Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


XXVIII. ќ расходах




Ѕогатства существуют, чтобы их тратить, а траты -- чтобы делать добро иэтим снискать честь. ѕоэтому чрезвычайные расходы должны быть соразмерныважности случа€: добровольный отказ от своего досто€ни€ бывает нужен нетолько дл€ спасени€ души, но и дл€ блага отечества. ќбычные же расходынадобно соразмер€ть с достатком, не допуска€ расхищени€ имущества слугами ипроизвод€ траты наиболее выгодным образом, так, чтобы счета были вдействительности меньше, чем можно подумать со стороны.  то не хочетуменьшени€ своего состо€ни€, должен тратить не более половины своего дохода;а кто желает приумножить его -- не более трети. —амым важным особам незазорно входить в подобные дела самолично. Ќекоторые уклон€ютс€ от этого неиз одной лишь небрежности, но бо€сь огорчитьс€, увид€ свое состо€ниерасстроенным. Ќо нельз€ исцелить рану, не исследу€ ее. ј кто уж никак неможет сам управл€ть своим именьем, должен хорошо выбирать управителей ипочаще их смен€ть, пока они еще робки и не понаторели в плутн€х.  то можетзаниматьс€ своим имением лишь изредка, тому следует завести во всемнеизменный пор€док.  то много тратит на один какой-либо предмет, должен быть столь жебережлив в другом. “ак, например, если кто много расходует на стол, пустьбудет бережлив в одежде; если любит пышную обстановку, пусть меньше держитлошадей, и тому подобное. »бо, кто расточителен во всем, тот вр€д ли избежитразорени€. ѕри продаже имени€ дл€ расплаты с долгами так же легко повредитьсебе поспешностью, как и медлительностью, ибо поспешна€ продажа обычно также невыгодна, как заем под проценты.   тому же, кто сразу расплачиваетс€ совсеми долгами, в скорости делает новые, ибо, выйд€ из затруднени€,возвращаетс€ к прежним привычкам. ј кто расплачиваетс€ понемногу, приучаетс€к бережливости, что полезно и дл€ имущества, и дл€ нравственности.  то хочетпоправить свое состо€ние, тот не должен пренебрегать мелочами. Ќе стыдносокращать мелкие расходы -- стыдно унизитьс€ до мелкого ст€жани€.ƒолговременную статью расхода надо вводить осмотрительно, а если речь идетоб одном разе, тут можно быть щедрее. XXIX. ќб истинном величии королевств и республик [147] —лова афин€нина ‘емистокла, в отношении его самого высокомерные, вболее общем смысле оказываютс€, однако, мудрым суждением и наблюдением. огда на празднестве попросили его сыграть на лютне, он сказал, что"бренчать не умеет, зато может сделать из малого городка великий город". Ётислова (если употребить их в переносном смысле) могут выражать два родаспособностей у тех, кто вершит дела государства. —делав смотр советникам иминистрам, мы найдем (хот€ и в малом числе) таких, что могут сделать измалого государства великое, но не умеют бренчать; а с другой стороны, --великое множество таких, которые бренчат весьма искусно, но отнюдь не сумелибы сделать малое государство великим, ибо одарены талантом как разпротивоположным -- умением великую и цветущую страну довести до упадка иразорени€. ѕоистине, презренные уловки и хитрости, какими многие советники иминистры приобретают и милость своего господина, и расположение толпы, незаслуживают лучшего названи€, чем бренчание, ибо доставл€ют временноеудовольствие, а их самих выставл€ют в при€тном свете, но отнюдь ненаправлены к благу и процветанию государства, которому они служат.