самого монарха, а его двор пышностью и богатством Ч королевский. –€довое рыцарство перерождаетс€ в служилое двор€нство, и новое юношество считает достойным себ€ только место у трона. ѕроисход€щие перемены достаточно точно передаютс€ романистом: мушкетеры јлександра ƒюма считают зазорным служить даже кардиналу, фактическому правителю ‘ранции. Ћишь первое лицо государства достойно их подвигов, » это притом что никто из друзей не имеет даже унтер-офицерского чина, а содержание, выплачиваемое короной, ниже платы обыкновенного поденщика. Ђ∆алованье р€дового мушкетера составл€ло 300 ливров в год.  апрал получал 500 ливров в год, сержант Ч 700. ƒл€ сравнени€: ломовой извозчик имел доход 30 ливров в мес€ц, пастух Ч 28 ливров, слуга Ч 12,5 ливраї[440].

”же размер жаловань€ красноречиво свидетельствует о том, что достойных мест у подножи€ трона на всех не остаетс€, и многим приходитс€ довольствоватьс€ гражданской службой. ¬озможно, это обсто€тельство становитс€ решающим в эволюции семейного строительства. ¬озрастание роли городов приводит к тому, что вытесн€емое майоратом и не имеющее перспективы сделать карьеру в столице, Ђблагородноеї сословие устремл€етс€ туда, чтобы зан€ть важнейшие муниципальные должности. Ётому способствует складывающийс€ обычай, согласно которому двор€нство имеет преимущественное право на них. “ак, в »спании XVI в. не менее половины административных мест принадлежит именно ему[441]. Ёто становитс€ переломом Ч новое сословие освобождаетс€ от подчинени€ нормам внутрисемейного права любого частного патриархального дома. ”же не Ђчеловек сеньораї, но подданный корол€, двор€нин становитс€ самосто€тельной юридической единицей со всеми вытекающими отсюда последстви€ми. √лавным из них €вл€етс€ право на устроение охран€емого общим законом собственного Ђдомаї, который не нуждаетс€ в покровительстве никакого другого и не допускает ничье вмешательство в его жизнь.

–азумеетс€, это не значит, что родитель или носитель (теперь уже государственной) власти не имеют права вмешатьс€ в строительство его собственной семьи. ќфицер еще в прошлом веке должен был получать согласие на брак не только родителей невесты, но и полкового командира. ќднако в таком вмешательстве уже нет ничего личностного: власть следит лишь за соблюдением норм сословной Ђгигиеныї. »х нарушение нередко влечет за собой т€желые последстви€ дл€ всего государства. “ак, военный министр и главнокомандующий вермахта генерал-фельдмаршал фон Ѕломберг из-за брака с 24-летей Ёрной √рун, бывшей проституткой, оказалс€ вынужденным подать в отставку, что повлекло за собой целую цепь драматических последствий, затронувших не одну √ерманию[442]. ѕри условии же их соблюдени€, молодой человек оказываетс€ свободным в своем выборе. „то же касаетс€ родительской власти, то и она уже к Ќовому времени становитс€ по преимуществу моральной. ѕравда, мы помним о судьбе младшего ћирабо, то есть о том, что конфликт с родителем еще в XVIII веке мог разрешитьс€ тюрьмой. Ќо его заключение происходит по тайным приказам, без законного суда, и, к слову, практика таких приказов станет одной из причин революции 1789 года: Ђ¬ одиночестве своего узилища он шлифовал лучший свой труд, написанный в замке,Ч Ђќ тайных приказах и королевских тюрьмахї. Ёто сочинение, которое выйдет без указани€ имени автора в 1782 году, всколыхнет общественное мнение и станет причиной ‘ранцузской революцииї[443].

ƒобавим следующее обсто€тельство. Ќепокорные, своенравные двор€не мало подход€т дл€ исполнени€ должностей королевских судей и сборщиков налогов. ѕоэтому во всех странах ≈вропы королевска€ власть предпочитает набирать высших чиновников из третьего сослови€, незнатных, но образованных и послушных богатых горожан (родитель ‘игаро принадлежит именно к ним). Ќо и они, достигнув высоких должностей, начинают покупать себе двор€нские титулы и сближатьс€ с природными двор€нами. ¬ XVIЧXVII вв. эта категори€ еще отличалась от Ђдвор€нства шпагиї своим происхождением. Ќо постепенно ее св€зи с третьим сословием утрачиваютс€, и служила€ верхушка превращаетс€ в прослойку господствующего класса феодалов Ч Ђдвор€нство мантииї (по длинным накидкам, которые носили судейские чиновники).   Ђдвор€нству мантииї относилась судейска€ знать, члены высших судебных учреждений Ч парламентов и высших финансово-административных органов и др. ¬ XVIII в. эта прослойка в лице своих виднейших семейств объедин€етс€ с титулованным двор€нством.

ћежду тем уже к XVII столетию этот новый субъект истории (в сущности, именно ему, в лице его высших представителей, адресуетс€ знаменитый демарш: Ђ¬ы думаете, господа, что государство Ч это вы? ќшибаетесь! √осударство Ч это €!ї, который историческа€ легенда приписывает Ћюдовику XIV) сам определ€ет свою судьбу.

