Чтобы ответить на вопрос, почему информация становится высшей ценностью, необходимо дать определение понятию «информационное общество». Разные исследователи попытались выявить основные тенденции современного им индустриального общества и на их основе описать и определить общество будущего. Среди них Д. Рисмен, Д. Белл, З. Бжезинский, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс и др. Эти исследователи дают разные названия обществу будущего: постиндустриальное, посткапиталистическое, информационное, общество знания. Они делают акцент на разных тенденциях. Но в любом случае речь идет о совершенно новой цивилизации, третьем этапе развития человечества, который следует за аграрной и индустриальной цивилизацией и который полностью изменит всевозможные сферы жизни людей. Более того, человечество погибнет, если не сможет адаптироваться к новой цивилизации.
Скептики воспринимают такие рассуждения как фантазию и богатое воображение ученых. Однако для этих положений есть объективные основания. Индустриальная цивилизация рассматривает природу как «склад» сырья для экстенсивно развивающейся экономики. Важнейшими ресурсами индустриальной цивилизации являются нефть и газ, уголь и уран. Их потребление постоянно растет в мире. Но эти ресурсы, используемые человеком, ограничены, а не являются возобновляемыми. Чем дальше развивается индустриальная цивилизация, тем яснее мы осознаем ограниченность ресурсной базы. Что будет с индустриальной цивилизацией, когда ресурсы закончатся?
Мы еще не подошли к той черте, когда ресурсы действительно закончились, но уже сейчас мы можем видеть другие проблемы, созданные индустриальной цивилизацией. На первом плане здесь стоят экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды; изменение климата; ядерное оружие, способное уничтожить все живое на земле; исчезновение видов; беспрецедентный рост человеческой популяции, который уже сейчас оборачивается голодом в наименее развитых регионах мира и т. д. На эти проблемы человечество должно реагировать уже сейчас. Хотят люди или нет решать проблемы, создаваемые индустриальной цивилизацией, их все равно придется решать.
Прогрессивная часть человечества, прежде всего элиты стран Европы и США, где уровень индустриального развития достиг своего апогея, стремятся выработать пути выхода из сложившейся ситуации. Они не отказываются от индустриального роста, но стремятся захватить все большие ресурсные базы. Этот процесс мы наблюдаем и в нашей стране, которая пытается интегрироваться в развитый индустриальный мир, сохраняя независимость. Как замечает Э. Тоффлер: «В 1492 г., когда Колумб впервые высадился в Новом Свете, европейцы контролировали только 9 % территории земного шара. К 1801 г. они управляли третью. К 1880 г. – двумя третями. К 1935 г. европейцы осуществляли политический контроль над 85 % земной поверхности планеты и над 70 % ее населения. Как и само общество Второй волны, мир был поделен на интеграторов и интегрируемых»[14]. Однако путь освоения все больших территорий и ресурсов оставляет те же самые неразрешенные проблемы, поэтому элиты индустриально развитых стран осваивают альтернативный путь, а именно, поиск новых технологий – энергосберегающих, экологически дружелюбных, основанных на возобновляемых источниках энергии. Они думают над тем, как люди должны будут изменить свой традиционный индустриальный образ жизни для решения экологических проблем.