—уществуют, без сомнени€, и такие советники и министры, которые справл€ютс€с делами (negotiis pares[148]), умеют обходить пропасти и наиболее€вные затруднени€ и тем не менее неспособны приумножить мощь и богатствостраны. Ќо, каковы бы ни были де€тели, обратимс€ к самому делу, т. е. кистинному величию королевств и республик и к способам достичь такового, --предмет, достойный внимани€ великих и могущественных государей, дабы они,переоценив свои силы, не тратили их попусту на неосуществимые предпри€ти€,а, с другой стороны, недооценива€ их, не поддавались советам робких ималодушных. ¬еличина страны может быть измерена, богатства и доходы ее --исчислены, число жителей -- установлено по переписи, число и размеры городови местечек -- определены по картам и планам. » все же ни в чем нельз€ таклегко ошибитьс€, как в истинной оценке и верном суждении относительно мощигосударства. ÷арство небесное уподоблено ѕисанием не какому-либо крупномузерну, а горчичному зернышку -- одному из мельчайших, но наделенномусвойством быстро распростран€тьс€. “ак и государства бывают обширны, но неспособны расшир€тьс€ или повелевать или же, напротив, малы по размерам, носпособны стать основой великой монархии. ”крепленные города, большие запасы вооружени€ в арсеналах, хорошиепороды коней, боевые колесницы, слоны, пушки и тому подобное -- все этоможет оказатьс€ лишь овцой в львиной шкуре, если нет при этом мужественногои воинственного народа. —ама€ численность армий не много значит там, гденароду недостает мужества, ибо, как говорит ¬ергилий, "волку безразличначисленность овец". јрми€ персов в долине јрбелы была столь многочисленна,что военачальники јлександра, смутившись этим, стали просить его выступитьпротив врага ночью. Ќо он ответил: "Ќе хочу красть победу", и победаоказалась легкой.  огда “игран јрм€нский, расположившись на холме со своимвойском в четыреста тыс€ч человек, увидел войско римл€н, в котором едванасчитывалось четырнадцать тыс€ч, он возликовал и сказал: "»х слишком многодл€ посольства, но слишком мало дл€ битвы". ј между тем не успело зайтисолнце, как он убедилс€, что их было достаточно, чтобы рассе€ть его армию согромными потер€ми. ћного можно привести примеров, когда численность отнюдьне соответствовала мужеству; поэтому с достоверностью можно утверждать, чтодл€ величи€ государства необходим прежде всего воинственный народ. Ќельз€ также, согласно ход€чей поговорке, считать деньги мускуламивойны там, где др€блы мускулы бойцов и народ изнежен. ’орошо —олон ответил резу, когда тот хвастал перед ним своим золотом: "√осударь мой, достаточноприйти кому-нибудь с лучшим, чем у вас, железом, и он овладеет всем этимзолотом". ѕусть поэтому государи и государства трезво оценивают свои силы,если только их ополчение не состоит из храбрых бойцов. » с другой стороны,пусть государи, имеющие воинственных подданных, сознают свою мощь, ибо иначеони не воздают себе должного. „то же касаетс€ наемников (на которых в такихслуча€х рассчитывают), то опыт неизменно показывает, что, полага€сь на них,государи и государства "могут на врем€ оперитьс€, но очень скоро начинаютлин€ть". Ќикогда не соедин€тс€ воедино дары, предназначенные »уде и »ссахару:"никогда один и тот же народ не бывает одновременно и молодым львом, иослом, падающим под бременем ноши"; никогда народу, обремененному подат€ми,не быть воинственным и храбрым. ѕравда, что налоги, взимаемые с согласи€народа, не так ослабл€ют его мужество; примером тому могут служить пошлины вЌидерландах и до известной степени субсидии в јнглии. «аметьте, что речьидет у нас сейчас не о кошельке, а о сердце. ѕодать, взимаема€ с согласи€народа или без такового, может быть одинакова дл€ кошельков, но неодинаковоее действие на дух народа. «аключим отсюда, что ни один народ, от€гченныйподат€ми, неспособен повелевать другими. ѕусть государства, стрем€щиес€ к могуществу, не дают слишкомрасплодитьс€ знати и двор€нству, ибо простой народ становитс€ при этом тупыми забитым и работает только на господ. Ќечто подобное бывает с леснымипосадками: если саженцы слишком густы, никогда не получим мы чистогоподлеска, а один лишь кустарник. “ак и в стране: если слишком много двор€н,простой народ вырождаетс€; и дело может дойти до того, что из сотни ненаберетс€ и одного, годного к военной службе, особенно в пехоту, -- ведь этоглавный нерв армии; вот и получитс€, что людей будет много, а силы мало.