Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема сознания




Для того чтобы понять скрытые измерения этого сложного многомерного начала, которое возникает задолго до появления первых памятников письменности, необходимо прежде всего отрешиться от неявно присутствующей в нашем сознании аксиомы, согласно которой человек современного типа появляется как уже вполне сформировавшийся носитель всех присущих ему сегодня качеств. (Примерно так, как Афина, выходит из головы Зевса в броне и при оружии.) В действительности, биологическое существо, определяемое как Homo sapiens sapiens,– это не более чем полуфабрикат человека; человеком в подлинном смысле этого слова ему еще только предстоит сделаться, и требуются тысячелетия, для того чтобы наш, все еще полу-животный, предшественник обрел, наконец, то, что роднит его с современностью.

Поскольку решающим в жизни семьи оказывается не оборот «семени», но кругооборот вещественных, социальных и информационных начал, базовыми вещами, вне которых невозможен анализ рассматриваемого здесь института, оказываются специфические измерения сознания, знаковой коммуникации, социальности. Вкратце отметим те их аспекты, которые имеют непосредственное отношение к затронутой теме.

Сознание. Контекст генезиса семьи заставляет вернуться к свидетельству Малиновского. Дело в том, что животное не в состоянии увидеть связь между соитием и рождением потомства. «Горизонт» контролируемых им событий не простирается в пространстве за пределы того, что поддается фиксации органами его чувств, во времени — пределами тех внешних условий, что обставляют содержание здесь и сейчас выполняемого действия. Требуются совершенно иные механизмы психики, которые способны заместить пространственно-временные и причинно-следственные отношения логическими связями, которые сводят их в своеобразную точку. «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове»[12]. Именно такой точкой и предстает построенный «в голове» дом. Поэтому связь между соитием и рождением потомства, другими словами, между событиями, отделенными друг от друга глубокой пространственно-временной пропастью, абсолютно трансцендентна для него. Надо думать, что такое положение вещей наследуется и психикой переходного от животного к человеку существа и преодолевается не только формированием каких-то дополнительных опций его тела, но и радикальным изменением всего уклада его жизни. Впрочем, правильней было бы сказать, что в первую очередь последним.

Это касается не только детопроизводства, но и любого производства вообще. Только сознание способно соединить отстоящие в пространстве и времени события качественно новым видом отношений, и только потому, что действительным его предметом с самого начала становятся еще не существующие в природе вещи и — самое главное — связи, объединяющие их и с человеком, и с другими вещами, и с реальной действительностью в целом. Ведь построенный «в голове» дом еще не является элементом объективной реальности, а между тем все его составляющие объединены действием физических законов и весь он в целом уже заранее инкрустирован в нее. Поэтому появление семьи (если, конечно, мы не готовы довольствоваться представлениями о ней как о чисто природной данности), столь же надбиологического, сколь и сам человек, феномена, должно рассматриваться в этом же контексте. То есть в контексте порождения целого мира людей, вещей и «слов». А все это не может быть понято вне логики формирования сознания.

Мы еще вернемся к тому, что сознание ни в коем случае не может быть сведено к специфической форме отражения уже наличествующей «здесь и сейчас» действительности. Вообще говоря, с производством никогда не существовавших в природе вещей оно продолжает связываться и по сию пору, и мы уже видели, что «вещная» составляющая анализируемого нами предмета, образует собой одно из фундаментальных его измерений. Поэтому формирования вещной ли оболочки, вещной ли составляющей той амальгамы, которая образует и существо человеческой личности и ее собственное, не может быть игнорировано ни в контексте первоначального генезиса, ни на протяжении всей истории строительства семьи. Но сейчас мы говорим только о генезисе.

Знаковая коммуникация, лишь в первом определении ограничивается рамками кодирования и передачи родовой информации от родоначальника к его наследнику. Недостаточным является даже более широкое понимание ее как разновидности совместной деятельности людей, объединяемых семейными узами, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и операции с ними. Она вообще не ограничивается формами речевого общения, обмена «словами». Если все свести только к речи, коммуникация исчезнет, оставив после себя лишь не поддающееся анализу подобие улыбки чеширского кота, поскольку функции знака здесь выполняет и созданная человеком вещь, и собственно деятельность.

Более того, сама речь существует исключительно в контексте взаимопревращений «дела» в «вещь» и «вещи» в «дело». Именно эти превращения и образуют содержание знака, предстают как первая форма собственно человеческого (ибо коммуникация животных существует в природе задолго до нашего появления в ней) общения. Знаковый обмен — это обмен не словами, но формами таких превращений. Центральным звеном здесь выступает не «говорение», но преобразующая исходный материал деятельность. Впрочем, это видно уже из того, что даже в животном мире освоение чего-то нового совершается благодаря ей же — подражанию чужим действиям. Да и ребенок, не знающий смысла ни одного слова, уже в первые месяцы своей жизни узнает многое об окружающих его вещах в процессе деятельного их освоения. Словом, «…для коммуникации сущес­твенен переход от говорения Одного к действиям Друго­го. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которы­ми являются два человека»[13]. Но, добавим от себя, только в том случае, если этот переход понимается гораздо глубже, чем простое понуждение «Одним Другого» к тому или иному действию.

Таким образом, действительное существо воспроизводства рода раскрывается перед нами прежде всего как воспроизводство духа и образа его интегральной жизни. Другими словами, его результатом является не материальное тело, способное к отправлению каких-то органических процессов, но субъект осмысленной деятельности в сфере культуры. Уже поэтому он появляется на свет вовсе не с рождением, но с завершением известного этапа социализации, которая занимает долгие годы. И если мы понимаем, что и сегодня главная задача социализации человека не ограничивается усвоением «техники» существования среди людей, но с обязательностью всеобщего закона предполагает обретение известной степени свободы и в вещественном мире, овладение тайной такого взаимопревращения не может остаться вне анализа. Отсюда ключевыми элементами определения внутрисемейной коммуникации, как и на общесоциальном уровне, выступают «материальное» и «идеальное», «слово» и «дело», «ценность» и «вещь». Только непрерывный поток их переходов друг в друга предстает как действительное существо родовой преемственности.

Первое обобщение, которое напрашивается здесь, состоит в том, что семья — это еще и свой, наследуемый поколениями, взгляд на окружающий мир; семейное же строительство — прежде всего способ его целостного устройства, и только потом устройство частных судеб входящих в нее индивидов. Словом, ключевым является не передача и восприятие некоего (вещественного, социального, информационного) наследия, но (сохраняющее преемственность) его непрерывное умножение и творческое преобразование.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2300 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.