состоит в том, чтобы давать практические советы по совершенствованию социальных институтов, по гармонизации социальных структур и отношений в обществе.
Главный вклад его в теорию социологии – версия о природе социального конфликта, как конфликте интересов.
Еще один представитель концепции интересов –
У. Самнер (1840-1910). Родился, жил и умер в Америке. Профессор политических и социальных наук Йельского университета.
У. Самнер рассматривал интересы в качестве базового основания для:
· формирования социальных групп (группы по интересам). Размер группы зависит от характера объединяющего их интереса
· формирования массовых социальных институтов. Типы институтов соответствуют определенным типам интересов и потребностей:
1. институты самоподдержания общества – это такие, как индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства; институты, направленные на регуляцию удовлетворения голода и половой потребности;
2. институты брака и семьи, регулирующие удовлетворение инстинктов пола и самосохранения через воспроизводство;
3. институты самоутверждения – мода, этикет, игры, наслаждение;
4. институт религии связан с инстинктом страха[25].
Самнер вошел в историю американской социологии тем, что написал книгу «Народные обычаи», в которой разработал концепцию норм социального поведения, основанную на этнических стереотипах и обычаях. Разработал понятия: «Мы-группа», «Они-группа» и категорию «этноцентризм».
Он изучил большой этнографический материал на примере множества народов и пришел к выводу, что первичным фактором развития общества являются нравы и обычаи.
Общество состоит из конкурирующих групп. Конкуренция за выживание в социальном пространстве между группами и индивидами – это особенность социального организма.
Этноцентризм – универсальное свойство человека воспринимать и оценивать все явления окружающего мира через призму культурных ценностей той этнической группы, к которой он принадлежит. Согласно этноцентризму, группа является центром всего, а все остальные измеряются и оцениваются с позиций «Мы-группа».
«Мы-группа» воспринимает отношения внутри группы на основе согласия, солидарности, сплоченности. Основание для сплоченности – высокое уважение к выработанным нормам, ценностям и традициям.
«Они-группа» – отношение к чужой группе основано на враждебности, взаимном презрении и этноцентризме. В силу закона борьбы за существование, отношения между группами всегда враждебные.
Каждая группа считает себя центром и оценивает других с позиций своих ценностей и навязывает их другим. В этом принципиальное отличие этноцентризма от патриотизма. Патриот считает место и народ, где он родился, лучшим в мире. Но признает и за другими право считать свой народ лучшим в мире.
Самнер сформулировал законы противостояния групп МЫ – ОНИ:
1. Чем сильнее группа чужих, тем сильнее враждебность к ней.
2. Чем ближе группа чужих, тем сильнее враждебность к ней.
3. Чем сильнее враждебность против группы, тем сильнее сплоченность внутри группы («Мы») и т.п.
4. Задачи социологии психологический эволюционизм видел в том, чтобы:
1. открывать условия для объединения и соединения людей;
2. открывать законы субъективных процессов, которые влияют на социальный выбор;
3. открывать законы объективного процесса, который управляет естественным отбором, органическим приспособлением и сохранением энергии.
Как видим, задачи социологии охватывают две сферы анализа социальных процессов – эволюционных (биологических) и психологических, субъективных.
5. Значение психологического эволюционизма состоит в том, что он предпринял попытку объединить объективные (стихийные) процессы развития общества с воздействием на них человеческого фактора, акцентируя внимание на психологии человека, его чувствах, эмоциях, интеллекте и воле.
Большим вкладом этого направления в социологию является теоретическая разработка проблемы социального взаимодействия, которая в дальнейшем получила развитие в рамках интерпретативной парадигмы.