Ќигде не сказалось это с такой €сностью, как при сравнении јнглии и ‘ранции:значительно уступа€ в размерах и в численности населени€, јнгли€ показала,однако, свое превосходство, и все потому, что английский средний класспоставл€ет добрых бойцов, а французское кресть€нство -- нет. ћудрым идостойным восхищени€ был статут корол€ √енриха VII (о чем € говорю подробнов истории его жизни), установивший размеры ферм и земельных участков с темрасчетом, чтобы земл€ обеспечила подданному довольство и независимость и заплугом ходил бы сам владелец его, а не наемный батрак. “ак достигаетс€ топроцветание, какое ¬ергилий приписывает древней »талии: Terra potens armis atque ubere glebae[149]. Ќе следует пренебрегать и тем сословием, которое, насколько мнеизвестно, существует только в јнглии да, еще, пожалуй, в ѕольше; € имею ввиду сословие свободных слуг при двор€нах и знати -- эти на бранном полеотнюдь не уступают йоменам. ѕоэтому обычай широкого гостеприимства ироскошных, многочисленных свит у вельмож и двор€нства, несомненно, немалоспособствует военной мощи. Ќапротив же, уединенный и замкнутый образ жизнидвор€нства порождает недостаток войск. Ќе надо щадить никаких усилий, чтобы ствол Ќавуходоносорова древамонархии был достаточно мощным дл€ поддержани€ его ветвей и листьев, иначеговор€, чтобы число коренных подданных короны или республики было внадлежащем соотношении с числом иноземцев, которыми они управл€ют. ѕоэтомувсе государства, легко принимающие в подданство иноземцев, способны статьмощными державами. »бо нельз€ полагать, чтобы горсточка людей, сколь бы нибыли они отважны и умелы, могла удерживать обширные владени€; это можетудаватьс€ до поры до времени, но окончитс€ внезапным крушением. —партанцыпро€вл€ли в отношении чужеземцев большую разборчивость, отчего и былисильны, пока держались в своих границах, а когда распространились и ветвистали слишком т€желы дл€ ствола, то и сломились от первого ветра. Ќи одногосударство не принимало чужеземцев в свое лоно так охотно, как римское.ѕотому-то оно и выросло в величайшую монархию. ” римл€н было в обычаедаровать права гражданства (называемые ими jus civitatis), причем самыеполные, включавшие не только jus commercii, jus connubii, jus haereditatis,но и jus suffragii и jus honorum[150], -- не только отдельнымлицам, но и целым семь€м, городам, а иногда и народам. ѕрибавим к этому ихобычай основывать колонии, благодар€ которому римские корни укрепл€лись вчужой земле. —опоставив эти два обыча€, мы можем сказать, что не римл€нераскинулись по миру, а мир перед ними раскинулс€; а это и было верным путемк достижению величи€. Ќе раз дивилс€ €, гл€д€, как »спани€ удерживает стольобширные владени€ с таким малым числом коренных испанцев; но уж, конечно,ствол испанский куда мощнее, чем были –им или —парта. » к тому же, если нету них широкой раздачи прав гражданства, зато есть нечто весьма к этомублизкое, а именно обычай принимать почти все без различи€ народности в своюармию в качестве р€довых, а иногда и на высшие должности. ¬прочем, сейчасони, по-видимому, ощутили недостаток коренного населени€, как видно изнедавно обнародованной ѕрагматической —анкции. Ќесомненно, сид€ча€ жизнь и тонкие ремесла (требующие скорее ловкости впальцах, нежели силы в руках) по природе своей противоположны воинственномудуху. ј все воинственные народы