Если компьютерная этика возникает как потребность решить конкретные проблемы, связанные с внедрением компьютерных технологий (компьютерные преступления, спам, проблема собственности на программы, компьютеры и безработица и т. п.), то появление информационной этики уже связано с тем, что люди стали осознавать, как благодаря развитию и внедрению компьютерных технологий стало возникать новое общество – информационное общество. Информационное общество следует понимать не как одну из ступеней развития индустриального общества, а как совершенно новое общество, которое сменит индустриальное, т. е. общество будущего. Соответственно, если основными этическими доктринами индустриального общества были этика И. Канта и утилитаризм Дж. С. Милля, то для информационного общества потребуется новая этическая доктрина.
Одной из первых в США заговорила о необходимости новой этики К. Горниак-Косиковска. В своей статье «Компьютерная революция и глобальная этика»[12] она обосновала появление новой глобальной этики следующими тезисами.
Компьютерная революция привела к масштабным изменениям в жизни людей по всему миру. Она стерла границы в традиционном их понимании. Теперь границей для индивида является его способность проникать в киберпространство. Так как киберпространство является глобальным, то и проблемы компьютерных технологий становятся глобальными. Поэтому компьютерная этика должна рассматриваться как глобальная этика. До настоящего момента не было создано универсальной этики глобального характера, которая бы имела серьезный успех. Природа компьютерной революции указывает на то, что этика будущего будет глобальной в том смысле, что охватит весь земной шар и будет обращена ко всем человеческим действиям и отношениям. Будущая глобальная этика будет компьютерной этикой, так как она является результатом компьютерной революции. Поэтому определение компьютерной этики должно быть расширено, и она должна стать специальным полем философского анализа.
Эти рассуждения о глобальной этике как компьютерной привели, однако, к обратному результату. Вместо того, чтобы расширять понятие компьютерной этики, исследователи стали говорить о закате компьютерной этики и о появлении новой информационной этики. Одним из наиболее известных в этой сфере специалистов является английский философ Л. Флориди.
Для информационной этики информация начинает выступать в качестве основной моральной ценности. «Информационная этика оценивает долг рационального индивида в терминах расширения инфосферы, а любое действие, направленное на искажение или сокращение инфосферы, рассматривает как причинение вреда, т. е. откровенное зло»[13]. Таким образом, информационная этика становится основой для компьютерной этики и вообще попыткой создания новой этики нового общества.