(«Введение в психоанализ. Лекции»)
Социальность по Фрейду создаётся социальным действием человека.
Фрейд дал своё, отличное от Вебера и Парето, психоаналитическое обоснование социального действия. Фрейд полагал, что человеческое действие обладает двумя свойствами:
1. В отличие от Вебера, считавшего, что человек совершает социальное действие под влиянием осознанной мотивации, и в отличие от Парето, исходящего из нелогического социального действия, Фрейд полагал, что человек совершает свои действия как бессознательно (в большей степени), так и сознательно (лишь отдельные акты). Человек часто не осознаёт свой поведение или не хочет его осознавать. Методами психоанализа можно выявить причины бессознательных действий.
2. Сексуальные вожделения, как основной мотив человеческого действия, способны к сублимации, т.е. отклонению от своих сексуальных целей и направлению на социальную и творческую деятельность.
«Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что … сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, их вклад нельзя недооценивать»[26].
Такой подход к пониманию социального действия позволил Фрейду обосновать принципиально новую методологию изучения социальной реальности — социальный психоанализ.
Методология социального психоанализа требует учёта двух постулатов:
1. действия человека происходят чаще под влиянием бессознательного. Чем сознательного (если первое доминирует, то второе присуще лишь отдельным актам);
2. бессознательное способно к сублимации! Страсти, инстинкты, вожделения, запрятанные глубоко в бессознательном, и, прежде всего, — сексуальные влечения — сублимируются в социальном, культурном, научном творчестве.
Фрейд применил методологию социального психоанализа:
· к исследованию роли бессознательных психических факторов (инстинктов, влечений, желаний) в социальном поведении людей и социальных групп, их сублимацию в социальное, художественное, научное, культурное творчество;
· к исследованию структуры личности в единстве трёх составляющих компонентов: бессознательного, предсознательного и сознательного;
· в боипсихоческом обосновании роли базовых инстинктов в социальном поведении человека;
· в психологическом обосновании происхождения и развития культуры, социальных институтов, религии, норм и правил;
· в изучении явлений массовой психологии на основе индивидуалистической методологии и ппсихоаналитического подхода;
· в психологическом направлении признанно, что законы и закономерности поведения личности и толпы аналогичны. Возникновение религии, культуры, социальности объяснилось биопсихическими причинами, источником которых является сам человек;
· в разработке методологии объяснения психологии взрослого человека методом свободных ассоциаций, событиями раннего детства, связанными с сексуальным развитием.