вообще несколько склонны к праздности иопасности люб€т больше, чем труд. ƒа они и не должны быть к нему чрезмернопринуждаемы, если надобно сберечь их силу. ѕоэтому большим преимуществомдревних государств -- —парты, јфин, –има и других -- был труд рабов, которыеобычно и занимались подобными ремеслами. Ёто, однако, христианским закономпочти повсеместно отменено. ќстаетс€ в таком случае предоставить эти ремеслачужеземцам (коих дл€ этого надлежит с большей легкостью принимать в своюсреду), а коренным жител€м простого звани€ оставить три зан€ти€:хлебопашество, услужение по найму и те ремесла, кои воспитывают силу имужество, как-то: ремесло каменщика, кузнечное и плотничье дело, и др., несчита€ солдатского. Ќо что всего важнее дл€ создани€ мощной державы -- это чтобы воинскоедело стало у народа главной его честью и основной заботой. »бо все указанноевыше будет лишь подготовкой к достижению военной мощи; а что значитподготовка, если нет самого намерени€ и выполнени€ его?  ак гласит истори€или легенда, –омул, умира€, завещал римл€нам превыше всего ценить воинскоеискусство, и тогда, сказал он, станут они величайшей державой мира. ¬ —партегосударственный строй был полностью (хоть и неразумно) подчинен той же цели.ќчень недолго господствовала она у персов и македон€н. Ќекоторое врем€ -- угаллов, германцев, готов, саксов, норманнов и др. ” турок она существует посей день, хот€ и клонитс€ к упадку. ¬ христианской ≈вропе имеетс€ она, всущности, у одних лишь испанцев. „еловек всего более преуспевает в том, чемувсего усерднее предаетс€ -- положение это настолько бесспорно, чтоостанавливатьс€ на нем долее нет нужды; довольно будет на него указать. Ќиодин народ, если он не занимаетс€ воинским искусством, не вправе ждать,чтобы величие свалилось на него с небес. ј с другой стороны, очевидно, чтоте нации, кои долгое врем€ в нем упражн€ютс€ (как, например, –им или“урци€), твор€т чудеса. » даже там, где оно процветало лишь временно, обычнодостигалось величие, сохран€вшеес€ долгое врем€ спуст€, когда воинскоеискусство уже приходило в упадок. «аметим, кстати, что государству надлежит иметь такие законы и обычаи,которые предоставл€ли бы справедливые (или могущие быть названы таковым)поводы к войне. »бо люди по врожденному чувству справедливости не вступают ввойну (отчего происходит множество бедствий), если нет к тому хотьсколько-нибудь благовидных предлогов. ” турок таким удобным предлогом квойне служит распространение их веры; этот предлог всегда у них под рукой.–имл€не хот€ и ставили расширение границ империи в заслугу своимполководцам, когда они это свершали, однако никогда не довольствовалисьодним этим предлогом, чтобы начать войну. ѕусть нации, стрем€щиес€ квеличию, будут, во-первых, чувствительны к обидам, кому бы они ни былинанесены -- пограничным жител€м, купцам или посланникам, и не снос€тбесчестье безропотно. ¬о-вторых, пусть посто€нно будут готовы не медл€прийти на помощь союзникам; это всегда соблюдалось –имом, так что, когдасоюзник его имел договоры также и с другими государствами и при вражескомвторжении обращалс€ за помощью к каждому из них, римл€не всегда опережалидругих и этой чести никому не уступали. „то же касаетс€ войн, некогдаведшихс€ в интересах какой-либо партии или из стремлени€ нав€зать повсюдусвой строй, то им трудно найти оправдание. “акова была война римл€н засвободу √реции; войны лакедемон€н и афин€н за создание или свержениедемократий и олигархий; или когда войны велись иноземцами под предлогомзащиты или борьбы за справедливость, ради освобождени€ чужих подданныхиз-под ига тиранов, и тому подобное. ƒовольно будет сказать, что ни одногосударство не может стать великим, если не готово вооружитьс€ по каждомусправедливому поводу. Ќет здоровь€ без упражнени€; этого требует организм. как человеческий,так и политический. ј лучшим упражнением дл€ государства служит справедлива€и почетна€ война. √ражданска€ война -- та действительно подобна гор€чке; новойна с иноземцами, если и гор€чит, то лишь как упражнение, способствующеездоровью. »бо периоды мирной лени несут с собой утрату мужества ииспорченность нравов.  