Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) или Severe Acute Respiratory Syndrome (SARS) является вновь выявленным заболеванием. Известно, что носителями возбудителя ТОРС-коронавируса могут быть циветты, мелкие млекопитающие, а также барсуки и енотовидные собаки, кроме того, источником ТОРС является больной человек.
Возбудитель заболевания. Возбудителем ТОРС является ви-
рус из семейства Coronaviridae, не родственный ни одному из известных геновидов. ТОРС по нуклеотидным последовательностям (в геноме ТОРС содержится более чем 29 000 нуклеотидов) имеет около 60% отличий от трех известных групп коронавирусов и является новой, четвертой, серогруппой рода коронавирусов. Наибольшее число совпадений по нуклеотидным последовательностям вирус SARS имеет с вирусами второй и третьей серогрупп ("бычий" и "птичий" вирусы).
Сведения о мутации вируса на сегодняшний день противоречивы. По данным одних авторов он обладает устойчивой антигенной структурой, по данным других - либо быстро мутирует, либо имеет несколько вариантов (имеются сведения о подтипах "Китай", "Гонконг", "Сингапур").
На уровне современных научных знаний вирус ТОРС отнесен ко II группе патогенности.
Из всех известных коронавирусов ТОРС наиболее вирулентен. Во внешней среде ТОРС-АКВ достаточно устойчив.
ТОРС - заболевание с множественными механизмами передачи, основным из которых является аспирационный, что делает возможным использование этого вируса в качестве бактериологического оружия (БО). Не исключается возможность и фекально-орального механизма передачи возбудителя инфекции. Об этом свидетельствует обнаружение вируса в кале и моче больных.
Клиническая картина и терапия. Признаки заболевания обычно появляются на 2-7-е сутки после заражения, в отдельных случаях - через 16 сут.
Начало заболевания характеризуется повышением температуры тела до 38-39 °С, мышечными и головной болью, кашлем. Спустя 3-7 сут от начала болезни происходит нарастание выраженности симптомов со стороны органов дыхания: усиливается кашель, появляются затрудненное дыхание и одышка. При рентгенологическом исследовании в случае прогрессирования болезни у большинства больных отмечаются изменения в легких, указывающие на явления отека легочной ткани. У некоторых больных в этой стадии появлялась диарея.
В первые дни болезни концентрация вируса в выделениях больного относительно низкая, она достигает максимума примерно к 10— 15-м суткам после появления первых симптомов. Поэтому вероятность инфицирования возрастает при контакте с тяжело больными пациентами на протяжении второй недели заболевания.
Согласно расчетам экспертов ВОЗ, летальность при ТОРС составляет в среднем 11%. В различных возрастных группах она варьирует от 0 до 50%.
В связи с тем, что наблюдение за этой новой инфекцией осуществлялось непродолжительное время, механизм развития иммунитета, а также время, в течение какого он сохраняется, изучены недостаточно.
Специфические антитела обнаруживали у 50% больных через две недели от начала болезни и у 93% - с конца третьей недели.
Во время вспышки заболевания обследовались не только больные люди, но и здоровые. У некоторых из обследованных при отсутствии симптомов болезни, выявлялась сероконверсия, однако нет прямых доказательств того, что носители коронавируса могут быть источником инфекции. Не доказано и хроническое носитель-ство. Вакцин против коронавирусной инфекции человека в настоящее время не существует; обсуждаются перспективы разработки такой вакцины.
В настоящее время пока нет эффективных методов борьбы с ТОРС (SARS). Для лечения обычно используют симптоматические препараты. Согласно рекомендациям ВОЗ, необходимо включение с первых дней заболевания в схемы лечения антибиотиков для предотвращения угрозы развития осложнений бактериальной природы. В качестве основного противовирусного препарата для лечения ТОРС (SARS) в очагах заболевания используется рибавирин, иногда в сочетании со стероидными препаратами. В качестве лекарственного препарата против ТОРС используется плазма крови переболевших пациентов.
Лабораторная диагностика SARS. Для лабораторной диагностики ТОРС используют ПЦР с целью выявления специфического фрагмента РНК возбудителя SARS. При этом необходимо учитывать, что максимальное выделение вируса в окружающую среду происходит лишь спустя несколько дней после появления первых симптомов заболевания. ПЦР-тест позволяет выявлять генетический материал ТОРС в биосредах пациента, таких, как кровь, кал, мокрота или тканевые жидкости. Существующие ПЦР-тесты являются специфичными, но они недостаточно чувствительны и иногда дают ложноотрицательные результаты, что не позволяет с достаточной достоверностью исключить наличие у пациента ТОРС-коронавируса.
Для серологической диагностики ТОРС используется ряд
диагностических методов.
Метод иммуноферментного анализа (ИФА) позволяет определять наличие IgM и IgG. Достоверные положительные результаты с использованием данного метода отмечаются в среднем через 21 сут после появления симптомов ТОРС.
Непрямая реакция иммунофлюоресценции позволяет выявить наличие IgM и IgG с 7-10-х суток после развития симптомов заболевания.
Реакция нейтрализации определяет способность сыворотки крови пациента подавлять рост ТОРС-АКВ в культуре клеток.
Таким образом, существующие лабораторные тесты позволяют подтвердить диагноз ТОРС с достаточной степенью достоверности лишь на поздних стадиях заболевания и играют в диагностике заболевания лишь вспомогательную роль; основное значение придается адекватной оценке клинической картины и эпидемиологического анамнеза.
Для лабораторного исследования рекомендуется использовать следующие биопробы: кровь больных (1-10-е сутки заболевания); смывы с носоглотки, мокрота, бронхоальвеолярные смывы (в том числе после лаважа бронхов), сыворотку крови лиц, подозрительных на заражение (на 1-е и 21-28-е сутки от начала заболевания); секционный материал: легкие, сегменты бронхов, кровь, печень, селезенку.
Первоочередными задачами являются разработка вакцины против коронавирусных инфекций человека, а также совершенствование известных и разработка новых методов лабораторной диагностики ТОРС на ранних стадиях заболевания.