Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


XXIII. ќ себ€любивой мудрости




ћуравей сам по себе существо мудрое, но в саду или огороде он вреден.“очно так же люди, чрезмерно себ€любивые, вред€т обществу. »збери разумнуюсредину между себ€любием и общественным долгом; будь верен себе настолько,чтобы не оказатьс€ вероломным в отношении других, в особенности же государ€и родины. —обственна€ особа -- жалка€ цель дл€ человеческих стремлений ивсецело земна€. »бо одна лишь земл€ прочно стоит на собственном центре,тогда как все тела, имеющие сродство с небесами, движутс€ вокруг других тел,принос€ им пользу. ѕривычка все возводить к своей особе более терпима вмонархе, ибо он есть не просто он, но от участи его зависит благоденствиеобщества. ќднако в подданном монарха или гражданине республики это чертагнусна€.  акое дело ни поручи такому, он его подчинит своим интересам,которые, разумеетс€, зачастую не совпадают с интересами его государ€ илигосударства. ѕоэтому пусть государи и государства ищут себе слуг, ненаделенных своекорыстием, если не хот€т, чтобы служба была дл€ них напоследнем месте. „то особенно пагубно по своим последстви€м -- это утрата вс€кой меры.Ќесоразмерно уж и то, что благо слуги ставитс€ выше блага его господина, ноеще хуже, когда собственное ничтожное благо слуга предпочитает величайшемублагу господина. ј ведь так именно и поступают дурные чиновники, казначеи,послы, военачальники и другие вероломные и продажные слуги, пускающие шар покривой собственных целей и страстишек на гибель важнейшим предпри€ти€мгосподина. ѕри этом извлекаема€ ими выгода большей частью под стать ихсобственному ничтожеству, тогда как ущерб, коим покупают они эту выгоду,соразмерен с высоким жребием их господина. Ёти крайние себ€любцы готовысжечь дом, лишь бы зажарить себе €ичницу; и, однако же, такие люди нередко впочете у своих господ, так как стараютс€ лишь об их удовольствии исобственной выгоде и ради обеих этих целей готовы пренебречь подлиннымиинтересами дела. —еб€любива€ мудрость гнусна во всех своих видах. Ёто мудрость крыс,покидающих дом, которому суждено завалитьс€; мудрость лисы, выгон€ющейбарсука из вырытой им норы; мудрость крокодила, проливающего слезы, передтем как пожрать свою жертву. «аметим, однако же, что те, кого ÷ицерон,говор€ о ѕомпее, назвал "sui amantes, sine rivali"[133], бываютзачастую несчастны; всем пожертвовав ради себ€, они наконец сами станов€тс€жертвами непосто€нства фортуны, которую в себ€любивой мудрости своей думалипригвоздить к месту.




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1516 - | 1353 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.