ак бы там ни было дл€ благополучи€, дл€ величи€державы готовность к войне есть бесспорное преимущество. »менно мощьпосто€нной армии (хот€ это и немалый расход) заставл€ет всех соседейслушатьс€ или по крайней мере прислушиватьс€, как это мы видим на примере»спании, где посто€нна€ арми€ существует вот уже много дес€тилетий подр€д. √осподство на мор€х имеет дл€ королевства первостепенное значение.÷ицерон, когда писал јттику о планах ѕомпе€ против ÷езар€, говорил:"Consilium Pompeii plane Themistocleum est; putat enim, qui mari potitur,eum rerum potiri"[151]. » ѕомпей, несомненно, вз€л бы ÷езар€измором, если бы самонаде€нно не отказалс€ от своего плана. ћорские битвыимеют, как мы знаем, важные следстви€: битва при јкции решила, кому владетьмиром; Ћепантский бой положил конец величию “урции. ≈сть много примеров,когда морские битвы решали исход войны; но это бывает, если государь илигосударство возлагают на них свои надежды. ќдно, во вс€ком случае, верно:господствующий на море действует с полной свободой и распор€жаетс€ войной посвоему усмотрению, тогда как имеющие перевес на суше часто, несмотр€ на это,попадают в беду. ¬ нынешней ≈вропе преимущества, даваемые силой на мор€х(ценнейшим наследием, доставшимс€ нашему британскому королевству), поистиневелики, как потому, что большинство государств ≈вропы имеет главным образомморские, а не внутренние границы, так и потому, что господство на мор€х даетсвободный доступ к сокровищам обеих »ндий. ѕо сравнению с той славой и честью, какие доставались воинам древности,войны нового времени ведутс€ словно в потемках. ƒл€ поощрени€ воинскойдоблести есть у нас, правда, ордена различных степеней, коими, однако же,награждаютс€ без разбору как воины, так и не видавшие бо€. »ногда пам€ть опобеде бывает увековечена в гербе. ≈сть также госпитали дл€ изувеченныхвоинов и еще кое-что. ћежду тем в древности все воодушевл€ло людей: итрофеи, устанавливаемые на месте победы; и надгробные речи и пам€тникипавшим в бою; и увенчание победителей лавровым венком; и титул "императора",впоследствии заимствованный величайшими монархами мира; и триумфальныевстречи вернувшихс€ полководцев; и щедрые дары воинам, распускаемым подомам; а всего более -- обычай триумфа, который был у римл€н не пустоймишурой, но одним из мудрейших и благороднейших установлений, ибо включал всеб€ три вещи: почести полководцу, прибыль казне из военной добычи и наградывойскам. ѕравда, обычай этот, пожалуй, непригоден дл€ монархий, разве чтопочести воздаютс€ самому монарху или его сыновь€м. “ак и случилось вовремена римских императоров, присвоивших право на триумф себе и своимсыновь€м, когда войны вели они сами, оставл€€ подданным лишь знаки отличи€ иторжественные облачени€. ¬ заключение скажем: никто не в силах "прибавить себе росту хоть наодин локоть", если речь идет о росте человека; иное дело -- королевства илиреспублики: там государь или правительство могут и увеличить, и возвеличитьсвою державу, ибо с помощью тех законов, обычаев и установлении, о которыхмы говорили, могут быть заложены основы величи€ дл€ преемников и потомства.ј между тем это обычно не делаетс€, но предоставл€етс€ случаю.




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1437 - | 1393 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.