¬прочем, правильней обращатьс€ не к двор€нству в целом, но к среднему слою этой новой касты. Ѕлагодар€ государственной службе, прочно сто€щий на земле, ее представитель уже не зависит от милости сеньора, который может вознести своего вассала до небес, но может оставить его служение и без вс€кой награды. “ак, ”иль€м ћарешаль, будущий граф ѕемброк, по мнению современников, величайший рыцарь всего христианского мира, четвертый сын в своем роду, не имел никаких шансов. Ќо, однажды, простой оруженосец у своего д€ди, он, прикрыва€ отход спасающейс€ бегством королевы, совершает подвиг. ¬ арьергардном бою гибнут все, он один, т€желораненный, остаетс€ в живых и попадает в плен.  оролева не забывает своего спасител€ и выкупает. Ёто становитс€ началом самой блистательной в истории европейского рыцарства карьеры. Ќа склоне лет он Ч главный советник корол€ »оанна Ѕезземельного; его подпись стоит на ¬еликой ’артии ¬ольностей в качестве гаранта ее соблюдени€, в 1216 году он избираетс€ регентом јнглииЕ ƒруга€ королева двадцать лет не вспоминает о ƒ´јртань€не, лишь однажды в ней просыпаетс€ благодарность, чтобы тут же забыть о немЕ –егул€рный доход, сравнительно высокое общественное положение, виды на карьеру делают этот социальный слой независимым и в экономическом и в правовом отношении. ќбретение же независимого от каприза высокопоставленных лиц статуса открывает возможность самосто€тельно планировать собственную жизнь. ј с этим Ч и строить собственный Ђдомї.

»менно здесь, в этой социальной Ђнишеї, впервые по€вл€етс€ нуклеарна€ семь€ современного типа. ѕо уровню материального достатка, духовного развити€ она т€готеет к Ђблагороднымї. ћежду тем именно образ жизни высших сословий формирует культурную норму. ѕоскольку же копировать аристократа невозможно, предметом подражани€ дл€ многих становитс€ этот слой. Ќе €вл€етс€ исключением и семейное строительство. ѕоэтому в конечном счете именно така€ семь€ освободившегос€ ли от всех форм личной зависимости двор€нина, состо€тельного ли представител€ третьего сослови€ становитс€ единым эталоном дл€ всех обладающих личной свободой, необременительными (то есть оставл€ющим возможность досуга) об€занност€ми, подобающим доходом.

“аким образом, семь€ современного типа создаетс€ людьми, которые вытесн€ютс€ из потока социальной преемственности, людьми, утратившими право персонифицировать собой заслуги своего рода и вынужденными начинать строительство собственного Ђдомаї с нул€.

Ќо вместе с тем следует признать, что поиск конкретного социального сло€, в котором зарождаетс€ така€ семь€, обречен на неудачу. ƒокументальных свидетельств ее рождени€, разумеетс€, не существует. ќднако можно сформулировать (по меньшей мере, необходимые) услови€ преобразовани€ обособл€ющегос€ круга лиц, св€занных кровным родством, в семью нового типа.

 ак и патриархальна€, она остаетс€ прежде всего культурным феноменом, и только во вторую очередь правовым, экономическим. ѕоэтому радикальна€ смена ее формы с об€зательностью закона предполагает рождение новых измерений самой культуры. ј одновременно с ними Ч рождение закрытых от чужих глаз форм удовлетворени€ культурных запросов. ƒругими словами, речь идет о способе организации совместного досуга; любые формы публичного его проведени€, когда такие, как охота, балы, праздники, показательные Ђсуды любвиї, бани и пр., должны быть оставлены. “аким образом, речь должна идти как минимум о двух услови€х, первым их которых €вл€етс€ наличие свободного времени, вторым Ч существовании посто€нной потребности в непубличном досуге.

» то, и другое сразу же отсекают и высшие слои социума, и его Ђнизыї. ѕервые по тому основанию, что их жизнь немыслима вне света. ƒело в том, что уже само наличие культурных ценностей, требующих посто€нного уединени€ в каком-то своем узком кругу, чревато утратой вли€ни€ (а с ним и статуса). —ветска€ жизнь требует непрерывного присутстви€ на Ђсценеї, а следовательно, если и не исключает личных запросов, то во вс€ком случае требует подчинени€ их общим дл€ всех формам удовлетворени€. ¬торые Ч просто потому что не располагают свободным временем. ¬ то же врем€ возможность досуга предполагает известную состо€тельность, а наличие запросов непубличного свойства Ч сравнительно высокий и относительно равный уровень развити€ обеих сторон брачного союза. »меет значение и принадлежность к одному культурному слою; в случае культурного мезаль€нса совместный досуг становитс€ невозможным.

“аким образом, если исключить духовенство, которое об€зано считатьс€ с нормами целибата, эти услови€ выполн€ютс€, главным образом, на стыке второго и верхушки третьего сословий. »менно здесь должно возникать то, что сегодн€ кажетс€ существовавшим едва ли не в каменном веке Ч отъединенный от всего мира союз мужчины, женщины и ребенка. —оюз, на который не распростран€етс€ ни власть родител€, ни власть сеньора, ни даже власть корол€, и где подчинение каждого друг другу определ€етс€ не только давлением культурной нормы, но и душевной близостью.   слову, именно здесь начинает стиратьс€ грань между браком и любовью. ”пом€нутый семейный портрет работы ¬ан ƒейка рисует нам именно его.

¬прочем, ниже нам предстоит увидеть, что в служилом сословии, в Ђзолотой серединеї города, формируетс€ лишь Ђвыставочныйї вариант семьи нового типа. ¬месте с тем существует и не облагораживаема€ культурой форма, где брак, любовь, родительский долг и счастливое детство долгое врем€ не соедин€ютс€ вместе. » тем не менее это тоже форма семьи современного типа, семьи оставившей в прошлом все признаки патриархальности. ќна по€вл€етс€ здесь же, в городе в результате разложени€ деревни и миграции ее разор€ющейс€, опустившейс€ части. ќ ней разговор впереди.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1527 - | 1322 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.